Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.
14.06.19. В галерее «Беляево» открылась выставка «Лица ландшафта». Проект создан при поддержке Школы современного искусства «Свободные мастерские» ММОМА. В основу проекта легло локальное исследование района Беляево, идентичности постсоветского человека. В своих работах авторы размышляют о физическом, социальном и культурном пространстве, о культурной памяти, возможностях ее сохранения и трансляции, о таком понятии как «гений места». Актуальная тема взаимодействия человека и ландшафта интересно подана каждым участником. В живописных и графических работах, фотографиях, инсталляциях участники выставки осмысляют тенденцию, когда одновременно человек становится частью местного ландшафта, а он фактором, формирующим его визуальный характер, пространственную и временную структуру. Теряя свою собственную индивидуальность, мы при этом наделяем среду своими «портретными чертами». Участники: Мария Заикина, Вероника Сукоян, Егор Плотников, Павел Отдельнов, Дмитрий Окружнов и Мария Шарова, Вероника Калачева, Таисия Короткова, Петр Коротков, Дмитрий Лукьянов, выпускники школы современного искусства «Свободные мастерские» ММОМА, студенты школы дизайна НИУ ВШЭ.
Фото предоставлено галереей «Беляево»
Дмитрий Окружнов и Мария Шарова о своих работах из серии «206 Partial content», представленных на выставке: «Можно сколько угодно копаться в сети, вести «сетевые раскопки», но в цельную картину «видение прошлого» никогда не сложится. Этот проект о сетевых руинах, об обломках старой потерянной цивилизации под названием «СССР».» Художников на создание проекта вдохновило здание, в котором находится их мастерская. Старый полуразрушенный дом культуры в небольшом городке в 400х км от Москвы. «Живописное пространство втягивает в себя, погружает в пустынные помещения и бесконечные коридоры, во всем пустота и забвение, во всём шаткая пограничность основы современного бытия, где становится сомнительным основание любого знания и действия.» Кураторы выставки: Юлия Балдина, Павел Михайлов. Выставка работает до 18.08.19.
14.06.19. ЦТИ Фабрика представила персональную выставку Ивана Архипова «Temptation». На выставке экспонируются новые графические листы и анимационные работы, созданные автором за последние 3 года. Произведения художника соединяют различные техники офорта на бумаге с движением графики на экранах. На вернисаже проекта прозвучала импровизация dark ambient в исполнении Александра Соловьева (TRETBAET). Иван Архипов (Ivan Arkhipov) живет и работает в Москве. С 2010 года экспериментирует с разными техниками печатной графики. В своих произведениях соединяет техники гравюры и анимации. Выставка работает до 02.07.19.
Фото предоставлены Пресс-службой ЦТИ ФАБРИКА
17.06.19. ГМИИ им. А.С. Пушкина представил две главные выставки летнего сезона — «Щукин. Биография коллекции» и «Коллекция Fondation Louis Vuitton. Избранное». Две выставки выдающихся коллекций позволяют проследить сходство и различие собирательских стратегий на рынке современного искусства в начале XX и XXI веков.
«…я собирал не только и не столько для себя, а для своей страны и своего народа. Что бы на нашей земле ни было, мои коллекции должны оставаться там» С.И. Щукин.
«Щукин. Биография коллекции» — уникальное собрание семьи московских меценатов, охватывающее важнейшие художественные течения конца XIX – начала ХХ века от импрессионизма до модернизма и уникальное событие, когда разделенные между московским и петербургским музеями коллекции Сергея Щукина и Ивана Морозова соединятся на обменных выставках летом 2019 года и можно будет увидеть два крупнейших мировых собрания в такой полноте. Многие из знаковых произведений после завершения проектов перестанут выдаваться на временные выставки.
Фото предоставлены Пресс-службой ГМИИ им. А.С. Пушкина
Выставка в Москве воссоздаст драматическую историю купеческой семьи Щукиных, ее небывалую мощь и угасание после революции 1917 года. Марина Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина: «…Это трудная задача, для которой нам понадобилось практически все пространство музея. Весь второй этаж мы отдаем истории Сергея Щукина – вход в музей, вся аура музея – все будет работать на разогреве. Щукин — наш главный герой.»
Проект представляет уникальное собрание семьи московских коллекционеров: Сергея Щукина и его братьев – Петра, Дмитрия и Ивана. Сергей Щукин увлекся собирательством только после сорока лет, а его братья были одержимы коллекционированием живописи уже в молодости. Первые залы выставки будут посвящены братьям Щукиным и образам их коллекций.
Центральная часть экспозиции воссоздаст путь Сергея Щукина как собирателя, позволяет увидеть, как формировался и менялся его вкус.
Каждому большому увлечению коллекционера — Клод Моне и импрессионисты, Пабло Пикассо, Анри Матисс, Поль Гоген, Анри Руссо и Андре Дерен — на выставке будет посвящен отдельный зал. Сергей Щукин вошел в историю как коллекционер радикальной живописи, идущий против общепринятых вкусов. Он самостоятельно принимал решения, воспитывал в себе коллекционера, приобретал не те произведения, которые всем нравились, а те, что вызывали в нем сильный эмоциональный отклик. Андре-Марк Делок-Фурко, куратор выставки, внук коллекционера Сергея Щукина: «…только в Москве собрание Щукина может оказаться в верном контексте.» Выставка работает в Главном здании, Волхонка, 12 до 15.09.19.
«Коллекция Fondation Louis Vuitton. Избранное»
Все три этажа Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков занимает экспозиция из собрания Fondation Louis Vuitton — одного из крупнейших мировых музеев современного искусства. Фонд, выросший из коллекции Бернара Арно, президента группы компаний Louis Vuitton Moët Hennessy, признанного самым богатым человеком Европы, формирует свое собрание вокруг крупнейших авторов и значимых серий, опираясь на кураторские решения, поэтому в коллекции собраны работы широкого круга мастеров разных поколений и стран. В Москву привезли 65 произведений, созданных с 1947 по 2018 год в разных жанрах: живопись, скульптура, фотография, световые и видеоинсталляции.
В организации московской выставки учтены особенности здания Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков, значительно отличающегося от здания фонда, построенного в Париже в 2014 году архитектором Фрэнком Гери. С творением Гери можно познакомиться во вводном зале и в заключительных залах третьего этажа: представлены макет, рисунки, видео и панорамные фотографии. Экспозиция демонстрирует четыре магистральные линии, определяющие структуру коллекции Fondation Louis Vuitton. Сюзанн Паже, арт-директор Fondation Louis Vuitton, главный куратор выставки: «Представленные на выставке произведения отражают стремление Бернара Арно соединить в одном пространстве классику и современность. Задуманная как диалог, экспозиция объединяет работы, выбранные не столько по определенным историческим, формальным или концептуальным критериям, сколько по «велению сердца». Мы отдавали предпочтение тем произведениям, которые своим художественным решением вызывают живой, чувственный отклик в душе зрителя.» Кураторы: Александра Данилова (ГМИИ им. А.С. Пушкина), Анжелина Шерф, Натали Оже (Fondation Louis Vuitton), под руководством арт-директора Fondation Louis Vuitton Сюзанн Паже. Выставка работает до 29.09.19.
Фото предоставлены Пресс-службой ГМИИ им. А.С. Пушкина
17.06.19. В Музее истории Лефортово, филиале Музея Москвы был представлен выставочный проект «Армия, которая не воюет», посвящённый истории вооруженных сил Швейцарии. На выставке «Армия, которая не воюет» представлено более 500 предметов исторического наследия из фондов Музея Москвы и личного собрания коллекционера Сергея Зорина. Это – мундиры, шинели, обувь, головные уборы, а также холодное оружие разных эпох, предметы амуниции и снаряжения: погоны, кокарды, фонари, фляги, котелки, сухарные сумки, компас, бинокль, фотографии, почтовые марки и многое другое. В период конца XIX – середины ХХ века в Европе происходили кардинальные изменения, менялся менталитет европейцев, их привычки, общий уровень жизни. Все эти процессы нашли свое отражение и в истории военного дела. Отличительной особенностью швейцарской армии является ее неучастие в военных действиях, что объясняет особенности швейцарской внешней политики – политики вооруженного нейтралитета. Подобная выставка для Музея истории Лефортово не случайна — часть его постоянной экспозиции рассказывает о жизни первых швейцарцев в России, о швейцарце Франце Лефорте, прославленном сподвижнике Петра I и начале отношений между Россией и Швейцарией. Кураторы выставки: Наталия Смолянинова, Сергей Зорин. Выставка работает до 01.10.19.
Фото предоставлены Музеем истории Лефортово, филиалом Музея Москвы
18.06.19. Новая Третьяковка представила персональную выставку Фёдора Захаровича Захарова (1919–1994), приуроченную к 100-летию со дня рождения художника. В экспозицию входят около 60 экспонатов — более 40 живописных работ из собрания Государственной Третьяковской галереи, Симферопольского художественного музея, частных коллекций. В дополнение к живописным работам на выставке представлены материалы, позволяющие получить более полное впечатление о личности и творчестве Фёдора Захарова. Среди экспонатов находится рукопись автобиографии художника, каталоги его персональных выставок, фотографические портреты и снимки. Впервые работы Захарова были показаны в Галерее в 2002 году. Настоящая экспозиция представляет более широкий ряд работ мастера: пейзажи, натюрморты и жанровые композиции, созданные Захаровым на протяжении нескольких десятилетий, начиная с 1950-х и до начала 1990-х годов. Фёдор Захаров — мастер пейзажа и натюрморта, продолжатель традиций русского импрессионизма. Куратор выставки: Ольга Полянская. Выставка работает по 11.08.19.
Фото предоставлены пресс-службой Государственной Третьяковской галереи
18.06.19. В арт-пространстве Нового Крыла Дома Гоголя состоялось открытие выставки «Генератор случайных снов». Художников-участников выставки (Никита Василенко, Нелли Высоцкая, Алина Глазун, Ксения Драныш, Владимир Карташов, Петр Кирюша, Евгений Музалевский, Музей вечно играющих аттракционов (Анастасия Крохалева и Денис Перевалов), Абрам Ребров, Игорь Самолет, Яна Сидоркина, Константин Цокур) объединяет погружение в тему состояния полусна – полугаллюцинации, когда происходящее позже кажется нереальным и фантастическим. Действительность теряет равновесие и точку опоры. Видение вытесняет явь, становится ярче нее, оставляя внешнему миру лишь роль продолжения сна. Трудно не согласиться — «Мы движемся туда, где нас нет, оттуда, где нас уже нет. Самое реальное, что существует — это галлюцинация.» Куратор: Юлия Вергазова. Выставка подготовлена при поддержке Фонда Владимира Смирнова и Константина Сорокина. Выставка работает до 04.08.19.
Фото предоставлены куратором Юлией Вергазовой
19.06.19. Социально-художественный проект «Другая атмосфера» провел очередное Арт-событие в Реабилитационном центре для детей с пороками сердца при кардиоцентре им. А.Н. Бакулева. Куратор: Мария Москвичева. Руководитель проекта: Дмитрий Гражевич. Участники: Татьяна Шерстюк, Елена Асеева, Гарри Зух, Максим Татаринцев, Екатерина Игошина, Сергей Катран, Мария Москвичева, студенты факультета графического дизайна Московского художественно-промышленного института. Этот интерактивный терапевтический проект на стыке актуального искусства и психологического метода имаготерапии с 2012 года проходит в московских больницах, выступая площадкой для экспериментов и новаторства, когда ребенок перестает быть зрителем, а становится соучастником арт-события, соавтором современных художников. После традиционной серии мастер-классов дети в соавторстве с профессиональным художником создали выставку под открытым небом.
Фото предоставлены проектом «Другая атмосфера»
Экспозиция традиционно была дополнена несколькими крупными интерактивными работами современных художников. В этом году «Другая Атмосфера» стартовала в апреле. Проект «Другая Атмосфера» прошел в ДРЦ при кардиоцентре им. А.Н. Бакулева в третий раз. За эти несколько лет в парке появились постоянные артобъекты — постепенно здесь вырастает интерактивный музей современного искусства под открытым небом. Терапевтическая задачи проекта состоит в том, чтобы изменить больничную атмосферу на позитивную, просветительская миссия направлена на вовлечение детей в арт-процесс и помощь в развитии заинтересованности в современном искусстве. Проект проходит в формате хэппенинга. Проект осуществляется при поддержке: Компания «Шеврон Нефтегаз Инк.». При содействии: ФГБУ НМИЦ ССХ им. А.Н. Бакулева МЗ РФ Московский педагогический государственный университет Московский художественно-промышленный институт (МХПИ) Информационные партнеры: Медиа-проект о современном искусстве ART УЗЕЛ Газета «Московская перспектива».
Фото предоставлены проектом «Другая атмосфера»
19.06.19. Мультимедиа Арт Музей представил выставку американского фотографа Дианы Тафт «Застывшие во времени». В экспозицию вошли фотографии из серий, посвященных Арктике и Антарктике. Проекты Тафт привлекают внимание к драматическим изменениям, связанным с глобальным потеплением. Чтобы показать неиссякаемую красоту и крайнюю уязвимость самых удаленных и труднодоступных регионов планеты, художник отправилась на Южный и Северный полюса, где результаты влияния человека на климат Земли особенно очевидны. Антарктические фотографии Тафт можно назвать художественным и одновременно научным исследованием, отражающим разнообразие как едва различимых, так и самых масштабных природных явлений, формирующих облик всего материка. Выставка работает до 25.08.19.
Фото предоставлены Мультимедиа Арт Музеем
20.06.19. В Государственном музее Востока открылась выставка «Кирилл Зданевич. Тифлис – Москва». Это первая в столице персональная выставка художника, ставшего яркой фигурой русско-грузинского авангарда. Его работам в 1914 году Пабло Пикассо поставил «оценку 5+». В историю отечественной культуры Кирилл Зданевич вошел как один из первооткрывателей творчества Нико Пиросмани, и как собиратель его работ и биограф. На выставке представлено более 80 работ художника из частных собраний: живопись, графика, а также архивные документы и фотографии. В экспозиции представлена графика 1910–1920-х годов, когда Кирилл Зданевич, успев «глотнуть парижского воздуха», находился в эпицентре художественной жизни Тифлиса. Он с легкостью экспериментировал в разных манерах: создавал кубофутуристические композиции, пейзажи и натюрморты, выразительные и узнаваемые портреты людей своего окружения. Не избежав, как и многие современники, ареста и лагеря, Кирилл Зданевич после реабилитации вернулся к творчеству, находя новые интонации в отображении действительности. На выставке впервые экспонируются выполненные им в 1960-е годы натюрморты и грузинские пейзажи, несущие ощущение праздничной приподнятости, лиричные акварели Парижа. В эти же годы наиболее полно реализовался литературный дар Зданевича – он пишет и издает книги о Нико Пиросмани. Произведения Кирилла Зданевича и документальные материалы предоставлены для экспонирования Наталией Абрамовой, Петром Навашиным, Ниной Куриевой (Глонти). В рамках выставки пройдут встречи с куратором на темы: «Открытие Пиросмани: счастливая неизбежность», «Грузинский авангард. Между Тифлисом и Парижем». Куратор выставки: Светлана Хромченко. Выставка работает до 31.07.19.
Фото предоставлены Государственным музеем Востока
Автор | | Ольга Серегина, арт-обозреватель