Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.
27.02.20. В Галерее XXI века Объединения «Выставочные залы Москвы» открылась выставка современной скульптуры «Круги на воде». Авторы проекта: Александр Ворохоб, Ольга Хан, Фёдор Воробьёв. Для их произведений свойственна минималистичность формы, придающая чёткость высказанной в монументальном объеме мысли. Выставка «Круги на воде» — это продолжение проекта, прошедшего в Государственном Владимиро-Суздальском музее-заповеднике и галерее «МастАрт». Экспозиция представлена в контексте проекта «исследование», где каждый из авторов формирует свое творческое пространство в форме диалога художника со зрителем, приглашения к размышлению на тему «поверхности». Поверхность мыслится неразрывно с пространством, становясь границей, делящей его на зоны, противопоставляющие себя друг другу, продолжающие друг друга, пережитые и не достижимые. В экспозиции выставки: скульптуры, объекты, графика. Выставка работает по 29.03.20.
Фотографии предоставлены куратором галереи Евгением Гриневичем
28.02.20. Галерея Полет в Гостином Дворе представила выставку Ирины Чернавиной «Время, когда поют птицы». Работы Ирины Чернавиной всегда узнаваемы буйством красок в сочетании с элегантностью, медитативной декоративностью, ненавязчивой пестротой, выстраивающейся в четкость и стройность композиции. Самобытная оригинальная техника живописи делает работы Ирины похожими на вышивку на холсте. Ирина Чернявина о своих работах: «Мне кажется, для художника на первом плане всегда мир внутренний, поскольку истоки того, что он делает, именно там. В моем внутреннем мире довольно много персонажей, которые я собираюсь перенести на холст. Ведь, по большому счету, все, что нас окружает, условно. Мы сами вольны выбирать, на что обратить внимание, а чего не заметить». Выставка работает до 28.03.20.
Фотографии предоставлены Ириной Чернавиной
28.02.20. В пространстве White Room Foundation открылась групповая выставка «Эквализм», в которой художники рефлексируют на очень важные, личные и сакральные темы такие как: общество потребления, неравенство, экология и ментальное здоровье. Данная выставка – это призма художников, через которую они осмысляют окружающую действительность и изменения в переменчивом современном мире. Концентрация на социальных аспектах не лишает работы художников эстетичности, наделяя произведения яркой индивидуальностью. Представленные на выставке работы в разных техниках и медиа: видео, инсталляция, живопись, графика, фото и перформанс – объединены единой целью — поиском самоидентификации, а также согласием, что не может быть границ для заботы, красоты, вовлеченности, хрупкости и интимности. Участники выставки: Алена Федоткина, Джемма Саттар, Катя Гранова, Оксана Юшко, Ольга Елисеева, Катя Бондарь, Степан Мянник, Евгения Разинкова, Алина Елисеева, Наталья Гудович, Ася Сегалович, Екатерина Перфильева, Аксинья Сарычева, Анастасия Омельченко, Ника Сарычева. Выставка работает по 20.03.20.
Фотографии предоставлены White Room Foundation
02.03.20. Галерея FABULA представила выставку «ТЁМНАЯ МАТЕРИЯ». Художники: Оресте Касалини, Николай Лавданский. Кураторы: Елена Фадеева, Алина Чичикова. В современной астрономии, космологии и теоретической физике существует гипотеза о существовании темной материи во Вселенной. Ее невозможно увидеть, она не излучает и не отражает свет или любое другое электромагнитное излучение. Принято считать, что масса темной материи составляет около четверти массы-энергии Вселенной. Идея существования темной материи вдохновляет. Что-то немыслимо огромное, эфемерное, но невероятно тяжелое. Темная материя во Вселенной и в нашей жизни. То, что меняет наши планы, встав между действием и результатом. Хаос, составляющий около четверти массы-энергии повседневности. Вечная энергия случая и времени – равнодушная, заполняющая все вокруг. Художники, представленные на выставке, работают с материалами, порожденными природой тех мест, в которых они живут и работают. Оресте Касалини, художник, родившийся и выросший в Неаполе, использует в своих работах лаву, собранную у подножия Везувия. Его тягучие, беспокойные полотна беспредметны – чистая абстракция, обладающая безудержной энергией. Объекты Николая Лавданского созданы из дуба, найденного им в лесах Владимирской области — деревья, возраст которых достигает 1500 лет, погибнув, пролежали продолжительное время в лесу. Дуб – важный символ в Славянском фольклоре, центр мироздания: стабильный, вечный. Дерево, с которым взаимодействует Николай в своем творчестве, приобретает с годами особую прочность, как и лава, застывая, становится одним из самых крепких материалов, неся при этом на себе отпечаток времени. Коллекция объектов Николая называется The Mongols are Coming. Темные, языческие предметы вызывают ассоциации со смутными временами, с жестокими войнами и одновременно эстетикой средних веков. Отрицание цвета, как выбор концепции выставки, — это отражение физики «темной материи». Отсутствие цвета в изобразительных работах выявляет другие характеристики: фактуры и формы. Оба художника переосмысливают найденный материал, поэтизируют его, и включают его в тело новых работы. Полотна Оресте и предметы коллекционного дизайна Николая несут в себе поток массивной энергии места и времени. Выставка работает до 21.04.20.
Фотографии Cabinet de l’art
Фотографии предоставлены галереей FABULA
02.03.20. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина совместно с парижским Музеем на набережной Бранли имени Жака Ширака представили выставочный проект «Tату», посвященный искусству татуировки. В экспозицию входит около 200 произведений масштабного хронологического и географического охвата, раскрывающих историю этого феномена. Московский показ проекта, ранее представленного в других странах, дополнен предметами декоративно-прикладного и изобразительного искусства из российских музеев и частных коллекций. Выставка рассказывает об этапах развития татуировки в разных регионах мира, работы активных сегодня тату-мастеров показаны на созданных специально для выставки объемных силиконовых моделях. Кураторы выставки Анн и Жюльен / HEY! Modern Art and Pop Culture – знатоки истории татуировки. В рамках основанной ими платформы HEY!.. они исследуют явления массовой, элитарной и маргинальной культур и их взаимовлияния, посвящая им различные проекты. Один из них – выставка «Тату», впервые показанная в 2014 году в Музее на набережной Бранли и ставшая на сегодня знаковой. Выставка работает в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков до 31.05.20.
Фотографии Cabinet de l’art
Фотографии предоставлены Государственным музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
02.03.20. Галерея Файн Арт представила первую в России выставку художника из Исландии. Это. В проект «MONSTERA» вошли живописные работы Рейнара Формана. Открытие выставки прошло при участии автора, Рейнара Формана, и посла Исландии в Москве, г-жи Berglind Asgeirsdottir. «Сначала живопись была для меня просто хобби», я работал в хаускипинг большого здания – занимался хозяйственными делами – лепил гамбургеры, мыл полы. И вдруг одну из моих работ купили. Это дало мне импульс бросить работу и сконцентрироваться только на занятиях живописью», — рассказывает Рейнар о начале своего творческого пути. Сейчас художник живет в Брюсселе, его персональные выставки прошли в нескольких галереях Европы, работы находятся во многих частных коллекциях. «Источниками вдохновения для моего искусства являются фотография и фильм 1920-х – 1960-х гг, а также творчество Фрэнсиса Бэкона, Баския и Энди Уорхола, особенно его фотоработы. В моем творчестве я часто использую образы из старых комиксов, бульварной литературы в жанрах научной фантастики и фэнтези. Недавно открыл для себя американскую эротику для домохозяек, на основе которой возникла новая серия работ «Чулки в сеточку», — Рейнар Форман. Выставка работает до 30.03.20.
Фотографии Cabinet de l’art
Фотографии предоставлены галереей Файн Арт
03.02.20. Компания «Такеда» совместно с МГХПА им. С. Г. Строганова, Школой-студией МХАТ и Фондом культуры «Екатерина» представили выставочный проект «Правило исключительности». Лауреаты международного творческого конкурса среди учащихся вузов и художественных училищ «Такеда. Art/Help. Правило исключительности», а также режиссер Вениамин Илясов представляют произведения в рамках социально-культурного проекта в поддержку диагностики и лечения редких заболеваний. Экспозиция выставки раскрывает тему воли к жизни и признания уникальности жизни. Куратор проекта — искусствовед Сергей Хачатуров. Елена Карташева, президент компании «Такеда Россия», прокомментировала идею проекта: «Социально-художественный проект «Такеда. Art/Help» был запущен четыре года назад. С помощью языка искусства мы говорили о преодолении себя и обстоятельств, о новых технологиях и о том, как они трансформируют нашу жизнь…Поднимая эту тему, мы хотим напомнить обществу: мы все очень разные, каждый из нас уникален и наделен исключительными качествами. При этом каждому важно ощущать заботу близких и поддержку общества и государства. Для пациентов с редкими заболеваниями и их семей каждый новый день — это новая победа над болезнью, и наши поддержка и внимание им очень нужны». Экспозиция выставки состоит из трех частей. В первой части проекта представлены произведения лауреатов и победителей международного художественного конкурса 2020 года. Жюри отобрало на выставку 50 произведений из 250 заявок из 22 стран мира и 69 городов. Куратор проекта Сергей Хачатуров отмечает: «В ходу у людей небрежная фраза: «Исключения подтверждают правила». Применительно к человеческому сообществу она совсем не верна. В мире людей каждый человек — исключение. Он уникален и требует к себе общего «правильного» подхода. В этом понимании великий гуманистический посыл цивилизации. Забота о каждом, уникальном, особенном — это наши обязанность и долг.» Вторая часть выставки состоит из аудиозвуковой инсталляции, созданной специально для проекта художниками Сергеем Мироненко, Олегом Макаровым и Мариной Руденко, а также информационной зоной, где будут экспонироваться материалы, предоставленные обществами редких заболеваний. В этой части экспозиции будут звучать голоса российских пациентов с редкими заболеваниями, где они рассказывают о себе и о своих мечтах. Третья, кульминационная часть: кинозал, где представлены две новеллы режиссера Вениамина Илясова, сотрудничающего с «Гоголь-центром», театром «Практика» и Театром им. В. Маяковского. Видеоновеллы созданы в сотрудничестве с партнером проекта — Школой-студией МХАТ. Дополнят экспозицию две монументальные работы Дмитрия Грецкого, созданные в соавторстве с Евгенией Кац из серии «Terracotta Worriers» из собрания Фонда культуры «Екатерина». Компания «Такеда Россия» работает на российском рынке 27 лет и входит в топ-10 ведущих фармацевтических компаний отрасли. «Такеда Россия» является частью международной фармацевтической компании Takeda Pharmaceutical Company Limited с головным офисом в г. Токио, Япония. Научно-исследовательская деятельность компании направлена на разработку инновационных препаратов в таких терапевтических областях, как лечение редких заболеваний, гастроэнтерология, иммунология, неврология, онкология и гематология. Выставка работает до 15.03.20 в Фонде культуры «Екатерина» на ул. Кузнецкий Мост.
Фотографии предоставлены Агентством развития творческих проектов Artpr
03.03.20. ARTIS Gallery представила выставку «Вуаль», в рамках которой Елена Умутбаева, Мария Субботина, София Акимова и Виктория Фомина представляют работы, посвященные образу женщины в искусстве. Художники как бы «приподнимают вуаль», чтобы помочь зрителю разглядеть, что же скрывает за ней женщина. Елена Умутбаева представит в рамках выставки работы из проекта «Femina», вдохновением для которого послужила модель 60-х годов Верушка. Картины Марии Субботиной сочетают несочетаемое, помещая знакомых героев в необычные ситуации, художник создает работы-фантазии, наполненные иронией и скрытым смыслом. София Акимова создала галерею женских образов, которые демонстрируют зрителю, как изображение натурщицы превращается в портрет героини. Центральными в творчестве Виктории Фоминой являются исторические и мифологические персонажи-женщины. Она создает портреты, не изображая лица, подробная проработка деталей и размеры декоративных вставок не позволяют до конца осознать написанное как изображение человека. Выставка работает до 11.04.20.
Фотографии предоставлены ARTIS Gallery
05.03.20. HERITAGE GALLERY в Арт-центр CUBE.Moscow в рамках ARTWEEKEND представила проект «Теория относительного и специального супрематизма» — новую серию арт работ и дизайн объектов Гоши Острецова. Куратор: Марина Весна. В новом проекте Гоша Острецов формулирует две теории восприятия и создания произведения искусства. Переосмысливая русский супрематизм и конструктивизм 20-х годов в этой работе он соединят предметы быта: диван, кресло, стол с супрематистскими конструкциями, манипулируя формами и формулами с изрядной долей иронии. Его внутренние термины «специальный» и относительный» супрематизм обозначают два противоположных подхода к творчеству. Теорию «специального» супрематизма иллюстрируют 6 работ и 6 эскизов к ним. Это попытка художника «проверить алгеброй гармонию», создать произведение с математической точностью соответствующее замыслу. В формуле «относительного» конструктивизма обозначена попытка выразить бессознательный, провидческий подход к творчеству. Работы, соответствующие теории «относительного супрематизма» — четыре рельефа в смешанной технике, где реалистичные макеты Мебели погружены в произвольно разбросанные супрематические элементы. Во все эксперименты с супрематическим наследством Острецов добавляет давно освоенные им элементы комиксов и приемов поп-арта, что расширяет значение его теорий и формул. Выставка работает до 09.04.20.
Фотографии предоставлены куратором Мариной Весна
05.03.20. Галерея КультПроект в арт-центре Cube. Moscow в рамках ARTWEEKEND представила выставку Александра Ситникова, Ольги Булгаковой и Натальи Ситниковой. Авторы о своих работах: Александр Ситников – «Линия и цвет определяют границы и масштаб линеарного времени от точки замысла «А» к бесконечности, откуда проступает узнаваемое прошлое», Ольга Булгакова –«дерево- Дерево- ДЕРЕВО-ДРЕВО. Оно соединяет Землю и Небо. Прошлое- настоящее- будущее-корни-ствол-ветви. Жизнь- восхождение-познание. Вертикаль, определяющая вселенское пространство», Наталья Ситникова – «Вертикаль, как часть системы координат. Вертикаль пейзажа, силовые линии, идущие в центр Земли. В них, как в срезе «потока» заключен не фрагмент времени, а попадание в почти материальный срез пространства, в тактильность реального через абстрактную форму».
Фотографии предоставлены автором-участником Натальей Ситниковой
05.03.20. Галерея и арт-магазин Cubed в арт-центре Cube. Moscow в рамках ARTWEEKEND открыла выставку работ молодых московских художников, работающих в технике коллажа: Олега Бородина, Ольги Орната и Вари Щука под названием «Гендерный баланс».
В «Словаре гендерных терминов» дается определение — «Гендерный баланс — это равенство женщин и мужчин на всех уровнях организационной структуры». На первый взгляд кажущееся правомерным определение, не учитывает проблему гендерной идентичности внутри отдельного человека, его возможное несоответствие женскому или мужскому идеалам и поиск гендерного баланса внутри себя. Молодые московские художники показывают работы, которые затрагивают тему мужского и женского, причем, как на общественном, так и на личностном уровне.
Ольга Орната работает в технике коллажа. Арт-терапевт и преподаватель авторских курсов, в том числе в Британской высшей школе дизайна, куратор и участница выставок современного искусства. Олег Бородин работает в технике коллажа, в качестве художника и куратора принимает участие в выставках современного искусства, а также иллюстрирует многочисленные международные издания. Варя Щука — художник-иллюстратор, моушн-дизайнер и разработчик дизайн-концепций предметов интерьера, а также участница выставок современного искусства. Выставка работает до 05.04.20.
Фотографии предоставлены художником-участником Ольгой Орната
05.03.20. Галерея «Триумф» представила две выставки
— персональную выставку Марии Сафроновой «Что если?». В своих работах Мария последовательно исследует проблему соотнесения общего и личного, замкнутые социальные системы. Ее живописная манера сочетает в себе элементы Северного Возрождения, такие как: графичность в трактовке объемов и форм, преобладание линейной перспективы с эстетикой учебных советских плакатов по ОБЖ и ГО, сообщая зрителю неясное чувство тревоги и надвигающейся катастрофы. На выставке представлены две серии работ. Первая серия продолжает цикл «Игра общего вида», которая была представлена в ММОМА в 2017 году в рамках персональной выставки Марии Сафроновой. Вторая серия «Кабинеты» изображает помещения давно покинутой школы, наполненные различными предметами ученического быта. Мария Сафронова: «Школа — капсула знаний, общий̆ фонд, через который проходят практически все люди. Школьные предметы и быт очень узнаваемы. Школы закрываются первыми, когда в них некому учиться, хотя город или село еще живет. Обычно такое закрытие означает начало конца. Исчезновение институции знаний обрывает цепочку, появляется момент «стирания прошлого…Ликвидация происходит естественным путем, но переживает различные стадии…Живопись фиксирует это созерцание и становится способом остановки меняющегося состояния законсервированных интерьеров. И тут получается ловушка: процесс создания живописи длителен и забирает время самого художника в обмен на изображение вечности». В рамках выставки впервые будет представлена инсталляция «Шар».
— персональную выставку Антона Кузнецова «За стеной». В своих работах Антон исследует конфликт между художественным реализмом и достоверностью. Его работы сочетают в себе обыденное и сюрреалистическое, и отсылают зрителя не то к пропагандистским советским плакатам, не то к работам художников лейпцигской школы. Серия новых работ художника посвящена частной жизни. Герой картин Кузнецова — сосед, отдаленно напоминающий немецкого диктатора на пенсии. Его странное поведение провоцирует на тайное наблюдение, и уже не понятно кто здесь более странен: объект наблюдения или сам наблюдатель. Антон Кузнецов: «Эта история выросла из старых хроник-фотографий , воспоминаний о войне, призраков прошлого. Нарративная фабула -странный сосед, который кого-то напоминает. Приглядываясь, ты понимаешь, что он напоминает Адольфа. На неформальных фотографиях он выглядит не как диктатор и злобное чудовище, а как обычный пенсионер. Трудно поверить, что на нем смерти огромного количества людей. Из этого рождается история — что, если Адольф сбежал не в Аргентину, а живет жизнью обычного пенсионера в обычной советской хрущёвке. Я выступаю в роли любопытного соседа, который собирает доказательства своих подозрений и рисует их. Это расследование с домыслами, и выставка представляет собой собрание этих догадок и гипотез». На холстах художника возникают странные фантастические инородные элементы похожие на внеземных существ и существующие абсолютно самобытно.
Фотографии предоставлены галереей «Триумф»
Автор | | Ольга Серегина,
арт-обозреватель