#Хранители равновесия

 

«Витраж – это прозрачная перегородка между моим сердцем и сердцевиной мироздания».

Марк Шагал

MEDITERRANEE 2

В мастерской двух художниц-стеклодувов Филлипы Мартин и Гвандолин Бонне плавится воздух в прямом смысле этого словосочетания.
Из капельки стекла вырастает целая ваза. Выглядит очень аппетитно, словно мёд. Гладкий предмет отправляется в печь с температурой 1200 градусов, крутится там. Затем Филиппа вынимает его, дует. И снова в печь. Все процессы занимают по несколько минут: пару минут в печи, подуть, снова в печь и далее по кругу. С выдувательной трубкой Филиппа похожа на музыканта, играющего на трембите. Гвандолин в огромных варежках открывает дверь в пышащую огнем печь и длинной металлической палкой ловко достаёт стеклянную массу, напоминающую вулканическую лаву.

 

«У нас несколько печей. Мы собираем и обслуживаем их сами. Это удобно: если что-то вдруг сломается, мы можем быстро починить», – рассказывает улыбчивая и достаточно хрупкая Гвандолин, и я думаю о том, насколько не женское это дело – стеклодув-витражист.

В эпоху высоких технологий, развития маркетинговых стратегий и эффективного менеджмента особенно ценится штучная работа. Например, произведения стеклодувов и витражистов – ими дорожили веками, а сейчас мастера этих необычных ремесел просто наперечет.

FLEUR DE JAPON 1

Француженки Филлипа Мартин и Гвандолин Бонне – стекольные волшебницы, в руках которых обычное стекло превращается в многоцветное сияние драгоценных витражей и удивительные формы хрупких арт-объектов.

Они специалисты по созданию оригинальных стеклянных произведений искусства: сначала как художники-дизайнеры – в идее, затем как мастера – воплощая идею в реальность.

Примерно двадцать лет назад Филиппа посетила один из крупных островов Венецианской лагуны – Мурано.

И влюбилась.

 

«Я всегда восхищалась венецианским стеклом. Помните такую детскую игру – калейдоскоп? В него можно смотреть бесконечно, трясти, снова смотреть и поражаться невероятной красоте разноцветных стеклышек. С тех пор как я впервые побывала в Мурано, я продолжаю «трясти свой калейоскоп», с нетерпением ожидая новых узоров и каждый раз удивляясь изумительному равновесию, которое образуют цветные стеклышки. Это равновесие я до сих пор пытаюсь найти в своих работах».

Через несколько лет Филиппа поступила в школу художников-стеклодувов в Нанси, где познакомилась со своим будущим партнером по стекольному ремеслу Гвандолин Бонне.
Вот уже более 12 лет Филиппа и Гвандолин ведут своё дело по созданию художественных коллекций изделий из стекла.

«Мы владеем древней техникой европейского стеклопроизводства. В своей работе мы используем вкрапления лепестков золота и серебра, вытягивание стеклянных нитей, которые называются «Филигрань» и «Мюрин», создание радужного и перламутрового стекла, цельное литье и резку. Наши методы – разнообразны и бесконечны, мы постоянно экспериментируем. И, что самое интересное, конечную форму определяет само изделие, а мы просто выдуваем ее из стекла. Звучит магически, но это так», – смеется Гвандолин, и ей невозможно не поверить.

Lustre aux Oiseaux За полтора десятков лет Филиппа и Гвандолин успели поработать в Дании, Великобритании и Франции, стать лауреатами конкурса Музея Red House Glass Cone и неоднократными участниками Международного фестиваля стекла в Великобритании, провести выставки в частных галереях Парижа и Лондона, показать свое творчество на Patrimoine Carroussel в Лувре и ярмарке Maison et Objet, создать предметы для интерьеров известных гастрономических ресторанов Le Taillevent (Париж) и Joël Robuchon (Шанхай) и выпустить коллаборации с известными брендами, такими, как Maison Lucien.

«Но особенно нам нравится придумывать и создавать новогодние украшения для террас и парков», – говорит Филиппа. 

Девушки давно работают вместе, но им удалось сохранить собственное художественное видение: всегда можно угадать, где чье произведение.

«Я вдохновляюсь стилем ар-нуво, работами Эмиля Галле, Луиса Тиффани, Антонио Гауди и фигуративным искусством. И, конечно, средиземноморскими странами: природой, ее контрастами, солнечным светом. Мир вокруг здесь часто намекает на присутствие в жизни нечто божественного», – делится Гвандолин.

Самые известные ее коллекции изделий из стекла называются «Анемона», «Средиземноморье», «Цвета».
Филиппа говорит, что все ее произведения посвящены «Связи» – связи между землей и небом. «Это как невидимый диалог – все материальное воплощение имеет свое духовное проявление. Не спорю, я философ: в своих работах физическую форму я всегда пытаюсь заполнить философским содержанием». Названия коллекций Филиппы говорят сами за себя: «Троица», «Восхождение», «Цветок Японии». Также художница создает поразительной красоты и удивительной сложности люстры – чем не воплощение связи между небом и землей?

 

LUSTRE FLAMBOYANT 2

«Наверное, самое сложное – это придумать, как превратить бесформенную стеклянную массу в радужное сияние хрупкого произведения искусства?» – интересуюсь я у Филлипы и Гвандолин.

«Нет, у нас все время много идей – только успевай творить. В нашем деле есть две главные сложности, которые существовали всегда.

Первая – физически трудная работа с сильным огнем: бывают опасные ситуации, когда пузырь лопается, стекло разбрызгивается, попадает на руки и оставляет мелкие ожоги. И вторая сложность – традиционное ремесло стеклодувов и витражистов находится на грани вымирания. Процесс изготовления стекла достаточно дорог. Основы профессии можно получить только у мастера, а желающих среди молодежи очень мало. Это призвание, а парней и девушек, готовых к трудностям, с любовью в сердце к стеклу сейчас почти нет».

 

P.S. Когда мы готовили этот номер, стало известно, что Филлипа Мартин и Гвандолин Бонне в силу сложных экономических обстоятельств были вынуждены закрыть свою мастерскую Verre l’Essentiel в Йере, где они работали с 2006 года. Вот что написали нам художницы: «После 20 лет работы в сфере создания предметов из стекла мы мечтаем дать нашей карьере новое развитие. Мы планируем переехать в Россию. Нам интересны традиции и культура этой страны. Хотелось бы познакомить российских дизайнеров, декораторов, архитекторов, коллекционеров с нашим творчеством, а также научить молодых художников нашему ремеслу. Надеемся, что найдутся инвесторы и партнеры, которые помогут найти в России применение нашим возможностям, наработанным годами умениям и освоенным техникам».

Контакты Филлипы и Гвандолин – на сайте www.verrelessentiel.com.

Автор || Олеся Суджан, главный редактор 

*Эту статью можно прочитать в печатном номере журнала #13, зима 2017-2018

ACFrOgDDBX0suwKSdyZWzhN_OGtFWGpUIAOnTE_yh1ZNar6gNAFH4CQp6vGQ3F9lkVAfV9tEwOeKUZsSeH6sTRHxEwEm7woXpzfKFIibD_L7QLo-zVr9kPwp1R6vQMU=

Поделиться: