Новый сезон в Театре Терезы Дуровой открывает спектакль «Дубровский». В одноимённом произведении Пушкина достаточно романтических специй – вражда местных Монтекки и Капулетти, отечественный Робин Гуд, «принцесса» в заточении – прямо-таки готовый рецепт для попсовой сценической истории из разряда «лишь бы подростки проявляли интерес к классике». Но режиссёр Ирина Пахомова такого соблазна избежала. И хотя живая музыка в стиле этно-фьюжн и пронзительное объяснение в любви во втором акте добавляют её постановке чувственности, всё же зрители увидят социальную драму.
Чуть ли не краеугольным персонажем становится знатный барин Троекуров, воплотивший в себе вечные пороки пресыщенных людей. Здесь тебе и гарем из юных красоток, и лизоблюды, и праздность, и ощущение безнаказанности. Актёр Павел Мальцев с его нарочитой брутальностью поневоле отсылает образ Троекурова к портретам современной элиты – эдакий нувориш, который нанимает детям иностранных учителей, с роскошью обставляет дом, но в сути своей груб, примитивен и развращён. В его системе понятий Андрей Дубровский (Павел Никитченко) хоть и друг, хоть и происхождения столь же благородного, а пусть заискивает и на хамство челяди улыбкой отвечает, ибо беден! Конфликт бывших друзей обретает иной объём в сценическом пространстве. В какой-то момент кажется, что под троекуровским «катком» в лице продажных судей и исправников погибают понятия достоинства, чести и справедливости не только в масштабах имения Покровское или Кистнёвки, но всей России.
Николай Теряев в роли Владимира Дубровского даже внешне хрестоматиен: «роста среднего, бороду бреет, волосы русые, нос прямой». В его персонаже отвага, внутреннее благородство и сдержанность превалируют над образом героя-любовника, лишь в сцене прощания с Марией он позволяет себе эмоции, но и те – деликатны: ни страстных уговоров бежать, ни навязывания любви.
Образ Марии в исполнении изящной Анны Чумак заслуживает отдельного внимания. Поневоле задумываешься: как в семье, лишённой доброго примера со стороны единственного родителя, могла вырасти удивительно целомудренная и рассудительная девушка. Старый жестокий волокита, пусть и высокородный, – вот с кем пришлось ей пойти под венец в 17 лет. Недаром режиссёр, надев на невесту фату, оставляет её в чёрном платье, а саму свадьбу делает похожей на похороны. Но: «Я согласилась, я дала клятву. Князь мой муж… оставьте меня с ним», – говорит Мария Дубровскому в ответ на предложение свободы.
Возможно, в свете сегодняшнего дня брак юной красавицы не выглядит трагедией – кого пугают богатые пожилые мужья? Но, как сказал Пушкин устами Дубровского: «Роскошь утешает одну бедность, и ту с непривычки». Есть и в Марии, и во Владимире какая-то особенная высота. И чтобы услышать и увидеть эту высоту, родителям следует прийти со своими подростками в театр.
20.09.2023
Фото || предоставлены пресс-службой театра
Автор || Татьяна Михальская