Чтобы культурно пережить карантин, необходимый в условиях распространения коронавируса, надо не отрываться от искусства. Музеи, галереи, театры, концертные залы, центры фотографии, кинотеатры вынуждено закрыты для реального доступа, но открыты для всех желающих онлайн. Каждый день разрабатывается новый бесплатный контент, позволяющий присоединиться к экскурсиям, прослушать лекции, насладиться оперой и концертной программой, принять участие в различных обучающих курсах и мастер-классах. Предлагаемая практически всеми институциями культуры онлайн программа мероприятий постоянно обновляется на их сайтах. Cabinet de l’art подготовил небольшую подборку для активной арт-жизни онлайн.
Виртуальные экскурсии, позволяющие показать экспозиции топовых музеев, позволяют забыть о географических ограничениях реального перемещения по миру. 35 лучших музеев мира – «must go» для виртуального посещения – на сайте Здесь и самый посещаемый музей мира – Лувр, более десяти миллионов гостей в прошлом году, официальный сайт Лувра предлагает две виртуальные экскурсии, они позволяют познакомиться с экспонатами Древнего Египта и исследовать историю здания с 12-го века до наших дней, и самая известная часовня в мире — Сикстинская капелла с фрескам Микеланджело, которым нет равных, театр-музей Дали в городе Фигерас в Испании предлагает виртуальные туры в формате 360º в 4-х залах музея и его внутреннем дворике, галерея Уффици, музей Акрополя и другие знаменитые уникальные музеи всего мира, включая российские.
— Центр фотографии имени братьев Люмьер делится новостями в мире фотографии в своих социальных сетях FB, IG, VK, YouTube.
— Государственный музей Востока запустил новый формат общения в социальных сетях #ВостокДома. Онлайн-трансляции проходят на официальных страницах музея в Instagram, Facebook, VKontakte. Сотрудники музея Востока рассказывают зрителям мифы и легенды Востока, поговорят об экспонатах, проводят экскурсии по залам и авторские лекции. Первая неделя (23-29 марта) посвящена Искусству Индии. Вторая неделя будет посвящена Искусству загадочной страны восходящего солнца — Японии. На официальном сайте музея в рубрике «Виртуальная выставка одного экспоната» будет представлен один из самых главных предметов экспозиции зала искусства Японии. В формате сториз — на странице музея в Instagram, кандидат искусствоведения, заведующая отделом искусства стран Ближнего и Среднего Востока, Южной и Центральной Азии Евгения Михайловна Карлова, рассказывает о ключевых экспонатах зала Индии — по одному предмету из экспозиции в день.
— Во флигеле «Руины» Музея Архитектуры состоялось открытие выставочного проекта «2020 → 2070», организованного Фондом Инфраструктурных и Образовательных Программ группы РОСНАНО и Frida Project Foundation, которые выступили с совместной инициативой провести эксперимент — создать арт-проект, который бы отражал восприятие художниками и ученными перспективы развития науки и технологий и создавал условия для дискуссии в широкой общественности. Проект не стоит воспринимать как Science Art, когда Искусство использует достижения Науки для самовыражения — здесь Искусство с благодарностью поддерживает Науку своими средствами художественного провидения и языком агитации. Куратор проекта «2020 → 2070» Михаил Слободинский формулирует социальную значимость художественных практик в деле популяризации науки, перевода с языка науки на доступный и понятный для широкой общественности. К 2070 году появятся новые технологии, источники энергии, метаматериалы. Мы столкнёмся с массой этических развилок и культурных шоков, связанных с киборгизацией личности и автоматизацией повседневности. Но уверены ли мы в позитивном взгляде на будущее? Какие ответы предложат художники и разработчики, инженеры, ученые? Российское общество слабо вовлечено в науку и технологии, не видит корреляции между наукой и своей жизнью. Социологи выявляют противоречия между декларируемым позитивным отношением к науке и фактической дистанцированностью от нее большей части жителей страны. И если не вовлечь сейчас общество в дискурс о будущей самостоятельной и вездесущей техновселенной, то техно-культурные шоки могут оказаться крайне чувствительными. В проекте участвуют художники: Эрик Булатов, Гоша Острецов, Женя Шеф, Аристарх Чернышёв, Марина Звягинцева, Ольга Киселёва, Александр Савко и многие другие, всего – более 70 произведений 30 российских художников. Сейчас тема проекта становится исключительно актуальной. В связи с вынужденным карантином МУАР закрыт для посещения. Материалы о выставке во флигеле «Руина» в Музее Архитектуры: http://nanoart.fiop.site/ — можно ознакомиться не только со всем проектом, но и посмотреть видеоролики, где каждый художник объясняет своё видение задачи через призму своих произведений. Подготовленное виртуальное «открытие» — https://yadi.sk/i/wpqyiqpMIQsa5g. Кураторская экскурсия — https://www.youtube.com/watch?v=XzIyqpqY4ac. На сайте http://nanoart.fiop.site/ — информацию о каждом художнике и каждой работе в авторской интерпретации, включая видеокомментарии художников.
— Пока Гараж на замке его команда считает, что это не не «жизнь онлайн», а скорее эксперимент и попытка прояснить новые компетенции музея как точки схода различных отношений, интеллектуальных контекстов, отдельных голосов. Информация о кураторских интервенциях и сериалах об архиве в телеграм-канале Музея , трэш-хорроре в TikTok, программа семинаров, ридингов и лекций, все анонсы и материалы — на странице «„Гараж“. Самоизоляция»
— Третьяковская галерея разработала многоплановый проект онлайн мероприятий #ТретьяковкаДома — онлайн лекции научных сотрудников музея, экскурсии по выставкам и постоянной экспозиции Третьяковской галереи, концерты и кинопоказы в социальных сетях галереи Facebook, Instagram, VK, YouTube. Программа обновляется на сайте галереи https://www.tretyakovgallery.ru/. В серии коротких видео из постоянной экспозиции Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке – рассказы о о шедеврах отечественного искусства.
— Пушкинский музей закрыт для посетителей, но несмотря на закрытие музея для посетителей, подготовлены новые проекты в режиме онлайн: кураторские экскурсии по текущим выставкам, образовательные программы, лекции, беседы и многое другое. Увидеть все, что музей предлагает онлайн, можно на специальной странице сайта #НаединесПушкинским.
— ММОМА, как и многие музеи, перевел часть своих образовательных активностей в онлайн. Раздел, собранный на специальной странице, постоянно обновляется и дополняется новыми событиями, подборками, плейлистами, материалами. Все это — #домасммома. Программа — на сайте http://www.mmoma.ru/events/doma_s_mmoma/ Запланированные курсы Лектория ММОМА, как и публичная программа к выставке, пройдут онлайн и бесплатно. Для этого нужно будет зарегистрироваться на интересующую лекцию через Timepad. На почту придет приглашение к участию в онлайн-трансляции в день лекции.
— Музей Москвы полностью перешел в онлайн на период карантина. Каждый вторник и четверг музей приглашает послушать онлайн-беседы из цикла «Как чрезвычайные ситуации меняют городскую жизнь?», а понедельник и среду — дискуссии из параллельной программы к выставке «Остоженка: проект в проекте». 31 марта в 12:00 состоится онлайн встреча с директорами городских музеев России «Городские музеи в новых условиях: от Санкт-Петербурга до Владивостока». Программа видеоэкскурсий, онлайн лекций и курсов на сайте музея http://mosmuseum.ru/
— Электротеатр Станиславский запустил онлайн-трансляции спектаклей и лекций «Школы современного зрителя и слушателя». Трансляции будут проходить в социальных сетях театра и на площадках партнеров. Программа и расписание трансляций спектаклей и лекций — на сайте https://electrotheatre.ru/theatre/article/466. Трансляции будут проходить на сайте Afisha.ru, портале Культура.рф и ВКонтакте на странице театра.
Список спектаклей, которые запланированы для трансляций:
«Сверлийцы»
Оперный сериал по одноименному роману Бориса Юхананова о фантастической Сверлии — стране, существующей параллельно земной реальности и пребывающей одновременно в трех временах: прошлом, настоящем и будущем.
Композиторы: Дмитрий Курляндский, Борис Филановский, Алексей Сюмак, Сергей Невский, Алексей Сысоев, Владимир Раннев.
«Стойкий принцип»
Двухчастный спектакль Бориса Юхананова основан на философской драме Педро Кальдерона «Стойкий принц» и пушкинском «Пире во время чумы».
«Синяя птица»
Масштабная постановка Бориса Юхананова, в которой сказка Метерлинка переплетается с личными воспоминаниями старейшин театра имени К.С. Станиславского, Алефтины Константиновой и Владимира Коренева, играющих Тильтиля и Митиль.
«Орфические игры. Панк-макраме»
Новопроцессуальный проект Электротеатра Станиславский, единое произведение в 33 актах, размещенных в 12 спектаклях, подобно пространству из 12 залов, на стены которых нанесены 33 фрески. В основе проекта миф об Орфее и принцип панк-макраме, позволяющий перемежать друг с другом разнообразные стили, модусы существования и технологии.
«Октавия. Трепанация»
Музыкально воплощенная рефлексия на тему насилия и тирании. Либретто оперы основано на эссе Льва Троцкого о Ленине (1924) и фрагментах приписываемой Сенеке пьесы о римском императоре Нероне.
«Идиотология»
В основе дебютного спектакля Клима Козинского композиция из двух текстов: романа Фёдора Достоевского «Идиот» и философского труда предшественника классической немецкой философии Готфрида Лейбница «Монадология» (1714).
«Маниозис 1+2»
Камерная опера Александра Белоусова – музыкально-философское размышление – история маньяка. В основе – трактат Бенедикта Спинозы «Этика», об образах, которые приходят снаружи и этическом выборе, который мы делаем сами. В названии оперы соединены слова mania и gnosis – «мания» и «познание».
Проект «Искусство онлайн» предлагает бесплатно после регистрации контент, открывающей перед всеми желающими большинство театров, музеев, концертных площадок — https://okko.tv/collection/art_online
Автор | | Ольга Серегина,
арт-обозреватель