Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.
20.06.19. Новый этап в деятельности Третьяковской галереи на Крымском валу начался с воплощения в жизнь в Западном крыле (бывшее пространство ЦДХ) масштабного междисциплинарного проекта «Свободный полет». «Свободный полет» организован московским Музеем AZ совместно с Третьяковской галереей. Проект посвящен творчеству Андрея Тарковского и художников-нонконформистов и представляет неофициальное искусство 1960–1980-х годов в контексте кинематографа выдающегося кинорежиссера. Экспозиция архитектурно разработана специально для залов Западного крыла Новой Третьяковки. Проект стал итогом большой работы Музея AZ, которую он проделал, создавая трилогию, посвященную режиссеру и художникам его времени, являясь самостоятельным проектом с новыми подходами к теме и новыми пластическими решениями.
Творчество Андрея Тарковского не только отражало духовные идеалы целого поколения, но и формировало шкалу художественных ценностей. Круг многих идей и образов оказался общим как для кинокартин Тарковского, так и для произведений художников-нонконформистов. «Свободный полет» построен на сложных ассоциациях и парадоксальных сопоставлениях кинообразов Андрея Тарковского с живописными, графическими и скульптурными работами знаковых российских художников второй половины ХХ века, а также с современным медиа- и видеоартом. Опорными элементами проекта, определившими его структуру, стали три фильма Андрея Тарковского: «Андрей Рублев», «Сталкер» и «Солярис». Всё пространство Западного крыла, более 3500 квадратных метров превращено в тотальную инсталляцию, где разместились около 70 произведений художников из коллекции Наталии Опалевой, среди которых Анатолий Зверев, Дмитрий Плавинский, Владимир Янкилевский, Франциско Инфанте, Юло Соостер, Эрнст Неизвестный. Новую видеоарт-композицию специально для выставки «Свободный полет» создал художник Платон Инфанте. В проекте задействовано 15 проекций и более 10 широкоформатных плазменных экранов, контент для которых создан медиахудожником Александром Долгиным. Также в экспозицию включены уникальные архивные документы, предоставленные фондом «Два Андрея», демонстрируется фильм Ираклия Квирикадзе «Новый полет на Солярис» — оммаж проекту и его героям. К открытию проекта подготовлены два издания: каталог на русском и английском языках, книга о фильмах Тарковского киноведа и критика Андрея Плахова, в рамках выставки работает музейный кинотеатр в Новой Третьяковке, в котором можно посмотреть фильмы Андрея Тарковского. Продюсер проекта — Наталия Опалева, куратор и автор проекта — Полина Лобачевская, художник-постановщик — Геннадий Синёв, медиахудожник — Александр Долгин. Выставка работает по 22.09.19.
Фото предоставлены пресс-службой Третьяковской галереи
23.06.19. В Новой Третьяковке прошел первый в России межмузейный фестиваль «Точка перемещения», посвященный теме вынужденной миграции и этнокультурного разнообразия. Организаторами фестиваля выступили Государственная Третьяковская галерея, Музей современного искусства «Гараж», Музей Москвы, некоммерческий проект «Школа языков соседей», Агентство ООН по делам беженцев и интеграционный центр для детей беженцев и мигрантов «Такие же дети». Фестиваль объединил музеи, профильные организации и людей с их личными историями для разговора о миграции. «Точка перемещения» проходит на трех главных музейных площадках города с 16 по 30 июня. Третьяковская галерея, Музей современного искусства «Гараж», Музей Москвы представляют свои программы лекций, дискуссий, мастер-классов, концертов и выставок. Особенность проекта «Точка перемещения» заключается в том, что тема миграции рассматривается не только в социальном и правовом аспектах, но и в художественном — на выставке-интервенции, интегрированной в постоянную экспозицию искусства ХХ — начала XXI века в Новой Третьяковке.
Центральным на выставке становится образ дома — утраченного и обретенного, существующего в нашем сердце и в глубине нашей памяти, определяющего нашу идентичность. На выставке наряду с 9 произведениями из постоянной экспозиции представлены 11 произведений из фондов, в том числе работы Александра Древина, Мартироса Сарьяна, Алексея Исупова, Мир Надира Зейналова. Завершают выставку работы современных художников Л.А. Тишкова и Х. Сокола из их личных коллекций, а также произведения, созданные группировкой «ЗИП» специально для фестиваля. В своих инсталляциях авторы рассуждают на темы утрат и разрушений, исхода и беженства, потерянного рая. Помимо открытия выставки, 23 июня в Новой Третьяковке прошли лекции, творческие мастер-классы, встречи с художниками, экскурсии по выставке, показ фильма в летнем кинотеатре и концерт во внутреннем дворе. Фестиваль «Точка перемещения» в Новой Третьяковке проходит при поддержке Фонда Ильи и Эмилии Кабаковых.
25.06.19. ASKERY GALLERY представила выставку «Inflow» Даниэля Закх, российского художника и скульптора, ученика Захи Хадид. Премьерная экспозиция включает три серии работ: «Inflow», «Inflow Vertical» и «Elastic Limit», в которых автор исследует границы между архитектурой, скульптурой и визуальными искусствами, выработав собственную технику создания произведений через компьютерное программирование. Название выставки «Inflow» (от английского in – в, внутри; и flow – поток, течение) отражает принцип формообразования скульптурных работ Даниэля Закх. В основе этого принципа – идея непрерывного воздействия невидимых потоков на исходную массу, которое ее меняет, проявляет её пространственный потенциал и раскрывает саму скульптуру. Выставка работает по 01.09.19.
Специально для Cabinet de l’art блиц-интервью Даниэля Закх
Ольга: Даниэль, как обычно проходит у вас творческий процесс – вы создаете работы для выставок проектами?
Даниэль: Я мыслю в формате скульптурных серий. Мне интересно создавать последовательность работ, объединённых одним подходом. Это позволяет создавать целостное пространство, погрузить зрителя в атмосферу.
Ольга: С чего началась работа над серией скульптур «INFLOW»?
Даниэль: Работа над Inflow началась с поиска метода формообразования. Мне было интересно воспроизвести процессы, которые происходят в природе, интерпретировать их по-новому и использовать в качестве сил, формирующих скульптурный объём.
Ольга: Создавая скульптуру, вы знаете на какой конечный результат хотите выйти и работаете, пока он не будет получен? или результат не задается заранее, а рождается в процессе работы?
Даниэль: Конечный результат мне никогда не известен заранее, он является следствием поиска. Экспериментируя с принципами и методами формообразования, я постепенно сужаю круг идей, которые хочу реализовать.
Ольга: Ваши работы предполагают вступление в диалог или это лично ваше высказывание?
Даниэль: Я не сторонник выписанных концепций, сопровождающих арт-объект. Мне хочется, чтобы зритель интуитивно понимал, о чем произведение и пытался самостоятельно сформулировать мнение о работе. У зрителя должно возникнуть желание начать взаимодействовать со скульптурой, прочувствовать её физически и интеллектуально.
Ольга: Работа в крупной корпорации не дает возможности заниматься художественным поиском — это понятно, но что-то положительное работа в такой престижной, но жестко структурированной корпорации вам дала?
Даниэль: Работа в Zaha Hadid Architects расширила моё представление о пространстве. Благодаря архитектурному прошлому я смотрю на пространство как на материю полную потенциала.
Ольга: Самые ближайшие планы и самая дерзкая творческая мечта?
Даниэль: В моих личных планах – работа и эксперименты с новыми материалами и идеями. Я также хочу продолжить работу по поиску новых методов формообразования, так как это центральная тема моего творчества. Возможно дерзость будет отражена в масштабе скульптуры, или пространстве, где она разместиться.
Фото представлены пресс-службой галереи коммуникационным агентством FPRBuro
26.06.19. Галерея MAXIM BOXER в Перелетном Кабаке представила выставку Нины Котел «Пролетая над разбитой вазой Йоко Оно». В 2007 году на 2-й Московской биеннале современного искусства Нина Котёл наблюдала за перформансом Йоко Оно. На сцену была вынесена большая ваза, которая была разбита на маленькие осколки. Их собрал для Нины ее муж, художник Владимир Сальников. Черепки эти хранились долгие годы среди других памятных и случайных вещей, образы которых и составили эту выставку.
Трепетное внимание Нины Котёл обращено не только к материальным качествам предметов, их поверхность и масштаб приобретают новые характеристики в рисунках. Часть их Нина подготовит в самом выставочном пространстве за несколько дней до открытия. Выставка работает до 21.07.19.
Фотографии предоставлены Галереей MAXIM BOXER
26.06.19. В Крокин галерее открылась новая выставка Александра Панкина «Геометрия имени». Проект развивает многолетнюю художественную программу взаимодействия науки и искусства, которые, по мнению автора, всегда существовали в едином пространстве культуры. Каждому произведению этой серии предшествует в небольшом объёме исследовательская работа — структурный анализ словосочетаний. Слово – это бинарная система, состоящая из определённого количества гласных и согласных звуков. Прежде чем стать словом, они формируются в слоги – важный элемент «словостроительства». Число названных элементов также имеет значение в этом процессе формообразования, согласно с тем, что слово, как и число, есть форма. Задача темы «Геометрия имени» — воплотить числовую реальность через художественную форму в пространстве искусства на примере не только имён знаковых исторических фигур, но и близких друзей, современных художников. Выставка работает до 21.07.19.
Фото предоставлены Крокин галерей
26.06.19. Музей «Гараж» представил масштабный выставочный проект «Грядущий мир: экология как новая политика. 2030–2100», который объединил исторические и новые произведения более 50 авторов из России и всего мира и занимает все пространство Музея. Проект обращен к будущему, которое находится в становлении и в котором экологическая повестка станет одним из ключевых политических вопросов. Обозначенный в названии выставки временной промежуток отсылает к двум датам из области научно-популярного знания и классики научной фантастики. Так, согласно многим прогнозам (в частности, известного эколога и демографа Пола Эрлиха) датой исчерпания мировых запасов нефти объявлен 2030 год. А 2100 годом известный писатель-фантаст Артур Кларк датировал в 1960-е возможность заселения человечеством других звездных миров и достижения бессмертия. Таким образом, выставка отсылает к непродолжительному периоду в будущем, когда людям придется смириться с тем, что «у нас нет другой планеты» (знаменитый слоган экологов «there’s no planet B») — вплоть до воображаемого момента, когда развитие технологий сделает колонизацию других миров возможной. Речь идет о спекулятивном будущем, хронологические рамки которого очерчены утратившими актуальность прогнозами и отражают всю «неустойчивость» нашего знания о нем. Отправной точкой становится «перформативное» понимание будущего, которое конструируется в настоящем времени и зависит от наших действий сейчас. «Грядущий мир» разворачивается вокруг двух тем — охраны окружающей среды и расширенного понимания экологии. Экология при этом понимается как непрерывное взаимодействие человека, неживой природы и других биологических видов, то есть перформативно, как «экология в действии». Первым проектом «Грядущего мира» станет премьерный показ шестиканальной видеоинсталляции Джона Акомфры «Пурпур» (15 июня — 17 ноября). Соединив архивные киноматериалы и новые съемки, сделанные на различных континентах, британский художник создал впечатляющую видеосагу о глобальном изменении климата и его последствиях для человечества и биоразнообразия планеты.
На выставке представлен ряд исторических работ, намечающих поворотные вехи во взаимоотношениях искусства и природы. Наряду с подлинными свидетельствами недавних антропогенных катастроф (серия «Черный прилив / Marea Negra» Алана Секулы) или преступными умолчаниями о них (инсталляция «Замедленный распад» Сюзан Шуппли) на выставке представлены проекты, созданные при участии животных как агентов новых отношений и новой парадигмы сосуществования природы, человека и нечеловеческих видов (Томас Сарасено, Хейден Фаулер), а также различные сценарии будущего, связанные с научными прогнозами и теориями.
Выставка организована в диалоге с художниками и активистами и переосмысляет в экологическом ключе саму выставочную практику. 14 работ будут созданы специально для выставки и 10 работ представляют собой новые версии существующих произведений. В рамках программы Garage Atrium Commissions в Атриуме Музея будет представлена новая работа китайского художника Хуан Юн Пина «Американская кухня и китайские тараканы. 1959–2019», отсылающая к знаменитым «кухонным дебатам» между Ричардом Никсоном и Никитой Хрущевым на открытии Американской национальной выставки в Москве в 1959 году. Среди масштабных иммерсивных инсталляций, представленных на «Грядущем мире», будут «Сад» Дага Эйткена, WIN><WIN группы Rimini Protokoll и работа «Вы не могли бы передать мне соль?» Анастасии Потемкиной. Инсталляция Ильи и Эмилии Кабаковых «Как встретить ангела», которая, согласно замыслу авторов, является неотъемлемой частью окружающего пейзажа, впервые показана в России.
»
На открытии «Грядущего мира» в рамках программы Garage Live состоялся сайт-специфик перформанс норвежской художницы Тури Вронес. Выставка организована Снежаной Кръстевой и Екатериной Лазаревой, кураторами Музея «Гараж».
Выставка «Грядущий мир: экология как новая политика. 2030–2100» организована при поддержке Посольства Австралии, Посольства Королевства Дании, Посольства Королевства Нидерландов, Посольства Королевства Норвегии и Французского Института при Посольстве Франции в России. Выставка развернет свою работу до 01.12.19.
26.06.19. Центр творческих индустрий «Фабрика» представил паблик-арт проект «Карта памяти» Марины Звягинцевой, известного российского художника, исследующего возможности объединения искусства и городской среды. История и пространственные линии успешно развивающегося московского арт-кластера «Фабрики» сделали его идеальной площадкой для проекта формата «site specific». «Карта памяти» — это тотальная инсталляция, созданная на асфальтовом покрытии в традиционных цветах «Фабрики» (белом и оранжевом) и перетекающая через все дворы бывшей московской фабрики от 1-й до 2-й проходной. По словам Марины Звягинцевой, «Карта памяти» — это микросхема-матрица, которая содержит культурные коды, наиболее значимые для пространства «Фабрики». Слова-символы, существующие внутри матрицы, подбирались коллективом ЦТИ по четырем направлениям: история, искусство, ценности, производство. Задача инсталляции – сделать зримым культурный слой территории, и одновременно взять на себя функции арт-навигации, в сложном, многослойном постиндустриальном пространстве. Директор ЦТИ «Фабрика» Ася Филиппова особо отмечает органично возникшую многомерность инсталляции, когда строения «Фабрики» становятся частью произведения искусства, а не превращается в технический фон.
Фото предоставлены Artinfo
26.06.19. Центр фотографии имени братьев Люмьер представил юбилейную выставку фотографий Александра Устинова, приуроченную к его 110-летию. «Власть и правда Александра Устинова» — это выставка человека-легенды, более 50 лет проработавшего в «Правде», ставшего олицетворением фоторепортажа того периода. Кураторы имели возможность воспользоваться его архивом, который сумела сохранить дочь Нинель Александровна Устинова. Основой экспозиции стали фотографии, которые не были приняты в своё время по многим причинам, фотографии, не предназначенные для публикации в тот период, но сделанные официальным фотографом, у которого был доступ к подобным сюжетам. «Это было осознанное решение – предоставить шанс молодым кураторам работать с архивом Устинова. Центр фотографии уже 20 лет профессионально занимается фотографией советского периода. Но посетители Центра, как и его команда, — люди уже других поколений, поэтому рассказывать о советской фотографии шаблонами, созданными в той же временной эпохе, давно нет никакого смысла», — говорит основатель и главный куратор Центра Наталья Григорьева-Литвинская.
Экспозицию дополняет документальный фильм «Как Хрущев сделал Америку» (2014), предоставленный автором фильма Артемом Чощихиным-Тоидзе и главным продюсером компании POINT DU JOUR (Франция) Люком Мартином-Гуссетом для проекта Центра фотографии имени братьев Люмьер. Выставка работает до 15.09.19.
Фото предоставлены Центром фотографии имени братьев Люмьер
27.06.19. В «Открытом клубе» открылась выставка одного из основоположников «сурового стиля» – Николая Андронова. Основу экспозиции составили рисунки разных лет. Николай Андронов — участник знаменитой выставки 1962 года, разгромленной Хрущёвым. Несмотря на опальную славу, в середине 70-х годов художник возглавлял секцию монументальной живописи МОСХа и много работал над оформлением архитектурных сооружений: принимал участие в росписи кинотеатра «Октябрь» и других проектах. Последние тридцать лет жизни Николай Андронов работал в таких жанрах, как пейзаж и портрет. Выставка работает 09.07.19.
Фото предоставлены «Открытым клубом».
27.06.19. В арт-пространстве Cube PA GALLERY представила персональную выставку молодого художника Адиля Аубекерова «Флора и Фауна». В своих работах художник стремится отразить внутренние состояния человека, пытаясь своими линиями проникнуть в самую суть его природы — сложную психологическую систему с внутренними законами существования. Работы раскрывают попытки автора разобраться в себе, представляя бесконечный путь поиска гармонии. Адиль пишет без набросков, создавая образы, совмещающие реальное и нереальное. На выставке представлены последние работы художника — его видение красоты: «Красота – это линия, это естественность, это флора и фауна». В день открытия выставки Адиль исполнил перформанс, раскрывающий процесс воплощения энергии его экспрессивной линии. Выставка работает до 26.07.19.
Фото предоставлены пресс-сдужбой арт-пространства Cube
27.06.19. В арт-пространстве Cube галерея «Культпроект» представила групповую выставку «Дихотомия или попытка разговора о главном». Участники: знаменитые нон-конформисты советской эпохи: семейно-художественный дуэт Ольги Булгаковой и Александра Ситникова, Татьяна Баданина и близкий конструктивизму художник Владимир Наседкин, автор памятника «Восставшие коммуникации» на Можайском Валу, – Кирилл Александров; сформировавшиеся в 90-е авторы: Петр Белый ¬ лауреат премии в области современного искусства «Инновация» и Хаим Сокол, номинант премии «Инновация». Концепция проекта понимается как разделение и выбор. Авторов интересуют модели, которые демонстрируют природу человеческой неопределенности. Человек часто стоит перед выбором, которого невозможно избежать: между добром и злом, между трусостью и смелостью, между предательством и подвигом, между остановкой в пути и бесконечным следованием к цели. Выставка работает до 27.07.19.
Фото предоставлены пресс-сдужбой арт-пространства Cube
27.06.19. В арт-пространстве Cube в галерее тиражного искусства «Cubed» открылась выставка «Please punk my comics heroes!» («Запанкуйте моих героев комиксов, пожалуйста!»). Куратор Донасьен де Рошамбо (французский аристократ, куратор и коллекционер комиксов) попросил настоящих панков, художников Сашу Егорова и Алексея Иорша преподнести 24 персонажа своих любимых комиксов под новым «панк»-соусом.
Фото предоставлены пресс-сдужбой арт-пространства Cube
27.06.19. В арт-пространстве Cube в галерее тиражного искусства «Cubed» представила выставку Андрея Макаревича и Аллы Решетниковой «Принцип красного». Художники решили отдать дань символизму красного цвета, напряжение и энергия которого привлекали творцов на протяжении всей истории искусств: от иконописи до абстракции. Ограниченная серия печатной графики в технике шелкографии, состоящая из двадцати листов, говорит об освобождении цвета и его чувственных возможностях. Совмещая в композиции красный с черным и белым художники вкладывают в свои работы символизм музыкального мира, где черный и белый — это клавиши музыкальных инструментов. Теме обоих проектов, представленных галереей Cubed созвучны. Обе выставки работают до 27.07.19.
Фото предоставлены пресс-сдужбой арт-пространства Cube
27.06.19. В арт-пространстве Cube NK Gallery представила серию живописных и графических работ Ивана Разумова. «Законы» игры и критический психоанализ лежат в основе художественного метода Ивана Разумова. На первый взгляд работы посвящены политическим и эротическим аспектам социальных, культурных, музыкальных и романтических игр, где Ивану удалось воссоединить провокативность и иронию с терапевтическим погружением в пространство давно забытых юношеских грез и исторически — культурных мифов. Постсоветские «травмы» и футуристические фантазии с фрагментами современной жизни формируют визуальный ряд художника, становятся предметом его эстетического созерцания.
Фото предоставлены NK Gallery
Автор | | Ольга Серегина, арт-обозреватель