#Арт-обзор за неделю 16.05-23.05.19

Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.

MyCollages (11)

Фото предоставлены Центром Вознесенского, Фотограф Дмитрий Воинов

С 16 по 19 мая 2019 в Гостином дворе состоялось первое арт-шоу DA!MOSCOW, на котором были представлены работы ведущих российских художников. Площадка DA!MOSCOW объединила 28 отечественных галерей. Генеральным партнером DA!MOSCOW выступил  Альфа-Банк, на протяжении многих лет активно поддерживающий  масштабные проекты в сфере культуры и искусства. DA!MOSCOW  — это инициатива Владимира Овчаренко, основателя одной из первых частных галерей современного искусства OVCHARENKO и первого в России аукциона современного искусства VLADEY.

Владимир Овчаренко

Владимир Овчаренко

Помимо стендов 28-ми галерей-участников на ярмарке был представлен кураторский проект «Аллея звезд», в амфитеатре — «Золотой фонд», прошли круглые столы, портфолио-ревю, и арт-баттлы.

Фото предоставлены Галереей OVCHARENKO

Галереи-участники DA!MOSCOW  поделились своими впечатлениями о новом арт-событии с Cabinet de lart.

Аукцион и музей современного российского искусства AРT4.

Коллекционер, основатель музея АРТ4 Игорь Маркин.

Игорь Маркин

Игорь Маркин

Ольга: Игорь, какой проект представил Музей АРТ4 на площадке DA!MOSCOW и принималось ли при подготовке во внимание то, что организаторы подчеркивали, что это первое АРТ-ШОУ, отказавшись от привычного слова «ярмарка»?

Игорь: Мы представили трех художников: Дмитрия Краснопевцева, Тимура Новикова и Данилу Полякова. Текстильные работы Тимура и Данилы мы объединили в один проект, с которым, поедем в автопробег Москва – Владивосток и покажем современное искусства там, где его еще не было. Будем делать передвижные выставки в полевых условиях.

Фото предоставлены Музеем АРТ4

Ольга: И все-таки, это ярмарка и заявлено, что ее лозунг – это «Искусство — покупать!». В декабре 2015 года AРT4 перезапустился с новой концепцией и слоганом «Музей, торгующий искусством». У АРТ4 –хороший опыт, что Вы скажете о первом арт-шоу и потенциале DA!MOSCOW?

Игорь: Чем больше разных шоу и ярмарок – тем больше возможности пообщаться, показать, что у тебя есть и продать. Наш опыт на DaMoscow я бы назвал удачным — работы Данилы Полякова пользуются успехом!

Ольга: В Москве есть Cosmoscow, ярмарка антиквариата RA&AF – устоявшиеся «институции». Для коллекционеров, галеристов, художников положительной является факт расширения числа ярмарок?

Игорь: Конечно. Это лишний повод прийти для посетителей. Ведь сейчас Москва переполнена выставочными блокбастерами, и люди охотно идут на что-то новое и грандиозное.

Фото предоставлены Музеем АРТ4

Ольга: Вы бы хотели, чтобы DA!MOSCOW стало регулярным арт-событием Москвы? Есть ли какие-то пожелания по формату проведения?

Игорь: Формат нас устраивает, из пожеланий – как раз регулярность проекта.

Московская галерея современного искусства ASKERI GALLERY основана Полиной Аскери в 2015 году. Askeri Gallery занимается не просто реализацией предметов искусства, но сотрудничает с небольшим количеством как молодых, так широко известных художников, стратегически выстраивая их карьерный путь; осуществляет выставочные и благотворительные проекты в России и за рубежом.

Фото предоставлены Музеем АРТ4

Полина Аскери-Белоцерковская, галерист, коллекционер, журналист.

Полина Аскери - Белоцерковская

Полина Аскери — Белоцерковская

Ольга: Полина, вы участвуете в DA!MOSCOW со специально подготовленным проектом для АРТ-ШОУ?

Полина: Да, для нас было важным участие в ярмарке DA!MOSCOW, поскольку это – прекрасная площадка презентовать наших новых художников. Для нас стенд – это премьера: мы впервые привезли в Россию работу корейского художника Кван Йонг Чана, известного во всем мире своей серией «Агрегации». Для галереи – это новый уровень, и мы долго работали над комплектацией стенда. Вторая премьера – это работы молодого российского скульптора Даниэля Закх, ученика Захи Хадид. У Даниэля качественно другой подход к работе, нежели у многих современных художников: он очень внимателен к деталям и абсолютный перфекционист. В результате его произведения получаются абсолютно мирового уровня. Серия работ «Миниатюры» Глеба Скубачевского, созданная специально для выставки, получилась очень необычной и интересной. В небольшом формате Глебу удалось поэкспериментировать с применением своей уникальной техники – возможно, в дальнейшем, мы увидим какие-то из этих работ в бОльшем масштабе. Поэтому, да, мы готовились к ярмарке, и, судя по отзывам посетителей и коллекционеров, не зря.

Экспозиция Askeri Gallery,Фото предоставлены Askeri Gallery

Экспозиция Askeri Gallery,Фото предоставлены FPRBuro

Ольга: Вы — участник Cоsmoscow. Ваш подход к подготовке экспозиции стенда галереи в мае отличался от сентябрьского события? Вы как-то учитывали заявленный формат АРТ-ШОУ?

Полина: По сути, как ярмарку не назови, она все равно остается ярмаркой современного искусства. Для нас каждое мероприятие – уникально, мы все время стараемся подготовить и показать что-то новое и интересное. Поэтому наша подготовка скорее зависит от программы галереи в данный период, нежели от названия мероприятия или его организаторов. Обычно, на формирование стенда Askeri Gallery влияет страна или город, где мы выставляемся: одних художников мы везем в Азию, в Северную Америку – других, поскольку понимаем, где и что будет иметь наибольший успех.

Работы Глеба Скубачевского, Фото предоставлены Askeri Gallery

Работы Глеба Скубачевского, Фото предоставлены FPRBuro

Ольга: Вы считаете положительным явлением расширение количества ярмарок на российском арт-рынке, с точки зрения галериста и коллекционера?

Полина: Конечно. Пока у нас система арт-рынка не сильно развита: одна ярмарка современного искусства на такой мегаполис, как Москва, – это мало (я уже не говорю о России, в целом). Мне бы хотелось видеть Москву среди мировых арт-столиц, в одном ряду с Нью-Йорком, Лондоном, Гонконгом, – и мы работаем в этом направлении. Для этого и самих галерей нужно больше, и профессиональных ярмарок, и художников, и коллекционеров. Я надеюсь, что в дальнейшем Da!Moscow и Cosmoscow, каждая, выработают свою четко выраженную специфику. Тогда это даст синергию на нашем рынке.

Скульптуры серии Inflow Даниэля Закх, миниатюры Глеба Скубачевского, Фото предоставлены Askeri Gallery

Скульптуры серии Inflow Даниэля Закх, миниатюры Глеба Скубачевского, Фото предоставлены FPRBuro

Ольга: Ваши личные впечатления от DA!MOSCOW? Вы хотели бы, чтобы АРТ-ШОУ стало регулярным событием?

Полина: У меня очень положительные впечатления. На Da!Moscow выступили наши ведущие галереи c прекрасной подборкой работ современных художников, большинство из которых – из России. Хотелось бы видеть больше иностранных клиентов, чтобы работы российских художников уезжали в другие страны, – это повысит их престиж и узнаваемость на мировом арт-рынке. Но я уверена, что у Da!Moscow еще все впереди. А для Askeri Gallery участие стало положительным опытом, и по продажам в том числе.

Художественная институция JART GALLERY организует выставочную деятельность в области современного искусства и осуществляет арт-консалтинг для компаний и частных лиц. На базе галереи существует арт-клуб, который объединяет критиков, кураторов, искусствоведов, журналистов и коллекционеров искусства. 

Александр Корытов, директор Галереи JART.

Фото предоставлены Галереей JART

Фото предоставлены Галереей JART

Ольга: Организаторы подчеркивают, что DA!MOSCOW  — это первое АРТ-ШОУ. Я знаю, что проект, представленной вашей галереей полностью отвечает выбранному формату. Расскажите об уникальности вашей экспозиции.

Александр: Галерея JART представила первую в России персональную выставку Александра Меламида «Русская версия абстрактного экспрессионизма», куратор – Андрей Ерофеев. Александр Меламид – половина выдающегося дуэта художников «КОМАР и МЕЛАМИД», входящих в международный TOP5 самых значимых имен русского искусства XX века. Меламид настоял на участии в арт-шоу, что поставило всю команду в форсированный режим работы на месяц.

Живописный  цикл «Русская версия абстрактного экспрессионизма» создавался в Москве параллельно с первой ретроспективой «Комар и Меламид» в московском MMOMA (Петровка, 25). Синхронность выставок позволяет проследить вдумчивую и ироничную работу художника в этом жанре. На DA!MOSCOW мы показали всем гостям фильм, включивший в себя фиксацию творческого процесса Меламида, так как галерея была переоборудована в комфортную мастерскую для художника — редкие гости и команда операторов смогли наблюдать за некоторыми этапами работы художника. Мне хочется, чтобы был услышан важный комментарий куратора выставки российского искусствоведа  Андрея Ерофеева:

Фото предоставлены Галереей JART

Фото предоставлены Галереей JART

«Меламид посвятил абстракции несколько грандиозных проектов, придуманных в соавторстве с Виталием Комаром и реализованных в сообществе других лиц и даже животных. Сюжет каждый раз выбирался разный, но вывод был примерно схож: советская критика абстракции имеет право на существование.  Абстракция, действительно, может быть увидена как шарлатанство, как беспардонное втюхивание доверчивой публике некачественного, некондиционного товара. Меламид даже пошел на то, чтобы документально подтвердить утверждение Вучетича и Лебедева о «зверином» авторстве. Вместе с Комаром они организовали для таиландских слонов курсы абстракционизма и затем с большим успехом распространяли по миру «тайскую версию» абстрактного экспрессионизма».

Ольга: А как сложилось такое тесное сотрудничество, дружба галереи с Меламидом?

Александр: Сотрудничество сложилось благодаря проактивной работе всей нашей команды, поддержке семей всех участников проекта и благоприятных стечений обстоятельств. Перед возвращением в Нью-Йорк Александр Меламид сделал нам комплимент, который вызвал слезы радости: по его мнению мы лучшая команда и галерея, с которой ему приходилось работать за многие годы.

Фото предоставлены Галереей JART

Фото предоставлены Галереей JART

Ольга: Да, это приятно и заслужено. Александр, для такой институции как JART GALLERY, для рынка в целом расширение количества ярмарок – это положительная тенденция или это распыление сил? И почему?

Александр: В России боятся современного искусства. Слишком сильна парадигма классических направлений, а ведь они на момент своего создания были во многом инновационны и провокативны. Последние 10 лет существующие музеи делают огромную работу в образовании своих гостей, создания альтернативной формы досуга и механизмы развития личности, через посещения выставочных проектов. Мы чувствуем это: люди жаждут вдохновляющей истории, истории, которая будет доставлять им удовольствие и стимулировать креативное мышление. Крупные арт-шоу позволяют посетителям увидеть и воспринять искусство в концентрированном виде, эффектно представленное и сопровождаемое арт-турами. Это хорошая тенденция на наш взгляд. Мы себя чувствуем комфортно в такой среде.

Галерея «ФАЙН АРТ» — одна из старейших в Москве, основана в 1992 г. Галерея занимается современным искусством — живопись, графика, скульптура, фотография, видео, инсталляции. За годы своего существования галерея «Файн Арт» участвовала в формировании ряда крупных коллекций.

Ирина Филатова – куратор галереи.

Ирина Филатова и Марина Образцова

Ирина Филатова и Марина Образцова

Фото предоставлены Галереей «ФАЙН АРТ»

Ольга: Ирина, вы участвуете в DA!MOSCOW специально для этого подготовленным проектом? Чем вы руководствовались, выбирая авторов, работы?

Ирина: Мы хотели представить авторов разных поколений, от классиков до молодежи. Конечно, мы хотели, чтобы наши работы нравились и были куплены.

Ольга: Полностью воплощая заявленный формат АРТ-ШОУ, вы организовали перформанс на своем стенде. Ваше мнение – в чем роль перформанса на ярмарках искусства? – это сам по себе «продукт» искусства или умелый ход по привлечению внимания?

Ирина: Перформанс – это и продукт искусства, достойный показа, а также и способ привлечения внимания, кроме того. 23-го мая мы открываем в Галерее выставку Weld Queen – «Выбор и полиэтилен». Перформанс именно этого автора мы показывали на площадке DA!MOSCOW.

Стенд Галереи Файн Арт на ярмарке,

Стенд Галереи Файн Арт на ярмарке

Фото предоставлены Галереей «ФАЙН АРТ»

Ольга: Вы постоянный участник Cosmoscow. Есть ли что-то явно и ярко отличающее одну ярмарку от другой?

Ирина: Хорошо, что теперь две ярмарки. Это больше привлечет внимание людей к современному искусству. Отличие в том, что на  DA!MOSCOW более деловая обстановка, что отчасти было достигнуто благодаря дорогим билетам и отсутствию бесплатной выпивки.

Ольга: Как галерист вы приветствуете существование нескольких международных ярмарок или наоборот? И почему?

Ирина: Конечно, приветствую. У нас так мало международных крупных проектов. У нас до сих пор современное искусство необходимо лишь для ограниченного круга людей. Большая часть общества, даже среди интеллигентных высокообразованных людей, не знает ничего о современном искусстве.

Ольга: Как вы оцениваете первый опыт DAMOSCOW и хотелось бы продолжения?

Ирина: Оцениваю на 5 баллов из пяти. Надеюсь на продолжение в будущие года.

Перформанс Weld Queen на стенде Файн Арт Галереи

Перформанс Weld Queen на стенде Файн Арт Галереи

Фото предоставлены Галереей «ФАЙН АРТ»

17.05.19. В Государственном музее Востока состоялось открытие выставки «Тамга», на которой представлены произведения москвичек, родившихся в Башкирии  Мили Гатауллиной и Розы Хуснутдиновой. Экспозиция представлена изобразительным, литературным и анимационно-кинематографическим разделами. Идея выставки, выражена в символическом названии, которое показывает необходимость осознания своих корней – «тамга»  знак принадлежности роду, семье. Это печать-подпись, которую ставили на предметы. Каждое новое поколение использовало родовую печать, немного дополнив и видоизменив ее. Такая традиция была очень распространена в Башкирии. Куратор выставки: Млада Хомутова. Выставка работает до 16.06.19.

Фото предоставлены Государственном музее Востока

Фото предоставлены Государственном музее Востока

17.05.19. Галерея Maxim Boxer представила выставку арт-группы Политов&Белова. «Неопантеон». Представленные в новом проекте арт-дуэта Политов&Белова герои нового пантеона, не смотря на монументальность и античное происхождение, оказываются близкими и знакомыми. Они обыденно, мимолетом роняют на ходу фразу «слава богу». Эти мольбы пристально рассматривают художники Алексей Политов и Марина Белова, обозначая межу, отделяющую «боже мой» от «мой боже». С 1998 года Политов и Белова работают с человеческой природой и с иронией используют окаменевшие мифологические символы прошлого и настоящего.

Фото предоставлены Галерея Maxim Boxer

Фото предоставлены Галерея Maxim Boxer

22.05.19. Центр Вознесенского представил новый проект в рамках своей концепции пережить заново, осмыслить и переработать творчески, новыми визуальными средствами и новым мультимедийным языком наследие 1960-х. Период Оттепели был очень коротким, с 1956-го по 1962-й годы, и свобода была весьма относительной. Но инерции ненадолго случившейся относительной свободы хватило на двадцатилетие, которое подарило русскому и мировому искусству целую плеяду талантливых художников, писателей, поэтов и кинорежиссеров, чье творчество еще не получило должного искусствоведческого осмысления и оценки. Проекты Центра Вознесенского нацелены на восполнение этого пробела.

Фото предоставлены Центром Вознесенского, Фотограф Дмитрий Воинов

Новый проект «Им 20 лет» посвящается памяти Марлена Хуциева, 55-летию выхода на экран картины Марлена Хуциева «Мне двадцать лет / Застава Ильича». Авторская версия картины до вмешательства цензуры называлась «Застава Ильича», как и сценарий, написанный режиссером в соавторстве с Геннадием Шпаликовым. Этот фильм стал одним из главных символом эпохи Оттепели. И не только потому, что среди героев картины оказались те, кто, по сути, и определили дискурс этой эпохи – Андрей Вознесенский, Андрей Тарковский, Роберт Рождественский, Булат Окуджава, Андрей Кончаловский, Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко, а соавтором сценария стал Геннадий Шпаликов, самый оттепельный из всех оттепельных художников. Но и потому, что Марлену Хуциеву и Маргарите Пилихиной удалось сделать то, что Андрей Тарковский считал в искусстве кино главным – запечатлеть время.  

Проект представляет собой тотальную инсталляцию, за основу взят культовый фильм Марлена Хуциева. Знаменитый театральный художник, номинант национальной театральной премии «Золотая Маска», дизайнер выставочных и общественных пространств Алексей Трегубов, вместе с куратором проекта киноведом Зоей Кошелевой, создают интерактивную среду, в которой зритель совершит путешествие из 2019-го в эпоху создания фильма, и дальше – в историю страны. В проекте использованы архивные видео- и фотоматериалы Госфильмофонда России, Музея истории ГУЛАГа, частных архивов, в том числе – уникальные фото со съемочной площадки фильма легендарного фотографа Генриетты Перьян. В рамках работы Киноклуба Центра ВОЗНЕСЕНСКИЙ CINEMA 30 мая будет показана полная версия фильма «Застава Ильича» — главного фильма Оттепели. Выставка-инсталляция работает до 30.09.19.

Фото Генриетты Перьян. Фото предоставлены Центром Вознесенского

22.05.19. В Государственном музее Востока открылась выставка «Пленники Сириуса. Путешествие в Страну догонов». Экспонировано около 50 предметов из фондов Государственного музея Востока и частных коллекций: деревянная скульптура, скульптура и амулеты из металла, маски-наголовники. Часть представленных предметов являются ритуальными предметами, изготовлявшимися для защиты или привлечения в дом удачи и благосостояния. Задача выставки – сделать еще один шаг к пониманию африканского народа, чье искусство так долго оставалось для европейцев лишь воплощением красивых и далеких от реальности мифов. Куратор выставки: Дарья Ванюкова. Выставка работает до 12.06.19.

Фото предоставлено Государственном музее Востока

Фото предоставлено Государственном музее Востока

22.05.19. Крокин Галерея представила проект «Всюду жизнь». Это серия новых чёрно-белых крупноформатов Константина Батынкова. С присущей ему русской иронией Батынков просто рисует жизнь панорамно, почти без отношения к происходящему, не расставляя акцентов. При этом его интереса непредсказуема, как непредсказуема жизнь обезличенных персонажей его произведений. Куратор: Александр Петровичев. Выставка работает до 23.06.19.

Фото предоставлены Крокин Галереей

Фото предоставлены Крокин Галереей

22.02.19.  В новом пространстве галереи «Веллум» состоялось открытие выставки «Николай Рябушинский. «Золотое руно», приуроченной к 110-летию завершения выпуска журнала «Золотое руно» (1906-1909 гг.), ставшего легендой русской художественной жизни начала ХХ века, так же как и сам издатель журнала — Николай Рябушинский. На выставке представлены редко экспонируемые живописные произведения Николая Рябушинского, работы художников, сотрудничавших с «Золотым руном» – Павла Кузнецова, Константина Сомова, Николая Крымова, Петра Уткина из собрания руководителя галереи «Веллум» Любови Агафоновой, из коллекции Валерия Дудакова и московских частных собраний; архивные документы и фотографии, рассказывающие о журнале и судьбе его издателя. Куратор: Любовь Агафонова, искусствовед, руководитель галереи «Веллум». Выставка работает по 01.08.19.

Специально для Cabinet de l’art Любовь Агафонова ответила на несколько вопросов. 

Велла Агафонова

Любовь Агафонова                          

Ольга: Любовь, выставкой «Николай Рябушинский. «Золотое руно» вы отмечаете важное событие в жизни галереи «Веллум», вы как бы «запустили» в новое пространство первую выставку, если проводить аналогию с кошкой и новым домом. Этот выбор не случаен?

Любовь: Нет, не случаен. Рябушинские имели торговую площадь в Гостином дворе и мы надеемся что как раз начиная с выставки живописи представителя этой семьи, а так же приурочив ее к дате выхода последнего выпуска журнала, мы в какой-то степени возродим традиции Гостиного двора. Сам Николай Павлович – меценат и публицист, «энтузиаст» искусства, потрясающе интересная фигура и для нас важно напомнить столице о его вкладе в развитие культурной жизни Москвы и России.

Н.П.Рябушинский _Сад Афродиты_ 1930-е. Фото предоставлены галереей «Веллум

Н.П.Рябушинский _Сад Афродиты_ 1930-е.
Фото предоставлены галереей «Веллум

Ольга: Вы рассказывали, что сам Рябушинский очень интересен и близок вам как личность. Что дает вам веру в то, что он принесет вам удачу в новом доме «Веллум»? Есть что-то в вашем отношении к жизни, искусству, что роднит вас с ним?

Любовь: Конечно. Его безудержная любовь к искусству, тяга к риску. Все это неимоверно вдохновляет. Он мечтал делиться своими произведениями – стихами и картинами и ради этого инициировал основание «Голубой розы», начал издавать «Золотое руно». Подобное желание нести искусство и культуру людям вдохновляет на подвиги.

Ольга: Выставка будет работать довольно долго, всё лето. Планируете вы параллельную программу в рамках выставки? И, учитывая летнее время каникул, ваш искусствоведческий опыт и ваше прекрасное месторасположения, будет ли что-то организовано для детей, подростков в формате просветительской программы?

Любовь: Да, конечно, мы будем продолжать нашу традицию культпрограммы галереи «Веллум», приглашать музыкантов и лекторов, проводить однодневные выставки и суаре. Тем не менее, галерея не планирует проводить специальные мероприятия для детей, однако мы считаем, что лекции и семинары будут интересны подросткам.

Н.П.Рябушинский. Дары Помоны. 1930-е. Фото предоставлены галереей «Веллум

Н.П.Рябушинский. Дары Помоны. 1930-е. Фото предоставлены галереей «Веллум

23.05.19. Галерея «Файн Арт»  представила выставку Weld Queen  «Выбор и полиэтилен». Проект Weld Queen включает 9 «прозрачных» скульптур, из которых только одна — фигура девушки – статична, остальные способны двигаться. Кинетизм объектов обусловлен возможностью зрителя манипулировать ими. В основе скульптур –принцип кресла-качалки. Вся инсталляция интерактивна, каждый зритель может войти в объект, сесть и начать качаться. Фигуры – условные скульптурные портреты вполне конкретных людей, специально выбранные автором в качестве моделей для этого проекта. Куратор: Ирина Филатова. Выставка работает до 23.06.19.

Фото предоставлены Галереей «ФАЙН АРТ»

Автор | | Ольга Серегина, арт-обозреватель

Поделиться:

Подписка

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.