Галерея ГУМ-RED-LINE по адресу Красная площадь, 3, ГУМ открылась в апреле 2019 года грандиозным проектом, представившим современное российское искусство на примере творчества наиболее известных и актуальных художников — Владимира Дубосарского, Олега Кулика, AES+F, Андрея Бартенева, Павла Пепперштейна, Гоши Острецова, Георгия Тотибадзе, Константина Звездочетова, Александра Виноградова, Сергея Браткова, Семена Файбисовича, Айдан Салаховой, Беллы Левиковой, Ирина Кориной, Тани Пёникер. Все они были участниками 4-летнего проекта «Современное искусство на обложке BoscoMagazine». Грандиозным проект был и по концепции – работы участников, специально подготовленные к выставки «Одна семья», были выставлены на 1-ой линии ГУМа отдельными стендами-инсталляциями, а также в пространстве самой галереи; и по составу участников – 15 звездных имен, выступивших как «одна семья»; и по охвату аудитории – за два месяца работы выставки ее посетило 3 500 500 человек, с учетом широкого освещения в СМИ общий охват составил 20 000 000 человек.
Cabinet de l’art поздравляет основателей, руководителей, всю команду, художников галереи с Днем Рождения! Об очень небольшом по времени, но огромном по насыщенности, значимости и креативности пути длинною в год мы поговорили с руководителем проекта ГУМ-RED-LINE Игорем Казаковым, родоначальником идеи создания арт-пространства в ГУМе, и куратором Мариной Федоровской, воплотившей в жизнь дебютный проект галереи и продолжающей тесное сотрудничество с ней.
Игорь Казаков, руководитель проекта ГУМ-RED-LINE
ОЛЬГА: Игорь, журнал Cabinet de l’Art поздравляет вас с днем рождения. Галерея ГУМ-RED-LINE открылась в апреле прошлого года. Историческая подоплека у этого здания была, в том числе, галерейная. Это культурное пространство существует уже год. Кому принадлежала изначальная идея создания. Как родилась концепция? Кому надо быть благодарным за это?
ИГОРЬ: В первую очередь мы должны быть благодарны руководству ГУМа, которое поддерживает этот проект и организационно, и финансово, и морально. Конечно, без этого ничего бы не получилось. Я уже работал в ГУМе и с Bosco di Ciliegi, а также занимался выпуском нашего журнала, когда у меня появилась идея как-то вовлечь нашу аудиторию, и себя лично в сферу искусства и современных художников. Это было за четыре года до открытия самой галереи. Мы придумали проект — приглашать художников делать обложки наших журналов. Это была не супер-оригинальная идея, но нам удалось осуществить ее вместе с Мариной Федоровской, которая была бессменным куратором и отвечала за художественную составляющую. Журнал существует до сих пор и выходит раз в сезон. Мы работали с очень талантливыми, известными и мной лично любимыми авторами, которые спустя чете года составили настолько яркий букет работ, что нам не захотелось оставлять все как есть, и мы решили сделать следующий шаг. И следующим шагом была моя инициатива сделать выставку всех этих художников и показать все работы, которые были созданы для журнала, а также другие работы, которые в тот момент были актуальны. У нас на сайте есть архив, и можно посмотреть, как это все было год назад. Одновременно с этой большой выставкой на 1-ой линии внизу появилась идея сделать галерею, где мы могли бы показать не разовую выставку, а делать их на постоянной основе в художественном пространство в ГУМе, и могли бы демонстрировать современные и актуальные произведения, в том числе, с коммерческими прицелами. Но и, наверное, в первую очередь, это имиджевый и культурно-просветительский проект.
ОЛЬГА: Я как раз хотела спросить. Естественно, это не благотворительная деятельность, и здесь присутствует коммерческий аспект. Но галерею ГУМ-RED-LINE никак не назовешь галереей в традиционном понимании этого слова. Это все-таки культурное пространство. А как сформулирована миссия галереи? В чем вы видите свою роль?
ИГОРЬ: ГУМ — это место, которое обязывает делать все на высшем уровне. Задумывая галерейное пространство, мы, конечно, ставили себе очень высокую планку и по качеству экспозиции, и по авторам, которых мы хотели бы показывать. ГУМ в этой сфере не является новатором. Многие торговые галереи во всем мире так или иначе принимают роль в культурной жизни и в жизни современного искусства. Для ГУМа этот проект первый, премьерный и пилотный, и на старте была очень большая ответственность. Для нас, как для молодой галереи, важно не просто один раз блеснуть, а держаться на плаву и быть интересными, что не просто, учитывая то, что в Москве очень много успешных и состоявшихся культурных мест. И тут мы такие новички выскочили. По поводу миссии. Наша миссия, честно говоря, не высечена из камня, и в процессе жизни галереи трансформируется. Но совершенно четко можно определить несколько направлений, которые можно сложить в миссию. Первое — это, безусловно, просветительско-образовательная. Для нас важно показать посетителям и покупателям ГУМа, — людям не вовлеченным в искусство и не очень разбирающимся, — мир современных художников и современного искусства. Когда человек идет в Гараж или другую галерею, то, как правило, этот человек — подготовленный зритель. У нас очень много людей, которые приходят и в первый раз видят такой тип искусства. Наша миссия — показать, рассказать, вовлечь и заинтересовать этот культурный слой. Поэтому — все сотрудники нашей галереи одновременно и мини-экскурсоводы, которые готовы к тому, чтобы объяснить «почему ваша дочка так не может». Вторая часть нашей миссии — это поддержка художников. Нам важно быть площадкой, на которой сегодняшние современные авторы могут показать свое актуальное творчество. Мы гордимся форматом нашей галереи и считаем, что это классное место, где действительно можно что-то показать. То, что Олег Кулик выбрал нас, чтобы впервые показать свою живопись, что Семен Файбисович сейчас показывает у нас свое творчество — это очень приятно для нас. В какой-то степени — это подтверждение того, что наша галерея – место значимых премьер.
ОЛЬГА: Ведь поддержка художников заключается не только в том, что вы выставляете их работы, но также даете возможность общаться с людьми, проводить встречи, public-talks?
ИГОРЬ: Да, это очень важно. Жизнь галереи заключается не только в том, чтобы сделать экспозицию (а вход у нас бесплатный), открыть дверь и ждать гостей. Мы проводим вернисажи, publik-talks, выступления, встречи с художниками, мастер-классы в совершенно разных форматах. Каждый раз, когда мы задумываем новую выставку, я говорю куратору и художнику: «Подумайте не только о том, как мы откроемся, а как мы будем жить весь период выставки. Что мы можем сделать?». И художники, и кураторы с удовольствием вовлекаются в эту активность. У нас проходят кураторские экскурсии, диалоги с художниками. Гоша Острецов делал детские мастер-классы, Олег Кулик делал живую лепку. Все это — некая жизнь, которая в нашем пространстве очень органично существует. Наконец, третья миссия — это не то, чтобы миссия, но, безусловно, необходимость для любой галереи. Это коммерческая часть. Конечно, мы продаем работы художников, мы стараемся это делать. Я не могу сказать, что у нас есть какие-то феноменальные успехи в этом направлении, но это очень важно. Это важно для галереи, потому что в конце дня кто-то должен заплатить зарплату экскурсоводу. Это важно художникам, потому что это их хлеб. Сделать достойную экспозицию — это очень здорово, но, если благодаря усилиям нашей галереи у художника появится возможность заработать, то это тоже часть нашей работы.
ОЛЬГА: Вы действительно взяли очень высокую планку. Когда галерея заявила о себе, то это была даже не выставка, а фестиваль, в рамках которого были выставлены работы на 1-ой линии ГУМа, практически на Красной площади. А как дальше формируется выставочный план? Кто решает, какие выставки будут проводиться? Сколько выставок вы успели сделать за год?
ИГОРЬ: За год мы сделали около 12 выставок. Мы шли в ритме «одна выставка в месяц», который мы изначально определили для себя. Мы считаем, что это хороший подход. С одной стороны, жалко делать выставки короче, потому что мы вкладываем не только силы, но и финансы. Хочется, чтобы побольше людей успели прийти. Но нам, как молодой и начинающей галерее кажется, что важно показывать что-то новое и интересное регулярно. Поэтому мы выбрали такой ритм. Как мы выбирали и продолжаем выбирать проекты? Во-первых, «право первой ночи» изначально было у тех авторов, которые были в составе первого нашего проекта, которые делали обложки для нашего журнала. Когда Олег Кулик. Гоша Острецов, Семен Файбисович пришли со своими идеями, то это однозначное «да». Мы сделали очень хорошую выставку Тотибадзе, и не только Гоги Татибадзе, а сразу всей семьи. Это был очень интересный и задорный проект. Мы всегда приветствуем, когда куратор и художники придумывают, как обыграть пространство не только академично, но и с какими-то креативными и нестандартными решениями. Мы очень открыты и демократичны. Если художник решает покрасить какую-то стену или выставить инсталляцию, то мы всегда только за. Так и происходило. Например, Тотибадзе строили огромный грузинский стол. Это было здорово.
ОЛЬГА: А есть экспертный совет, куратор, который отбирает работы?
ИГОРЬ: У нас в галерее нет постоянного куратора. Это сделано намеренно, чтобы не было субъективного мнения. У многих галеристов есть субъективное мнение и любимые художники, которых они выставляют. Наша галерея — это свободное пространство, которое открыто для совершенно разных направлений и проектов. Всё, что для нас важно – это должно быть актуальное искусство и современные художники. Если художник современный, а его искусство актуально, то добро пожаловать к нам. Есть и некоторые кураторы, с которыми мы работаем. Например, Марина Федоровская изначально вела наш большой дебютный проект. Для нее, конечно есть преференции, как для человека, который уже давно в нашей семье и команде. Она предложила сделать проект превью Уральской Индустриальной Биеннале современного искусства, который очень удачно прошел накануне Биеннале в Екатеринбурге в прошлом году. Сейчас Марина курирует выставку Семена Файбисовича, и дальше с ней запланированы другие проекты. Кроме этого, мы находимся в процессе постоянного сбора идей и предложений. Мы, став пространством более-менее знакомым, притягиваем как кураторов, так и художников, которые приходят с различными идеями. У нас есть экспертный совет, который отметает совсем неинтересные проекты. У нас много предложений, но для нас очень важно, взяв такую высокую планку, ее держать. Тем не менее, у нас бывают и экспериментальные истории. Например, Миша Сидлин, который был куратором выставки Олега Кулика, спустя какое-то время пришел с идеей «дать дорогу молодым» и сделать короткий яркий проект с Арт-баттлом Макса Орлицкого и Ивана Тузова. И в нем участвовали молодые талантливые и вполне признанные художники. Возможно, не такого калибра, как Семен Файбисович или Айдан Салахова, но в нашей галерее и такой формат «сработал» хорошо.
ОЛЬГА: Галерея работает только с российскими современными художниками?
ИГОРЬ: Мы хотим расширять географию и двигаться в направлении разных стран и континентов. У нас совсем нет обязательств и ограничений – выставлять только российских художников. Ведь понятие «художник» — международное и интернациональное, и у него нет ограничений. Наша идея заключается в том, что, чтобы галерея была масштабнее и интереснее. Сейчас мы работаем с итальянским художником и планируем выставку, с бельгийским скульптором, с китайским художником. Это, конечно, проекты не быстрые здесь и подготовительная работа идет подольше, но она идет. Мы планируем в дальнейшем удивить вас авторами из других стран. Мне кажется, что это сделает наш ассортимент интереснее и удивительнее.
ОЛЬГА: Вы, как уникальная и молодая галерея, сразу приняли участие в ярмарке Cosmoscow. И очень успешно. Я бы сказала, что вы не только приняли участие, но и стали очень достойным партнёром. Ярмарке современного искусства Cosmoscow было интересно и полезно сотрудничать с вами. Для вас это было интересное взаимодействие?
ИГОРЬ: Cosmoscow — это, безусловно, признанный и масштабнейший проект в сфере современного искусства в России. И мне, как молодому галеристу очень хотелось туда сразу же попасть. Но было понятно, что галерее, которая только полгода как открылась, не дадут просто сделать стенд, да и не очень понятно, чем можно было бы заинтересовать и удивить людей. И тут на помощь пришел теперь уже наш близкий друг Гоша Острецов, который выступил как куратор и креативный изобретатель. Он придумал формат живого перформанса, когда в реальном времени 22 художника в течение двух дней расписывали лабиринт, построенный на выставочной площадке Ярмарки в Гостином Дворе. Кстати, Гоша сам договорился со всеми этими авторами. Уже вооружившись идеей, я пришел к Маргарите Пушкиной, директору-основателю Cosmoscow. Таким образом, получилось это партнерство, которое вышло довольно интересным. Мне кажется, при всей моей скромности, мы добавили Cosmoscow 2019 некую изюминку.
ОЛЬГА: Это бесспорно. Вы ведь потом проводили аукцион. И здесь вопрос к вам, как к галеристу. Как вы относитесь к аукционам?
ИГОРЬ: Я отношусь хорошо ко всем вариантам и формам продажи работ художников. В случае с проектом с Cosmoscow, аукцион был благотворительным. Поэтому все собранные средства пошли в фонд помощи художникам Cosmoscow Foundation. И это было изначально так запланировано и оговорено. Я очень рад и доволен, что аукцион прошел успешно. Мы продали 28 работ. Они стоили не бог весть каких денег, но это были и не полноценные художественные работы, а части результата этого большого перформанса. Все это задокументировано, а у нас на сайте есть видео, как это все происходило, и все работы можно посмотреть. Аукцион прошел успешно, и я рад, что наша поддержка Cosmoscow Foundation в такой форме получилась.
ОЛЬГА: Мне кажется, что от вас теперь ждут только чего-то особенного. Вы готовите специальный проект на свой первый день рождения?
ИГОРЬ: У нас есть такие амбиции и постоянное желание делать что-то интересное. Мне сложно ответить вам про этот год, ввиду тех обстоятельств, в которых мы все с вами находимся сейчас. Но мы не унываем. Я очень надеюсь, что все будет благополучно, ситуация во всем мире нормализуется, откроются двери всех музеев и так далее. Я думаю, что мы наш первый день рождения обязательно отпразднуем, но немного позже. Давайте мы до этого доживем, а потом обязательно удивим вас.
Марина Федоровская, куратор, журналист, редактор.
ОЛЬГА: Марина, вы были одним из главных участников важного для культурной жизни столицы события, когда в апреле 2019 года представили новое арт-пространство на Красной площади. Вы выступили куратором уникального проекта с которого начала свою жизнь галерея ГУМ-RED-LINE. Насколько это было сложно, нервно, энерго- и трудозатратно все понимают, потом была эйфория от происходящего, насыщенный темп работы в рамках мероприятий проекта. И вот прошел год…Как вы сейчас оцениваете эту удивительную инициативу, как профессионал? Как вспоминаете проект «Одна семья», что осталось с вами самым ярким и ценным опытом?
МАРИНА: Как раз в эти дни я смотрю фотографии с открытия в ГУМе, и особенно – на фото стендов, снятых сверху, заполненных людьми и таких разных. На них видно и единое решение, продуманное архитекторами, и индивидуальность каждого стенда, как и каждого художника – ведь каждый из них – явление отечественного искусства, очень разные и в то же время важные. Мне кажется, здорово, что мы готовили этот проект долго. Сделав с каждым художником обложку журнала BoscoMagazine (всего 16 обложек), в ходе подготовки выставки мы общались в еще большем объеме – снимали видео про каждого, обсуждали проект стенда, идею, тексты, архитектуру и множество деталей. За это время мы и подружились со всеми ближе, и на самом деле стали все в лучшем смысле «семьей». Думаю, тут повлияла традиция уважения к художникам и людям творчества, которая есть в компании Bosco. Со стороны глядя на этот проект сейчас, мне кажется, мы сделали важную, репрезентативную для современного искусства вне рамок арт-собщества работу, ставшую ориентиром и для новой галереи ГУМ-Red-Line, и не только.
В широком смысле, мне кажется, этот проект многих имеющих возможности вдохновил на работу с современными художниками здесь и сейчас, дал новые стандарты диалога с самой широкой аудиторией, повысил уровень открытости к публике, и показал направления, в которых можно работать самым разным культурным институциям. А за этот год галерея ГУМ-Red-Line сделала просто настоящий рывок – показала множество запоминающихся проектов, художников, кураторов. Но главное – нашла свое лицо среди множества новичков арт-рынка. Уже и не скажешь, что это молодая галерея. Достаточно зрелая и влиятельная ГУМ-Red-Line Gallery. Горжусь своими друзьями.
ОЛЬГА: В течение первого года вы также стали куратором выставки «Превью 5-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства» летом и работающий в настоящее время выставки «Новый мир», на которой впервые представлены работы Семена Файбисовича 2016–2020 годов. Несколько слов об этих ваших проектах в галерее ГУМ-RED-LINE – почему именно эти выставки, темы, автор?
МАРИНА: Про выставку-превью 5-ой Уральской индустриальной биеннале расскажу с особенным чувством, так как очень люблю комиссара Уральской индустриальной биеннале Алису Прудникову и ценю то, с каким драйвом и продуманностью она делает свои проекты.
Лето, особенно август считается «мертвым» сезоном, но я уверена, что именно летом можно получить дополнительное внимание – в том числе и со стороны СМИ, и одновременно поэкспериментировать. Да, часть публики успеет увидеть выставку в последние дни ее работы, часть — перед отпуском, но если проект интересный, он прозвучит на полную громкость. И мне очень повезло, что Алиса Прудникова поверила в идею сделать в московской галерее спецпроект еще до открытия Уральской индустриальной биеннале. А вот какой это будет проект – мы придумали буквально на лету с Алисой и Светой Усольцевой, замечательным куратором из Уральского филиала ГЦСИ. Мы предложили ГУМ-Red-Line представить самых интересных уральских художников – участников разных выпусков Уральской биеннале (и пятой тоже) в виде превью, получилось около 12-ти художников, среди которых были и достаточно известные и молодые художники: Владимир Селезнов, группа ЖКП, Федор Телков, Сергей Потеряев, Людмила Калиниченко, Иван Петракович, Илья Гришаев, Алексей Щигалев, Маша Седяева, Анна и Виталий Черепановы… Начала перечислять и поняла, что не хочу никого упустить, все важны были – и молодые совсем художники, и более опытные. Благодаря Свете Усольцевой, сокуратору выставки, а также прекрасному менеджменту галереи, мы смогли дистанционно подготовить и каталог и всё, что нужно для проекта хорошего уровня. Каждая работа этой выставки говорила о той России, которая внутри нас, которую мы иногда и не знаем толком, и это очень здорово – с помощью международного проекта посмотреть вглубь своей страны другими глазами. Превью позволило москвичам узнать больше и про Уральскую биеннале, так что уже в августе многие начали собираться в Екатеринбург на будущую Биеннале.
Выставку «Новый мир» мы задумали с Семеном Файбисовичем и Игорем Казаковым еще в сентябре, когда Семен был в Москве, тогда же я и предложила это название, ассоциирующееся с толстым литературным журналом времен оттепели и последующего застоя. Но, конечно, это лишь метафора свободного высказывания, а еще «Новый мир» это буквальное вполне название, говорящее про переосмысление большим художником своего творчества в новом месте. С 2016 года и по настоящее время Семен фактически постоянно живет в Израиле. За это время Файбисович сделал две большие музейные персональные ретроспективы в Москве, одновременно в Тель-Авиве и его окресностях он искал и находил материал для своих новых работ. Сперва мне казалось, как и многим, пришедшим на выставку, что это совсем другой Файбисович, но когда мы стали уже в процессе разбираться с каждым разделом этого проекта, стало ясно, что там очень четко прослеживаются все линии его творчества – и светоносность, в первую очередь, и философско-отстраненный взгляд на социум, и поиск абстрактного в фигуративном, и очень интересная, пожалуй, самая новая часть этого проекта – работа с цветом, невероятно сильная. Мне, конечно, очень больно сейчас думать, что эти замечательные работы мы выставили как раз в период пандемии, но есть надежда, что все-таки многие их еще увидят живьем – это особенное удовольствие, которое мы попробовали передать с помощью 3D-экскурсии по выставке – на днях она появится. Ну и смотрите нашу образовательную программу на youtube-канале галереи. Мы провели два отличных паблик-тока с Семеном Файбисовичем, разумеется, в онлайн-режиме.
ОЛЬГА: Марина, вы непосредственный со-участник ПРОЕКТА появления культурной площадки на Красной площади, поэтому вас Cabinet de l’art поздравляет с днем рождения! Уверена, что вы сами тоже рады поздравить ГУМ-RED-LINE с днем рождения, а поздравляя, принято всегда что-то желать имениннику. Как человек, видящий всё изнутри, прошедший путь появления на свет и первый год жизни галереи, что бы вы пожелали ей?
МАРИНА: Мне хотелось бы пожелать галерее ГУМ-Red-Line пройти через кризис. Без потерь это невозможно, это ясно, будет меньше выставок, скорее всего, но галерее важно сохранить свой очень классно заданный вектор на прогрессивное и разнообразное искусство, так качественно и с такой любовью представляемое. Очень хочется пожелать много-много всего, есть море идей и реальных планов у всех, но сейчас главное одно – выжить.
Фото || предоставлены галереей ГУМ-Red-Line
Автор || Ольга Серегина, арт-обозреватель