Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.
13.09.18. в Центральном Доме Художника на Крымском Валу состоялось открытие ежегодного Фестиваля «Фиксаж-2018». В экспозицию фестиваля входят шесть персональных выставок известных российских авторов (Галина Юняева, Андрей Нарчук, Сергей Толмачев, Георгий Розов, Николай Кондаков, Валера и Наташа Черкашины), выставки лауреатов и лучшие работы участников нескольких фотоконкурсов. Концепция фестиваля — поиск новых, актуальных идей, форм и языка, живое общение любителей и профессионалов. Во время работы фото-форума 14.09. – 23.09.18. пройдут бесплатные семинары, лекции и мастер-классы. «Фиксаж» — некоммерческое мероприятие, его цель — развитие актуального российского фотоискусства и помощь российским фотографам в реализации их творческих проектов.
13.09.18. в Галерее и винном баре «Перелетный кабак» открылась выставка работ Романа Сакина «Наше время». Галерея Перелетного кабака представлена двумя камерными залами. Проект «Наше время» внешне выглядит как увлекательная и забавная игра с персонажами-облачками в несложных бытовых сценках из жизни. Подсознательно это переключает на размышления о границах возможностей, хрупкости и уязвимости, о мнимой свободе действий и выбора, о кажущейся независимости наших суждений. Роман Сакин: «На газетах сформировались скульптуры как карикатуры. Как ежедневные новости, отражающие наше время поверхностно, низменно, как бы серьезно, глупо и актуально». Выставка работает до 10.10.18.
17.09.18. галерея VS Unio вступила в новый осенний сезон, представив новое имя молодого художника – Александра Купаляна. Персональная выставка «Возвращение к шедевру» — это цикл работ «Гибель городов», который был создан специально для выставки. Художник своим уникальным языком передает мистику гибнущих цивилизаций, трагедию разрушения и небытия; возникает интригующее чувство единства прекрасного и отвратительного, надежды и отчаяния. Название выставки не случайно: эффект шедевра улавливается сразу – Купалян умело возрождает сюжеты античной истории в канве современной жизни. Его монументальные полотна пронизаны глубоким философским подтекстом — замысел вынашивался долгие годы, художник много путешествовал и работал в Италии. Осмысление темы и работа 5 лет над написанием предстали изысканными полотнами, которые можно увидеть на выставке до 17.11.18.
17.09.18. галерея актуального искусства RuArts представила уникальный проект «Части стен 2». Это комбинация фото-альманаха российского уличного искусства (результат годового фотографического исследования Алексея Партола) и выставки работ, созданных участниками, российскими художниками с «уличным бэкграундом» специально для проекта. Уникальность проекта в том, что это первое масштабное исследование уличного искусства. География охвата – 17 городов от Калининграда до Петропавловск-Камчатского, количество участников — более 70 авторов и команд. Проект дает представление об уличной культуре и городской среде, показывает срез российского уличного искусства. Автор проекта: Алексей Партола. Куратор выставки: Катрин Борисов. «Части стен 2» открыты для посещения до 20.10.18.
18.09.18. Московский музей современного искусства и Фонд содействия развитию современного искусства RuArts представили первую в России персональную выставку одного из самых влиятельных уличных художников современности Фрэнка Шепарда Фэйри. Проект организован при участии творческого объединения АРТМОССФЕРА и входит в специальную программу III Биеннале искусства уличной волны при поддержке итальянской галереи Wunderkammern. Представленный в ММОМА Гоголевский, 10 проект «Форс-мажор» охватывает творчество художника за последние 25 лет. Несколько арт-объектов подготовлены художником специально для московской выставки, в разработке экспозиции, которой он лично принимал участие. Шепард Фэйри определяет своё искусство как борьбу с форс-мажорными обстоятельствами с помощью провокационного языка уличного искусства, он руководствуется принципами: «делать добро и реагировать на зло», «уловить нечто универсальное и вечное, но одновременно актуальное в момент кризиса и необходимости». Выставка открыта до 04.10.18.
18.09.18. Третьяковская галерея открыла крупную ретроспективную выставку Михаила Фёдоровича Ларионова (1881–1964), одного из основоположников русского авангарда и его признанного лидера. Задача выставки — представить уникальную творческую личность во всем многообразии ее проявлений. В состав экспозиции вошли работы, отражающие основные направления деятельности художника, а также широкий круг его интересов — около 500 экспонатов из примерно 30 зарубежных и российских собраний, из 16 музейных и нескольких крупных частных коллекций. Выставка работает в Новой Третьяковке до 20.01.2019.
18.09.18. Orekhov Gallery представила первую персональную московскую выставку петербургского художника Сергея Бондарева Lilac Ladies. В экспозицию входят живописные работы, расшитые вручную текстильные панно и видеоинсталляция. Художник раскрывает мир своей фантазии с помощью цвета, демонстрирует лиловый мир женщин вселенной Сергея Бондарева. Язык цвета очень красноречив и экспрессивен, он намного богаче вербального общения. В психологии цветовая палитра и сюжет рисунков, позволяют специалистам достаточно чётко определить эмоциональное состояние автора. В новой серии Сергей Бондарев уходит в лиловый колорит – «…обладая мощным внутренним потенциалом, лиловый кажется нежным и мягким, воплощением гармонии противоположностей. Подобное балансирование – хождение по грани высокого и низкого, мужского и женского, ужасного и прекрасного, утонченного и китчевого, проходит лейтмотивом по всем моим работам». Идею поиска баланса поддерживают скульптуры Григория Орехова, созданные им специально для Lilac Ladies. Это застывшие в «невозможной» пирамиде кварцевые обелиски, демонстрирующие, что баланс все-таки возможен. Выставка работает до 30.12.18. Экспозиция работ Сергея Бондарева в период работы выставки будет меняться.
19.09.18. галерея ARTSTORY представила выставку «Олег Ланг. В парке Чаир». В экспозиции представлены работы из многих серий и циклов Ланга, начиная с 1980-х гг и до последних дней его жизни. Художник размышляет над фундаментальными темами: война и мир, история России, семья и история рода, мифы, культура, религия. В манере письма художника искусствоведы видят ассоциации со стилем Жана-Мишеля Баскиа и «новых диких» — современников Ланга, а также его предшественников — Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой. Ланг очень разнообразен и многогранен, этим и интересен. Выставка работает до 18.11.18.
19.09.18. В одном из галерейных пространств Перелетного Кабака открылась персональная выставка Кирилла Александрова «Про форму». Работы сделаны специально для этого зала галереи. Сюжет – вольное переложение, скорее, отсылка к картине Брейгеля на тему «притча о слепых». Цель Кирилла Александрова довести тему падения-устойчивости до предела при сохранении целостности произведения. Художник воплотил в этом проекте своё желание «объединить скульптуру и рисунок во всем: в цвете, подобии токарных работ, даже в фактуре поверхности – ее бархатистости, чтобы подчеркнуть их принципиальные различия». Выставка работает до 17.10.18.
20.09.18. галерея «Открытый клуб» распахнула свои двери для знакомства с выставкой «Песнь Песней Соломоновых» Сергей Бархин. Небольшое арт-пространство на Спиридоновке — это клуб людей, которые сами являются членами современного культурного сообщества или интересуются его жизнью; его двери открыты для всего и всех. Новая выставка — шестая в рамках проекта «Точка отсчёта». На ней представлены работы Сергея Бархина, одного из старейших театральных художников России. Работы выполнены масляной пастелью на кальке, текст «Песни Песней» также выполнен автором от руки. Наивность вечной истины невозможности жить без другого человека каждый открывает индивидуально, это не коллективный «продукт». Поэтому так интересны работы Бархина, когда его интересуют те метафоры, которые могут вывести за грань непосредственно воспринимаемого и переместить в область непостижимого. Выставка работает до 02.10.18.
20.09.18. в Totibadze Gallery открылась выставка художника Маруси Борисовой-Севастьяновой «Человек читающий». Маруся принадлежит к поколению молодых художников, сумевших создать свой стиль, в своих работах она соединяет несколько техник. Характерной чертой произведений серии «Человек читающий» стали большие руки героев картин – символ накопившегося чувства нереализованного потенциала, когда желание выливается в бездействие. Художник размышляет над тревожной чертой современной жизни — состоянием затянувшегося ожидания, празднования пустоты, бездумного поглощения увиденного, услышанного, прочитанного. Выставка открыта до 21.10.18.
Автор || Ольга Серегина, арт-обозреватель