#Что делает фотографию произведением искусства? Интервью с Марком Кобертом

 

 

«Фотография — это не спорт. У неё нет правил. Всё должно быть испробовано» 

Билл Брандт (1903 — 1983), английский фотограф, один из наиболее выдающихся мастеров фотографии ХХ в.

 

История фотографии известна всем, возникла она совсем не как направление искусства.  Но, это первый вид искусства, который появился в результате технического прогресса и успехов в области физики, химии и оптики. Фотография, используя для своего развития приемы традиционных видов искусства, одновременно аккумулирует новые методы, появлявшиеся вместе с развитием технологий.

Сейчас фотография практически признана одним из изобразительных искусств и занимает важное место в современной массовой культуре. Одновременно она стала повальным увлечением. Более того, если проект Эсперанто, задуманный как общий всемирный язык, остался утопией, фотография реально стала единым глобальным языком общения. Дискуссия о том какова позиция фотографии в мире искусства, где грань между произведением фотоискусства, которое может быть как художественным вымыслом, так и художественным документом, и бытовой и коммерческой рекламной фотографией продолжается.

Об этом мы поговорили с теми, чьи творчество и жизнь неотделимы от мира фотоискусства. Как понять или почувствовать грань рассказали: Майкл Бенсон, Марк Коберт, Андрей Коллеров, Сергей Сапожников, Рауль Скрылев, Владимир Филонов.

 

Марк Коберт

Директор Галереи Классической Фотографии (Москва), коллекционер фотографии, куратор, профессиональный фотограф.

ОЛЬГА: Марк, вы коллекционер, профессионал-фотограф, куратор и галерист в одном лице, а еще организатор Московского фотографического Салона. Вы четко понимаете и видите те критерии, которые делают фотографию произведением искусства? Что же является здесь определяющим?

МАРК: Критерии ровно те же, что делают любую работу искусством произведения в других жанрах: актуальность затрагиваемой проблематики, новизна творческого метода, техническое мастерство и авторский нарратив. Никаких специальных особенностей в этом смысле у фотографии нет.

John Gutmann (German, 1905-1998). Class, Olympic high diving champion, Marjorie Gestring, San Francisco, 1936

ОЛЬГА: Часто говорят о проблемах коллекционирования и приобретения искусства в нашей стране, о том, что нет привычки, нет понимания, да и рынок весьма своеобразен, имея в виду в первую очередь живопись. А о фотографии в этом контексте вообще не говорят. Как обстоят дела, в чем проблема?

МАРК: Все верно. Фотография воспринимается чем-то средним между фото на паспорт и «фоткой» из телефона. То есть, предельно утилитарно. Многолетнее подвижничество Московского Дома фотографии, разумеется, дает свои плоды, но «в базе» ситуация по-прежнему плачевная. Этому есть историческое объяснение: время, на которое во всем мире пришелся расцвет фотоискусства, я говорю о 1920-70-х годах, в нашей стране прошло под знаком всеобъемлющей тотальной пропаганды. Фотография играла ведущую роль, став, по сути ее визуальным локомотивом и главным оружием. Естественно, ни о какой купле-продаже отпечатков речи не могло идти. Трудовые договора ведущих мастеров того времени предусматривали полное изъятие у автора не только фотографий и негативов, а даже эскизов, зарисовок и текстовых набросков в блокнотах, — все подлежало передаче работодателю. Какие уж тут продажи коллекционерам и тиражи! Для сравнения, в США первая фотогалерея открылась в 1913 году, и публика была достаточно образована чтобы покупать фотографию как одну из новых форм искусства. В конце 1940-х годов нью-йоркский МОМА открыл отдел фотографии и так далее. Просто проведите временные параллели с нашей страной — сразу поймете, на сколько мы отстали. После открытия галереи мы несколько лет слышали претензии типа «Это, что, продается?», «Как, это тоже искусство?!».

ОЛЬГА: Какое ваше мнение, что показывает ваш опыт, как деятельность галерей, выставляющих фотоискусство, влияет на формирование у нас арт-рынка фотографии?

HIRO (American, b. 1930). Tilly Tizzani with Blue Scarf, Antigua, w.i. 5-63, 1963

МАРК: Положительно влияет, безусловно. Галереи — это и есть арт-рынок. Именно галереи проводят первичный отбор авторов, находят перспективных, вкладывают в них деньги, силы и время. Промоутируют, продают. Музеи, тот же МАММ, например, это следующая ступень, это фиксация, консервация, определение авторского места в фотомире. Строго говоря, музеи — это не арт-рынок, они стоят в стороне. 

 

ОЛЬГА: Буквально несколько слов о стратегии Галереи Классической фотографии, о задачах.

МАРК: Изначально мы планировали выставлять хороший «средний класс»: не открывать имена, новые горизонты понимания и смыслы, а привозить и показывать просто хорошую фотографию со всего мира. Классическое искусство, если верить энциклопедиям, это искусство периода наивысшего расцвета цивилизации, временного периода или медиа. К фотографии это положение замечательно применимо. Мы за все хорошее и против всего плохого. Этого «среднего класса» от фотографии в нашей стране, кстати сказать, так и не случилось: с одной стороны сверх актуальные проекты Ткаченко и Гронского, с другой — котики. Посередине нет ничего. Грязи и князи.

 

 

 

 

Фото || предоставлены Марком Кобертом
Автор || Ольга Серегина, арт-обозреватель

 

Поделиться: