Психотравмы детства, если их не проработать, способны превратить нас в классических городских невротиков. Поэтому психологи так любят повторять: балуйте своего внутреннего ребёнка, жалейте его, исцеляйте! В этом смысле «Концерт для взрослых и уставших» на стихи и переводы Маршака от творческого коллектива «Вахтанговский практикум» является действенным сеансом психотерапии. Здесь каждый обречён на встречу с внутренним ребёнком. Кто-то выиграет в напёрстки, кто-то получит конфетки, кому-то придется вырвать у клоуна зубы, а кто-то погрузится в чистый детский восторг, услышав знакомые строчки: «Король его величество просил её величество, чтобы её величество спросило у молочницы…».
«Школа драматического искусства» всегда открыта к экспериментам, неудивительно, что молодой коллектив «Вахтанговский практикум», решившийся на необычную постановку, — её резидент. Режиссёр Ася Князева признаётся: жанр нонсенса и бессмыслицы очень близок ей, в детстве она зачитывалась Льюисом Кэроллом в переводе Маршака, обожала задорные стихи Роберта Бёрнса, Эдварда Лира, английскую народную поэзию.
В спектакле-концерте «вселенную Маршака» представляют четыре важные персоны: Чепухолог (Гоша Шимоненко), Чепуховед (Иван Авдеев), Чепухня (Антон Власов) – они и есть три мудреца, которые «в одном тазу пустились по морю в грозу» – а также прехорошенькая Чепушинка (Тома Пармёнова) в платье эпохи ар-деко, воплощённое художником по костюмам Дмитрием Спиридоновым. Море – это наша жизнь со всеми её нелепостями, радостями и трудностями, потому творчество Маршака здесь представлено с размахом – от уморительных шаржей, таких как «Старуха, дверь закрой!», до социально-философских тем. Вот неразумный властитель из «Сказки про царя и сапожника», запрещающий народу пить в жару сырую воду, а вот эпохальная зарисовка семейной жизни «Три подарка», где Чепушинка с Чепухнёй, наскоро обручившись, докатились до семейной драки. Или пронзительное «Смерть и доктор Горнбук»: «Ты и священников найдёшь, что правду божью, впадая от восторга в дрожь, мешают с ложью». Есть и близкое, наболевшее, для пострадавших от критиканства: «Видят люди, слышат люди, как дурак дела их судит».
«Мудрецы» – они, конечно, клоуны, дурашливые, местами сентиментальные. Но фраки со сверкающими брошами, очки, шляпа-цилиндр выдают в них интеллигентов, людей с тонкой душевной настройкой, которые защищаются от грозы на море иронией и смехом. И стихию удаётся-таки укротить стихами. Изюминка спектакля – «Сорок четыре чижа», спетые на мотив Седьмой симфонии Бетховена. Дело в том, что Маршак совместно с Хармсом сочиняли «чижей», вдохновившись ритмикой Седьмой симфонии. Но артисты решили похулиганить, спев их на музыку Малера, Россини, Бизе, Грига… Как оказалось, текст ложится абсолютно на все классические хиты. Точно так же, как стихи и переводы Маршака синхроничны всякой человеческой душе – детской или взрослой, уставшей или воспрявшей.
8.05.23
Фото || Наталия Чебан
Автор || Татьяна Михальская