#Арт-обзор за неделю 01.10-08.10.20

 

Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.

 

01.10.20. В Государственном музейно-выставочном центре «РОСИЗО» состоялось открытие выставки «Карта человеческой природы» — специального проекта VII Московской международной биеннале молодого искусства. Цель проекта «Карта человеческой природы» — построение проекции сознания современного человека в масштабе одной выставки. Для участия в спецпроекте было подано более 200 заявок от современных художников, из которых были отобраны 19 авторов. Концепция куратора состоит в том, что каждый зал представляет собой определенный уровень познания человека. Экспозиция начинается с познания «внешнего», то есть жизни человека в физическом пространстве. Далее предлагается совершить путешествие «вглубь» — к сути человеческой природы. Зритель самостоятельно составляет Карту человеческой природы, соединяя смыслы, предложенные художниками в их работах, которые располагаются в залах: «Нулевая точка», «Тело», «Жизнь внутри тела. Погружение», «Общее место», «Суть». Куратор выставки — Алина Корень. Выставка работает в галерее «РОСИЗО», Петроверигский переулок, дом 4, строение 1 до 01.11.20.

Листайте галерею >>>

Фотографии предоставлены РОСИЗО

01.10.20. Московский музей дизайна в пространстве Новой Третьяковки открыл свой второй выставочный проект — «Фантастик Пластик». В нем принимают участие более 40 зарубежных и российских дизайнеров. В экспозиции представлены объекты, созданные из переработанного и вторично использованного пластика. Авторов объединяет отношение к переработанному пластику как к идеальному материалу, удобному в работе и предоставляющему неограниченные возможности для реализации творческих планов. К выставке подготовлена образовательная программа с участием российских и зарубежных дизайнеров и экологов. Дизайнеры работают с пластиком уже почти 70 лет. Впервые этот материал начал широко использоваться в середине 1950-х. Тогда в использовании пластика видели только преимущества. В послевоенном мире, нуждавшемся в ярком и радостном предметном окружении, демократичный пластик заменял дерево и слоновую кость. Вторая волна интереса к полимерам, значительно усовершенствованным и гораздо более разнообразным, возникла в 1990-х. К пластику обратились такие дизайнеры как Филипп Старк, Карим Рашид, Рон Арад. В их работах отношение к материалу изменилось: его главными достоинствами стали не практичность и демократичность, а технологическая универсальность и эстетическая вариативность — возможность имитации дерева и камня, производства матовых и прозрачных объектов. Сегодня пластмасса вновь находится на пике популярности, но в ином качестве: в последние 20 лет появляется все больше дизайнеров и студий, специализирующихся исключительно на переработанном пластике. На это есть две основные причины: почти неограниченные возможности, которые дает новый материал, и повышенное внимание дизайн-сообщества к проблемам экологии. А пластик имеет стопроцентный потенциал переработки, основной вред окружающей среде наносит его неправильная утилизация, а не использование. По статистике с 1950-х годов человечество произвело более 6 млрд тонн синтетических материалов, из которых переработано всего около 9 %. Одноразовая посуда, упаковка, бутылки, перчатки и маски, просто отслужившие свой срок пластиковые изделия — все это оказывается в окружающей среде. Прекрасный путь борьбы с пластиковым загрязнением — дизайн. Задачей кураторов выставки «Фантастик Пластик» и стало показать и рассказать на примерах из зарубежной и российской практики о возможностях, которые дает переработка и вторичное использование этого материала. По мнению кураторов, представленные на выставке объекты — от украшений до арт-инсталляций — могут изменить отношение общества и к пластику, и к его вторичному использованию. Многие участники проекта считают, что переработанный пластик будет главным материалом XXI века. Образовательную программу в рамках выставки откроет 15.10.20. в 19.00 лекция «Дизайн и экология» Ольги Дружининой, куратора выставки, историка дизайна, заместителя директора по науке Московского музея дизайна. Кураторы: Ольга Дружинина, Александра Санькова. Выставка работает в здании Новой Третьяковки до 17.01.21.

Листайте галерею >>>

Фотографии предоставлены пресс-службой Третьяковской галереи

03.10.20. EAST MEETS WEST GALLERY в Галерее Нико представила концертом в необычном формате музыкально-мультимедийный и художественный проект куратора Татьяны Палеевой «ЛАБИРИНТ 2020». В основе проекта лежит выставка работ Дианы Воуба, Александра Юликова, Татьяны Файдыш и Натальи Заровной. Проект подготовлен в содружестве с композитором Сергеем Жуковым и художниками видео-арта ATTS STUDIO Алены Тельпуховской и Татьяны Грудко и при поддержке Галереи Нико. Ведущим мероприятия 03.10.20 выступил музыковед, доктор искусствоведения и ведущий эксперт Ассоциации современной музыки Рауф Фархадов. Концепция заключается в том, что «музыкальный ряд проекта…  напрямую апеллирует к идее лабиринта с поиском выхода, блужданиями, тупиками, поворотами, возвращениями к началу, пробой новых путей. И в каждой из трёх одноимённых пьес – «Лабиринте» Сергея Жукова, «Лабиринте» Донны Истман и «Лабиринте» Джо Спорка – эти лабиринтные коллизия ощущаются буквально воочию. Отсюда и неразрешимость вопроса-загадки: лабиринт – выход в ничто? вечный тупик? бессмысленность поиска? или, всё-таки, движение и обретение света и свободы?». Поиск возможного варианта ответа ведется и музыкальными и художественными средствами. В представленных на выставке работах на эту вечную тему возможностей и выбора размышляют  участники выставочной части проекта — Александр Юликов, считающий себя наследником русского авангарда и Казимира Малевича, Татьяна Файдыш, относящаяся к более позднему поколению 80-х, иногда именуемому «немым поколением»,  Наталья Заровная, индивидуализирующая каждое свое произведение, используя технику и смешанного офорта, и коллажа,  создавая внутренние объемы конструкций двойным и тройным наложением листов, Диана Воуба, определяющая философский смысл своих работ такими словами — «изучая виды симметрии в природе и искусстве, постигаешь силу закона, действующего во всём. Известно, что, достигнув совершенства объект рассыпается, поэтому идеал не достижим. И всё же, стремление к гармонии, как победы над хаосом, побуждает искать новую — вечную красоту в упорядоченности геометрических форм, вопреки принятому убеждению, что истина искусства лежит за пределами симметрии (2010-2011)».  Выставка работает в Галерее «Нико» по 13.10.20.

Листайте галерею >>>

Фотографии: Алан Воуба

03.10.20. В Галерее Классической Фотографии открылись три новые выставки

«Оригинальная копия» — одна из центральных тем проекта – взаимодействие копии и оригинала. Галерея представляет несколько десятков оригинальных снимков великих мастеров ХХ века: Сальгадо, Куделка, Кляйн, Дртикол, Эванс, Фарер, Фридландер, Эрвитт… Отличительной особенностью проекта стал сверхбольшой (до 120х180 см) размер отпечатков, в 80-х годах обозначивший начало восприятия европейскими музеями фотографии как арт-объекта. Благодаря введению нового масштабного фактора, «копии» перестали быть тождественны «оригиналам», превратившись в самостоятельные произведения, во многом трансформировавшие изначальный авторский замысел. Сверхувеличение позволило выявить новые, слабо читающиеся в «оригиналах» ритмы форм и линий. В результате был подчеркнут абстрактный орнамент хаотического сочетания букв на вывесках, заиграла текстура кирпича, ржавчины, листьев деревьев, проявились замысловатые наложения форм полупрозрачных отражений. «Суть идеи состояла в том, чтобы создать диалог между маленьким невзрачным оригиналом и большой эффектной копией», – рассказывает арт-директор Марк Коберт. Экспозиция работает по 29.11.20.

Листайте галерею >>>

Фотографии предоставлены Галереей Классической Фотографии

«Новые поступления» — результат большой и разнообразной деятельности сотрудников галереи. Она демонстрирует богатое разнообразие коллекций музея, собрание которого объединяет практически все жанры фотографического искусства. В экспозиции представлено порядка 40 работ – наиболее ярких экспонатов из новых поступлений, а также более ранних. Из обилия интереснейших фотографий, имеющих большое музейное и художественное значение, можно выделить работы известного советского и российского фотографа Леонида Лазарева. Кроме лазаревской классики, советская фотография представлена тремя винтажными отпечатками 50-х годов в авторском исполнении Аркадия Комовского. Из современных отечественных авторов большого внимания заслуживают индустриальный фотограф Артём Васильков и московский концептуалист Франсиско Инфантэ-Арана. На выставке показаны чёрно-белые снимки культового мексиканского фотографа Флор Гардуньо и работы гения цветной уличной фотографии Джоеля Мейеровица, а также работы американского фотохудожника Джона Пеппера из проекта «Испарения» в демократичном формате. Экспозиция работает по 29.11.20.

Листайте галерею >>>

«Широко открытые пространства» — выставка произведений мастеров американской пейзажной фотографии.  Экспозиция состоит из работ учеников легендарного Энсела Адамса. Ярчайшими участниками проекта стали Клайд Батчер, Боб Колбренер, Алан Росс, Джон Секстон, Джон Уимберли. Каждый из этих авторов — продолжатель традиции американской пейзажной фотографии, где важна техника, точность и пристальное созерцание предметного мира. Магистральной темой их творчества становится пространство естественной природной среды. Все работы, помимо сюжетной линии, объединяет тщательность исполнения – это безупречная композиция плюс ручная оптическая печать с негативов большого (до 8х10) формата. Выставка «Широко открытые пространства» не только говорит о преемственности творческих поколений и личной апробации классических образцов, но и предлагает задуматься о взаимопроникновении классики и современности. Также стоит отметить, что все 20 работ, собранные в экспозиции, напечатаны аналоговым способом самими мастерами и позволяют детально изучить особенности ручной печати каждого из них.

Листайте галерею >>>

Фотографии предоставлены Галереей Классической Фотографии

05.10.20. В Гостином дворе галерея сцена/szena представила персональную выставку Кирилла Гаршина «Мечты о небесных светилах на черной земле». В рамках проекта представлена новая серия живописных работ и графики, созданная художником в течение нескольких последних месяцев. Период самоизоляции Гаршин провел в родном Воронеже. «Каждый день ты ходишь одним маршрутом: через один и тот же двор, мимо одного и того же дерева, в квартире и мастерской тебя изо дня в день окружают одни и те же предметы, — все это усиливает ощущение безвременья, при этом появляется новая оптика и новое измерение привычных ландшафтов и обстановки», — рассказывает художник. Намеренно сочетая на одном холсте легкую и воздушную акварель с масляной живописью и плотной эмалью, художник указывает на потенциал к постижению высшей реальности, заложенный обыденной жизни: «Жители Черноземья видят те же самые звезды, что и жители всей планеты, и мечтают о все тех же недостижимых космических далях». Выставка работает в Гостином Дворе по 25.10.20.

Листайте галерею >>>

Фотографии предоставлены куратором Ириной Шульженко 

06.10.20. В Государственной Третьяковской галерее на Крымском валу – Новой Третьяковке была представлена ретроспектива Андрея Красулина. Выставка «Без названия» задумана как отражение многогранного и в то же время цельного таланта одного из крупнейших художников современности, принадлежащих к поколению шестидесятников, поэтому в экспозицию включены скульптура, живопись, графика, пространственные объекты, выполненные в разных техниках и из разных материалов: дерева, картона, бронзы. Именно работа со многими художественными формами и средствами позволяет мастеру искать и экспериментировать с главными сюжетами и мотивами, из чего выкристаллизовались основные циклы его творчества — «Коробки», «Полосы», «Доски», «Пейзаж», «Табуретки», в которых мастер всегда стремится выявить структуру и дойти до сути формы. Важной темой творчества Красулина были и остаются простые предметы, бытование вещи в их эстетическом и культурном аспектах. В состав выставки включены произведения из собрания Третьяковской галереи и из мастерской художника. Кураторы выставкиДмитрий Пошвин, Светлана Коробцова. Выставка работает в Новой Третьяковке, Крымский Вал, 10, зал 38 до 06.12.20.

Листайте галерею >>>

Фотографии Cabinet de l’art    

06.10.20. Галерея «Веллум» открыла выставку «Илья Репин – учитель», приуроченную к 90-летию со дня смерти Ильи Ефимовича Репина. Около сорока графических работ представлено на выставке – это рисунки Ильи Репина и его учеников Филиппа Малявина, Николая Шестопалова, Ефима Честнякова, Ивана Куликова. Выставка превращается в рассказ о связях не только творческих, но и человеческих. Илья Репин стал профессором Высшего художественного училища, возникшего в результате реформирования в 1893—1894 годах Императорской академии художеств, получив персональную мастерскую. В отдельные годы в мастерской Репина училось до девяноста учеников, в том числе Борис Кустодиев, Николай Фешин, Иван Билибин, Осип Браз и многие другие. Куратор выставки искусствовед, руководитель галереи «Веллум» Любовь Агафонова.  Выставка работает по 04.12.20.

Листайте галерею >>>

 Фотографии предоставлены Галереей «Веллум»

07.10.20. Галерея сцена/szena представила персональную выставку Антона Кушаева «Пустоцвет». В экспозицию проекта входит одноименная серия живописных работ, выполненных в 2020 году. Помимо живописи на выставке представлены объекты из керамики. Соединяя на своих полотнах изображения предметов, наделенных неоднозначным символическим значением, Антон Кушаев создает работы, открытые для интерпретаций, предлагая зрителю расшифровать несложные на первый взгляд сюжеты, которые в попытке дешифровки только умножают число возможных смыслов. Особенное значение на картинах играет принципиальное отсутствие не просто фигуры человека, но следов человеческого присутствия. Эффект «нерукотворности» композиций Кушаева помогает удерживать внимание в попытке найти ключ к истинному прочтению. Валентин Дьяконов: «Кушаев пользуется языком иконописи и алхимии, сводя элементы в неоготический синтез. Визуально это напоминает очередной виток модерна и символизма, и наиболее насыщенным историческим прочтением его работ был бы набор отсылок к Билибину, Шехтелю или Врубелю. Не менее привлекательным был бы путь интерпретации, на котором Кушаев оглядывается в 1960-е и смотрит на метафизиков андеграунда». Выставка работает в Арт-пространстве «Рихтер» до 20.11.20.

                                                                                          

Фотографии предоставлены куратором Ириной Шульженко

 

Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель

Поделиться:

Подписка

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.