Сложно представить, что вокально-симфонические произведения бывшего горного инженера будут звучать в Светлановском зале Московского международного дома музыки? А если к этому добавить солистов ведущих оперных театров, симфонический оркестр МГАСО и дирижера Николая Хондзинского? Но это не фантазия, а воодушевляющая реальность: Игорь Евард прошел извилистый и непредсказуемый путь от студента горного университета до композитора с международным именем. Ведь не зря говорят, что настоящее искусство всегда найдет дорогу на вершину.
Так, 20 февраля состоится мировая премьера программы «Пробуждение Земли», и в таком исполнении она прозвучит всего один раз — эксклюзивный концерт именно в Москве. Мы расспросили Игоря Еварда о пути к карьере композитора, приближающемся концерте и будущем классической музыки.
Каким было ваше первое музыкальное впечатление?
В 6-летнем возрасте я услышал орган в католическом костеле. Это было незабываемое впечатление, непревзойденное по силе воздействия: уже тогда я захотел стать музыкантом. Но чтобы реализовать этот детский импульс, понадобились годы и некоторые отклонения от маршрута. Удивительно, что многие мои концерты теперь проходят на площадках с органами. Я не подбираю их специально, но вот такое совпадение: сначала в доме-музее Марины Цветаевой, а вот теперь в Светлановском зале Дома Музыки, где орган огромных размеров и ослепляет своим великолепием.
Вы – современный композитор. Что отличает, на ваш взгляд, современную музыку от классической?
Современная академическая музыка определяется, в первую очередь, контекстом. Конечно, она наследует традиции, ведь переосмысление – тоже способ наследования, но контекст восприятия не менее важен. Слушатель внимательнее относится к собственным ощущениям, пытается понять, резонирует произведение с ним или нет. Отсутствует пелена пиетета, не мешают ожидания. Человек либо чувствует, что он в контексте произведения, либо оно для него «чужое», то есть не отзывается. А классическая музыка уже прошла проверку временем, уже отозвалась у многих поколений людей и, зачастую, её контекст стёрт.
На Вашем большом концерте 20 февраля 2023 заявлено несколько мировых премьер. Расскажите подробнее о новой программе?
В последние годы я презентовал зрителю кроссоверы, музыкальные видео на них, но в то же время сочинял большие симфонические фантазии, обращаясь снова к академической музыке. И в какой-то момент осознал, что настало время дать им жизнь — на большой сцене, с потрясающим оркестром. Так появилась концепция концертной программы «Пробуждение Земли», куда удачно вплелись и кроссоверы, и другие вокально-симфонические произведения, для которых я написал новые партитуры. Все они прозвучат в исполнении симфонического оркестра впервые.
А симфонические фантазии — «Святой Сатир», «Пробуждение Земли» и «Песнь Таборной горы» — как раз и станут мировой премьерой, самым первым исполнением вне моей домашней студии, где они и рождались. Это очень важный и трепетный момент для меня как для композитора. И мне крайне повезло с теми профессионалами, которые представят мои сочинения публике: Московский государственный академический симфонический оркестр, Государственная академическая хоровая капелла имени А.А. Юрлова. Солировать будут артисты ведущих театров страны: Екатерина Смолина, Елизавета Нарсия, Валерий Макаров, Сергей Писарев. За дирижерский пульт встанет Николай Хондзинский, а проведет концерт Артем Варгафтик.
Как Вы сработались с Николаем Павловичем Хондзинским?
Когда мне предложили его кандидатуру, я согласился не раздумывая. Николай Хондзинский — один из ведущих дирижёров современности, и работать с профессионалом его уровня в рамках такого масштабного концерта, пожалуй, самое верное решение. Мы сразу нашли общий язык, ведь нас объединяет не только любовь к музыке, но и готовность к творческим экспериментам.
Мы можем прочесть «Святого Сатира» Франса или историю Таборной Горы и здесь и сейчас узнать, что для Вас значат эти сюжеты. Но для нас навсегда закрыто, какие мысли закладывали в свои произведения классики, Что для них значило то или иное событие. То есть мы воспринимаем их музыку, в первую очередь, эмоционально. Значит ли это, что наше современное понимание музыки тех времен поверхностно?
Это как раз то, о чем я говорил раньше. Нет, наше понимание не поверхностное, но оно другое, потому что мы с классиками существуем в разных контекстах. Мы присваиваем себе их музыку вместе с их чувствами, наносим их на собственный жизненный опыт и получаем новое собственное видение. Знание мыслей автора могут как помогать, так и мешать. Мне бы хотелось, чтобы Вы, например, прочли «Святого Сатира», если не читали, потому что это сложная и красивая история, но мое произведение не иллюстрирует ее, скорее просто вдохновляется самой идеей глубокого душевного перерождения. Мне как автору было бы важнее, если бы Ваше сознание оставалось чистым, и музыка нанесла бы первые контуры этой картины. А дальше Вы сами решите, хотите узнать больше или нет.
Как вы относитесь к телевидению как способу донесения своего творчества до зрителя? Если речь идет о трансляции, например, концерта с большим симфоническим оркестром, а человек смотрит его дома, слышит звук из колонок. Возможно ли приобщение к искусству с помощью таких медиумов?
Конечно, с живым исполнением не сравнится ничего, а симфоническая музыка – как раз тот вид искусства, который стоит слушать, сидя в зале с правильной акустикой, ярким звучанием инструментов и без отвлекающих факторов. Но в современном мире, где все доступно и под рукой, поход на концерт — это уже некий ритуал, а люди не любят тратить время и деньги на то, что им неведомо. Им всегда нужен некий спойлер. Так мы слушаем любимых исполнителей дома, а на концерт идем за живыми эмоциями; смотрим фильмы на компьютерах, а кинотеатры любим за атмосферу и, например, премьерность. С симфонической музыкой также: можно смотреть трансляцию, слушать через телефон или домашние колонки, так сказать примерять на себя. А уже за полноценным впечатлением, за катарсисом идти на концерт. Любое творчество должно не только отображать реальность, но и идти с ней в ногу. Сможет ли онлайн-вариант стать единственным видом трансляции симфонической музыки для слушателей? Определенно, нет. Но одним из вариантов популяризации и приобщения к этому виду искусства – конечно, да.
Как в Вас уживается композитор и просветитель?
Я бы не стал разграничивать эти понятия, потому что они очень взаимосвязаны по своей природе. Ведь любой композитор – творец, а задача любого творца – культивировать в искусстве и обществе новые смыслы, придерживаясь при этом общечеловеческих ценностей. В моей музыке много философии, что часто отмечают музыковеды. И это не случайно: за плечами кандидатская диссертация по философии, профессиональная преподавательская деятельность. Философская мысль, связанная как с наукой, так и с искусством, бесспорно, наложила отпечаток на мои сочинения.
В этом году 20-летие отмечает и газета «Играем с начала. Da capo al fine», в которой я и учредитель, и главный редактор. И если говорить о просветительстве, то это издание – мое главное достижение на поприще образовательной истории в сфере музыки.
А композитор и режиссер? Ваши клипы имели большой международный успех и, насколько нам известно, в скором времени состоится Ваш дебют в кино?
Меня всегда привлекало аудиовизуальное искусство, потому что оно представляет собой симбиоз практически всех возможных направлений. Это тот язык, на котором сейчас правильно говорить с аудиторией. Мой первый клип «Rainbow Bridge» получился отличным, его сняла известный клипмейкер Ирина Миронова. Но всё же с момента выхода ролика я проделал большой творческий путь, еще раз проанализировал и переосмыслил концепцию своего творчества и пришёл к режиссуре, в том числе и в кино. Мы уже отсняли мой дебютный короткий метр «Травила» – не могу сейчас раскрыть всех подробностей. Но, обещаю, скоро вы обо всём узнаете! Что касается клипов, то две мои крайние режиссерские работы «Marbella» и «Amistad» уже сейчас можно посмотреть на YouTube-канале Igor Evard. Они действительно очень полюбились европейской публике на кинофестивалях, и, надеюсь, фильм повторит их успех!
Кирилл Рихтер говорил, что у него были сложности с восприятием ранних этапов собственного творчества. Вы прошли переходный этап от классического кроссовера к симфонической фантазии. Изменилось ли в процессе перехода отношение к своим более ранним произведениям?
Я бы не стал говорить о переходном этапе — это разные жанры, разный подход, истории и формы. Это скорее азарт композитора – пробовать новое, расширять границы своих произведений. Для меня и кроссоверы, и симфонические фантазии, и музыка для кино – все одинаково важно и значимо, все имеет свое место в полотне моего творчества. Никакого дискомфорта, глядя на проделанный путь, я не испытываю. По-моему, каждый его этап на своем месте удачен, но рассудит как всегда время.
Такой параметр, как искренность, существует для Вас в музыке и в современном искусстве в целом?
Когда из искусства исчезает искренность, оно перестает быть искусством. Превращается в одомашненный вариант культуры. В общем, искренность — один из ключевых параметров в искусстве.
Стать одним из первых зрителей «Пробуждения Земли» можно 20 февраля в 19.00 в Светлановском зале Московского международного дома музыки.
Фото: Татьяна Олейник
Авторы: София Кравцова и Яна Миа