Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.
Фотографии предоставлены Центр фотографии имени братьев Люмьер
16.01.20. В галерее «Беляево» Объединения «Выставочные залы Москвы» начала работать выставка «Механизмы Леонардо да Винчи». Выставка изобретений Леонардо да Винчи является результатом многолетних исследований его исторического наследия, изучения и переработки российскими мастерами чертежей великого мастера. Завершением этой работы стало воссоздание с невероятной точностью средневековых машины, спроектированных Леонардо. Выставка состоит из более 50 различных экспонатов: от простейших устройств до сложных летательных аппаратов и машин, на выставке также представлены фоторепродукции картин, а также стенды с подборкой научных материалов. Выставка работает по 01.03.20.
Фотографии предоставлены галерей «Беляево»
17.01.20. В Гостином Дворе начала работу Московская художественная ярмарка. Художественная ярмарка в Гостином Дворе продолжает 40-летнюю традицию выставочного центра ЦДХ. Участниками Ярмарки являются как галереи и творческие объединения, так и отдельные художники. В экспозиции – 36 независимых площадок, на которых представлено более 1000 работ живописи, скульптуры, графики и декоративно-прикладного искусства — все жанры и направления современного искусства. В рамках Ярмарке есть возможность проконсультироваться у галеристов и искусствоведов, познакомиться с художниками, прослушать лекции, поучаствовать в мастер-классах. Вход свободный. Ярмарка работает ежедневно, без выходных дней по 16.02.20.
Фотографии предоставлены Pr-службой Expopark
17.01.20. В Гостином Дворе состоялось открытие VII Общероссийского фестиваля природы «Первозданная Россия». «Первозданная Россия» — крупнейшая в стране выставка фотографий дикой природы, и просветительская площадка, на которой проходят творческие встречи и круглые столы, научно-популярные лекции, мастер-классы и показы новейших документальных фильмов. В этом году экспозиция фестиваля объединяет несколько направлений: Красная книга России, Цвета дикой природы, Мир природной фотографии. Выставка работает по 16.02.20.
Фотографии Cabinet de l’art
18.01.20. Арт-центр CUBE представил выставку Ивана Шалмина «Цифровая живопись или Сезонные колебания архитектора Ивана Шалмина». Известный архитектор Иван Шалмин впервые показывает выставку своих живописных произведений — уже много лет он создает их в программах Paint brush и Photoshop. Основной инструмент художника — беспроводная мышь. В основе композиций лежат квадратные модули, в процессе работы Шалмин меняет масштабы модулей, а также цветовые настройки и доводит свои композиции до состояния абстрактного экспрессионизма. Его переход от традиционной техники масляной живописи в цифровой вариант связан с желанием синтезировать цвет также, как в своё время рок-музыканты отказывались от акустики в пользу электрических инструментов. Сравнения с музыкой не случайны, поскольку художник всегда работает под музыку, чтобы частично отключить сознание и активировать телесную моторику. Живопись Шалмина существует в двух видах — это сохраненные файлы и бумажные оттиски. На выставке живописные работы сопоставлены с фотографическими видами архитектурных произведений автора. На выставке также представлен фильм, созданный специально исследовательницей архитектуры Ириной Коробьиной — «Европейская архитектура в Щербинке». Куратор, Кирилл Светляков, и Иван Шалмин в течение работы выставки проведут серию образовательных мероприятий: экскурсии и лекции о современных архитектуре и искусстве. Выставка работает до 01.02.20.
Фотографии Cabinet de l’art
18.01.20. В галерее «На Каширке» Объединения «Выставочные залы Москвы» открылась персональная выставка Сергея Бордачева «Формы в пространстве». Как единое целое экспозиция представляет абстракционизм в живописи и графике и ассамбляжи, собранные из предельно конкретных предметов. С. Бордачев является прямым продолжателем линии и теории супрематиста К. Малевича. Выставка насыщена цитатами из текстов художников К. Малевича, В. Кандинского, Э. Лисицкого, А. Родченко и других, обозначая преемственность форм и поясняя толкование смыслов в творчестве Сергея Бордачева. На выставке представлены произведения (живопись, графика, ассамбляжи, объекты), принадлежащие автору, а также из коллекций М. Алшибая, А.Миронова и Е.Нутовича. В рамках выставки будут проводится концерты, лекции и кураторские экскурсии. Куратор и автор концепции: Елена Рюмина. Выставка работает до 08.03.20.
Фотографии предоставлены куратором выставки
21.01.20. В выставочных залах Российской академии художеств на Пречистенке 21состоялось торжественное открытие проекта «Световая и фарфоровая природа женщины». Экспозицию составляют произведения дизайнера, живописца, художника-мультимедиа, заслуженного художника России, академика Российской академии художеств, вице-президента и члена Президиума РАХ Константина Васильевича Худякова, его супруги, художника, дизайнера и архитектора Марины Леонидовны Худяковой, а также авторские художественные куклы, созданные их дочерью, членом Ассоциации художников-кукольников, академиком Российской академии художеств Александрой Константиновной Худяковой. Константин и Марина Худяковы изучали в МАРХИ архитектуру под руководством профессоров-конструктивистов, учились живописи и графике у реалистов, сюрреалистов и футуристов. В конце 90-х они полностью перешли в своём творчестве на цифровые технологии применительно к изобразительному искусству. Цифровое и аналоговое искусство в рамках проекта «Световая и фарфоровая природа женщины» обращено авторами против засилья в мультимедийном пространстве непрофессионализма. Художники предлагают зрелищный проект — столкновение между правдой и ложью в инновационном искусстве. Технология виртуальной реальности и дополненной реальности позволяет преодолевать форму, путем перехода одной в другую при помощи художнической авторской иллюзии. Александра Худякова изучала ремесло художника и мировое искусство прежде всего у своих родителей, а затем на факультете дизайна Московского государственного художественно-промышленного университета им. С.Г. Строганова. Авторская кукла сначала стала темой ее дипломного проекта, а затем — настоящим призванием. Каждое ее новое произведение — это новый образ, новый персонаж, новая история. Замысел диктует форму, материал, внешние атрибуты, позу, костюм, прическу, аксессуары. Используя в своих работах различные виды пластика Александра Худякова отдает предпочтение фарфору. Художник находится в постоянном творческом поиске, экспериментирует. Одной из первых в нашей стране она стала создавать шарнирные куклы. Впервые использовала в кукле металлизированный фарфор (серия «Отражения», на темы произведений К.Худякова). «Искусство авторской куклы – это синтетическое искусство, — отмечает Александра, — причем не только в плане соединения различных материалов, техник, ремёсел, но и в своеобразной игре со стилями. Всё, что способно реализовать тот самый, задуманный художником образ, используется без оглядки на общепринятые рамки и правила». Выставка работает до 16.02.20.
21.01.20. В Музейно-выставочном комплексе Российской академии художеств Галерее искусств Зураба Церетели Крокин галерея представила свой художественный проект «Зимний сад». Экспозиция объединяет более 70 произведений – это живопись, графика, арт-объекты, фотография, видео. Участники выставки: Юрий Аввакумов, Владимир Анзельм, Константин Батынков, Аннушка Броше, Алексей Гинтовт, Нина Котёл, Сергей & Татьяна Костриковы, Владимир Куприянов, Богдан Мамонов, Александр Мареев (Лим), Аркадий Насонов, Валерий Орлов, Алексей Политов & Марина Белова, Проект Фенсо (Антон Смирнский, Василий Смирнов, Алик Полушкин), Владимир Ситников, Елен Самородова & Сергей Сонин, Михаил Розанов, Сергей Шутов, Андрей Филиппов, Ольга Чернышева, Антон Чумак. Выставка работает до 01.03.20.
Фотографии Cabinet de l’art
21.01.20. На Винзаводе в рамках вечера вернисажей ARTIS GALLERY представила выставку «NATURO». В экспозиции работы художников Сьюзен Нгуен, Валерия Песина, Галины Ерещук, представивших СВЕЖИЙ ВЗГЛЯД НА ПРИРОДУ согласно собственному видению. Художник вьетнамского происхождения Сьюзан Нгуен представляет работы из цикла «Эфемерный зеленый», выполненные на основе старых фотографий и собственных детских воспоминаний автора. Этот проект Сьюзан посвящен исчезнувшему участку леса в Подмосковье. Валерий Песин сочетает в своем творчестве классическую традицию европейского пейзажа и элементы восточного искусства. Активная поверхность в работах Галины Ерещук передает контраст между твердостью камней и текучестью воды. Выставка работает по 28.02.20.
Фотографии предоставлены ARTIS GALLERY
21.01.20 Галерея 11.12 на Винзаводе в рамках вечера вернисажей представила совместный проект Славы Птрк и группы Самое Простое Большое Число «1999». «1999» – это проект, посвященный памяти событий первой и второй Чеченских войн. Воспоминания очевидцев и участников тех событий собраны вместе и превращены в тотальную инсталляцию на заброшенном военном объекте в Подмосковье. Этот объект стал местом съемки клипа на песню группы Самое Большое Простое Число (СБПЧ) — «1999». Выставка работает до 02.03.20.
Фотографии предоставлены Галереей 11.12
21.01.20. Галерея «Файн Арт» на Винзаводе в рамках вечера вернисажей представила выставку-дебют молодого художника Вячеслава Ерещука. Проект состоит из двух частей: «Жатва» и «Битва Героев с Амазонками». В экспозиции представлены живопись, графика, скульптура, объект. «Жатва» — монохромные полотна алого или ярко зеленого цвета, рисунки углем на холсте и скульптура. Все произведения изображают подсолнухи со склоненными головами, все сочетают в себе академическую живопись с современными смыслами. «Битва Героев с Амазонками» — автор выступает как телесный художник, создавая гендерную мифологию, помещая своих героев в условные ситуации, характерные для ролевых игр или комедии положений, и придавая им яркую театральность. Все работы автора из этой серии напоминают по своей структуре античные фризы, в сущности их можно составить в одно произведение. Куратор Ирина Филатова. Выставка работает до 29.02.2020.
Фотографии предоставлены галереей «Файн Арт»
22.01.20. Галерея Роза Азора представила проект «Состояния. Графические истории» Хаима Сокола, в лучших традициях московского концептуализма создающего работы, в которых неразличима грань между литературой и изобразительным искусством. Но в отличие от своих старших коллег Сокол в своих работах не использует слов. Художник создает графические новеллы, которые сопоставимы скорее с комиксом или даже с анимацией. Рисованные серии Сокола напоминают раскадровки фильмов. Иногда это законченные истории, но чаще эпизоды, которые каждый зритель волен дополнять по-своему. Сокол обращается к памяти: исторической, личной, коллективной. Однако его в большей степени интересует не содержание, а механизмы формирования, передачи и восприятия памяти. В этом смысле предложенная автором кинематографическая оптика совсем не случайна. Человеческая память кинематографична сама по себе. Так и следует рассматривать графические истории Хаима Сокола — самостоятельно выстраивать связные ряды, мысленно заполняя лакуны. Выставка работает по 15.02.20.
Фотографии предоставлены автором Хаимом Соколом
22.01.20. В Галерее XXI века Объединения «Выставочные залы Москвы» открылась выставка работ Дмитрия Казнина «Большое и маленькое». Дмитрий Казнин, теле и радио журналист, художник. Работал на радиостанциях, в газетах и журналах Санкт-Петербурга, затем в Москве. Был ведущим на телеканале Дождь, сейчас ведет утренний эфир на радиостанции Москва ФМ. У автора нет специального художественного образования, но, помимо врожденного таланта рисовальщика, он обладает редким даром находить темы для работ там, где профессионал зачастую прошел бы мимо. Дмитрий не причисляет себя к какому-то стилю или школе, предпочитая писать картины-истории, в которых допустимо использовать и магический реализм, и сюрреализм, и карикатуру. В экспозиции представлено более 50 графических и живописных работ автора. Куратор: Евгений Гриневич. Выставка работает до 20.02.20.
Фотографии предоставлены Галереей XXI века
23.01.20. Галерея 25Кадр представила первую персональную выставку Оли Леонтьевой «Внутри вихрей», объединив в единую экспозицию несколько серий «Гнезда» (2016-17), «Меня нет дома» (2017) и «Там» (2019). Оля Леонтьева (р. 1991) — художник и иллюстратор, закончила Британскую Высшую Школу Дизайна. Работает на границе с абстракцией с цветом и ритмом в живописи, коллажах и объектах. В своих абстрактных живописных полотнах и коллажах художник продолжает исследовать внутреннюю динамику поверхности и поэтику плоского пространства картины. Для ее работ характерны легкая кривизна линий, отрывочность и нежная цветовая палитра. Динамичные, экспрессивные мазки и метки на холстах передают ландшафт: мерцание света, форму неба и подвижные горизонты. Оля Леонтьева описывает свои картины как путешествие и телепорт, финальный образ которых нельзя заранее предсказать, но важен сам процесс и постоянные текстурные изменения, возникающие в ходе работы. Выставка работает до 13.02.20.
Фотографии предоставлены галереей 25Кадр
23.01.20. Центр фотографии имени братьев Люмьер представил выставку работ выдающегося художника русского авангарда Александра Родченко из коллекции Still Art Foundation, созданного Еленой и Михаилом Карисаловыми. В экспозицию вошли работы Родченко разных лет, начиная с первых фотографических опытов 1920-х до конца 1930-х годов. Александр Михайлович Родченко (1891–1956), один из лидеров русского авангарда, новатор в области живописи, скульптуры, книжного, плакатного, кино- и театрального дизайна, начал фотографировать в 1924 году. Его экспериментальный подход к фотографии навсегда изменил историю этого вида искусства и определил развитие фотографии на десятилетия вперед. На выставке представлены знаменитые портреты друзей Родченко – художников, архитекторов, поэтов, писателей, кинорежиссеров, сотрудников журналов «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ», среди которых узнаваемый портрет Лили Брик, несколько фотографий Владимира Маяковского из первой фотосессии в мастерской Родченко на Мясницкой (1924) и знаменитая фотография Осипа Брика. В экспозицию также вошли портреты семьи: матери фотографа, его жены Варвары Степановой и дочери Варвары Родченко, архитектурные съемки и фоторепортажи: легендарные «Балконы» (1925), «Пожарная лестница» (1925), «Лестница» (1929), а также «Пионер — трубач» (1930) и «Пионерка» (1930). Сокуратором выставки выступает внук и ведущий специалист творчества Александра Родченко, Александр Лаврентьев. В экспозиции представлено 58 серебряно-желатиновых отпечатков из двух альбомов музейной серии портфолио, выпущенных тиражом 35 экземпляров в 1994-1997 годах, собранных под руководством Варвары Родченко, Александра Лаврентьева и галериста Говарда Шиклера. Печать фотографий, вошедших в портфолио и предоставленных фондом Still Art, осуществлена Александром Лаврентьевым и Юрием Плаксиным в фотолаборатории Родченко с оригинальных негативов автора. Выставка работает до 05.04.20.
Фотографии предоставлены Центр фотографии имени братьев Люмьер
23.01.20. Галерея «Триумф» представила выставку «Коммуналка», по традиции открывая выставочный год проектом, посвященным уличному искусству. Куратор: Полина Могилина. Групповая выставка демонстрирует срез актуального уличного искусства Санкт-Петербурга. В проекте приняли участие ведущие представители питерской граффити и стрит-арт сцены — Максим Има, Николай Super, Егор Shen, Паша Wais, Никита Dusto, Trun, Стас Багс, Владимир Абих, Миша Vert, Гриша 7aur, SY, Дима Retro, Турбен, Саша Sam, Илья Henok, ИгорьМульти, Миша Маркер, Антон Selone, Мартин Aroe. Художники представили проекты, выполненные в различных медиа – от классического граффити до пространственных инсталляций и видео. В рамках выставки состоится открытая дискуссия с участниками проекта 24 января в 19:00. Модератором обсуждения выступит куратор Полина Могилина. У посетителей будет возможность узнать о специфике питерской уличной сцены и задать художникам вопросы. Выставка работает до 16.02.20.
Фотографии предоставлены Галереей «Триумф»
Автор | | Ольга Серегина,
арт-обозреватель