Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.
17.09.20. Независимая команда Frida Project Foundation представила выставку «Архитектурная живопись» Анны Желудь, Рената Волигамси, Антона Чумака, Коллектива авторов Л.П. Катаева, В.П.Смирнова, М.Титова и Дмитрия Краснопевцева на площадке Государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева, флигель Руины.
Анна Жёлудь называет себя художником-рентгенологом с того момента, когда она насквозь увидела полученный вместе с приобретенным домом самодельный шкаф и повторила его содержимое на створках. От переноса изображений «скелетов» предметов с помощью живописи, она перешла к разработке графических, а затем и металлических контуров — инсталляций, физически позволяющих проникнуть внутрь творчества Анны. Петербургский художник Антон Чумак показывает, насколько в обычной жизни мы не свободны от собственных представлений о предмете, и предлагает смотреть на всё, не становясь заложниками стереотипов, например, так силуэт всеми узнаваемого сооружения с Красной Площади может служить не только надгробием идеологии, но и вселять новые смыслы. Оставленное в контурах пространство – будит воображение. Художник считает, что его каркас позволяет новым смыслам не рассыпаться, а оставаться внутри структуры, как в песочнице. Ринат Волигамси переносит нас в детскую реальность, где грань воображаемого и реального размыта, мы встречаемся с условными домами — искаженными, вывернутыми, вызывающими смутные ощущения и воспоминания нашего детства. Автор оставляет нам свободу ощущений и переживаний, потому что мы не видим каркаса, на который можно реально опереться. Возвращаясь к контурам быта, ближе всех к проблематике подошел художник Дмитрий Краснопевцев с его метафизическими натюрмортами. Краснопевцев утверждал, что по картине можно рассказать всё о личности художника, в своих работах он просвечивается насквозь. Как и у Анны Жёлудь контуры предметов для него важнее цвета. Выставка работает до 18.10.20.
Листайте галерею>>>
Фотографии предоставлены Frida Project Foundation
18.09.20. Галерея JART при участии курорта «ПИРогово» представила в Подмосковье проект «ЧА ЩА. Выставка в лесах». Масштабный проект лэнд-арта, 42 объекта 28 авторов, исследующий лес как важный феномен культуры в контексте изменений, которые принес 2020 год. Куратор проекта – Андрей Ерофеев. В лесу курорта «ПИРогово» показаны сайт-специфик объекты, большая часть которых была создана специально для проекта ведущими российскими художниками. Концептуально проект разделен на несколько тематических разделов, например, «Укрытия и убежища», «Край чудес», «Лесной контекст» «Памятники прошлому», «Акции на пленэре», «Ужас и абсурд». Художником-оформителем проекта выступил Павел Пепперштейн. Он создал один из объектов выставки — «Мебель в лесах», каталог и карту проекта, а также работу «ЧАЩА», которая стала главным имиджем выставки. «Идея заменить обычное городское пространство лесной чащей пришла нам в голову задолго до вспышки коронавирусной эпидемии, но оказалась очень кстати в момент форсмажорного закрытия всех музеев и выставочных залов, — говорит куратор выставки Андрей Ерофеев. — Собравшиеся вместе авторы показывают свои позиции и высказывания, вырабатывая некий общий стиль-дух события, непосредственно привязанный к «гению места». В данном случае населившие пироговский лес произведения были нацелены авторами на то, чтобы зрителю открыть глаза на лес, незаметно затянуть в него. «Чаща» — не единственная выставка в лесах, которая проводилась русскими художниками. Но она первая, где спонтанно воплощен новый тип паркового художественного ансамбля, отвечающего новейшим веяниям ландшафтной эстетики». Вход свободный по регистрации: https://jartgallery.timepad.ru/event/1400604/. Даты проведения выставки 20.09 – 20.10.2020.
Листайте галерею>>>
Фотографии предоставлены Галереей JART
18.09.20. В Центре современного искусства М’АРС состоялось открытие выставки живописных работ художницы, участницы научной экспедиции Екатерины Серомахи. «Среда обитания» – серия картин с изображением взаимодействия морских обитателей и водной стихии, в которых автор переносит нас в события, произошедшие в Центре реадаптации млекопитающих в бухте Средняя Приморского края. Российские учёные совершили беспрецедентную акцию: они отправили в естественную среду обитания – в Охотское море 87 белух и 10 касаток. Екатерина Серомаха участвовала в экспедиции и оценивает работу российских учёных, направленную на спасение китов, как подвиг. Ее выставка – дань уважения ученым и результат художественного переосмысления деятельности специалистов Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО). Одновременно Екатерина Серомаха привлекает внимание общественности к проблемам взаимодействия человека и обитателей водного мира с помощью искусства. «Мне очень нравится созерцать природу морских глубин во всем ее разнообразии, изучать макро и микромир. Я посвящаю каждый момент своего времени интеграции в это пространство. Каждая картина, каждый мазок кисти – это выражение моей любви и страсти» © Екатерина Серомаха. На выставке представлены картины и документальные видеозаписи, дополненные научными текстами, описывающими уникальные биологические и социальные характеристики морских млекопитающих. Куратор выставки: Джон Пешков/John Peshkov.
Выставку тематической живописи «Среда обитания», а также выставочные проекты представленных в Центре М’АРС авторов: «Hi, Human. Портал в будущее» – арт-группы Synticate.team, проект Reset 2.0 – художника-исследователя Ольга Щербаковой и дизайн-студии «Мы» можно посетить, приняв участие 25 сентября с 21:00 до 01:00 в масштабном мультиформатном событии – иммерсивном аудиовизуальном представлении NEW SAPIENS. Концертная часть шоу-программы – лайн-ап из независимых live-проектов и музыкантов. Отдельным акцентом мероприятия станет презентация видео для проекта Svoboda Zvuka от Иры Рокка, Марины Буланцевой, Валерии Йонсен и Александра Столетова, а также видео арт проекта, созданного в рамках коллаборации с МАР’C. Главную роль исполнила перформер Екатерина Адамс. Выставка «Среда обитания» работает по 04.10.20.
Листайте галерею>>>
Фотографии предоставлены Центром современного искусства М’АРС
22.09.20. Новая Третьяковка представила выставку «НИКОНОВЫ. Три художника». Состав выставки: более 100 живописных и более 30 графических работ. Куратор: Анна Дьяконицына. Рабочая группа: Наталия Александрова, Анна Маполис. Новый выставочный проект Третьяковской галереи знакомит с творчеством трех живописцев разных поколений одной семьи. Центральная фигура проекта — народный художник Российской Федерации, действительный член Российской академии художеств, лауреат Государственной премии России — Павел Фёдорович Никонов (род. 1930) — один из главных художников периода оттепели, который более 60 лет является активным участником современного художественного процесса и входит в число основоположников «сурового стиля». Выставка в Третьяковской галерее приурочена к 90-летию Павла Никонова и презентует ретроспективу не только его собственного творчества, но и старшего брата художника — Михаила Фёдоровича Никонова (1928–2010), также принадлежавшего к легендарной когорте шестидесятников, и дочери — Виктории Павловне Никоновой (1968–2008), представительницы генерации живописцев переломных 1990-х годов. Из суммы индивидуальных поисков авторов складывается широкий контекст времени. Выставка работает в Новой Третьяковке, залы 39–42 по 08.11.20.
Листайте галерею>>>
Фотографии Cabinet de l’art
22.09.20. В Фонде культуры «ЕКАТЕРИНА» состоялась авторская экскурсия Саши Генциса. Организованная при поддержке Центрального музея Военно-воздушных сил новая фотовыставка Саши Генциса «Управляемые небеса» — третий большой фотопроект автора. Выставка представляет 22 работы ограниченного тиража и авторский альбом. Работы позволяют зрителю заглянуть в кабины исторических самолётов и вертолётов Центрального музея Военно-воздушных сил. Уникальность 22 крупноформатных работ в том, что они дают возможность увидеть недоступные для посещения кабины исторических самолётов и вертолётов. Это — знаменитые образцы, как Ил-2, Ла-7,Пе-2, Ту-144, Ту-95. Создаётся эффект присутствия, можно почувствовать себя за штурвалом, разглядеть мельчайшие детали легендарных летательных аппаратов. Для полного погружения в происходящее, Саша Генцис соединил снимки кабин с пейзажами из собственного фотоархива. Цель автора в этом проекте не только осмыслить, но и выразить средствами искусства громадное значение авиации в современную эпоху технического прогресса. В свое время эти самолеты изменяли ход истории, ставя рекорды скорости и высоты полета, грузоподъемности и дальности перелета, надежности и удобства в управлении. Если отвлечься от технически сложных, доступных пониманию только специалистов устройств, чистота и ясность языка электроники и цифр воспринимается как абстрактный ритм, произведение искусства. Куратор выставки: Артём Логинов. и Генерального партнера проекта: Банка ПСБ. Выставка работает до 08.11.20.
Листайте галерею>>>
Интервью-комментарий о проекте «Управляемые небеса» автора Саши Генцис для Cabinet de l’art
Саша Генцис занимается фотографией более 20 лет. Работает в жанрах пейзажной и индустриальной фотографии.
ОЛЬГА: Александр, проект «Управляемые небеса» не первая ваша персональная выставка, вы участвовали во многих фестивалях, выставлялись в разных странах, известны как автор, работающий в определенном направлении — пейзажная сьемка, индустриальная сьемка. Этот проект для вас терра-инкогнито, что-то новое, определенный вызов самому себе?
АЛЕКСАНДР: Я думаю это один из самых главных, если не сказать, что самый главный проект в моей карьере современного фотографа. Дело в том, что в отличие от многих других проектов, этот рождался из одной небольшой идеи, которая возникла как вспышка. Реализация этой идеи казалась настолько же трудно досягаемой, насколько желанной и прекрасной — я без долгих размышлений отдался этой идее. Год и три месяца я живу с этим проектом, с этой историей и с удовольствием сейчас могу поделиться результатом со зрителями, которые приходят на выставку.
ОЛЬГА: С чего это началось, как эта идея родилась?
АЛЕКСАНДР: Это началось совершенно случайно, когда я со своим сыном посетил удивительное место, музей авиации ВВС в Монино, в котором собрано более двухсот исторически важных самолетов, выпущенных в нашей стране с 20 — ых годов до начала нашего века. Два снимка, сделанные случайно, открыли для меня этот мир сакральных образов и картинок, которые я увидел внутри самолетов, а главное я как-то сумел разглядеть за этим стеклом кабины пилота те реальные места, а возможно и совсем не реальные… а это моё воображение нарисовало их, где самолеты летали, выполняли свои задачи, где за штурвалами сидели люди.
ОЛЬГА: Когда я смотрю на ваши работы, первое что приходит на ум – это совсем не техническая сложность конструкции, и даже не история самолетов, бесспорно очень интересная, для меня в первую очередь — это арт-объект, я воспринимаю ваши работы с изображением кабин реальных самолетов, совмещенных с реальными отснятыми вами ландшафтами, как произведение современного искусства. Когда вы в Монино в музее заглянули в кабину самолета, вы смотрели глазами художника и видели возможности совмещения с вашей съёмкой пейзажей, смотрели на пульт управления, как на арт-объект или вам всё-таки было интересно показать технические решения?
АЛЕКСАНДР: Спасибо что вы это увидели, именно под таким углом, я себя вижу, как современного фотографа, который старается работать на самом высоком уровне современного искусства в области фотографии, не только в нашей стране, но и в других странах. По сути для меня эти картины с изображением кабин — мои арт-объекты, мне нужно было создать тот образ, который сейчас видят зрители. Я лепил художественные образы с придуманной мною историей, соединяя фотографии самолетов и вертолетов со сделанными мною по всему миру в предыдущие 10-15 лет пейзажными кадрами. Это было не случайное совмещение, я понимал какой пейзаж подойдет, исходя из форм, наполнения, цветовой гаммы, обрамления. Я хотел, чтобы зритель вместе со мной увидел и почувствовал, как это красиво и потом уже, если ему это понравится, он может открыть современные источники информации, почитать, погрузиться, изучить и историю самолёта, и его технические характеристики.
ОЛЬГА: Для зрителя, пришедшего за искусством не так важны технические характеристики определенного самолета, мы уходим от конкретизации объекта съемки. Вы соединили модели самолетов с вашей же съёмкой различных ландшафтов, но эти ландшафты разбросаны по всему миру, нами она воспринимается как универсальный арт-объект. Перед нами – рождается фэнтези-объект. Это сделано намерено – поместить самолет в такую географическую точку, где он даже теоретически не мог бы в реальной жизни оказаться?
АЛЕКСАНДР: Я не думал об универсализации образа. У меня была цель передать воздушность, а с другой стороны поделиться мечтой. Все мы, так или иначе тянемся к небу. Мне хотелось подсознательное стремление наполнить реальными картинами.
ОЛЬГА: Вы правы, мы все живем со своей мечтой и, наверное, у каждого есть, помимо каждодневного реального мира под ногами, другой параллельный, фантазийный мир. При этом фантазия зачастую не менее реальна. Я думаю, что в ваших работах есть это ощущение реальности фантазии.
АЛЕКСАНДР: Спасибо что это отметили, в картине, где штурман летит к звездам, это мое виденье, моя мечта и фантазия. Я сразу решил, когда увидел кабину нашего самого грузоподъёмного вертолета МИ-12, что он полетит к звездам. У меня сразу родилась картинка звезд, которые я фотографировал в южной Америке, это фантастическое место для фотографирования звезд и вот теперь он на нашем МИ-12 летит к этим звездам. Вся идея проекта — определенная игра со зрителем, сначала он начинает думать, что, наверное, это историческая выставка, потом вроде бы нет… если речь о самолетах, то зритель ожидает увидеть какой-то технический проект. У меня идея совершенно другая, я хочу остаться на уровне эмоционального контакта со зрителем, чтобы он получил заряд авторской идеи, а потом уже, если хочет, пошел изучать историю.
ОЛЬГА: Если действительно речь идет о технической фотовыставке самолетов, это тоже интересно, но не с точки зрения искусства. Есть техническое описание, информация дана точная, точка поставлена. В искусстве же любое произведение оставляет знак вопроса. В этом его магия – остается поле для интерпретации, зритель начинает думать, фантазировать, достраивать, придумывать… окончательного и единственно правильного ответа никогда нет.
АЛЕКСАНДР: Как вам кажется — в моих работах точка или знак вопроса?
ОЛЬГА: Конечно, знак вопроса. Загадочный мир, открытый для мечты и фантазии каждого. А не было у вас идеи, выставить работы в тех локациях, к которым привязаны самолеты на ваших картинах?
АЛЕКСАНДР: Я не удивлюсь если такое случится. У меня есть опыт проведения выставок во многих странах мира. Главное, чтобы я почувствовал, что это будет для этого проекта правильно и хорошо. Я пока не знаю какая судьба ждет этот проект, но я абсолютно уверен, что у него будет очень долгая и успешная судьба, потому что он несет в себе позитивные идеи.
ОЛЬГА: Думаю это связано с той энергетикой, с которой художник работает, соответственно это и передается в работах. Ваши работы визуально перекликаются с компьютерными играми, часто довольно агрессивными, а по духу здесь нет этого воинствующего настроя, у вас больше флёр романтического, увлекательного приключения.
АЛЕКСАНДР: Здорово, что вы затронули тему компьютерных игр, потому что одной из целевых аудиторий для этого проекта являются наши дети, следующее поколение, выросшее среди ярких картинок, создаваемых на компьютере. Для детей знакомство с таким проектом, с одной стороны, мягкий вход в мир искусства, а с другой стороны, это история нашей страны, которую можно увидеть и почувствовать. Этот аспект в моем творчестве мне очень важен. Мне важно передать идею, не только визуальную, но еще и «поколенческую». Так в рамках моего проекта ЗИЛ мне хотелось передать историю индустриализации страны. В этом же проекте мне хочется методом современной фотографии передать одну из частей истории развития нашей страны , показать ее в динамике за 30-40 лет, подчеркнуть значимость этой эстетики. Я буду рад, если зритель это увидит явным образом в моих работах и захочет к этому прикоснуться.
ОЛЬГА: У этого проекта будет продолжение или вы завершили его?
АЛЕКСАНДР: С точки зрения материала, я завершил его, в рамках этого проекта издано 100 альбомов и работы тиражом 5+2, т.е. 5 экземпляров работ продаются, 2 остается автору для представления на выставках, в музеях. Переиздания альбома не будет. Все альбомы номерные и подписные. Теперь я начинаю нарабатывать мысли и образы , думать о следующих проектах.
ОЛЬГА: А не поделитесь, пока секрет?
АЛЕКСАНДР: Не секрет, но сейчас я все-таки нахожусь еще в «Управляемых небесах», мне важно мнение об этом проекте, какой у него потенциал, совокупный результат и у меня пока нет конкретных идей о новых проектах – только самое начало наблюдения вокруг и внутри себя.
ОЛЬГА: Многие художники говорят, что обратная связь — это очень важно, я знаю, что у вас будет встреча со зрителями, public talk. Вы уже определились с датой?
АЛЕКСАНДР: Да, встреча будет. Выставка работает до ноября и у нас будет много времени, чтобы анонсировать дату, зрители смогут прийти, поговорить, выразить свое мнение. Я часто сам провожу экскурсии на своих выставках и со мной можно пообщаться. Я очень люблю рассказывать истории своих работ и проектов, делиться личными переживаниями, авторским взглядом. Это открывает дополнительные странички в представленных вниманию зрителей изображениях. Мне кажется это является частью современного искусства.
ОЛЬГА: Один из моих знаковых художников рассказывал о своем проекте, где проводилось сравнение важности уровня контакта. Если зритель познакомился с автором лично, поговорил, пообщался, то это контакт «третьей степени», и тогда работы этого автора человек воспринимает совершенно по-другому, не отстраненно, он входит в более близкий контакт с произведением, восприятие переходит на другой уровень — сопричастности. Саша, Cabinet de l’art желает вам больше контактов третьей степени.
Фотографии предоставлены автором Сашей Генцисом
23 и 24.09.20. Центр современного искусства Винзавод представил экскурсионную программу, которую Центр запускает по двум направлениям: история Винзавода и ЦСИ и современное искусство. Запуск собственных экскурсий – один из важных проектов просветительской деятельности Винзавода. Его задача – рассказать о современном искусстве от первого лица, пригласить гостей в увлекательное путешествие по творческому кластеру, где встречаются прошлое, настоящее и будущее современного искусства. Софья Троценко, Президент Фонда поддержки современного искусства: «На базе Центра мы уже много лет занимаемся объединением и поддержкой активных участников российского искусства, формируем и развиваем тренды в этой сфере. Нам важно рассказывать о наших проектах не только профессиональному сообществу, но и широкой публике: просвещение и образование – неотъемлемая часть нашей деятельности. Одним из шагов в этом направлении стал запуск серии подкастов «Прогулки по современному искусству с Винзаводом» в самый разгар карантина. Проект был очень успешным и привлек большую аудиторию, поэтому для нас стала очевидной необходимость выходить в оффлайн и разработать программу очных экскурсий». Специально для подготовки экскурсоводов этой программы была открыта Школа гидов, руководитем которой стал Филипп Смирнов – историк, филолог, культуролог и главный редактор журнала «Московское наследие». Путешествие в историю Винзавода — это рассказ об истории района Сыромятники, Винзавода (с XIX века) и обо всех строениях на территории арт-кластера. Во время знакомства с историей реконструкции Винзавода участники знакомятся с закрытыми для широкой публики пространствами, а также галереями, выставочными пространствами, мастерскими художников. Центр современного искусства Винзавод является первым и самым большим частным центром современного искусства в России. Он объединяет галереи, образовательные программы, студии, мастерские и шоурумы. Собрав все направления современной культуры в одном пространстве, открытом для широкой аудитории, ЦСИ Винзавод поддерживает актуальное российское искусство и создает комфортную среду для его развития. На базе ЦСИ создан Фонд поддержки современного искусства «Винзавод». Президент Фонда – Софья Троценко. Стратегические направления работы Фонда: «Винзавод.Новые имена», осуществляющее институциональную поддержку начинающих художников, и «Винзавод.Образование», нацеленное на проекты в области просвещения и подготовки профессиональных специалистов для индустрии. Программа и даты экскурсий представлены на сайте Винзавода.
Фотографии Cabinet de l’art
Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель