#Что делает фотографию произведением искусства? Интервью с Андреем Коллеровым

 

«Фотография — это не спорт. У неё нет правил. Всё должно быть испробовано» 

Билл Брандт (1903 — 1983), английский фотограф, один из наиболее выдающихся мастеров фотографии ХХ в.

 

История фотографии известна всем, возникла она совсем не как направление искусства.  Но, это первый вид искусства, который появился в результате технического прогресса и успехов в области физики, химии и оптики. Фотография, используя для своего развития приемы традиционных видов искусства, одновременно аккумулирует новые методы, появлявшиеся вместе с развитием технологий.

Сейчас фотография практически признана одним из изобразительных искусств и занимает важное место в современной массовой культуре. Одновременно она стала повальным увлечением. Более того, если проект Эсперанто, задуманный как общий всемирный язык, остался утопией, фотография реально стала единым глобальным языком общения. Дискуссия о том какова позиция фотографии в мире искусства, где грань между произведением фотоискусства, которое может быть как художественным вымыслом, так и художественным документом, и бытовой и коммерческой рекламной фотографией продолжается.

Об этом мы поговорили с теми, чьи творчество и жизнь неотделимы от мира фотоискусства. Как понять или почувствовать грань рассказали: Майкл Бенсон, Марк Коберт, Андрей Коллеров, Сергей Сапожников, Рауль Скрылев, Владимир Филонов.

Андрей Коллеров
фотограф, режиссер и сценарист, куратор и организатор выставок, коллекционер современного искусства, директор Дома абстрактной живописи KollerArtHouse

ОЛЬГА: Андрей, вы сами работаете в фотографическом искусстве и коллекционируете живопись. Из-за смещения оценок и массового фотографирования всеми и всего часто отсутствует понимание, что фотография существует как форма визуального искусства и как предмет коллекционирования. С вашей точки зрения, существуют единые критерии, позволяющие работу считать произведением искусства?

АНДРЕЙ: В свое время Александр Родченко утверждал, что столкновение искусства с фотографией — это не что иное, как бой вечности с моментом. По-моему, это точно описывает ситуацию с документальной фотографией. Художественная же фотография в этой битве однозначно переходит на сторону искусства. Да, конечно, существуют сложности восприятия фотографии как искусства. Только в Facebook ежеминутно загружается порядка 300 тысяч фотографий, одновременно постоянно рекламируются всевозможные курсы и тренинги по обучению фотографии. Все это не имеет отношения к искусству.

Что касается коллекционирования, то, на мой взгляд, нет принципиальной разницы между объектами коллекционирования, если речь идет об искусстве. И здесь в поле искусства критерии едины для всех медиа, в том числе и для фотографии.

Пейзаж

Когда мы смотрим на живописное произведение, в особенности на абстрактную картину, мы видим не случайный набор цветовых пятен, специфических мазков, особенностей холста или красоты рамы. Мы воспринимаем посыл автора, откликаясь на созданный им мир, входящий в контакт с нашим восприятием окружающего пространства в конкретный момент времени. Тот же эффект я хочу получить, создавая свои работы.

Портрет цветка

ОЛЬГА: Что вас сейчас увлекает в фотографии, над чем вы работаете?

АНДРЕЙ: В последнее время, помимо фотографии, я все больше внимания уделяю созданию фильмов. Эти визуальные истории – мои личные рассказы о творческих людях, моих современниках, постоянное общение с которыми, является необходимым условием построения конкретного сюжета. Каждый фильм приобретает статус самостоятельного художественного произведения, в котором фотографии, коллажи, документальные кадры, фрагменты интервью, музыка, анимация, соединены и обработаны мною с помощью новейших компьютерных программ и плагинов. В общей сложности, создано порядка 20 фильмов.

Подобные фильмы, на мой взгляд, — не что иное как более комплексный подход к формированию завершенного художественного высказывания по сравнению с практиками создания фотоисторий, состоящих из ограниченного числа кадров, которые использовали ведущие фотографы XX и XXI веков.

 

 

Фото || предоставлены Андрееем Коллеровым
Автор || Ольга Серегина, арт-обозреватель

Поделиться: