Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.
Фотографии предоставлены Галереей-мастерской «ГРАУНД Солянка»
31.01.20. Московский музей современного искусства и галерея «Триумф» представили персональную выставку Димы Филиппова «В поисках слона» — вторую часть многочастного проекта «ПОЛИХРОНИЯ. ПРАКТИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕМПОРАЛЬНЫХ РЕЖИМОВ СОВРЕМЕННОСТИ», в котором принимают участие зарубежные и российские художники и теоретики искусств. В основе искусства Димы Филиппова всегда лежит судьба самого художника, его персональный опыт и его воспоминания. Представленная в Образовательном Центре ММОМА выставка подводит итоги его художественных практик за последние четыре года и посвящена поиску утраченных фрагментов истории и формированию личной исторической памяти. В центре сюжета выставки лежит яркое детское переживание художника, увидевшего работу неизвестного автора с изображением шагающего в горах слона. Впечатление от работы определила его дальнейшую судьбу, образ слона превратился в личную метафору, обозначающую «складки времени» между прошлым и настоящем, и стал одним из повторяющихся элементов в работах Димы Филиппова. Куратор: Юлия Аксенова. Выставка работает в Образовательном Центре ММОМА до 22.03.20.
Фотографии предоставлены Московским музеем современного искусства
04.01.20. Государственный музей Востока совместно с Азербайджанским национальным музеем ковра представил выставку «Эхо советского Азербайджана. Ковер. Вышивка. Плакат». Центральная тема выставки — ковры и вышивки 1920–1970-х годов с изобразительными мотивами советского периода из собрания Азербайджанского музея ковра и Государственного музея Востока. В экспозиции представлено 40 экспонатов, в том числе плакаты из коллекции Фонда Марджани (Москва). Агитационный текстиль из коллекции музея Востока впервые представлен на выставке в полном объёме.
К открытию выставки подготовлен каталог с одноименным названием. Кураторы выставки: Ширин Меликова (Азербайджанский национальный музей ковра), Мария Филатова, Вера Мясина (Государственный музей Востока). Выставка работает до 01.03.20.
Фотографии предоставлены Государственным музеем Востока
04.02.20. В Музейно-выставочном комплексе Российской академии художеств Галерее искусств Зураба Церетели состоялось торжественное открытие художественного проекта Вадима Кириллова и Эдуарда Аниконова «Архетипы». Входящие в экспозицию живописные и скульптурные работы последних лет представляют результат творческого диалога скульптора Вадима Кириллова и художника Эдуарда Аниконова с окружающим миром. Этому предшествовал ряд совместных творческих проектов, реализованных авторами в России и за рубежом, в том числе в Академии изящных искусств во Флоренции.
Вадим Игоревич Кириллов – член Союза художников России, лауреат премии ФСБ за лучшее произведение искусства, удостоен золотой медали Российской академии художеств. Он является автором памятников А.С. Пушкину, Ю.А. Гагарину, Кубка Президента России для международного турнира по дзюдо, скульптурной композиции «Cкрипки» в Монте-Карло. Эдуард Васильевич Аниконов в 2006 году в рамках подготовки мероприятий, посвященных 75-летнему юбилею Магнитогорского металлургического комбината создал серию работ, посвященных индустриальному производству, в 2012 году он попал в ТОП-50 лучших молодых художников мира, по мнению авторитетного нью-йоркского журнала об искусстве «ART BUSINESS NEWS». Выставка работает до 01.03.20.
Фотографии Cabinet de l’art
04.02.20. В арт-центре CUBE.Moscow прошел ARTWEEKEND, традиционный вернисаж, в рамках которого двенадцать галерей, а также три pop-up пространства обновили свои экспозиции. Главной выставкой февраля представлена «Полоса упускания», организованная при содействии MAMM и галереи OSNOVA. Это групповой проект художников, фантазирующих на тему вечного и бесконечно, видимого и невидимого.
Фотографии Cabinet de l’art
Галерея AZOT представила сразу 4 проекта. Кроме «Полосы упускания» открылись выставки «Степь», художники: Сергей Лоцманов, Айгерим Сыздыкова, Катя Шинкарева, «Дети слушают птиц» Дмитрия Жильцова, «Возможны варианты» Моники Дубинкайте.
Петербургская галерея ARTS SQUARE GALLERY в своем пространстве в Cube.Moscow представила выставку двух проектов художника Эдгара Инвокера «Временно не назван – Глосс памяти», объединяет их тема памяти.
Фотографии Cabinet de l’art
Галерея a-s-t-r-a представила проект художника Егора Лаптарева «Проявленные», в котором автор затрагивает тему телесности и эстетики обнажения человеческого тела. Что же на самом деле больше будоражит сознание – его демонстрация или сокрытие?
Фотографии Cabinet de l’art
В галерее GRIDCHINHALL показаны работы совершенно разных и самодостаточных авторов в одном пространстве. Художники Олег Хвостов и Валентин Коржов не знакомы друг с другом. Оба художника обращаются к теме космоса.
Фотографии предоставлены Gridchinhall Gallery
В галерее INGALLERY проект «Logos» соединил святые тексты и эпоксидную смолу, готическую каллиграфию и утонченный орнамент, динамичный, завораживающий цвет и живую художественную выразительность техники fluidart.
Фотографии предоставлены галереей Ingallery
Галерея SENSE представила совместный проект Насти Миро и Алены Каляновой. Выставка объединяет серию живописных полотен и группу скульптур из шамота и стекла. Тема проекта — освоение человеком космоса через два вектора: технологический и умозрительный.
Фотографии предоставлены Настей Миро
В галерее SYNTAX разместилась выставка художника Кирилла Кто (Лебедев) «Попытка компенсации». Уличное искусство для Кирилла — прежде всего коммуникация и диалог как некое состояние, в котором стремится находиться художник.
Фотографии Cabinet de l’art
PA Gallery в Арт-пространстве Cube представила выставку Ани Желудь «Искусство, из которого сделана реальность». Композиции натюрмортов Желудь складывается из бытовых предметов — чайники, кружки, сахарницы, вазочки и бидоны. Наталья Тамручи писала: «Желудь сдирает кожу с вещей, оставляя нам голую форму, «не запятнанную» изменчивым (и, стало быть, лживым) цветом. (…), как будто у каждого из собранных предметов есть какая-то более важная цель, чем быть утварью.». Выставка работает до 03.03.20.
Фотографии предоставлены PA Gallery
Так же PA Gallery представила проект-«социальное упражнение» Кирилла Ельцова «Один». Одиночество является одной из основных проблем современного общества. «В своей инсталляции я хочу заострить внимание на проблеме взаимодействия социума и индивидуума. Зрителю даётся возможность сделать шаг навстречу одинокому человеку, попробовать испытать опыт принятия и соучастия. Тем, кто в данный момент испытывает на себе какие-либо последствия этой проблемы, я надеюсь протянуть руку социума, показать, что они не одиноки в своём одиночестве», — Кирилл Ельцов.
Фотографии предоставлены Кириллом Ельцовым
Галерея КультПроект представила «Городо – Алфавит» — новый проект члена Союза Художников СССР, МОСХ России Дианы Воуба, участницы более 30 персональных выставок в России, США, Франции, Швейцарии, Тунисе. Работы Дианы находятся в фондах Российской Академии Художеств, в Kolodzei Art Foundation, в Московском Музее Современного Искусства, в Государственном Русском Музее в Санкт-Петербурге, в галереях и частных коллекциях многих стран мира. «Новая серия работ не имеет описания, но тема “квадрат и крест”, осознанно или интуитивно, переодически возникает в моем творчестве» — Диана Воуба. Выставка работает до 02.03.20.
Фотографии Cabinet de l’art
5.02.20. Галерея-мастерская «ГРАУНД Солянка» представила выставку видеоарта «Границы облака», объединяющую современных художников из Нью-Йорка и Москвы использующих разные модальности работы со временем для исследования вопросов, связанных с технологией, экологией и телесностью. Теоретики медиакультуры говорят о том, что сегодня мы живем в режиме «шока настоящего». Нарративное понимание времени изменилось: прошлое и будущее исчезли, все события развиваются одновременно и прямо сейчас. Метеорологи предупреждают, что человеческая деятельность привела к повышению температуры на планете. Осталось ли у нас время? — художники, работающие с цифровыми технологиями способны ухватить его ускользающую сущность и зафиксировать его восприятие. Участники выставки: Молли Лоу, Мириам Симун, Мария Антельман, Александра Лерман , Блейк Рeйн, Филип Вандерхайден, Михаил Максимов. Куратор: Александра Лерман. Куратор проекта ГРАУНД: Катя Бочавар. Выставка работает до 01.03.20.
Фотографии предоставлены Галереей-мастерской «ГРАУНД Солянка»
05.02.20. Галерея Ruarts представила в рамках параллельной программы XIII Международного месяца фотографии в Москве «Фотобиеннале-2020» выставку «Мечта» — визуальное размышление на тему несбывшегося грандиозного имперского проекта. Архитектурная утопия – одна из любимых тем Михаила Розанова и Алексея Гинтовта. На выставке представлены их работы, посвященные последнему большому архитектурному стилю — советскому неоклассицизму. Новая серия работ Розанова включает фотографии скульптур, венчающих культовые сооружения столицы и обычно невидимых для прохожих: монументально-декоративные украшения Московского государственного университета, Библиотеки им. Ленина, высотки на Котельнической набережной, Центрального павильона ВДНХ и др. Гинтовт в новой серии работ, выполненных на позолоченных холстах, изображает грандиозные, но неосуществленные проекты советской эпохи. Советская неоклассика со всей ее помпезностью и величием была не просто архитектурным стилем, но воплощением образа нового мира. Она должна была вобрать в себя лучшие образцы архитектурного мирового наследия и стать символом идеального будущего. Этому обещанию, несбывшейся мечте посвящены работы Михаила Розанова и Алексея Гинтовта. Выставка работает до 29.03.20.
Фотографии предоставлены галереей Ruarts
06.02.20 В Галерее Классической Фотографии состоялось открытие выставки фотографий дикой природы NATURE PHOTO EXP. В экспозиции собраны более 100 работ 23 российских фотографов — победителей и членов жюри самых престижных международных конкурсов – «Золотая Черепаха», Wildlife Photographer of the Year, GDT, Montier-en-Der; постоянных участников фестиваля «Первозданная Россия». Авторы снимают по всей территории РФ, в числе выставленных работ — фотографии исчезающих видов животных и птиц. Выставка работает по 28.03.20.
Фотографии предоставлены Галереей Классической Фотографии
06.02.20. Московский музей современного искусства и Музей Вадима Сидура представили персональную выставку Кирилла Гатавана «Чужую беду руками разведу». Травматический опыт войны и тяжелого ранения, определивший судьбу и творчество Вадима Сидура стал отправной точкой проекта. Обращение к теме насилия Сидур считал своим долгом и жизненной необходимостью. Кирилл Гатаван исследует процессы вторжения насилия в повседневность, стремится найти физическое воплощение момента соприкосновения с чужой травмой. На выставке представлены коллажи. Сама коллажная техника подразумевает физическое воздействие на материал, вызывая ощущение ломкости и нестабильности. Кирилл Гатаван заставляет задуматься над проблемой механизма восприятия самого акта насилия. Проект «Чужую беду руками разведу» – его высказывание о состоянии субъекта в современном мире, в котором человек невольно становиться свидетелем чужой травмы. Куратор: Сергей Бабкин. Выставка работает до 22.03.20.
Фотографии предоставлены ММОМА
06.02.20. Частный Музей печатной графики представил выставочный проект «Эгон Шиле и Рихард Линднер: МЕТАфизика тела». Выставка включает графические произведения Эгона Шиле (1890 – 1918) и Рихарда Линднера (1901 – 1978). Экспозицию литографий дополняет ковер, собственноручно сотканный Линднером в 1970-х гг., а также объекты, созданные специально к проекту молодыми современными авторами. Оба художника, работы которых представлены на выставке, исследовали природу человеческого тела. Кураторы проекта стремились представить точки соприкосновения между драматически надломленными образами одного автора и яркими гротескными образами другого, между экспрессионизмом и кубизмом. Художественный стиль Рихарда Линднера получил особый термин – «механический кубизм», он был одним из любимых художников Джона Леннона (обложка The Beatles «Yellow Submarine»). Возрастной ценз для посещения данной выставки: 18+ Выставка работает до 10.05.20.
Фотографии предоставлены Музеем печатной графики
06.02.20. Галерея Гум-Red-Line открыла выставку Марии и Александра Погоржельских «(Про)Образ». У Александра Погоржельского в экспозиции представлена новая серия работ Folk embroidery motifs и инсталляция Shadows of Forgotten Ancestors, состоящая из 120 рисунков. Folk embroidery motifs – это абстрактное «вышивание» образов на холстах. Инсталляция Shadows of Forgotten Ancestors в пространстве галереи ГУМ-Red-Line на фоне Красной площади Москвы увлекают зрителя в вековую историю традиций. Мария Погоржельская представлена проектом Private Zone, отсылающего в поле индивидуального точного воспроизведения определенного момента частной женской жизни — фотографическая память и «быстрый свет» художницы на плоскости. В проекте «(Про)Образ» представлено эмоционально-интуитивное постижение действительности, реальной или воображаемой. Куратор выставки —Татьяна Мартьянова. Выставка работает до 10.03.20.
Фотографии предоставлены Artpr
Автор | | Ольга Серегина,
арт-обозреватель