Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.
Фото предоставлены ГУМ-RED-LUNE
18.04.19. В ГУМе на Красной площади состоялась пресс-конференция и торжественное открытие масштабной выставки современного искусства ГУМ-Red-Line. Участники проекта — 15 российских художников нашего времени, работающих в разных направлениях. Экспозиция представлена в рамках открытого фестиваля искусств «Черешневый лес». Выставка, объединенная темой «Одна семья», возникла из художественного проекта «Современное искусство на обложке BoscoMagazine».
Фото предоставлены ГУМ-RED-LUNE
В ГУМ-Red-Line приняли участие: Владимир Дубосарский, Олег Кулик, AES+F, Андрей Бартенев, Павел Пепперштейн, Гоша Острецов, Георгий Тотибадзе, Константин Звездочетов, Александр Виноградов, Сергей Братков, Семен Файбисович, Айдан Салахова, Белла Левикова, Ирина Корина, Таня Пёникер. На 1-й линии ГУМа построено 15 авторских павильонов, объединенных единым архитектурным решением. В каждом – актуальная для художника интерпретация темы в интересной ему технике. На выставке представлены живопись, инсталляция, многоканальное видео и аттракцион, бумажная и цифровая графика. В каждом павильоне есть созданные специально для выставки информационные материалы об авторах, видеофильмы, смонтированные из интервью художников. Одновременно с выставкой «Одна семья» в залах ГУМа на Красной площади на третьем этаже здания открылась галерея ГУМ-Red-Line, где представлены произведения участников выставки. В дальнейшем галерея продолжит работу с новыми авторами. Руководитель проекта: Игорь Казаков. Куратор проекта: Марина Федоровская. Архитекторы проекта: Дмитрий Ликин и Олег Шапир. Выстава «Одна семья» работает до 28.05.19.
Фото предоставлены ГУМ-RED-LUNE
23.04.09. В Государственном музее архитектуры имени Щусева во Флигеле «Руина» состоялся пресс-показ топ-лотов торгов аукционного дома Sotheby’s, которые пройдут в Лондоне и Нью-Йорке в ближайшее время. Посетители могут увидеть эти работы, в том числе Айвазовского, Малевича, Шагала, 24-26.04.19.
Фото предоставлены пресс-службой
23.04.19. Московский музей современного искусства при поддержке Посольства Италии в Москве и Итальянского института культуры представил ретроспективную выставку Михаила Кулакова (1933–2015) «Стиль Оттепели». В экспозицию включены произведения из Мастерской Михаила Кулакова в Италии, Государственного Русского музея, Третьяковской галереи, а также из личных собраний коллекционеров Санкт-Петербурга и Москвы. Генеральный партнер проекта—крупнейшая страховая компания Италии The Generali Group. Кулаков в своей практике наиболее полно представил процессы, которые происходили в отечественном искусстве в период открытости и свободы в середине 50–60-х годов ХХ века. Кулаков одним из первых выставил радикальную абстракцию на типичных для того времени квартирных выставках. В его работах черты культуры данного времени столь наглядны, что сегодня с исторической дистанции они кажутся эталоном стиля оттепельного десятилетия. «Стиль Оттепели» — масштабная ретроспектива Михаила Кулакова, условно поделенная куратором выставки Андреем Ерофеевым на два раздела: обе фундаментальные составляющие художественного языка автора—абстрактные фигуры и религиозно-медитативные образы—являются отличительными чертами искусства Оттепели. Проект в ММОМА на Гоголевском бульваре представил более 140 работ Кулакова и произведений других российских авторов. В экспозицию вошли работы Владимира Слепяна, Бориса Турецкого, Олега Прокофьева и ближайшего друга и соавтора Кулакова Евгения Михнова-Войтенко. Выставка работает до 09.06.19.
Фото предоставлены ММОМА
23.04.19. Omelchenko Gallery представила выставку «Это не лето». На выставке представлены работы из серий «Русская равнина» Галины Ерещук и «Вторичный бульон» Вячеслава Ерещука. Выставка работает до 12.05.19.
23.04.19. В галерее NK GALLERY состоялось открытие сольного проекта SELECTED WORKS виртуозного графика — рисовальщика Кирилла Челушкина. На выставке представлена монументальная графика больших форматов из двух серий — архитектурной «Postapocalyptica» и абстрактной серии «Black Line». Выставка работает до 30.06.19.
Фото предоставлены NK GALLERY
24.04.19. Государственная Третьяковская галерея совместно с галереей «Триумф» при поддержке Посольства Государства Израиль в Российской Федерации и Израильского культурного центра «Натив» представили персональную выставку Хаима Сокола «В некотором смысле я становлюсь ими, а они становятся мной», посвященную памяти жертв Холокоста и борцов с нацизмом. В рамках проекта представлена новая серия крупноформатных работ на ткани, а также монументальные инсталляции «Птица» и «Секрет», созданные Соколом специально для выставки. Экспозицию дополняет видеоряд, созданный на основе серии гуашевой графики. В своем творчестве Хаим Сокол исследует вопросы личной и коллективной памяти и механизмов ее передачи.
Фото предоставлены галереей «Триумф»
Хаим Сокол: «Как можно говорить про жертву так, чтобы это не было демонстрацией кошмара, о котором более или менее все имеют представление, с одной стороны, а с другой – не было холодным высоколобым предъявлением истории? Для меня это скорее представление себя этими людьми или попытка позволить им стать мной». Выставка работает до 16.06.19.
Фото предоставлены галереей «Триумф»
Блиц-интервью c Хаимом Соколом
ОЛЬГА: Хаим, какие чувства вы испытываете, сейчас и работая над этой выставкой? Насколько это тяжело или наоборот работа над этой темой вам помогает?
ХАИМ: Я начну с этой работы на стене — так будет легче объяснить. Это световая неоновая вывеска, здесь написано по-немецки UN/REINE SEITE. Reine – чистая. Un — отрицательная частица. Seite — чиста сторона. Unreine Seite — Не чистая сторона. Это технические обозначение, которое я позаимствовал у дезинфекционных камер, которые предлагались по тендеру для Аушвица.
ОЛЬГА: Объявлялся тендер?
ХАИМ: Конечно. Это бизнес: делали крематории, они же предлагали и коммуникационные сооружения, которые по факту превратились в газовые камеры. И эта целая схема, где есть чистая сторона – не чистая сторона. Одновременно слово Seite это еще и страница. И это приобретает поэтическое и символическое значение. Для меня эта выставка про общность судьбы: быть с теми, кто на не чистой стороне. Всегда: вчера, сегодня, завтра. Поэтому и название: быть с теми, и быть теми, кто на не чистой стороне. Независимо от национальности, вероисповедания. И по какой причине они оказались вместе… причем, не обязательно в очереди в газовую камеру, может быть в лесу в партизанском отряде. И сегодня это актуально, потому что и в Израиле вдруг начинают делить, как-то очень внимательно, на своих и чужих внутри израильского общества, не арабского. Во всем мире происходит всплеск национализма, фундаментализма. Везде по-разному, но опять та же схема: чистая сторона – не чистая сторона. Для меня это работа про холокост, продолжение.
ОЛЬГА: В спектакле Кирилла Серебренникова «Машина Мюллер» по произведениям Хайнера Мюллера речь идет о попытке изучить человека, развинтив его на детали в поиске тех тормозов, которые сработают перед сползанием в пропасть ужаса нечеловеческого поведения, которое начинают считать нормальным. Как вы думаете — есть эти тормоза в человеке? Мы можем опять свалиться в этот ужас?
ХАИМ: Человеческая природа мало изменилась, и меняется очень медленно. Развитие прогресса и развитие человека категорически не совпадает. И это может повториться в любую минуту. В разных мягких гибридных формах это происходит. И тут вопрос, что с этим делать? Очевидно, что надо работать с памятью. Но не так, чтобы все знали, как это было, а чтобы все понимали, как это было. Гораздо сложнее. Рассказывать по датам и событиям не сложно, тем более тема холокоста изучена очень хорошо.
ОЛЬГА: Но можно впасть в крайность, когда это настолько «затреплено», что воспринимается как нечто обыденное?
ХАИМ: Да. И у меня, как у художника была задача: между этими полюсами воспроизвести трагедию и боль, которая неизбежно в художественном измерении превращается в китч, и между сухим историческим документальном изложением; где-то выйти в другое измерение, которое я называю поэтическим. И это работа памяти, чувств, но не в смысле эмоций, что я рыдаю плачу, а работа памяти, если мозгами мы не можем понять. Это сложная задача избежать китча, и в тоже время избежать сухой документной концептуальности.
ОЛЬГА: И то, что молодое поколение живет в виртуальной реальности и восприятие меняется тоже, видимо, накладывает свои требования к работе художника?
ХАИМ: Конечно. Поэтому это все должно быть в некоем виртуальном измерении, полу-сновидческом воображении, когда люди как в некоей игровой симуляции проходят через это. Не через ужасы, а через обретение ощущения. Даже для тех уже родился в 80-90-е это уже отделено на 100 лет. Живых свидетелей уже почти нет. А в России об этом вообще не говорят. О трагедии такого масштаба и, в частности, о холокосте. Есть у нас другая история войны, это некая европейская вторая миров война. Но не говорят про многие трагедии. В Германии другая грань есть – усталость.
ОЛЬГА: Если не говорить об этой трагедии нормальным языком, то трагедии множатся. Молчание превращается в традицию.
ХАИМ: Проблема в том, что когда люди знают, это все равно повторяется, тут знаний мало.
ОЛЬГА: Ваша выставка – очень сложный, эмоционально сильный проект. Вы довольны результатом?
ХАИМ: Вполне. Тут вызов для меня, как для художника. На выставке представлены новые работы. Самая ранняя из этих работ имеет возраст полгода.
ОЛЬГА: Это делалось проектом?
ХАИМ: Проектом, большая часть. И надо особо отметить, помимо инициаторов: галерея Триумф, Государственная Третьяковская галерея и посольство — Фабрику. Свиток, представленный здесь, я сделал на Фабрике где мне предоставляли мастерскую. Самые большие работы, и инсталляцию я делал в Гаражных мастерских. И это важно, поэтому я отмечаю значимость ЦТИ Фабрика и резиденций, открытых Гаражом на ВДНХ. Это не вопрос формальной вежливости, это реальный вклад в выставку. Я смог закончить большие работы, благодаря тому, что я получил мастерскую.
24.04.19. В Музее Москвы открылась выставка «История Интуриста в советском туристическом плакате. Из частных собраний» — это ретроспектива оригиналов зарубежных рекламных постеров Интуриста, созданных в 30-70-е годы XX века. В экспозиции также представлены предметы из фондов Музея Москвы и более 30 плакатов из архива туроператора и зарубежных частных коллекций. Директор Музея Москвы Алина Сапрыкина: «Музей Москвы предоставил советские курортные фотографии и вещи путешественников 1960-1980 годов: одежду повседневную и для отдыха, коллекцию чемоданов и средства передвижения – велосипеды и автомобили.» Выставка работает по 20.05.19.
Фото предоставлены Музеем Москвы
25.04.19. Fragment Gallery представила первый персональный проект Данини Диск (D:), посвященный ностальгии по эпохе массового распространения операционной системы Windows 95/98 и политическим волнениям 90-х годов в России. Куратор выставки – Юлия Юсма. На выставке показаны новые работы из серии «Окна», начатой Данини в 2017 году. Холсты, фрески и расшитые вручную гобелены собраны художницей в тотальную инсталляцию, обыгрывающую пространство среднестатического российского подъезда, традиционного места для встреч тысяч подростков. В своем проекте Данини обращается к эмоциональному опыту переживания и осмысления эпохи, которая очень скоро будет отформатирована учебником истории. Смешивая цифровое и реальное, она предлагает свой взгляд на время, когда интернет был невинным, а пасьянс «Косынка» стал своеобразным укрытием для целого поколения аполитичных людей. Выставка работает до 19.06.19.
Фото предоставлены Fragment Gallery
25.04.19. Галерея Культпроект представила выставку «Небесная геометрия». Участники: Дарья Коновалова-Инфанте, Платон Инфанте , Владимир Наседкин, Татьяна Баданина. Кураторы: Юлия Матусевич и Ирина Солнцева.
Коновалова-Инфанте рассказала о своем тандеме с Платоном Инфанте: «В этом проекте у нас с Платоном прослеживается одна линия, в прямом и переносном смыслах. В работе Платона «Траектория» это линия является следом рисующимся в виртуальном пространстве, однако, от вполне реальной палочки установленной по эту сторону экрана. Метафора творческого присутствия на грани искусственного и реального миров. Мне же было интересно проследить эту линию, хоть и в статике, но все же «движущейся» по объему. Поэтому у меня она оказывается сечением плоскости, проходящей через объемы геометрических форм в керамике, а затем и в графике. Это своеобразная попытка уловить эмоцию от созерцания возникновения 2,5d измерения, интересного одновременно своей нехваткой и избыточностью определенности.» Выставка работает до 19.05.19.
Фото предоставлены автором Дарьей Коноваловой-Инфанте
Автор | | Ольга Серегина, арт-обозреватель