Недавно картина стрит-арт художника Бэнкси «Devolved Parliament» («Скатившийся парламент») была продана на лондонском аукционе Sothebyʼs за 9,9 миллиона фунтов стерлингов (12,2 миллиона долларов), тем самым став самой дорогой из когда-либо проданных работ автора.
Фото: banksy.co.uk
На полотне 4,2 на 2,5 метра изображен зал заседаний Палаты общин Великобритании со стаей шимпанзе на месте парламентариев. Половина из них откровенно скучает, вторая — как будто задумалась, но можно заметить и несколько прецедентов активности – одна из обезьян привстала, кто-то вытянул руки с вопрошающим жестом, а несколько даже что-то выкрикивают. Картина впервые экспонировалась в 2009 году в Бристольском городском музее под названием «Questiontime» («Вопрос времени»), а 29 марта 2019 года, в день официального выхода Великобритании из Европейского союза, работа выставлялась снова, но уже под актуальным названием «Скатившийся парламент».
Это не первая работа Бэнкси, которая поменяла свое название. В этом ключе важно вспомнить инцидент, произошедший год назад, также на аукционе Sotheby’s, когда после удара молотка полотно «Девочка с воздушным шаром» было разрезано на мелкие лоскуты. Бэнкси заранее вмонтировал в рамку картины шредер, позволяющий удаленно уничтожить работу в случае, если она окажется на аукционе. Парадокс художественного акта заключается в том, что данный перфоманс только повысил стоимость картины, поскольку по заявлению директора Sotheby’s она стала «первой художественной работой в истории, которая была создана во время аукциона» и, поэтому, получила новое название «Любовь в мусорном ящике».
Фото: Wikimedia.org
С картиной «Скатившийся парламент» на аукционе ничего не случилось, однако зоркие взгляды заметили несколько изменений в версиях, выставленных в 2009 и 2019 гг. — яркие огни светильников, свисавшие с потолка на более ранней картине, были погашены, и некоторые из бананов, удерживаемых шимпанзе, были таинственно повернуты вниз. И действительно аукционный дом подтвердил, что перед выставкой в марте 2019 г. Бэнкси частично переработал картину, но полотно осталось тем же самым.
В свете последних событий напомним, что Brexit еще не состоялся, британский парламент не согласовал условия сделки по выходу из Евросоюза и не предложил новые, отчего картина обрела новые смыслы, и, видимо, поэтому была переработана художником. Как отметил руководитель европейского отдела современного искусства Sothbey’s Алекс Бранчик (Alex Branczik): «Уже не будет более подходящего времени для аукциона на эту картину». Предварительная оценочная стоимость картины составляла 1,8 – 2,2 миллиона долларов, но финальная цена превзошла эстимейт в пять раз, тем самым став самой дорогой из когда-либо продаваемых работ Бэнкси. Реакция художника, отрицающего коммерциализацию искусства, на новый рекорд в стоимости его работ, был ожидаем. Он процитировал арт-критика Юджина Хьюза: «Искусство должно заставлять чувствовать нас более ясно и разумно. Оно должно дарить нам ощущение гармонии и созидания, которое мы бы не испытывали без него. Но цена произведения искусства теперь является частью его функции, его новая роль — висеть на стене и становиться дороже. Вместо того, чтобы быть общим достоянием человечества подобно книге, искусство становится частным имуществом того, кто может себе это позволить. Предположим, что каждая стоящая книга в мире стоит 1 миллион долларов, представьте, какое катастрофическое влияние это окажет на культуру».
Фото: banksy.co.uk
В этой связи важно сказать и о другой новости прошедшей недели — Бэнкси открыл свой магазин CrossDomesticProduct (англ. — «неудобные домашние товары»). Казалось бы, художник, не воспринимающий искусство как объект купли-продажи, сам начал продавать. Но этому есть логическое объяснение. Художник заявил, что он вынужден открыть магазин после спора с компанией поздравительных открыток, которая пытается получить законную юридическую опеку над именем Бэнкси. И только продавая свою собственную линию фирменных товаров, он может защитить свои права на товарный знак. Конечно, в магазине все устроено не так просто, он никогда не будет открыт для посетителей, но в течение двух недель все желающие могут увидеть товары через окно, а после открытия официального сайта купить их онлайн. Товары, как и показ, будут доступны ограниченное количество времени, а цены начинаться от 10 фунтов стерлингов.
Это уже не первая попытка художника подчеркнуть доступность и дешевизну своих работ. Так в 2013 году он лично продавал репринты своих работ в центральном парке в Нью-Йорке за 60 долларов, а год назад на Международной туристической выставке Бэнкси бесплатно раздавал свои плакаты, посвященные сложным отношениям Израиля и Палестины. Но при этом каждая из его последующих акций только повышает стоимость работ художника, ведь наверняка после открытия сайта магазина все предметы, проданные через Интернет, окажутся у перекупщиков, а в конечном итоге — на том же аукционе. Остается только гадать, что это — последовательность гениально спланированных маркетинговых ходов или же отчаянная попытка борьбы художника с обществом потребления.
Фото: banksy.co.uk
Автор || Юлия Константинова