С 5 марта по 19 мая 2019 в Москве ГМИИ им. А.С. Пушкина в сотрудничестве с Тейт (Лондон) представляет выставку «Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа».
Марина Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина, подчеркнула особую значимость выставки: «Мы решили, что эта выставка будет первой выставкой года. И вообще, мы решили, что мы сами себе назначаем этот год британским и делаем две выставки, связанные с британским искусством, очень важным для нас. Мы начинаем год с Лондонской школы и заканчиваем Гейнсборо. Выставка, которую мы открываем сегодня, — особенная. Это совсем другие эмоции, другие ощущения, другие смыслы. Поэтому, мы готовимся и готовы принять ту публику или тех зрителей, которые сейчас могут вместе с нами пройти по некоему пути испытаний. В этом случае особенно важны взаимоотношение и взаимодействие зрителей и искусства. Это очень важная часть будущего понимания выставки. Мы все вкладываем разные смыслы в слово «успех». В данном случае успех заключается в том, что мы сделали эту выставку вместе с нашим любимым партнером британским музеем Тейт. Мне кажется, что это главный успех и главный результат, — что эта выставка состоялась. Дальше она уже живет вместе с нами, но в данном случае это ее собственная жизнь. Как это бывает с большими и важными проектами. Мы только стараемся и будем стараться делать все возможное, чтобы тот зритель, который должен оказаться здесь, здесь оказался. Когда мы будем подводить итоги, то количество людей, пришедших на выставку, будет для нас не главным. Мы ничего не ждем – мы пытаемся проживать эту выставку вмести с тем искусством, которое к нам приехало.»
Фото: Дарья Горелик
В экспозиции представлено 80 живописных и графических работ из собрания Тейт. Генеральным спонсором выставки выступил банк ВТБ. Представляя выставку в Пушкинском музее, Алекс Фарквхарсон, директор Tate Britain, сказал: «История нашего партнерства насчитывает несколько крупных проектов. Но впервые мы работаем над выставкой, которая представляет искусство XX века. Это партнерство чрезвычайно важно для нас.»
Термин «Лондонская школа» был введен в обиход художником Р.Б. Китаем в 1976 году для обозначения ряда выдающихся лондонских художников, в работах которых в центре внимания была человеческая фигура. Впоследствии его стали употреблять в основном применительно к группе из шести художников, в которую входили Франк Ауэрбах, Фрэнсис Бэкон, Р.Б. Китай, Леон Коссоф, Люсьен Фрейд и Майкл Эндрюс. Помимо этих мастеров на выставке в ГМИИ им. А.С. Пушкина представлены еще четыре художника, которых причисляют к Лондонской школе, — это Юэн Аглоу, Дэвид Бомберг, Уильям Колдстрим и Паула Регу. Алекс Фарквхарсон, директор Tate Britain подчеркнул: «Термин «Лондонская школа» довольно противоречив. Он был придуман художником, который входит в нее. Это имя в дальнейшем отвергал он сам. В первую очередь потому, что эта группа состоит из художников-индивидуалистов. Они отображали основные веяния послевоенного искусства.»
Фото: Дарья Горелик
Мастера Лондонской школы развивали традицию фигуративной живописи, видели свою задачу в передаче реальных сторон жизни, уязвимости и одновременно жизнеспособности человеческого тела. «Лондон для них всех имел огромное значение, но многие из этих художников являлись эмигрантами и беженцами. В первую очередь центральной темой для них является фигура человека в изоляции от всего окружающего мира…», — Алекс Фарквхарсон, — «…но присутствие Лондона так или иначе просачивается в творчество художников. Особенно, у Ауэрбаха в его пейзажных работах.». Созданные ими образы Лондона связаны с личными историями и субъективным восприятием города. Представленных на выставке художников живопись интересовала как глубоко автобиографический процесс. Художники Лондонской школы разрабатывали сложные сюжеты, уделяя особое внимание динамике и эстетике социальных отношений. Выставка ранее с успехом прошла в Лондоне, Лос-Анджелесе, Малаге и Орхусе. В общей сложности ее посетили более 600 тысяч зрителей.
Мария Болшоу, директор Тейт: «Этот проект способствует осуществлению нашей общей миссии, направленной на то, чтобы искусство было востребованным и понятным широкой зрительской аудитории».
Фото | | Дарья Горелик
Автор | | Ольга Серегина