#Арт-обзор за неделю 23.01-30.01.20

 

Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.

Иван Тузов,»Сияние»

 

23.01.20 Галерея Jart представила проект Шарля Ксело «There is gas under the tundra».  Шарль Ксело на протяжении трех полярных зим фиксировал этапы освоения арктического газового месторождения на полуострове Ямал. Серия фоторабот поднимает острые актуальные проблемы важности сохранения окружающей среды и возрастающих потребностях в энергии, диктуемых развитием промышленности. Первозданная тундра сегодня иссечена шрамами трубопроводов с пылающими газовыми факелами. Вдоль пустынного побережья, проплывают танкеры и ледоколы. Удивительный, больше напоминающий внеземную цивилизацию мир из льда и металла на фотоработах – вот результат натиска нашей цивилизации на окружающую среду. Одновременно эти фоторепортажные снимки о судьбе нынешней цивилизации можно воспринимать как красивую, иногда абстрактную работу художника. Снимки неоглядных интерьеров и футуристических корпусов соседствуют с белым безмолвием полярных просторов и портретами ненецких оленеводов. В столь экстремальных условиях игра света и тени выглядит по-особенному. Выставка проходит при поддержке Французского института при посольстве Франции в России. Выставка продлится до 29.02.

 

Фотографии предоставлены Галереей Jart

 

24.01.20 В галерее ГУМ-Red-Line открылась выставка «Орлицкий против Тузова», представляющая опыт соперничества двух художников, Максима Орлицкого и Ивана Тузова, работающих в совершенно разных манерах и техниках. Максим Орлицкий работает с цветом как с материей. Для него важна форма картины, и он часто дробит одно произведение на несколько частей. Иван Тузов использует пикселизованное изображение, он — автор эпохи пост-Интернет, здесь восприятие ориентировано на мемы и иконки, задавая визуальную парадигму нашей эпохи. Подобны иероглифам символические структуры Тузова гротескны и ироничны. Старт выставке был дан в формате арт-баттла – нового типа перформанса. Выставка занимает два зала, в одном из которых размещены работы Максима Орлицкого, а в другом – Ивана Тузова. Созданные во время арт-баттла две работы после открытия постоянно экспонированы в галерее. Смонтированная видеозапись перформанса постоянно транслируется на галерейном экране до конца выставки. Куратор выставки – Михаил Сидлин. Кураторская экскурсия по выставке пройдет 31.01.20. Выставка работает до 04.02.20.

Фотографии предоставлены галереей ГУМ-Red-Line


25.01.20. В пространстве Iragui gallery Art Business Consulting group преставила проект Максима Илюхина и Ивана Курбакова «9 КАРТИН VAYA ADELANTE». В декабре 2019 года голландским лейблом Shimmering Moods Records был издан альбом «Vaya Adelante» музыкального проекта Ивана Курбакова mpala garoo, к которому Максим Илюхин сделал обложку и принял участие в записи как музыкант. Авторы выставки Максим Илюхин и Иван Курбаков представили расширенную версию этого проекта, в которой музыкальный альбом дополняется серией картин, керамикой и видеоинсталляцией. Выставка будет включать в себя несколько музыкальных событий, поэтические чтения и public talk на тему открытых и тайных арт-сообществ проходит. Работает выставка в галерее Iragui  по 11.02.20.  

Фотографии Cabinet de l’Art

26.01.20. Электротеатр Станиславский отметил первый юбилей – 5 лет. Одновременно с этим, в 2020 году исполняется 85 лет Оперно-драматической студии К.С. Станиславского и 105 лет со дня открытия электротеатра «Арс», находившегося в этом здании в начале XX века.

Помимо регулярно представляемых премьер спектаклей в Электрозоне за время существования театра прошло 550 уникальных мероприятий: лекций, дискуссий, встреч с деятелями современного театра, музыки и визуальных искусств, презентаций книг и журналов, кинопоказов.

К пятилетию открытия Электротеатра при поддержке Итальянского института культуры в Москве представлена выставка Марко Бравуры и Душаны Бравура «Сообщающиеся сосуды. Vasi comunicanti». Куратор выставки – Анна Маполис. Идея выставки родилась из области сближений эстетики и алхимического подхода художников, занимающихся актуализацией древнего мозаичного искусства в поле современного искусства. То, что они делают, лежит в пространстве эксперимента – именно той стратегии, которой придерживается и Электротеатр Станиславский, обогащая традицию театра новыми, экспериментальными формами и идеями. Марко Бравура и Душана Бравура алхимически сплавляют прошлое и настоящее, редимейды и мозаичную технологию, вдохновение, взятое из природы, и научные открытия. Современные итальянские художники много лет представляют равеннскую школы мозаики на мировой арт-сцене. Их работы созданы из маленьких фрагментов цветного стекла, из мраморных и керамических тессер, а также из множества других, доступных настоящему художнику мимолетных фрагментов.  Выставка работает в пространстве Электротеатра  до 03.03.20.

Фотографии предоставлены pr-службой Электротеатра Станиславский

 

27.01.20. Государственная Третьяковская галерея и компания Smart Art представили персональную выставку фотохудожника Сергея Сапожникова. Куратор: Мария Кьяра Ди Трапани. Сергей Сапожников занимается фотографией более 15 лет. Представленный проект выстроен в хронологическом порядке, как эволюция идей и практик с 2003 по 2018 год, работы объединены в целостную инсталляцию. Экспозиция составлена из работ, предоставленных меценатами и коллекционерами современного искусства. В состав выставки вошли работы из серий «Халабуда» (2006–2008), «Неоконченные виды» (2012), Total Picture (2014), The Drama Machine (2015), Dance (2018), а также новые произведения, посвященные городской среде, включая серию «Удивительный день» (2018), которая специально была создана для Европейской биеннале современного искусства Manifesta 12 в Палермо. Выставка работает по 29.03.20.

 

Wikipedia.com

28.01.20 В «Манеже» открылась выставка Сальвадора Дали «Магическое искусство». Экспозиция работ охватывает все периоды творчества Дали, в ней представлено более 180 произведений: живопись, рисунки, акварели и гравюры. Выставка будет сопровождаться разнообразной параллельной программой. Куратор – Монсе Агер. Работает выставка до 25.03.20. Подробнее о выставке в интервью Монсе Агер для Cabinet de lart.

 

28.01.20. Московский музей современного искусства и Школа современного искусства «Свободные мастерские» представили тотальную инсталляцию Анны Третьяковой «Метафлора» о способах равноправной коммуникации человека и природы. Выставка проходит в рамках Программы поддержки молодого искусства ММОМА. Анна Третьякова пытается показать хрупкость природы, а также иные способы ее прочтения и взаимодействия с ней. В выставку «Метафлора» вошли такие жанры как видео, перформанс, фото, объекты и инсталляции автора. Куратор: Мария Булатова. Куратор программы поддержки молодого искусства ММОМА: Дарья Камышникова. Выставка работает по 15.03.20.

Фотографии предоставлены ММОМА

28.01.20 Галерея «Парк» Объединения «Выставочные залы Москвы» открыла выставочный проект «Чего хотят женщины», посвящённый темам XXI века, которые волнуют современных женщин-художников — как проблемы преобразования мира посредством искусства, так и вопросы, связанные с существованием женщины в обществе. Каждая героиня проекта рассматривает современный мир через призму личного творчества, своего собственного медиа (объект, видео, фотография, графика, инсталляция), представляя индивидуальные переживания, которые актуализируются с основными событиями в культуре, социуме и экологии XXI века. Куратор: Анастасия Козаченко-Стравинская. Участники проекта: Юлия Абзалтдинова, Алиса Гокоева, Елена Демидова, Анна Ефремова-Перекрестова, Елена Ковылина, Мария Лыкова, Александра Митлянская, Мария Смородина, Алла Урбан, Мария Чуйкова, Татьяна Шерстюк.  Выставка работает до 08.03.20.

Фотографии предоставлены галереей «Парк»

 

29.01.20 Галерея Jart представила новый проект Димы Горбунова «5-НТ»  (пять аш-тэ) — химическая формула вещества «серотонин». В этом проекте Дмитрий Горбунов занимается исследованием как биохимия в организме влияет на мысль, сознание и творчество, а значит — и искусство. Карл Маркс, Зигмунд Фрейд и Фридрих Ницше примерно одновременно отметили, что знание о мире, суждения и поступки человека не автономны, но зависят от «скрытых факторов»: классовой принадлежности, работы подсознания или воли к власти. Психоанализ впервые отчетливо показал, что психологическое и физическое здоровье напрямую связаны между собой. Но чем глубже развивается медицина, химия и смежные дисциплины, тем больше вопросов о связи сознания и тела возникает. В 1935 году Витторио Эрспамер впервые выделил неизвестный амин, впоследствии названный «серотонином». Помимо многих процессов, серотонин отвечает за хорошее настроение и чувства радости и счастья. На протяжении XX века ученые пытались научиться контролировать психологическое состояние человека химическими регуляторами, в какой-то мере, человек приблизился к разгадке того, как устроена сцепка «тело – сознание», где рождается мысль и идея, творчество и искусство, и какие факторы способствуют этому процессу. Вдохновляясь медицинским дискурсом, Дмитрий Горбунов создает свою живописную лабораторию, где микрочастицы взаимодействуют друг с другом, рождая настроение, эмоцию, новые формы, или — распадаются на «кирпичики» того, из чего в результате получается искусство. Эксперимент проходит как на выставке в реальном времени, так и в лаборатории Нейротренда, одного из стартапов Сколково.  

Фотографии предоставлены Галереей Jart 

 

29.01.20 В Музее современного искусства «Гараж» с участием директора Музея Антона Белова и кураторов прошла пресс-конференция, посвященная новым выставочным проектам:

•  выставка «“Мы храним наши белые сны”. Другой Восток и сверхчувственное познание в русском искусстве. 1905–1969» представляет работы, которые свидетельствуют о жизни, творчестве и личной трагедии людей, чьи авторские поиски были тесно связаны со «сверхчувственным» познанием мира, тайным знанием, закрытыми сообществами, мистическими практиками и часто исходом на советский Восток в поисках истины и лучшей доли. Цитата в названии — из стихотворения Андрея Белого «С. М. Соловьеву», 1901.

•  выставка Atelier E.B «Прохожий» — проект пограничного жанра, где музейные и магазинные витрины, архивные материалы по истории моды, этнографических музеев и всемирных выставок встречаются с поп-ап-магазином, где можно купить вещи марки Atelier E.B. 

•  инсталляция Моники Сосновской «Упражнения на конструкцию. Сгибание» переосмысляет достижения архитектуры ХХ века. В Атриуме Музея представлен парафраз знакового инженерного творения конструктивистской архитектуры СССР — многосекционной сетчато-гиперболоидной башни.

•  и представленный ранее проект: «Секретики: копание в советском андерграунде. 1966–1985». (читайте интервью Cabdelart с кураторами выставки по ссылке )

   

Проект «“Мы храним наши белые сны”. Другой Восток и сверхчувственное познание в русском искусстве. 1905–1969» стал результатом исследования, проведенного командой Музея «Гараж» совместно с художественным критиком Алексеем Улько (Самарканд) и художником Александрой Сухаревой (Москва/Дубна). Выставка, объединившая более 150 произведений искусства, различных артефактов и архивных свидетельств. Механика сохранения и распространения «тайного знания» во многом определяет структуру выставки, которая развивается в символическом повторяющемся цикле «расцвет–изгнание». Искусство, представленное на выставке живет как будто по краям, в стороне от свершений модернизма и советского радикального авангарда в частности, в сознательно тайном и невидимом режиме. Исследовательской команде удалось восстановить по уголовным делам и протоколам обыска несколько казавшихся полностью утраченными художественных биографий. Кураторы: Екатерина Иноземцева, Андрей Мизиано. Выставка работает до 10.05.20.

Виктор Черноволенко. Отшельники. 1965

 

Музей «Гараж» продолжает серию Garage Atrium Commission и в новом сезоне представляет скульптуру Моники Сосновской, представителя польского искусства, чьи методы сформировались к середине 2000-х.

Скульптурная инсталляция «Упражнения на конструкцию. Сгибание» — результат исследовательской поездки Моники в Россию, где ее очень заинтересовали инженерная виртуозность и визуальная простота сетчатых гиперболоидных конструкций Владимира Шухова. Объект Сосновской – это 24-метровая сетчатая конструкция весом около семи тонн, она согнута, опрокинута и втиснута в Атриум Музея. «Дискомфорт» конструкции художник нейтрализует тщательной покраской ее поверхности. Куратор: Анастасия Митюшина. В рамках публичной программы к выставке в начале февраля состоится public talk куратора проекта Анастасии Митюшиной и профессора Цюрихского университета и практикующего архитектора бюро 6a architecs Тома Эмерсона. В библиотеке Музея представлена подборка каталогов выставок Сосновской и книг о близких ее творчеству архитекторах и архитектурных явлениях. Инсталляция представлена в музее до 19.05.20.

Моника Сосновская. Башня. 2014 Фото: Женивьева Хэнсон Предоставлено художником, Фондом галереи Foksal, галереей Gisela Capitain, галереей Hauser & Wirth, галереей kurimanzutto, галереей The Modern Institute

Выставка Atelier E.B «Прохожий» — это результат двухлетнего исследования, в центре внимания которого находились те, кто стоит за богатой историей всемирных выставок и ярмарок XX века, легендарных универмагов, этнографических музеев и моды стран соцлагеря. Ключевыми пунктами взаимодействия между искусством, модой, дизайном и коммерцией здесь выступают фигура манекена и магазинная витрина, понимаемые как формы художественного выражения и симптомы культурных трансформаций. Хронология выставки многослойна: историческое исследование связывает искусство, дизайн и розничную торговлю, а серия работ современных художников, созданных специально для этого проекта, переосмысливает образ современного манекена. В пространстве выставки показана последняя коллекция одежды Jasperwear, выпущенная Atelier E.B. Ранее выставка демонстрировалась в Лондоне и в Париже. Каждая версия проекта организуется в диалоге с локальным контекстом. Авторы — дизайнер Бека Липскомб и художница Люси Маккензи, создавшие в 2007 году Atelier E.B (Ателье «Эдинбург —Брюссель»).  Кураторы проекта: Дарья Бобренко, Валентин Дьяконов, Оксана Полякова. Выставка работает до 10.05.20.

Вид экспозиции выставки
Atelier E.B «Прохожий» в
пространстве Lafayette
Anticipations, Париж. 2019
Фото: Пьер Антуан

Фотографии предоставлены Музеем современного искусства «Гараж»

Блиц-интервью Валентина Дьяконова, куратора Музея «Гараж», сокуратора выставки Atelier E.B «Прохожий»

ОЛЬГА: Валентин, в чем заключается основная идея выставки Atelier E.B «Прохожий» — с вашей точки зрения куратора, который принимал в этом проекте непосредственное участие?

ВАЛЕНТИН: На мой взгляд, идея довольно смелая и оригинальная, даже можно сказать визионерская. Она заключается в том, что дизайнер Бека Липскомб и художница Люси Маккензи путем сочетания новых работ, специально сделанных вещей, одежды своего лейбла и архивных материалов показывают нам, что между магазинной и музейной витриной намного меньше разницы, чем это принято считать и принято об этом говорить. Кажется, что музей — это какая-то отдельная история про публичное, образовательное и такое коммерчески-нейтральное пространство. Показывая, что и музейная витрина, и магазинная витрина происходят из одного общего истока, а именно, из всемирной выставки, художницы говорят, что не стоит сразу говорить о том, что музей и магазин  — это две противоположные истории. Для нас выставка интересна тем, что это довольно яркое и смелое заявление. Для Гаража это во многом констатация факта, потому что музейная и магазинная витрина для нас близкие вещи.

ОЛЬГА: Эта выставка до Гаража показывалась в Лондоне и Париже и была привязана к местной локации. А в Москве, в чем была роль Гаража и как трансформировалась эта выставка?

ВАЛЕНТИН: Еще до того, как была открыта первая версия выставки «Прохожий» в галерее «Серпентайн» в Лондоне, художницы приезжали к нам на так называемые полевые исследования — это наша грантовая программа, в рамках которой мы даем художникам, заинтересованным в изучении архивов и музеев, возможность провести исследования в России. Они приехали с темой советского ритейла, с темой ГУМа, ЦУМа — того, как в социалистической плановой экономике была устроена витрина.  Они провели исследование, и часть этого исследования показана наглядно на выставке. Во-первых, это специально сделанная работа, которая повторяет замечательный девайс из ГУМа, виртуально «примеряющий» разные ткани на разные силуэты платьев. Во-вторых, это документальный фильм с Лилей Орловой. Это культовый человек в истории советской и российской моды, один из первых главных редакторов журналов, посвященных исключительно моде уже в перестроечную эпоху. У нее большая коллекция. Часовой фильм, сделанный специально для выставки —  ее рассказ о своей коллекции советских журналов мод с 20-х, 30-x годов, а также про ее рабоче-творческую биографию, когда она сначала служила в «Работнице», а затем стала главным редактором журнала мод в 80-е годы. Эти две вещи Бека Липскомб и Люси Маккензи нашли благодаря нашему гранту и включили их именно в московскую версию выставки.

 

ОЛЬГА: В рамках выставки будет очень интересная публичная параллельная программа. На что бы вы посоветовали прийти, и чем это могло бы быть интересно гостям, посетителям Гаража?

ВАЛЕНТИН: У нас совершенно замечательные спикеры в этой параллельной программе — люди, которые углубленно сотрудничали с Atelier для создания их каталога и оказали на Atelier огромное влияние именно как исследователи мод. Это в первую очередь историк и куратор Эми де ла Хей, один из ведущих кураторов выставок о моде во всем мире. Также исследователь Марко Перкорари — он занимается удивительным жанром, который по-английски называется «эфемера» и «меморабилия» — он занимается историей печатной продукции вокруг модных показов. Он берет различные недели моды и посвященные им публикации, все эти шедевры полиграфического и скульптурного искусства, и показывает, как через них мода себя представляет и репрезентует. Я думаю, что это будет очень интересно всем. Другие пункты программы еще не подтверждены, но там могут оказаться как историки моды, так и художники-участники выставки.

ОЛЬГА: Эта программа будет анонсирована на сайте Гаража и она свободна для доступа по регистрации?

ВАЛЕНТИН: Как показывает опыт публичной программы к выставке «Ткань процветания», которая тоже состояла в основном из рассказов исследователей моды и fashion studies, то лучше регистрироваться сильно заранее, особенно на зарубежных спикеров.

ОЛЬГА: И последний вопрос: вы погружены в эту тему, вы курировали и выставку «Ткань процветания», с архивами Гаража вы прекрасно знакомы. Для вас самого эта выставка была интересна? Что нового вы почерпнули, курируя этот проект?

ВАЛЕНТИН: Я многому научился у художниц. Их сфера интереса — это действительно то, что лежит за общепринятой мейнстримной историей искусства. Манекен? — Да, я знаю, что такое манекен. Манекен — это Джорджо де Кирико, Макс Эрнст, Дали в какой-то степени. Это понятная сюрреалистическая тема, посвященная тому, как парижская витрина становится бешеной и превращается в набор фантазмов. Бека Липскомб и Люси Маккензи предлагают посмотреть на это с другой стороны. Сюрреалисты, строго говоря, были женоненавистниками. Давайте посмотрим на манекен с точки зрения того, как это делалось самими художницами для таких, как они сами. Это очень интересная, тотальная смена ракурса, которая всем нам полезна.

30.01.20. Галерея Открытый клуб представила выставку иллюстраций Владимир Панова (1931-2007). Владимир Панов — ученик замечательного мастера книги Бориса Дехтерёва. За годы работы в «Детгизе» и других московских издательствах Панов оформил более 150 книг. На выставке представлены листы, созданные в основном для произведений русских классиков, а также иллюстрации к детским сказкам и литературе для юношества.  Художественная манера Владимира Панова отличается динамичным композиционным построением и связью цвета с эмоцией. Иллюстрация — это квинтэссенция идеи главы, концентрированное воплощение замысла автора произведения.  Выставка работает по 11.02. 20.

Фотографии предоставлены Открытым клубом

 

Автор | | Ольга Серегина,
арт-обозреватель

Поделиться:

Подписка

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.