#Арт-обзор за неделю 22.10-29.10.20

 

 

Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.

Ксения Цыкунова. Из проекта Youtubiful. 2018–2019. Собрание MAMM.

22.10.20. Состоялось открытие нового пространства галереи Алины Пинской Alina Pinsky Gallery и презентация выставки «Четкие контуры». За произошедшим осенью ребрендингом и дебютом на Cosmoscow под новым именем галерея переехала с Трехгорной мануфактуры в новое помещение в центре Москвы, при этом Alina Pinsky Gallery сохраняет двойную специализацию — искусство и коллекционный дизайн, modern & contemporary. При этом расширяется круг художников, среди которых — как классики искусства второй половины XX века, так и молодые авторы. Абстракция остается приоритетом галереи, но не единственным направлением в живописи и скульптуре, которое будет представлено в ее стенах. Выставка «Четкие контуры», посвященная «русскому минимализму», — первый проект галереи в новом пространстве. На выставке представлены работы художников, начавших свой путь в 1960-1970-х годах — Михаила Чернышова, Игоря Шелковского, Юрия Злотникова, Франциско Инфанте, Нонны Горюновой, Владимира Андреенкова, Александра Юликова, Риммы Заневской.  Их объединяет приверженность геометрической абстракции, эксперименты с повторяющимися мотивами и формами, лаконизм художественных средств. «Это недоизученное явление. Поколение художников, активных в 1970-е, выдавало прогрессивные в мировом контексте вещи. И это при тогдашней изолированности от глобальных художественных процессов!  Понятно, что минимализма как отдельного течения в отечественном искусстве, как, например, в американском, не было, но были авторы, ощущавшие дух времени» — Алина Пинская. Со-куратор выставки: Ирина Горлова, руководитель отдела новейших течений Государственной Третьяковской галереи. К выставке готовится каталог с текстом Леонида Бажанова. Выставка работает до 05.12.20.         

Фотографии предоставлены пресс-службой галереи Alina Pinsky

 

22.10.20. ЦТИ «Фабрика» открыла новый проект художников Дениса Трусевича и Андрея Репрева «Гранж Оммаж», которые стали лауреатами программы «Фабричные мастерские. Сессия VII». «Красота – только в творениях литературы и искусства, преображающих мир и гармонизирующих хаос. Художник преображает мир, даже когда пишет с натуры…» Владимир Козаровецкий о проекте «Гранж Оммаж». Выставка работает в зале «Артхаус» до 15.11.20.

Фотографии предоставлены автором Денисом Трусевичем

 

26.10.20. В Государственном музее – культурном центре «Интеграция» им. Н.А. Островского Посольство Италии в России и Институт итальянской культуры в Москве представили выставку «Предел и бесконечность». В выставочном проекте-ретроспективе собраны работы Элиде Кабасси, от ранних фигуративных композиций и акварелей до абстрактной живописи — нового периода ее творчества. Работы Элиде принадлежат одновременно Италии и России – художник более 25 лет живет в России, ее имя хорошо известно критикам и собирателям, но выставки с участием работ Кабасси такая же редкость, как и само существование сегодня той живописной культуры, к которой она тяготеет. Ей подвластно почти буквально изображать тишину: отсутствие всякого шума и волнения; «тишину, как покой и как высшую гармонию, располагающую к слушанию, сосредоточению… поэтику тишины, которая открывает то, что не высказано и то, что невозможно высказать…» (профессор Витторио Страда). Элиде чувствует и умеет передать лаконизм русского пейзажа, белый цвет, березовые рощи, широкий отдаленный горизонт. «Культура и глубокая духовность – вот то, чем для меня так дорога эта страна… по праву была определена Мариной Цветаевой как “страна души”» —  Кабасси о своем видении и понимании России, — «…я строю образ больше через свет, чем через цвет; именно элемент света направляет и определяет мою живопись… Погруженность в итальянское и русское природное, художественное, культурное пространства дает мне уникальную возможность создать особенную живописную пространственность». В 2011 году Элиде создала художественную мастерскую – «Итальянскую Лабораторию искусства» – в московском детском доме «Наш дом». Дополнением к персональному выставочному проекту станет экспозиция учеников художницы – «Я рисую красоту». Специально к выставке Институт Итальянской Культуры совместно с Российской Академией Художеств подготовил издание с наиболее полным собранием работ художницы (ABCDesign, 2020). Куратор: Мария Гадас. Выставка работает до 22.11.20.

Фотографии предоставлены пресс-агентом

26.10.20. GRAUND SOLYANKA открыла фестивальный проект этого года «Демидова Фест 2020». «Демидова Фест 2020» проходит в рамках XV Международного фестиваля-школы современного искусства «Территория» при поддержке Департамента Культуры города Москвы.

Целью фестиваля-школы «Территория» всегда было объединение профессионалов театра, танца, изобразительного и музыкального искусства, и создание смотра, который познакомил бы зрителя с наиболее актуальным исполнительским искусством разных жанров. «Территория» уже пятнадцать лет открывает новые имена, представляет зрителю классику авангарда и экспериментирует с формой. Программа фестиваля представлена на сайте www.territoryfest.com  

«Демидова Фест 2020» — масштабный фестиваль, включающий большую экспозицию и целый ряд мероприятий, посвященных актрисе: спектакли, книжные презентации, встречи и обсуждения. Цель проекта — не только рассказать об уникальном художественном методе актрисы, но и обозначить ее роль в истории искусства нашей страны. Фестиваль состоит из двух частей: экспозиции и мероприятий. Экспозиционная часть складывается из трех объемных site-specific инсталляций: «Демидова. Голос», «Демидова. Дом», «Демидова. Жест». «Демидова. Голос» — тотальная свето-звуковая инсталляция в правом крыле ГРАУНДА. Автор идеи, художник-постановщик: Катя Бочавар. Художник по свету: Ксения Ланикина. Звукорежиссеры: Константин Познеков, Михаил Фатеев. Это пример художественного междисциплинарного антитеатра (ХМАТ) – театра, отказывающегося от законов драматургии. Катя Бочавар использует для его создания 5  звуковых фрагментов спектаклей с участием Демидовой: «Демон» режиссера Кирилла Серебренникова и композитора Алексея Сюмака, «Старик и море» режиссера Анатолия Васильева и композитора Владимира Мартынова, «Носферату» режиссера Теодоруса Терзополуса и композитора Дмитрия Курляндского, «Реквием» режиссера Кирилла Серебренникова и композитора Алексея Сюмака, «Ахматова. Поэма без героя» режиссеров Аллы Демидовой и Кирилла Серебренникова и композитора Александра Болдачева.

«Демидова. Дом» в левом крыле ГРАУНДа представляет собой тематическую выставку.  Здесь представлены личные вещи актрисы. Алла Сергеевна приняла непосредственное участие в создании экспозиции — сама отбирала предметы и записывала короткие видео-аннотации к каждому экспонату. Тут есть предметы, принадлежавшие Пушкину, Параджанову, Ахматовой, и театральные реликвии. «Демидова. Жест» на втором этаже галереи – это объемная аудио-видео инсталляция. Автор идеи и видеохудожник Илья Шагалов и хореограф Анна Абалихина, в своей работе исследуют уникальную пластику актрисы, магию ее рук, опираясь на видеозаписи выступлений Демидовой. Мелодика голоса актрисы легла в основу музыкального произведения: композитор Дмитрий Курляндский и саунд-артист Олег Макаров соединили изображение рук Демидовой с многоканальной звуковой инсталляцией.

29.10.20 в  20:00 состоится презентация книги Сергея Николаевича «АЛЛА ДЕМИДОВА P.S. ПОРТРЕТ АКТРИСЫ» (издательство «АСТ»), в ноябре будут показаны кинофильмы и видеозаписи спектаклей с участием Аллы Демидовой. 20.11.20 – премьера спектакля «Демидова отражение».  Программа всех событий «Демидова Фест 2020» — спектаклей, лекций, показов фильмов, встреч и бесед — на сайте галереи «ГРАУНД Солянка». Совместный проект фестиваля «Территория», Галереи-мастерской ГРАУНД Солянка, Издательства АСТ и интеллектуального клуба «418» открыт для посещения до 27.11.20.


 Фотографии Cabinet de l’art

 

27.10.20. BIS ART GALLERY представила выставку Евгения и Полины Заремба «Живописная дивергенция». Дивергенция в биологическом контексте – это расхождение признаков и свойств у первоначально близких групп организмов в ходе эволюции: результат обитания в разных условиях. Живопись Полины, поначалу кажущаяся унаследованной от родителя, в конце концов, расходится с отцовской, она адаптировалась под реалии жизни  художницы и ее восприятия мира, превратившись в итоге в самостоятельную цельную единицу. Отец и дочь Заремба приверженцы абстрактной и полуабстрактной живописи. Полины Заремба: «Абстракция – это своеобразное освобождение от случайностей, обмен энергией с телами, землей. Выход из абстрактной и полуабстрактной живописи невозможен, один раз попробовав, затягивает на всю жизнь, можно приблизиться больше к реальности, но всегда тянет написать потусторонние миры, свои собственные через неясный образ и без суеты обывательского мира». Для обоих художников живопись – это процесс явления фантазийных образов, акт самоутверждения и прямая проекция интуиции. С точки зрения техники у Заремба отца более тонкий мазок, цвет у него зачастую более приглушенный и структурированный. Благодаря структурированности создается ощущение пограничности мира, а на границе происходит важное, появляется живое. Творчество Евгения всегда было связано с природными формами, с переосмыслением мироустройства, интуитивным и спокойным погружением. У Полины интуитивное отражение действительности более чувственное, более эмоциональное. В отличие то отца Полина меньше рассуждает, а больше эмоционально повествует. Фактурные мазки динамичны и сильны, подтверждая наличие бодрости и силы духа, без которой, по мнению художницы, абстракция будет пустой. В итоге два художника —  это одна семью и разные темпераменты: Полина более эмоциональна, Евгений спокоен и рассудителен. Объединяет их движение вперед и любовь к жизни. Выставка работает до 03.11.20.

Фотографии предоставлены BIS ART GALLERY

27.10.20. В пространстве Фонда Владимира Смирнова и Константина Сорокина открылась персональная выставка художника Романа Минаева «Лучше уже не будет!». Выставочный Романа Минаева мотивирован стремлением автора расширить практику работы с разного рода случайностями, к которым главным образом относятся методы генеративного искусства. Колонизируемой территорией стало чужое и ненужное живописное творчество. Речь идет о предметах из разных профессиональных, национальных и других контекстов. Иногда их происхождение может быть неизвестно или забыто. Каждая работа уникальна и мотивирует к совершению не всегда предсказуемых действий. Даже в том случае, когда от первоначальной работы уже не осталось и следа, она все же была изначальным инициатором того, что на ней оказалось изображено впоследствии. Не любой результат можно считать удовлетворительным, а любое состояние может быть рассмотрено как промежуточный этап. Метод этот довольно прост, все возможные варианты апроприации от Дюшана с усиками Мона Лизы до Бренера со знаком доллара на картине Малевича уже были разыграны, и придется признать, что любая каляка-маляка на чужой работе может довольно быстро стать убедительным тому примером. Но идея проекта в другом. Работа с чужим и ненужным требует превозмочь себя и пересмотреть отработанные веками критерии качества. В стремлении частичного или полного использования опыта другого этот процесс оборачивается испытанием на толерантность. Выставка работает до 31.10.20.

Фотографии Cabinet de l’art

 

29.10.20. В рамках «Фотобиеннале-2020» Мультимедиа Арт Музей представил выставку легендарного календаря Pirelli. Автором 47-го выпуска Календаря стал звездный итальянский фотограф Паоло Роверси. Размышляя над концепцией нового календаря Паоло Роверси искал простую и сильную историю о любви, неразрывно связанную с Италией. Идеальным воплощением этой идеи стала великая драма Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта». Съемки проходили в Вероне, на родине персонажей «Ромео и Джульетты», а также в Париже, в котором более 40 лет живет фотограф. «Я искал чистую душу, полную невинности, силы, красоты, нежности и смелости. Я увидел ее в глазах, жестах и словах Эммы и Яры, Индии и Миа. В улыбках и слезах Кристен и Клэр. В голосах и песнях Крис и Росалии и в невинности Стеллы. Потому что в каждой женщине скрыта Джульетта, и я никогда не перестану ее искать», – Паоло Роверси. Главными героинями проекта стали звезды современного кино, музыки и искусства: Клэр Фой, Эмма Уотсон, Кристен Стюарт, Миа Гот, Крис Ли, Индиа Мур, Росалия, Стелла Роверси и Яра Шахиди.  Выставка работает до 21.02.21.

Фотографии предоставлены пресс-службой ММАМ

29.10.20. Мультимедиа Арт Музей в рамках программы «ШР в МАММ» представил проект «Ютьюбифул» современного фотографа Ксении Цыкуновой, выпускницы Школы Родченко. Куратор: Мария Лаврова. В своей дипломной работе художница анализирует феномен платформы Youtube и видеоблогинга, который за несколько лет из способа коммуникации превратился во влиятельную индустрию, трансформировавшую наше привычное представление о приватном и публичном пространствах. Количество контента растет, мы часто воспринимаем его как информационный шум, заменяя настоящее общение и эмпатию привычным скроллингом ленты. Человек в контексте big data (больших данных) приравнивается к числу — лайку, аккаунту или транзакции. Художница решила остановить информационный поток, нажать на паузу и уделить человеку на экране больше внимания. В инсталляции «Ютьюбифул» представлены скриншоты из видеороликов, с авторами которых Цыкунова предлагает вступить в зрительный диалог. Цыкунова исследует тонкую грань между вожделенной свободой самовыражения и необходимостью создания провокационного контента ради большего количества просмотров и комментариев. Зависимость от реакций аудитории приводит к тому, что уже ни зритель, ни сам блогер не могут с уверенностью отличить неподдельные эмоции от проявлений напускной искренности. «Ровно в тот момент, когда органичное желание высказаться превращается в обязанность регулярно производить контент и удивлять подписчиков, свобода трансформируется в несвободу, и утопия оборачивается антиутопией», — Ксения Цыкунова.  Выставка работает до 22.11.20.

Фотографии предоставлены пресс-службой ММАМ

29.10.20. Мультимедиа Арт Музей в рамках программы «ШР в МАММ» представил выставку «Нелепое равновесие» Артёма Голощапова, выпускника Школы Родченко, номинанта премии «Инновация» (2019) и премии им. Сергея Курёхина (2020). Куратор: Мария Лаврова. Работа Артёма Голощапова посвящена состоянию не артикулированной, но нарастающей тревоги, связанной с непредсказуемостью развития интернет-платформ. Артем Голощапов: «за последние 10 лет мы получили столько же знаний, сколько за все предыдущее время, достигли максимального уровня комфорта, но абсолютно не умеем прогнозировать свое будущее и возможные риски. В то же время за комфорт приходится непропорционально много платить — своими данными и приватностью. Непрозрачность сетевых механизмов распределения благ и контроля (surveillance capitalism или „капитализм слежки“) приводит к массовым когнитивным искажениям и фрагментарному восприятию мира, радикальным проявлением которых является конспирология». Проект «Нелепое равновесие» возник в 2019 году, еще до начала распространении COVID-19. Однако оказался удивительно пророческим в контексте пандемии, когда мир захлестнула волна конспирологических теорий о происхождении коронавируса. Паранойя в обществе достигла такой степени, что ЮНЕСКО и Всемирная организация здравоохранения объявили о возникновении «массовой инфодемии» — параллельной пандемии опасной дезинформации и слухов в виде теорий заговоров, которая представляет непосредственную угрозу для человечества. Главным источником распространения «вируса инфодемии» стали социальные сети: Telegram- и Youtube-каналы, Instagram-блоги и другие соцмедиа, производящие медиавирусы в эпоху постправды, «заражая» пользователей непроверенной или заведомо недостоверной информацией и способствуя нарастающей панике. Выставка работает до 13.12.20.

Фотографии предоставлены пресс-службой ММАМ

29.10.20. Центр фотографии имени братьев Люмьер представил первую в Москве выставку Роба Вудкокса «Природные связи». В своих фотографиях Вудкокс создает сюрреалистические композиции из человеческих фигур, органично вписывая их в окружающие пейзажи. Куратор выставки Катерина Ильина: «…каждая его работа – это попытка переосмыслить гармоничное сосуществование человечества с окружающей средой и природой. Роб Вудкокс вдохновляется культурами разных стран, находит красоту в геометрической архитектуре и природных ландшафтах». Автор работает с танцорами, чтобы при помощи фотографии создавать поразительные образы и композиции, используя застывшие в движении человеческие тела как идеальную геометрию. На выставке в Центре фотографии представлены самые яркие работы автора из разных серий и периодов творчества. Все они объединены одной темой – связи природы и человека. В выставку также входит новая серия работ, созданная в период пандемии в 2020 году.  «Вирус может распространяться быстро, но также быстро могут распространяться любовь, доброта или знание. Я знаю, что для многих это пугающие времена… но давайте не забывать, что у нас есть возможность выбора каждый день…», –Роб Вудкокс. В 2020 году была издана фотографическая книга с работами Вудкокса «Bodies Of Light», которая охватывает более 10 лет творчества автора. Наталья Григорьева-Литвинская, шеф-куратор Центра фотографии: «Работы Роба Вудкокса как никогда актуальны. Наш мир стал очень хрупким…Воплощение свободы, воплощение природы жизни, единство человека с природой и окружающим миром. Солидарность людей вне зависимости от расы, от гендерных ролей. Человек в его работе становится анонимен. Сексуальность в работах Роба переходит в область абстракции». Выставка работает до 29.01.21.

Фотографии предоставлены пресс-службой Центра фотографии имени братьев Люмьер

 

Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель

 

 

Поделиться:

Подписка

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.