Дарья Панфилова: Лауреат европейских художественных грантов, с 2018 Дарья входит в ТОП-100 молодых художников IN ART и лучших современных художников России по версии ARTEEX. В своем творчестве исследует темы Арктики и Антарктики. Работы художницы находятся в частных коллекциях в Москве, Париже, Лондоне, Амстердаме, Лос-Анджелесе, Сиднее.
ЕКАТЕРИНА: Основная тема твоего творчества Арктика? Довольно необычная тема для современного художника, особенно для девушки.
ДАРЬЯ: Арктика и Антарктика, полюса холода оказались мне очень близки. Не скажу, что это необычно для меня, потому что я погружена в контекст и знаю всех, кто также этой темой занимается. Но если рассматривать с точки зрения проблем, с которыми работает современное искусство, то да — превалируют политические высказывания, исследования собственных эмоций и пережитого опыта художником, тема телесности.
Дело в том, что «полярность» меня нашла в какой-то степени сама. Я жила в Санкт-Петербурге возле музея Арктики и Антарктики, как-то раз туда зашла и все. Он стал для меня местом притяжения. Я проводила там свободное время, покупала книги издательства «Paulsen», стала изучать историю полярных экспедиций, интересоваться как работает ледокол, какая флора и фауна, виды льда, ситуацию с глобальным потеплением. Потом прошла на курс политехнической школы Лозанны про изменение климата. То есть стала своего рода исследователем этой темы до претворения ее в своем художественном творчестве.
Параллельно я искала свой визуальный стиль. Пробовала разные инструменты, материалы и форматы взаимодействия со зрителем. Отправной точкой работы с темой Арктики стала картина «Песец уходящий». Русскому человеку объяснять месседж картины нет необходимости. С нее началась серия картин с песцами, полярными медведями, ледоколами и льдами.
Дело в том, что «полярность» меня нашла в какой-то степени сама. Я жила в Санкт-Петербурге возле музея Арктики и Антарктики, как-то раз туда зашла и все. Он стал для меня местом притяжения.
Арктика меня гипнотизирует и притягивает давно. Суровая, сдержанная и неприступная, она таит в себе массу загадок для ученых и исследователей. Она также крайне чувствительный индикатор изменений на планете, последний оплот первозданного мира. Климатическое будущее пугает и заставляет развивать осознанность. Для меня Арктика — это неисчерпаемый источник художественного вдохновения в текстурах, цветовых сочетаниях и темах для размышления.
ЕКАТЕРИНА: Ты работаешь сериями. Почему?
ДАРЬЯ: Не совсем так. Есть сюжеты, к которым я возвращаюсь время от времени, чтобы порефлексировать. Но это хорошая практика для художника — очень удобно компоновать картины для выставок или подавать документацию на гранты, если работы входят в серии. Миксовать разные картины серии для разных экспозиций. Основной темой всех серий сейчас у меня являются полюса холода.
ЕКАТЕРИНА: Серия бывает закончена, или ты постоянно к ней возвращаешься?
ДАРЬЯ: Могу возвращаться.
ЕКАТЕРИНА: Расскажи, пожалуйста, о своей первой персональной выставке? Какой основной вывод ты сделала после нее?
ДАРЬЯ: Ты наверное говоришь о выставке “Полярность” в Москве. Потому что самая первая персональная выставка прошла в стенах художественного училища еще во время учебы. Это, кстати, интересная история. Я тогда училась в двух местах — в художественном училище им. Боголюбова и Саратовском университете, только что вернулась из поездки в Китай по гранту и меня распирало желание поделиться впечатлениями. Ведь для любого студента из провинции это было бы огромным событием, а я стала первой, у кого появилась такая возможность в саратовском художественном училище. Самое забавное, что для этого я просто подала заявку и забыла о ней. И вот когда я вернулась, то сделала серию декоративных работ, которые после согласования с руководством училища вывесила прямо в коридорах. Оказалось, что до меня никто так не делал и основной вопрос от сокурсников был «А что так можно было?». С тех пор эта фраза в некотором роде стала моим девизом и основной вывод, который я сделала — надо пробовать.
Я поняла, что нащупала правильное для себя направление и сосредоточилась на нем и оттачивании стиля и мастерства.
После этого были выставки в Санкт-Петербурге и Москве. Но самой успешной, конечно, стала выставка в галерее Exposed в начале 2018 года. Это был переход на новый уровень в моей художественной карьере. Она называлась «Полярность». Во-первых, потому что были полярно противоположные по содержанию два зала, а во-вторых, потому что один из них был целиком посвящен Арктике. Для этой выставки я собрала лучшие картины за пять лет. То есть это был момент, когда все сошлось наилучшим образом. Я поняла, что нащупала правильное для себя направление и сосредоточилась на нем и на оттачивании стиля и мастерства. Самым главным выводом было то, что художнику нужна команда. Конечно можно все сделать самостоятельно, но когда есть люди, с которыми получается взаимодействовать в рамках совместных творческих проектов, то выигрывают все. После выставки результатом такой творческой коллаборации стало одноименное видео.
ЕКАТЕРИНА: Как рождаются картины, есть ли у них история создания?
ДАРЬЯ: Не буду говорить за всех художников, но в моем случае картина рождается когда накопилась критическая масса внутренних размышлений и образов, совпадающих между собой и что-то служит триггером их составления в единое целое, своеобразный последний элемент мозаики.
«Нарвалы», 2017
В моей голове были обрывки книги по эволюции средневековой эстетики Умберто Эко, где он описывает аллегориями чему служат животные на средневековых миниатюрах, шпалерах и фасадах готических соборов. Особое место в них занимал образ единорога. Я вращаюсь в среде инновационных стартапов, в которой образ единорога ассоциируется с компанией, чья капитализация за короткий период превысила $1 млрд. Еще помню как меня завораживали готические витражи, когда я впервые попала в часовню Сен-Шапель. Как преломлялся и нежно рассеивался солнечный свет. Или когда ныряешь в море на большую глубину и смотришь вверх на лучи света.
Часто за тем, что кажется простым стоит и легким стоит серьезная работа в первую очередь над собой и каждый день. Вы когда-нибудь задумывались о том, сколько энергии нужно ледоколу, чтобы пробираться сквозь арктические льды?
Триггером объединения всех этих образов послужило посещение палеонтологического музея. Там помимо экспонатов есть совершенно уникальные керамические панно по всему музею, иллюстрирующие древние организмы. Но самым запоминающимся было эволюционное панно в два этажа, на котором в композицию из животных и растений были вплетены изображения нарвалов. И тогда я подумала: «Вот они, мои настоящие арктические единороги, герои инуитских сказок и легенд».
«Завтрак на ледоколе»
Идея этой картины родилась несколько лет назад, но я долго искала композицию и подходящие выразительные средства, чтобы ее можно было воплотить. В основе лежит противопоставление привычных вещей вроде чашки кофе за завтраком и далеких от повседневности как полярная экспедиция. Поэтому селедка на столе служит своеобразным триггером, провоцирующим поставить перед собой непростую цель, выйти за пределы ежедневных интересов, посмотреть в будущее и возможно осознать насколько будущее каждого человека зависит от Арктики.
Для меня эта картина также представляет собой аллегорию иллюзии легкости. Ведь часто за тем, что кажется простым и легким стоит серьезная работа в первую очередь над собой и необходимость делать это каждый день. Вы когда-нибудь задумывались о том, сколько энергии нужно ледоколу, чтобы пробираться сквозь арктические льды?
ЕКАТЕРИНА: Есть ли у тебя картина, по которой тебя все узнают?
ДАРЬЯ: На данный момент это картина “Полярный социопат”. После выставки она стала очень популярна. Обычно я не копирую свои картины, я против авторских повторений. Но есть картины-визитные карточки художника, как случилось с “Лунной ночью на Днепре” Куинджи. У него их три. И я решила сделать для своего медведя исключение в виде зеркального триптиха. Две сейчас находятся в частных коллекциях в Москве, третья после участия в выставке русского современного искусства в Лос-Анджелесе осталась там. Ее и две других работы приобрела девушка из киноиндустрии, теперь это основа для коллекции современного искусства. В этом одна из особенностей моего искусства — часто бывает так, что с него начинаются коллекции. Такие моменты делают меня очень счастливой.
Сейчас время, когда каждый из нас смог немного почувствовать себя полярником, отрезанным от внешнего мира.
ЕКАТЕРИНА: Эта картина в некоторой степени про самоизоляцию, тебе не кажется?
ДАРЬЯ: Возможно. Картина о том, в определенный момент внешнего воздействия на личность становится так много, что возникает необходимость обратить взгляд внутрь, а для художника привычно много времени проводить наедине с самим собой. Сейчас время, когда каждый из нас смог немного почувствовать себя полярником, отрезанным от внешнего мира.
Фото || Анна Беляева
Автор || Екатерина Волкова. Искусствовед, культуролог, квалифицированный оценщик искусства, в том числе contemporary art, основатель и директор консалтинговой компании Art-Brand, автор нового экспертного проекта Art-Estimate.ru