С постепенным переходом арт-жизни из онлайна в оффлайн происходит и мягкая трансформация Арт-карантина в свой начальный формат Арт-обзора.
27.06.20. В выставочных залах Государственного Дарвиновского музея в башне была представлена выставка «Клетка». Выставка представляет собой тотальную инсталляцию и включает работы различных форматов от живописи и скульптуры до новейших технологий. Совпадая по своей идее с основной миссией музея проект «Клетка», стал визуальным воплощением эволюционной теории. Как все ступени эволюции связаны между собой, так и работы художников объединены последовательной логикой построения композиции от клетки биологической к сложным социокультурным системам и клетке метафизической. Артель Свободных Художников разработала идею проекта, создание выставки и художественных работ прошли в формате исследовательской лаборатории на базе Государственного Дарвиновского музея. Из множества полученных заявок для участия в проекте были отобраны 44 художника из разных городов России. На неделю художники погрузились в мир биологии. Занятия в рамках интенсива проводили не только научные сотрудники музея, но и приглашённые спикеры, среди которых психолог и тренер по эмоциональному интеллекту. Художники смогли исследовать обширные коллекции, заглянуть в фонды Дарвиновского музея, таксидермическую мастерскую. Участники лаборатории общались с научными сотрудниками, которые внесли ценный вклад в концептуальную и техническую разработку проектов. Центральным образом выставки стала клетка, что позволило художникам представить различные трактовки данного понятия: будь то клетка как основа всего живого, тело как темница души или же социальные оковы норм и стереотипов.
В рамках выставки спецпроектом представлен фотопроект «Fetus» Алисы Косаревой.
Фотографии предоставлены автором Алисой Косаревой
В нем автор смещает фокус внимания с объекта искусства на самого художника. Мир тотальной инсталляции с авторскими высказываниями участников, имеет своё продолжение в зале, где каждый художник обнажает свое лицо и сам становится пристальным объектом изучения. В данном случае объект — художник погружен в белое чистое нематериальное пространство, где нет ничего лишнего — только он и его работа, и именно через личность автора максимально раскрывается и сам объект искусства. Эти портреты, созданные Алисой Косаревой оказывают помощь в понимании произведений и выставки в целом, а также сохраняют характер и индивидуальность каждого участника в отдельности. Представлено 23 постановочных портрета, созданных во время монтажа выставки в Москве в башне Дарвиновского музея и 11 онлайн портретов участников из других городов. В рамках проекта «Клетка» будет проходить специальная программа перформансов, экскурсий и дискуссий. Кураторы проекта: Наталия Михайлова (Дарвиновский музей) Александра Чурилова и Мария Ершова ( Артель Свободных Художников). Выставка работает в Дарвинском музее до 20.09.20.
Листайте галерею >>>
Фотографии Марии Тихоновой, предоставлены куратором Александрой Чуриловой
01.07.20 Выставкой «Победы! Большие и маленькие» дан старт проекту уличных фотовыставок «Когда деревья были большими», организованному силами Галереи Люмьер и девелоперской компании Донстрой. Проект состоит из четырех уличных фотовыставок, сменяющих одна другую, в его основу легли работы авторов, вошедших в «Антологию русской фотографии XX века. Фото 60-70-х». Фотографы того времени стремились к чистому репортажу, отказываясь от постановки, пафоса и торжественности, свойственных фотографии прежних лет. В выставку вошли работы таких классиков советской фотографии как Владимир Лагранж, Яков Халип, Михаил Литвинский, Юрий Абрамочкин, Василий Куняев, Нина Свиридова и Дмитрий Воздвиженский. Выставка посвящена периоду, когда впервые в советской фотографии появился интерес к человеку с его частными переживаниями, эмоциями и маленькими, личными победами. Всего в рамках выставки представлено 40 работ фотографического наследия СССР. Выставка проходит на территории городского парка «Зеленая река», в районе Лефортово рядом со станциями «Площадь Ильича» и «Авиамоторная». В парке работы фотовыставки «Победы! Большие и маленькие» можно увидеть до 20.08.20.
Листайте галерею >>>
Фотографии предоставлены галереей Люмьер
01.07.20. Галерея Iragui представила в Москве проект Георгия Литичевского — комикс «Разум цветов», который был создан для участия в ярмарке Art Brussels в 2019 году. Источником вдохновения для Георгия послужил текст бельгийского писателя Мориса Метерлинка «Разум цветов», крайне популярный в начале прошлого века, но в наши дни известный только среди специалистов.
В проекте сталкиваются фигуры Метерлинка, известного как автор «Синей птицы», и Антона Чехова, русского писателя и драматурга, который при всём различии творческого метода и мировоззрения, был активным пропагандистом творчества бельгийского коллеги в России, особенно на русской театральной сцене. Георгий Литичевский: «Происходит диффузия чеховских и метерлинковских текстов. Выполненный в синих тонах гжельского фарфора комикс на ткани превращает Чайку (из одноимённой пьесы Чехова) и Синюю птицу в одно существо, вроде синего Феникса, вступающую в дискуссию-диалог с разумными цветами. В ходе дискуссии-диалога вновь актуализируются проблемы, поставленные двумя литераторами — от мировой цивилизации на перепутье до эволюции и экологии, а также их пьесы и эссе интерпретируются как трактаты по эстетике и художественные манифесты, созвучные проблематике современного искусства.
Комикс дополнен вертикальными работами на ткани, содержащими цитаты из трактатов Метерлинка, изображения цветов и его портрет». Выставка открыта для посещения до 14.07.20.
Листайте галерею >>>
Фотографии предоставлены галереей Iragui
01.07.20. Галерея Электрозавод представила выставку Ростана Тавасиева «Проектирование планетарных туманностей». Планетарные туманности – одни из самых эффектных объектов в пространстве. Лишь на короткий̆, по космическим масштабам, миг, распускается лепестками сброшенной звездной оболочки мерцающее в свете умирающей̆ звезды облако остывающей̆ плазмы, что в человеческом восприятии подобно роскоши цветка. И наше воображение ищет и находит в его многосложных, изысканных формах самые поэтичные образы. Рождаются фантазии о том, какими станут планетарные туманности, когда мы сможем воздействовать на процесс их формирования. Особые возможности открываются художнику при работе с планетарной туманностью. На выставке представлены проекты планетарных туманностей как для Северного, так и для Южного полушария неба. Выставка работает до 08.07.20.
Листайте галерею >>>
Фотографии предоставлены автором
02.07.20. В галерее «Пересветов переулок» Объединения «Выставочные залы Москвы» открылась выставка «Другие. И другие» Владимира Соловьева, художника из Санкт-Петербурга, бывшего участника группы «Митьки». Открытие прошло в формате инстаграм-эфира на странице галереи: https://www.instagram.com/peresvetov.gallery В экспозиции представлены разные работы художника, но ее основу формирует серия живописных работ «Другие». Художник покупает на блошиных рынках разных стран фотографии конца 19 — начала 20 века и переписывает в своей манере их героев — уже никому не известных людей.
Владимир Сольвьев: «Я приобретал фотографии только по одному принципу — «мне нравится», поэтому такой разброс времен и стран. Там есть персонажи страшные и смешные. Кому-то когда-то важные мужчины и женщины. Чьи-то матери, братья, друзья из прошлого. Они могли бы быть кем угодно — святыми или убийцами, гениями или круглыми дураками. По их изображениям можно лишь увлеченно гадать».
С 3 июля выставка открыта для посещения по электронным билетами, которые можно приобрести на сайте Объединения и посетители выставки сами смогут испытать на себе процесс превращения в «других». Сфотографировавшись на специально организованной площадке для коллективного и индивидуального фотографирования, они попадут в альбом, который, не имея никаких обозначений, перейдет в архив галереи и со временем превратится в альбом с фотографиями неизвестных людей. Выставка работает до 23.08.20.
Фотографии предоставлены галереей «Пересветов переулок»
02.07.20. Галерея «Ходынка» Объединения «Выставочные залы Москвы» представила групповую выставку «Освоение Пространств». Проект посвящен пережитому опыту самоизоляции и подготовлен Творческим Союзом художников России. Open call на участие в проекте проходил в течение мая 2020 года. На конкурс «Освоение Пространств» поступило более 300 заявок, около 1000 вещей. Для показа были отобраны проекты 47 художников самого широкого диапазона, от акварели до медиа-арта, нащупывающих очертания непривычного мира на карантине. На выставке экспонируются вместе работы как художников—любителей из небольших городов, так и выпускников школ современного искусства, традиционных графиков и живописцев. Кураторы: Арсений Штейнер, Елена Ковылина. Выставка доступна к просмотру со 2 июля. Перед визитом рекомендуем ознакомиться с информацией о покупке билетов online и временными правилами посещения Галереи: https://khodynka.art/. Выставка работает до 23.08.20.
Листайте галерею >>>
Фотографии предоставлены куратором Еленой Ковылиной
02.07.20. Новая Третьяковка представила выставку «Поколение XXI. Дар Владимира Смирнова и Константина Сорокина». Третьяковская галерея приступила к активному формированию коллекции современного искусства последних двух десятилетий. Основой фонда искусства 2000–2010-х годов станут более 100 произведений, переданных Галерее в дар Владимиром Смирновым и Константином Сорокиным. Дар сопровождается крупным пожертвованием для самостоятельных закупок музеем произведений современного искусства. Цель выставки, основанной на даре Владимира Смирнова и Константина Сорокина, — представить и проанализировать главные явления и идеи в российском искусстве последнего десятилетия. Передаваемая в дар коллекция отобрана совместно специалистами Фонда Владимира Смирнова и Константина Сорокина и Третьяковской галереи, она включает произведения живописи и графики, фотографии и видеоработы, объекты и инсталляции художников разных направлений. Основа коллекции — работы молодых, но уже состоявшихся авторов, которые начали свой путь в 2000-х годах. Кураторы: Игорь Волков, Ирина Горлова (Государственная Третьяковская галерея), Владимир Логутов (Фонд Владимира Смирнова и Константина Сорокина) Владимир Потапов. Выставка открыта для посещения в залах 39–42 и 63 Новой Третьяковки по 06.09.20.
Листайте галерею >>>
Фотографии Cabinet de l’Art
02.07.20. В мастерской художника в Башне Жолтовского в доме на Смоленской площади автор Олег Тыркин и куратор Михаил Сидлин представили выставку скульптур «День НЛО». Олег Тыркин хорошо известен как художник и скульптор в России и за рубежом. На Западе еще в 90-ые годы он выставлялся в едином пространстве с Ильёй Кабаковым, Владимиром Янкилевским, Владимиром Немухиным. Сегодня работы Олега Тыркина находятся в частных, корпоративных и музейных собраниях России, Германии, США, Швейцарии, Франции, Великобритании, Ирландии. Выставку можно посетить по согласованию с автором ufotyrkin2020@gmail.com
Листайте галерею >>>
Фотографии Михаила Сидлина
Блиц-интервью куратора, критика, исследователя фотографии, преподавателя Михаила Сидлина для Cabinet de l’art
ОЛЬГА: Михаил, в чем состоит идея проекта – выставки скульптур Олега Тыркина «День НЛО», который вы курируете?
МИХАИЛ: Саранча в Африке, лесные пожары в Австралии, БЛМ в Америке и ковид по всему миру. Чего нам не хватает? Только инопланетян.
Художник Олег Тыркин решил не ждать у моря погоды, а пригласить их к себе в студию. Галактические корабли приземлились на подоконниках Башни Жолтовского. А неземные существа высадились внутри неё.
2 июля – международный день НЛО. Так что летающие тарелки прилетели на свой праздник. 2 июля — дата «розуэльского инцидента»: тогда, в 1947 году в штате Нью-Мексико современная цивилизация впервые вступила в контакт с серыми человечками из дальнего космоса. В них, кстати, нет никакой загадки: они сделаны из дерева и покрыты тонким металлическим слоем.
ОЛЬГА: Вопрос в вам, как к опытному куратору — ваше отношение к бытующему мнению о возможности полного перевода общения с искусством в онлайн?
МИХАИЛ: Я как зритель уже побывал на спектакле для 10 человек, где актёры плотно соприкасаются со зрителями. Это впечатляет! Самоизоляция вызвала две противоположных тенденции: одна – полный переход в онлайн, а другая – закрытые события для узкого круга, офлайн. В мире современного искусства произойдёт возвращение к апт-арту, то есть квартирным выставкам. Не секрет, что для 90 процентов московских экспозиций важен только день вернисажа. Мы вывели квартирники на новый уровень, в буквальном смысле слова: на высоту Башни Жолтовского.
ОЛЬГА: Высказывается мнение, что после карантина основная масса выставок будет посвящена этой теме? Вы согласны? Может быть это вызовет эффект «застревания»?
МИХАИЛ: Моим первым побуждением как куратора было сделать выставку, посвящённую маскам. Но я усилием воли остановил себя, и просто устроил небольшой хэппенинг в масках ещё до начала самоизоляции, в «лишний» день, 29 февраля. Но общие места заразны больше, чем коронавирус, и, конечно, нас ждёт пандемия карантинных экспозиций.
Есть более тонкая взаимосвязь искусства с карантином. Это произведения, сделанные за два тревожных месяца социальной дистанции. Серия «НЛО» целиком произведена Олегом Тыркиным за время вынужденного затворничества в собственной мастерской.
ОЛЬГА: С Олегом Тыркиным вы дружите давно, сделали много проектов, выставок. Ближайшие планы, есть ли какой-то вызов/challenge, который вы бросили сами себе в плане новой темы проекта?
МИХАИЛ: Есть готовый проект, который мы должны были показать в галерее ГУМ-Red-Line в мае, но пока что коронавирус притормозил эти планы.
Каждый год между 3 и 7 июля Земля проходит афелий, то есть точку орбиты, наиболее удалённую от Солнца. В 2020 году афелий будет пройден 4 июля в 11 часов дня. Как только мы проскочим эту опасную точку, наступит время новых проектов.
02.07.20. Галерея ARTSTORY и Владимир Мигачев до 19 июля в галерее дополнительно к проходящему сейчас проекту «Пустота» представляют серия графических работ художника. Акция дает возможность друзьям галереи, начинающим коллекционерам, поклонникам творчества художника, пейзажи которого в разных проектах выставлялись в ARTSTORY за прошедшие почти уже 6 лет с момента основания галереи, познакомиться с графикой автора. Многие работы представленной графической серии были сделаны во время вынужденной самоизоляции и так и называются – «Весна 20/20». Другие – к примеру, серия «Пустыня», «Лето», «Балтика» или «Пережить весну» – датируются 2017-2019гг. и отправляют зрителя в новые путешествия, будь то пустыня Негев или средняя полоса России. Когда к своему «первому» открытию готовился проект «Пустота», Владимир Мигачев отметил, что мотив, который можно назвать «спасением через искусство», чрезвычайно важен для понимания всей выставки. Акция продлится до 19.07.20.
Листайте галерею >>>
Фотографии предоставлены галереей ARTSTORY
Автор | | Ольга Серегина,
арт-обозреватель