Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.
14.12.18. Музей русской иконы (Москва) и Музей «Невьянская икона» (Екатеринбург) представили выставку «Белоликие образы горнозаводского Урала: Три века Невьянской иконы». Благодаря сотрудничеству двух частных музеев с принципиально разными подходами к формированию коллекций, можно познакомиться с феноменом русской иконописи от древних времен до современности во всем разнообразии стилистических и идейных тенденций.
Музей «Невьянская икона» (основан Евгением Ройзманом) сконцентрирован на одном явлении – иконописи горнозаводского Урала. История невьянской иконы насчитывает три века. Самая ранняя датируется 1734 годом, самая поздняя 1919-м. В коллекции Музея русской иконы (основан Михаилом Абрамовым), принимающего выставку, Невьянск представлен иконой равноапостольной княгини Ольги. Она также входит в экспозицию и вместе с образом святителя Николая из екатеринбургского музея стала одной из опорных точек выставочного проекта. Экспозиция открыта для свободного посещения по 19.03.19.
17.12.18. Галерея «Триумф» и галерея «Царская башня» отрыли выставку «Станция Россия» в центре Москвы на Казанском вокзале в галерее «Царская башня». Проект был представлен в Павильоне Россия в рамках 16-й Международной архитектурной биеннале в Венеции в 2018 году. Проект связан с темой «Свободное пространство» (FreeSpace), имеющий для нас особое значение. Тема пространства, его постижения и освоения являются сутью российского бытия, а железная дорога служила и еще долго будет служить ключом для решения этого вопроса.
Проект «Станция Россия» посвящен прошлому, настоящему и будущему российских железнодорожных вокзалов. Выставка состоит из пяти разделов, каждому из которых отведена часть экспозиции. «Введение в географию» — это рассказ о масштабах страны и о железнодорожных путях. «Проектное дело» — раздел, где выставлены старые и современные фотографии с вокзалами и пассажирами, кадры с камер наблюдения. «Зал ожидания будущего» предлагает идеи по развитию трех вокзалов Москвы. «Камера хранения» посвящена забытым и потерянным на вокзалах чемоданам, артефактам. И последний раздел «Преодолевая свободное пространство» — это фильм-путешествие «Семь дней за семь минут» режиссера Даниила Зинченко, который за семь минут перемещает зрителя вместе с автором через всю страну, когда он едет в поезде на встречу с дедушкой. Куратором выступил российский историк архитектуры Семен Михайловский. Выставка продлится до 19.03.19.
18.12.18. Мультимедиа Арт Музей, Москва, Фонд Иветы и Тамаза Манашеровых U-ART и Tsukanov Family Foundation представили выставку «Оскар Рабин. Hommage». Выставка Оскара Рабина в МАММ — дань творчеству классика и продолжение программы МАММ, представляющей историю российского современного искусства новому поколению зрителей. В рамках выставки в кинозале музея будут показаны кинофильмы о жизни и творчестве художника. Куратором выступила Ольга Свиблова. В экспозицию вошли работы из собраний Государственной Третьяковской галереи, Tsukanov Family Foundation, Фонда U-ART Иветы и Тамаза Манашеровых, Александра Кроника, Эльчина и Диляры Сафаровых и других.
Трагическая и героическая жизнь патриарха русского андеграунда, классика российского современного искусства Оскара Рабина прервалась в год его девяностолетия (1928—2018). Художественный стиль Оскара Рабина сформировался уже в его юношеские годы. Свой нервный, экспрессивный, пластический язык с коллажными вставками, ассамбляжи и элементами сюрреализма Оскар Рабин использует для того, чтобы реалистически описывать внешний окружающий мир и пространство внутренних переживаний. В 1977 году против Оскара Рабина в Советском Союзе была развернута кампания травли, его лишили гражданства. Он оказался в Париже в вынужденной эмиграции, где жил и творил последние 50 лет своей жизни. Только в 2006 году, по решению президента Российской Федерации, посол РФ во Франции официально вручил Оскару Рабину российский паспорт. В 2000-х творчество Оскара Рабина получило полноценное признание крупнейших российских государственных арт-институций и целого поколения новых российских коллекционеров. Работы художника находятся в собраниях крупнейших российских и мировых музеев: Третьяковской галереи (Москва), Русского музея (Санкт-Петербург), Национального центра искусства и культуры Жоржа Помпиду (Париж). Выставка работает до 17.02.19.
18.12.18. в галерее Totibadze в ЦСИ «Винзавод» открылась традиционная выставка «Подарки к Рождеству». В преддверии зимних праздников галерея организовала выставку нескольких авторов, которые представляют зрителям свои версии рождественских подарков. Многие из них сотрудничают с галереей уже не первый год, некоторые стали новыми участниками. Работы отличаются техникой и стилем, каждой присущ неповторимый авторский почерк. Основная идея выставки «Подарки к Рождеству» – доступность работ для широкой публики и возможность забрать свой выбор домой, не дожидаясь окончания выставки 15.01.19.
19.12.18. Культурно-исторический фонд «Связь времен» и Музей Фаберже (Санкт-Петербург) совместно с Департаментом культуры города Москвы представили в ЦВЗ «Манеж» масштабный выставочный проект «Viva la Vida». Живопись и графика из музейных и частных собраний», представляющий шедевры, созданные Фридой Кало и Диего Риверой, и рассказывающий историю супружеской пары, ставшей самой знаменитой в искусстве ХХ века. В экспозиции представлено более 90 произведений Фриды Кало и Диего Риверы, от ранних до поздних: живопись, рисунки, литографии. Дополнят экспозицию многочисленные фотографии и документальные фильмы о жизни и творчестве Фриды Кало и Диего Риверы. Произведения Фриды и Диего в центральной части экспозиции — это перекличка полотен двух художников и соединение двух уникальных личностей в одну историю соперничества в искусстве, любви-борьбы, которая на долгие годы стала главной темой творчества Фриды Кало. Куратор выставки — Катарина Лопаткина. Выставка в Москве в ЦВЗ «Манеж» работает 21.12.18 – 12.03.19.
20.12.18. В Новом крыле «Дома Гоголя» на Никитском бульваре открылась выставка «Отцы и дети». Концепцию отличают четкость и проста построения: художники создают портреты своих детей, а дети — родителей-художников, и одновременно – сложность и многогранность самой сути полученного результата — процесс взаимного изображения проявляет особенности отношений между очень близкими людьми. Куратор Ольга Божко собрала более сотни авторов. С каждой работой перед зрителем оказывается кусочек из жизни семьи, личная история, преобразованная творческим действием. Творчество ребенка свободно от штампов и может многому научить профессионала арт-сферы. На выставке «Отцы и дети» взрослое поколение не выступает в роли наставника, а является равноправной частью дуэта. Это не только увлекательный опыт для стороннего наблюдателя, но и эксперимент для самих авторов. В детских работах искренность и непосредственность особенно сильны. Выставка работает до 10.03.19.
Фото обложки- предоставлено организаторами
Автор | | Ольга Серегина, арт-обозреватель