Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.
Фото: Иван Новиков-Двинский.
01.09.20. Московский музей современного искусства в Образовательном Центре ММОМА в рамках параллельной программы VII Московской международной биеннале молодого искусства представил выставку «Маточкин шар ** Пролив компаса», которая продолжает серию проектов в рамках программы «Коллекция. Точка обзора» и сфокусирована на исследовании и показе произведений из собрания Московского музея современного искусства. Каждая из предыдущих экспозиций демонстрировала уникальный метод работы с фондами музея: от концептуального до формального. Название выставки, отсылая к проливу между северным и южным островами Новой Земли, служит метафорой проекта, который осмысляет две оптики или трактовки понятия нового. Кураторы оттолкнулись от образа освоения неизвестных территорий, с которым риторически связана Московская молодежная биеннале и с которым ассоциируется процесс изучения музейной коллекции. Выставка становится terra incognita, история которой получает два прочтения: экспозиция «Маточкин шар *», реализованная на 4 этаже Образовательного центра, обращается к фантастическим сюжетам, в то время как «* Пролив компаса» на 3 этаже – это размышление о практиках осмысления образа монумента.
На выставке представлены работы Николая Андронова, Германа Виноградова, Антона Гинзбурга, Ивана Горшкова, Дебеша Госвами, Ренато Гуттузо, Елены Елагиной, Владислава Мамышева-Монро, Николая Кошкина, Павла Пепперштейна, Виктора Пивоварова, Андрея Ройтера, Татьяны Сельвинской, Андрея Филиппова и др. Кураторы: Диана Джангвеладзе, Мария Доронина. Выставка работает в Образовательном Центре ММОМА на Ермолаевском до 15.11.20.
Листайте галерею >>>
Фотографии предоставлены PR–службой MMOMA
Фото: Иван Новиков-Двинский.
02.09.20. В Музее АРТ4 открылась выставка петербургского современного искусства «Невский экспресс». Куратор Александр Цикаришвили, один из основателей художественной группы «Север-7», объединил в своем проекте художников, архитекторов, теоретиков искусства и близких по духу, чтобы создать коммунальную квартиру будущего. В своем проекте Александр Цикаришвили показывает обособленное петербургское художественное сообщество с характерной для него манифестацией личной и творческой свободы. В работах участников представлено их собственное прочтение актуальных тем современности. Индивидуальное мифотворчество авторов укладывается в создание тотальной инсталляции испытываемых переживаниях о потерянных сценариях будущего, выстроенных на ощущениях от исторического опыта. Неявные воспоминания о постсоветском периоде созвучны сегодняшнему времени, наполнены предчувствием высвобождения накопленной силы. Участники: Greht, Анна Андржиевская, Пётр Дьяков, Надежда Горохова, Дмитрий Жеравов, Вадим Кондаков, Вадим Михайлов, Алексей Мишенёв, Семён Мотолянец, Илья Овсянников, Андрей Рудьев, Алексей Сахнов, Владимир Смирнов-Лило, Алёна Терешко, Валентин Трусов, Антонина Фатхуллина, Нестор Харченко, Лиза Цикаришвили, Александр Цикаришвили, Иван Чемакин, Татьяна Черномордова, Виктор Юльев. Выставка работает до 16.10.89.
Фотографии предоставлены Музеем АРТ4
02.09.20. Музей Москвы открыл выставки «Письмо. 75 слов о войне» и «Борис и Ольга Игнатович. Два лица войны», приуроченные к 75-летию Победы. Превью экспозиций стали онлайн-проекты, доступные с 7 мая 2020 года.
Выставка «Письмо. 75 слов о войне» рассказывает об одной из главных трагедий прошлого столетия через свидетельства очевидцев: фронтовую переписку, личные записи и воспоминания москвичей. Для экспозиции собрано более 90 писем. На их основе создан спектакль, который будет разыгрываться в выставочном пространстве каждое воскресенье в 15:00 и в 17:00 в течение всего периода работы выставки — будут звучать голоса участников обороны Москвы и свидетелей первых минут Победы. Режиссер спектакля: Филипп Виноградов, сценограф: Алексей Трегубов. В постановке принимают участие студенты выпускного курса актерского и режиссерского факультетов Российского института театрального искусства — ГИТИС Мастерских народного артиста СССР Владимира Алексеевича Андреева и народного артиста Российской Федерации Леонида Ефимовича Хейфеца. Посетители начинают свой маршрут по выставке с тускло освещенного пространства, напоминающего поезд или бомбоубежище. Из колонок раздаются шорохи, скрежет карандаша по бумаге и голос актера, читающего письмо. Далее гости музея попадают в пространство, стилизованное под Москву 1941–1942 годов. Оно делится на разделы «Город» и «Война». В каждом из пространств актеры перевоплощаются в героев писем и зачитывают текст. Куратор: Ирина Карпачева. Выставка продлится до 08.11.20.
Листайте галерею >>>
«Борис и Ольга Игнатович. Два лица войны» показывает трагические события XX века глазами двух фотографов: Бориса и Ольги Игнатович, брата и сестры. Каждый из них по-своему запечатлел ужас войны и радость Победы. В экспозиции представлено около 200 снимков. Среди них — репортажи Бориса Игнатовича с Калининского фронта, его снимки из серии «Партизаны Брянщины», фото празднования 800-летия Москвы и портреты маршалов Победы. В части экспозиции, посвященной Ольге Игнатович — ее фотографии из Германии и освобожденной Польши, снимки из концлагерей Майданек и Освенцим, не выставлявшиеся ранее, документальные фотографии солдатского быта и фронтовых подвигов. Проект состоит из пяти разделов: «Герои Победы», «Дороги Войны», «Ужасы войны», «Освенцим», «После Победы. С надеждой в будущее». В финальной части - послевоенные фотографии Бориса и Ольги Игнатович, празднование 800-летия Москвы (экспонируются впервые); фотографии открытия восстановленных советскими солдатами мостов в городах Вена и Прага, снимки парадных шествий и траурных митингов в память о павших героях, сделанные лейтенантом Ольгой Игнатович во время ее службы при Центральной группе советских войск в 1945–1946 годах. Кураторы: Ирина Чмырева (Российская академия художеств), Ольга Быдзан, Владимир Самарин (Музей Москвы). Выставка работает до 08.11.20.
Листайте галерею >>>
Фотографии предоставлены PR-агентством «Бедуш & Маренникова»
02.09.20. Крокин Галерея представила на Винзаводе в «Бродильном цехе» выставку Константина Батынкова «Всюду жизнь». Это первая выставка из серии персональных проектов «ИГРЫ С КОНТЕКСТОМ». Позже в сентябре-октябре на Винзаводе Крокин галерея покажет работы Ольга Гороховой «Всюду жизнь» (22.09 -11.10.20) и Владимира Анзельма «Бесконечная история» (13.10 – 31.10.20). Проект «Игры с контекстом» — реплика персональных выставок Константина Батынкова, Ольги Гороховой, Владимира Анзельма, организованных Крокин галереей на своей площадке и в залах московских музеев. При безусловном отличии стилистики и художественной программы этих авторов, общим остаётся полнота художественного высказывания. В данном случае представлены знаковые и, в ряде случаев, знакомые произведения, показанные в ином содержательном контексте, в ином экспозиционном пространстве. Выставка «Всюду жизнь» работает до 20.09.20.
Фотографии предоставлены Крокин Галереей
03.09.20. ММОМА и Музей Вадима Сидура совместно с Фондом содействия развитию современного искусства Ruarts в рамках параллельной программы VII Московской молодежной биеннале современного искусства представили многочастный проект уличного художника 0331с «ПО ГОЛОВАМ». Кураторы: Катрин Борисов, Екатерина Новокшонова. В основе концепции выставки лежит идея исторической памяти, хранящейся в артефактах современного городского пространства. 0331с, как уличный художник, видит в объектах урбанистической среды не только носителей определенных функций, но и хранителей истории места, свидетелей разных эпох и фокусирует свое внимание на сложных переходах от временного к вечному, от сиюминутного к непрерывному.
История проекта началась с мимолетных карандашных набросков портретов случайных жителей города, которые 0331с делал на протяжении нескольких лет. В попытке увековечить память о них художник с помощью скарпеля и молотка высекает созданные им сиюминутные зарисовки в «вечном» материале габбро-диабазе. Молниеносное движение руки по бумаге блокнота превращается в многочасовое высекание все тех же линий в граните. Таким образом недолговечное искусство граффити обретает вневременной характер.
Выложенные на полу в пространстве ММОМА на Гоголевском бульваре, 293 портрета на брусчатке формируют коллективный образ «немых» свидетелей истории и повседневное, по сути, незамеченное прохождение «по головам».
Желая напомнить о неизбежном забвении, 0331с обращается к технике литографии и создает собрание эстампов, отпечатков с каждого из камней. Выполненные на тончайшей рисовой бумаге, эстампажи взмывают под потолок Музея Сидура в попытке преодолеть конечность человеческой памяти. Истинное бессмертие и нетленность они обретают в гранитных шкатулках. Символическое погребение в вечности сопровождается музыкальным произведением «Марш тишины», созданным саунд-художниками Глебом Глонти и Михаилом Мясоедовым специально для выставки. Характерной особенностью индивидуального стиля 0331с является использование огня, копоти и огнетушителя (огнетушитель 0331с) как инструментов. Также художник работает с найденными на улице камнями, высекая на них с помощью скарпеля граффити и создавая небольшие скульптуры.
Листайте галерею >>>
Фотографии предоставлены pr –службой MMOMA и Ruarts Foundation
03.09.20. Центр фотографии имени братьев Люмьер и фонд Still Art представили юбилейную выставку главного архитектурного фотографа столицы Наума Грановского к 110-летию автора. Открытие юбилейной выставки сопровождается изданием новой монографии автора «Наум Грановский 1920 – 1980» и запуском сайта фонда Наума Грановского. Новая выставка – это большой ретроспективный проект, объединяющий знаменитые фотографии старой Москвы 20-х годов и сталинского периода, а также менее известные работы, созданные Грановским в эпоху советского модернизма. Более ста работ автора, представленных на выставке, показывают, как менялась столица и развивалась советская архитектура на протяжении шестидесяти лет. Выставка представлена в двух залах Центра фотографии: первая часть проекта состоит из оригинальных авторских отпечатков из коллекции Галереи Люмьер, вторая часть – из непоказанных фотографий эпохи архитектуры советского модернизма 50-х – 80-х годов.
Монография «Наум Грановский 1920 – 1980» представлена организаторами выставки в день открытия. Она раскрывает, как менялся облик Москвы от 20-х к 80-м годам. Альбом состоит из 250 работ автора и открывается вступительными статьями основателя Галереи Люмьер Натальи Григорьевой-Литвинской, директора Музея архитектуры имени А. В. Щусева Елизаветы Лихачевой и учредителя фонда Still Art Елены Карисаловой. Дизайн книги разработал графический дизайнер Евгений Корнеев.
В рамках образовательной программы Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры имени А. В. Щусева, проведет экскурсии по выставке Наума Грановского.
Фонд Still Art совместно с Галереей Люмьер в ходе регионального просветительского проекта планирует показ выставки «Москва Наума Грановского 1920 – 1980» в разных городах России в 2020 — 2021 гг.
С момента основания в 2001 году Галерея Люмьер работает с фотографическим наследием Наума Грановского, а с 2017 года владеет фондом и авторскими правами на работы автора. Сейчас это около 400 отпечатков и 35 000 негативов. Результатом исследовательской работы стало создание сайта фонда Наума Грановского, объединившего знаменитые фотографии автора, признанные шедевры, участвовавшие в выставках разных лет, а также малоизвестные кадры, найденные в архиве за последние годы. Сегодня на сайте фонда представлено 500 культовых работ главного архитектурного фотографа столицы, а также снимки из его многочисленных поездок по городам СССР. Выставка работает до 31.10.20.
Листайте галерею >>>
Фотографии предоставлены PR-агентством «Бедуш & Маренникова»
03.09.20. Галерея «Пересветов переулок» Объединения «Выставочные залы Москвы» представила выставку «Пересветов переулок. Разбор архива», в которой архив галереи не только впервые открывается для зрителей, но и осознаётся как музейная коллекция. Это лишь первое прикосновение к истории места. Кураторы задались целью связаться со всеми художниками, взаимодействовавшими с галереей за её более чем 30-летнюю историю, дополнить архив фотоматериалами из частных коллекций и записать интервью с очевидцами. Этот исследовательский процесс продолжится и после закрытия выставки, а во время её работы к участию в нём приглашаются посетители. «Пересветов переулок», ранее — «Выставочный зал Пролетарского района», открылся в конце 1986 года. В начале этого года Михаил Горбачёв на XXVII съезде впервые поднял тему гласности. У неофициальных художников появилась возможность легально показывать своё искусство. Так «Пересветов переулок» стал первой официальной площадкой для знаменитого «Клуба авангардистов» (КЛАВА). С запроса на проведение выставки в этом зале и началась история художественного объединения. В разное время свои работы здесь показывали такие художники как Лев Кропивницкий, Авдей Тер-Оганьян, Свен Гундлах, Юрий Альберт, Ольга Чернышёва, Лариса Звездочетова, Дмитрий Цветков, Илья Китуп, Елена Елагина, Игорь Макаревич, Никита Алексеев, Виталий Ермолаев, Михаил Шемякин и многие другие. Но интересна история «Пересветова переулка» еще и тем, что это место как будто бы «никому не принадлежит». Сразу после авангардно-провокативной выставки могла идти выставка осеннего пейзажа, пуховых платков или лидера индуистской секты. В этом смысле, выставочный план «Пересветова переулка» — лакмусовая бумажка для реальности девяностых и нулевых годов.
Идея создания архивной выставки об истории «Пересветова переулка»: Дарья Серенко. Кураторы: Марта Цайх и Александра Киселёва. Выставка работает до 04.10.20.
Листайте галерею >>>
Фотографии предоставлены галереей «Пересветов переулок»
03.09.20. Галерея «Триумф» представила групповую выставку «Волна грёз»», объединяющую более 30 художников, которые исследовали в своих работах феномен сновидения. Сон — это явление одновременно культурное и ментальное. И несмотря на его обыденность и ритуализированность, сон продолжает вызывать интерес психологов, философов и сомнологов уже не одно столетие. Сновидения и их природа до сих пор вызывают большое количество вопросов, а их исследования богаты различными гипотезами, которые еще предстоит отвергнуть или подтвердить научным или иным способом. В разворачивающемся на выставке нарративе сон превращается в предмет художественного осмысления в многообразии собственных аспектов. Выставка «Волна грез» — это попытка проанализировать сновидения с художественной точки зрения и поразмышлять о том, как сны становятся источниками творческого вдохновения, новых художественных образов. Это постановка вопроса о том, как транслировать нематериальный мир сновидения художественным языком, как передать пограничные психические состояния через произведения искусства. Экспозиция устроена таким образом, чтобы передать зрителю те ощущения, которые обычно принадлежат миру снов. Пространство выставки становится той пограничной зоной, в которой объективная реальность утрачивает свою императивность, уступая место наваждению. Участники: AES+F, crocodilePOWER, Чарли Айсо, Кристина Аксентова, Анатолий Акуе, Анна Андржиевская, Даниил Антропов, Анка Ахалая, Кирилл Басалаев, Андрей Бергер, Александр Бродский, Александр Бродский-младший, Юлия Вирко, Евгения Воронова, Иззи Вуд, Дмитрий Гутов, Александр Дашевский, Владимир Карташов, Александра Кокачева, Виктория Кошелева, Максим Ксута, Ася Маракулина, Руслан Мартынов, Николай Онищенко, Александра Паперно, Рома Peeks, Хаим Сокол, Синий суп, Сергей Филатов, Ева Хелки, Катя Царева, Юнген Чон. Куратор: Полина Могилина. Выставка организована при поддержке фонда «Культурное пространство». Выставка работает до 27.09.20.
Листайте галерею >>>
Фотографии предоставлены галереей «Триумф»
Фотографии Cabinet de l’Art
Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель