Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.
03.08.19. В галерее «Здесь на Таганке» Объединения «Выставочные залы Москвы» открылась персональная выставка Матвея Кайфа «Здесь или никогда». На выставке представлены работы, созданные Матвеем за последние пять лет: шрифтовые эксперименты в области печатной графики, самиздат, абстрактные ассамбляжи и коллажи — многослойные работы из найденных материалов. Выставка работает по 18.08.19.
Фотографии Cabinet de l’art
06.08.19. Государственный музей Востока и Фонд «Русские меценаты» представили выставку «Феликс Петуваш. Полет над тернами». Творчество художника из Майкопа стало одной из ярчайших страниц изобразительного искусства Адыгеи. В экспозиции представлены работы из собрания Государственного музея Востока, из коллекции президента Фонда «Русские меценаты» Юлии Вербицкой (Линник), а также произведения, которые принадлежат самому автору. Феликс Петуваш – станковый живописец, график, книжный иллюстратор, монументалист, автор мозаичных панно. Его работы находятся во многих российских и международных музеях и частных коллекциях. Петуваш – Заслуженный художник России, Народный художник Республики Адыгея, лауреат Государственной премии, удостоен золотой медали Российской академии художеств. Вдохновение Петуваш черпает в воспоминания о недавних событиях, собственных впечатлений, в исторической связи времен. Его пейзажи часто почти монохромны, с тонкими переходами оттенков. В пейзажах и натюрмортах есть особая связь автора с природой. Сюжеты ряда живописных холстов начала 2000-х годов драматичны – в них размышления о войнах начала XX века и военных конфликтах недавнего прошлого. Коллажи Петуваша — это эксперименты художника с материалами и фактурой, своеобразные мозаики из деталей часовых механизмов, гвоздей, пуговиц и других бытовых мелочей. Важная часть творчества Феликса Петуваша – графика и иллюстрации к книгам. Кураторы выставки: Юлия Вербицкая (Линник), Мария Филатова. Выставка работает до 25.08.19.
Фотографии предоставлены Государственным музеем Востока
06.08.19. В Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» состоялся вернисаж синтетического арт-проекта «Жёлтый звук», посвящённого 85-летию со дня рождения композитора Альфреда Шнитке. Для музыки Альфреда Шнитке характерны масштабные концептуальные замыслы, полистилистика, многоуровневое цитирование. Одним из самых сложных и одновременно самых интересных произведений Шнитке можно считать синтетическую сценическую композицию «Жёлтый звук» (1974). Толчком к её созданию для композитора стало предложение Геннадия Рождественского написать произведение специально для готовившегося им концерта «Музыка и живопись». В основу легло либретто Василия Кандинского. Композиция Кандинского развивала идеи синтеза искусств, в нем точка, линия, цвет, ритм и звук являются вибрациями одного пространственного и духовного содержания. Авторы выставки «Желтый звук» перевели музыку Шнитке на язык современного искусства. Сокуратор выставки Михаил Погарский: «Развивая идеи Кандинского и Шнитке, мы стремились воплотить идею контрапункта музыки и визуального искусства, передать силу его воздействия в поле напряжения между со-звучием и противо-звучием. Образы, слышимые и видимые, – это эмоциональный сплав сложных структур, композиционных решений, ритмов, неординарных форм и энергетических наполнений».
Фото предоставлены автором Натальей Георгадзе
На подходе к Хлебному дому представлены арт-инсталляции, соединяющие воедино музыкальные и ландшафтные образы. Столь масштабная попытка объединить музыку, слово и визуальное искусство в единый синтетический проект делается впервые после экспериментов авангардистов в начале ХХ века. В рамках проекта пройдёт серия концертов современных композиторов, посвященных великому Альфреду Шнитке. Кураторы: Михаил Погарский, Василий Власов, Виталий Пацюков. Выставка работает до 17.11.19.
Фотографии Cabinet de l’art
06.09.19. Московский музей современного искусства и Школа современного искусства «Свободные мастерские» представили персональную выставку Тимура Шаймухаметова «Ребятам о зверятах». В своем выставочном проекте художник акцентирует внимание на неизменной человеческой особенности — тяге к иррациональному, ко всему древнему и атавистичному, что таится глубоко внутри нашей сущности. Проект проходит в рамках Программы поддержки молодого искусства ММОМА. Все работы на выставке изображают драматические сцены, наделенные символическими смыслами, где персонажами выступают животные, птицы и насекомые. Каждой сцене соответствует определенная история, выраженная в стихотворных строках, наподобие катренов Нострадамуса. При этом любой из двенадцати графических листов, составляющих экспозицию, может трактоваться как предсказание будущего или запечатленный момент прошлого, в зависимости от ожиданий, настроения и жизненного опыта, смотрящего. Предсказание заключается не столько в самом изображении, сколько в интерпретации, и каждое произведение становится генератором неограниченного количества этих предсказаний. Куратор программы поддержки молодого искусства ММОМА: Дарья Камышникова. Выставка работает в ММОМА Гоголевский 10 до 15.09.19.
Фотографии Cabinet de l’art
07.09.19. Галерея ГУМ-Red-Line на Красной площади представила выставку-превью Уральской индустриальной биеннале — групповую выставку актуального уральского искусства. Экспозиция анонсирует 5-ю Уральскую индустриальную биеннале, в ней представлены, произведения самых разных жанров и направлений. Уральское современное искусство стало важным явлением российской художественной жизни во многом благодаря возникновению в этом регионе международной биеннале, которая проходит в Екатеринбурге c 2010 года. В преддверии 5-й Уральской индустриальной биеннале, которая в этом году пройдет с 12 сентября по 1 декабря под темой «Бессмертие», галерея ГУМ-Red-Line представляет уральских художников — участников основного проекта биеннале разных лет, в том числе работы участников будущей 5-й биеннале. Главный фокус Уральской индустриальной биеннале направлен на специфику региона в глобальном контексте. Тема 5-й биеннале «Бессмертие» — это повод задуматься о результатах: что остается от производственных и художественных процессов? «Большинство проектов представлены впервые в столице» — отметил Игорь Казаков, директор галереи ГУМ-Red-Line. Кураторы превью: Светлана Усольцева, Марина Федоровская. Выставка работает до 04.09.19.
Фотографии предоставлены Галереей ГУМ-Red-Line
08.08.19. Центр современного искусства М’АРС представил выставочный проект «ЕDEN. Совершенство цветов» – серию работ молодого петербургского художника Ксении Сашиной. Экспозиция – это райский сад с гармонией цвета, изящной композицией и совершенством образов. Авторский стиль Ксении Сашиной – сочетание живописи и объемных декоративных флористических композиций. Экспозицию дополняет экран, на который проецируются образы, послужившие вдохновением для художника. Такое решение дает возможность проследить за созданием объекта искусства: от зарождения идеи до ее воплощения. А волшебное движение проецируемых изображений обозначает главную тему выставки – связь иллюзии и реальности. Главным акцентом картин являются объемные цветы, «прорастающие» буквально из полотен. Композиции созданы из натурального шелка. Цветы становятся своего рода чарующими масками, за которыми скрываются люди эпохи социальных сетей. Автор дополняет серию образами животных, которые в отличие от людей не нуждаются в подобных масках и смело смотрят с картин. Противопоставляя животное человеку, художник обращает внимание на волнующую ее тему зависимости от одобрения социума, стремление к получению которого становится подчас навязчивой идеей и источником внутренней неудовлетворенности. Выставка работает до 09.09.19.
Фото предоставлены Центром современного искусства М’АРС
08.08.19. Галерея «Триумф» представила «After the Future» — групповую выставку современных российских и зарубежных художников, вдохновленную темой призракологии. В экспозиции представлены живопись, фотография, инсталляции, скульптуры и видео. Термин «хонтология» впервые ввел французский философ Жак Деррида в труде «Призраки Маркса» (1993). Хонтология названа так по аналогии с онтологией — учением о бытии, но применительно к призракам — haunt. Деррида описывает тип бытия призрака как сущности, одновременно не являющейся ни живой, ни неживой. Благодаря современным английским мыслителям и музыкальным критикам Марку Фишеру и Саймону Рейнолдсу термин «хонтология» стали применять к современной музыке, искусству и культуре, в целом как, утратившей перспективу будущего и одержимой меланхолией по устаревшим утопиям. Представленные на выставке работы объединены стремлением зафиксировать моменты и сущности, выходящие за пределы нашего повседневного пространственно-временного континуума и опыта. Эти сущности могут приобретать любую форму: начиная от неких пришельцев в работах Виктории Кошелевой, и заканчивая странными химерами у Си Ло. Работы Александра Бавара и Алексея Таруца вовлекают в тонкую игру о прошлом, настоящем и будущем. Работы Горана Чантера и Озиана Женера – это критика современного общества, перенасыщенного информацией о глобальных катаклизмах, паранойей и истерией, которыми наполняют наше общество средства массовой информации. В рамках выставки впервые показана видео-работа «Думаешь, мы сможем измениться вместе?» двух британских авторов Горана Чантера и Айзека Литго. В своей работе художники вдохновлялись тренингами личностного роста и образом мотивационного оратора. Каково это — жить, руководствуясь мотивационными мантрами? Как найти мотивацию и обрести смысл? Куда обратить свой взгляд? Отсутствие ожидаемого в техническом прогрессе прорыва, ностальгия по «старым добрым» временам, ретроспективный взгляд современного искусства и культуры, вызывает глубокое чувство разочарования. И хотя ожидания не совпали с реальностью, мы продолжаем фантазировать и надеяться. Именно на этой территории фантазии и образуется хонтология с ее «тоской по будущему, которое так никогда и не наступило». Куратор: Софья Симакова. Выставка работает до 29.08.19.
Фотографии предоставлены Галереей «Триумф»
Автор | | Ольга Серегина, арт-обозреватель