Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.
09.03.23. В культурно-выставочном и образовательном центре «Elohovskiy Gallery», расположенном в особняке конца 19 века, открылись две выставки:
— Выставка «Главные хулиганы Москвы: книги и судьбы поэтов-имажинистов». Более 100 лет прошло с тех пор, как поэты Сергей Есенин, Рюрик Ивнев, Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич, художники Борис Эрдман и Георгий Якулов подписали знаменитую декларацию имажинистов (1919). С тех пор их группа стала синонимом литературного хулиганства и провокации. Однако «шарлатаны, желающие морочить публику», вошли в историю русской словесности не только из-за своих выходок и эпатажного поведения. Специально для выставочного проекта в «Elohovskiy Gallery» крупные московские коллекционеры и государственные собрания предоставили артефакты, связанные со становлением имажинизма в России. В театрально обыгранной экспозиции собраны в том числе автографы Сергея Есенина и остальных членов «банды» (Анатолия Мариенгофа, Вадима Шершеневича, Александра Кусикова и др.), первые коллективные сборники, рукописные книги, известные в 1-3 экземплярах. Многие экспонаты демонстрируются впервые. В стилизованных интерьерах представлен рассказ о наиболее известных акциях имажинистов (роспись Страстного монастыря, переименование московских улиц в свою честь; расклеивание листовок с объявлением о «всеобщей мобилизации»), их легендарном кафе «Стойло Пегаса», книжных лавках и кинотеатре «Лилипут». Об этом сегодня рассказывают книги, чудом сохранившиеся редкие фотографии и архивные документы имажинистов. Куратор: Людмила Ларионова, кандидат исторических наук, историк книжной культуры, член Национального союза библиофилов. Авторы идеи: Ольга Макаева и Андрей Северилов. Выставка работает до 14.05.23.
Фотографии предоставлены галереей
— Выставка «Там, где нас нет». Кураторы: Марианна Петренко, Евгения Волынская, Андрей Яковлев выбрали тему нарастающей энтропии большого города, создающего массу, но не личность. Голос толпы пожирает идентичность, но прорывается крик: «Я не хочу быть никем, кроме себя!». Манифест современных художников, вдохновляющихся городом и его жителями: «Мы отвергаем ограничения формы, и признаем, что художественный образ является живым и динамичным выражением души и человеческого опыта. Мы признаем, что слова являются одним из наших главных медиумов и используем их для выражения нашего искусства. Мы говорим с нашими зрителями со своих картин. Образы города стали нашей музой, а улицы становятся нашими галереями. Мы идем по ним, чтобы показать, что искусство может быть повсюду и оно может изменить мир. Мы объединяемся, чтобы достичь каждого уголка города и вдохновить людей на поиск себя. Мы призываем преодолеть оглушающий шум мегаполисов и воспеть свою идентичность. Наш манифест не будет затерян! Мы будем продолжать создавать, пока наша идея не станет доступной для каждого, пока она не будет существовать даже там, где нас нет!». Художники: Евгений Кравцов, Дмитрий Котляров, Лера Лыба, Динара Хёртнагль х Владимир Абих, a l e s h a. Выставка работает до 09.04.23.
Фотография: Ольга Серегина
13.03.23. Музей М.А. Булгакова представил новое пространство – Научно-просветительский центр, или Центр Булгакова на Арбате. Географически новая площадка Музея М.А. Булгакова расположилась в самом центре Москвы, в двух шагах от пешеходного Арбата и людного Бульварного кольца. Помещение бывшей районной библиотеки присоединили к Музею М.А. Булгакова пять лет назад. Концептуально Центр Булгакова должен стать площадкой, аккумулирующей все накопленные за 15 лет существования музея знания о Булгакове. Одна из главных задач Центра – это популяризация творчества Булгакова и одновременно развенчание мифов, которыми успел обрасти образ «мистического писателя». Центр Булгакова находится на пересечении сразу нескольких булгаковских маршрутов. В соседнем Нащокинском переулке в доме 3-5 (Доме писателей), снесенном в 1978 году, была последняя квартира Булгакова, где он жил с третьей женой Еленой Сергеевной и ее сыном Сергеем. Здесь были написаны «Записки покойника», пьесы «Дон Кихот» и «Батум», до последних дней жизни писателя шла работа над романом «Мастер и Маргарита». В 1924–1927 годах Булгаков проживал в еще двух арбатских переулках — Чистом, д.9 и Малом Левшинском, д.4. Недалеко от Центра Булгакова – театр Вахтангова, где с большим успехом шел спектакль по пьесе «Зойкина квартира». В арбатских переулках жили друзья писателя. Здесь же – дома и места, попавшие в произведения Булгакова: переулки, по которым Маргарита летела к дому Драмлита отомстить критику Латунскому за Мастера, сам этот дом, особняк Маргариты и многие другие. По Арбату Булгаков и его герои бродили много и часто.
За пять лет ремонта старые советские интерьеры районной библиотеки превратились в современное мультиформатное пространство. Здесь по-прежнему существуют библиотечный абонемент, читальный зал, но появились еще и места для коворкинга, кафе, книжная и сувенирная лавка. В Центре Булгакова размещается лекторий, на площадке которого научные сотрудники музея будут читать лекции, организовывать встречи, дискуссии, паблик-токи. В планах Центра – создание булгаковского киноклуба, формирование площадки для Международной научной конференции, которая проводится в Музее Булгакова уже более десяти лет.
В Центре размещается музейная коллекция редких книг и сектор рукописных документов, организован доступ к цифровым фондам музея. В планы Центра входит проведение выставок. Первые из них посвящены булгаковскому Арбату и Дому писателей в Нащокинском переулке, булгаковской инсценировке «Мертвых душ» Гоголя для МХАТа и иллюстрациям к роману «Мастер и Маргарита», следующие – экранизациям «Собачьего сердца», любимой Булгаковым опере, первым изданиям его сочинений. Здесь же открыта постоянная экспозиция «Мемориальный кабинет Мариэтты Чудаковой», посвященная личности и работе главного исследователя биографии и творчества Михаила Булгакова, автора первой научной булгаковской биографии и создателя Музея М.А. Булгакова. Будут созданы клубы по интересам: хоровые занятия и студия комиксов, кружок винила и консерваторские классы имени Чайковского, дискуссионный и книжный клубы, курсы «Пиши, как Булгаков», театральная лаборатория, летняя школа кураторов, семинары по булгаковедению для школьников и студентов. В музыкальной гостиной стартует проект «Звук вокруг» –программа мероприятий с музыкально-театральными перформансами, вечерами классической музыки и джазовыми импровизациями, лекциями о любимых музыкальных произведениях писателя и о музыке, которую можно найти на страницах его произведений. В Центре есть лингафонный кабинет с коллекцией виниловых пластинок и музыкальная библиотека со специализированной литературой и нотами. Специально разработанные уличные экскурсии свяжут Центр Булгакова на Арбате с двумя другими площадками Музея М.А. Булгакова – «нехорошей квартирой» 50 на Большой Садовой, 10 и мемориальной квартирой писателя на Большой Пироговской, 35а.
Фотографии предоставлены пресс-службой Музея М.А. Булгакова Фотограф: Андрей Орехов
14.03.23. Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева представил первую персональную выставку художника и архитектора, преподавателя на кафедре рисунка в МАРХИ Андрея Ноарова «Идеальные города», посвященную наследию и современному развитию жанра ведуты. Выставка в Аптекарском приказе раскрывает преемственность ориентированного на детальное изображение городского пейзажа жанра ведуты в современных работах Андрея Ноарова и рассказывает о преобразовании представлений об «идеальных городах» от гравюры до почтовых открыток. Экспозиция условно делится на три части. Первый раздел демонстрирует печатную графику мастеров прошлого из собрания Ноарова-коллекционера. Центральный раздел посвящен собственным архитектурным фантазиям Андрея Ноарова, вдохновленным работами старых мастеров, его авторскому видению архитектуры «идеальных городов», воплощенных в рисунках, альбомах и подписных открытках. Третий раздел представляет собрание почтовых дореволюционных и советских открыток из собрания Музея архитектуры, которые демонстрируют развитие жанра ведуты в новейшее время. Светлана Цыщук, куратор выставки: «Художник своим творчеством привнес в пространство музея множество важных смыслов. Первоначальная идея о ценности рисунка и мастерства в области архитектурной графики, в целом качественного восприятия архитектурной среды, расширилась до границ жанра ведуты и ее трансформации в печатные открытки. Это позволило погрузиться в метаконтекст индивидуальной и коллективной памяти». В личном собрании коллекционера Ноарова хранятся работы таких мастеров, как Джованни Батиста Пиранези, Станислав Владиславович Ноаковский, Анна Петровна Остроумова-Лебедева, Владимир Алексеевич Щуко, Владимир Иванович Соколов, Яков Григорьевич Чернихов и других. Среди предметов — печатная графика (гравюры, автолитографии, ксилографии), а также рисунки, альбомы и авторские подписные открытки. Ноаров‑художник много времени проводит в поездках по европейским и русским городам, где создает виды с натуры, этюды, оттачивая мастерство рисунка. Беря за основу реальные виды, он дополняет их образами, рожденными в воображении как мозаика из многочисленных впечатлений, графических набросков и произведений мастеров XVIII–XIX веков, экспериментирует с материалами, техникой и каждый раз создает необычные по ассоциациям и настроению произведения. Андрей Ноаров: «Мне было интересно создать серию монументальных образов архитектурной среды не для идеального человека, не для «человека будущего», а просто для человека с определёнными культурными ассоциациями. Попытаюсь проследить некоторые особенности возникновения архитектурных фантазий на примере своих отдельных работ… Рисунок, образы в рисунке – вещь, понятная без особых объяснений. Его смысл в том, чтобы просто и верно объяснить сложное». Выставка подталкивает к размышлению на тему идеального, как творческого противопоставления реальному, а также рассказывает о связи частного коллекционирования и музейного хранения. Кураторы выставки: Дарья Тишкова, специалист по экспозиционно-выставочной деятельности, и Светлана Цыщук, искусствовед, научный сотрудник отдела хранения архитектурно-графических фондов XVIII-IXX веков. Выставка работает в Аптекарском приказе до 09.04.23.
14.03.23. Московский музей современного искусства и Школа современного искусства «Свободные мастерские» представили групповой проект «Biblio Nordica», посвященный феномену книги художника. Выставка проходит в рамках Программы поддержки молодого искусства ММОМА. Экспозиция позволяет пронаблюдать творческое высказывание художников из России, Финляндии, Канады и Норвегии, которым для создания книги была обозначена тема «Север». Это понятие раскрывалось авторами в любом контексте, а в некоторых случаях и вовсе не имело прямого отражения в книге, тем не менее, оно присутствует во всех произведениях, поскольку место жизни привлеченных художников — Север. Помимо индивидуальных проявлений в реализации проекта, в работах каждого дается комментарий о месте «художественной книги» в современном искусстве, а также о различных формах «чтения». Таким образом, выстраивается диалог между людьми из разных стран, где можно отметить как точки соприкосновения между авторами, так и противоположные друг другу суждения об искусстве. Проект был запущен в 2019 году медиацентром «Vыход» (г.Петрозаводск, Республика Карелия). Художники: Арья Валконен, Ану Торикка, Артем Стародубцев, Александра Хезекер, Дерек Безан, Иван Лисичкин, Магали Барибо-Маршан, Наташа ван Неттен, Наталья Логинова, Наталья Егорова, Сандра Бурек, Сергей Терентьев. Куратор: Варвара Феклистова. Выставка работает в ММОМА Гоголевский бульвар, 10/1 до 23.04.23.
Фотографии предоставлены пресс-службой ММОМА
15.03.23. SISTEMA GALLERY открыла три персональные выставки: Саши Якутиной «Ненастоящее название», Алины Федотовой «Метанойя» и Саши Пучковой «С этим королевством что-то не так», под кураторством Нади Октябрь. Выставки проходят на разных этажах галереи SISTEMA GALLERY.
В своих работах Саша Якутина использует метод коллажа, выстраивая эпические и кинематографичные сцены, которые отсылают к постановочным фотографиям Бернара Фокона, Райана Шуде. Сюжеты основаны на иронии над современным обществом с его бесконечным материальным и эмоциональным потреблением. Фото- и видеоколлажи Саша создает на основе пользовательского и рекламного интернет-контента 2010–2020-х годов, изображений, найденных в разных источниках, начиная от популярных пабликов и заканчивая заброшенными форумами, конкретно демонстрируя в своих работах что такое «устать от постоянного праздника, но не иметь смелости уйти с него».
В выставке «Метанойя» Алина Федотова обращается к теме экологии и нравственности, используя библейские сюжеты Тайной вечери и предательства Иуды как метафору «греха» против природы, который требует «покаяния и причащения». Являясь океанологом и научным сотрудником Института океанологии РАН, Алина Федотова раскрывает эту тему на примере современной Японии, где эстетизация повседневной жизни и высоко-технологичность сочетаются с выловом китов и других крупных морских млекопитающих для еды. Художница видит здесь конфликт эстетического и этического начал, присутствующий в современном обществе, и обращается с призывом к «метанойи», что с греческого переводится как «переосмысление», «перемена ума», следующая за «покаянием». Представленные живописные работы, инсталляция из печатной графики, видео являются только частью проекта, созданного по впечатлениям от длительных экспедиций Алины Федотовой в Антарктику в 2020–2022 годах.
Серия гравюр с рамами-объектами и фарфоровых скульптур Саши Пучковой соединяет фантазийные образы Средневековья и современности: если тогда их источником были библейские сюжеты, то сейчас это массовая культура. Сказочность Средневековья стала источником идей и образов для современной визуальной культуры. Персонажей современности, главным образом женских, Саша Пучкова трактует по-своему, трансформируя не только внешность, но и характер, придавая им больше индивидуальности, переосмысляя старые сюжеты в этике XXI века с приоритетом ценностей личности и ее особенностей.
Фотографии предоставлены галереей
15.03.23. Галерея Atelier CHOUTKO открыла выставку произведений текстильного искусства с XVII века до наших дней «Эволюция fiber art». На примере представленных работ раскрывается история эволюции текстильного искусства: шпалеры, гобелены, ковры, вышивка, аппликация и принты от художников России, Бразилии, Бельгии, Франции, Казахстана, Германии. Бразильский и Французский модернизм середины XX века, современное искусство и работы мастерской Atelier CHOUTKO. Выставки работают до 06.04.23.
Фотографии: Ольга Серегина
16.03.23. В Музее Москвы состоялось открытие межмузейного выставочного проекта «#ПетровВодкинЛомакина. Стихия Крым». Произведения Петрова-Водкина и его ученицы Ломакиной для выставки предоставили 28 музеев, в том числе Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей, Псковский музей-заповедник, Дом-музей Максимилиана Волошина, Севастопольский художественный музей имени Крошицкого, Симферопольский художественный музей. Также в выставке участвуют музеи Астрахани, Белгорода, Вологды, Вятки, Кирова, Москвы, Перми, Санкт-Петербурга, Саратова, Тулы, Автономного Ханты-Мансийского округа и частные галереи.
«Российская галерея искусств, здание которой по проекту Вольфа Прикса строится сейчас в Севастополе, ежегодно в рамках традиционных дней Крымской весны представляет в Москве большой межмузейный проект. В прошлом году мы подготовили выставку к 150-летию Константина Богаевского в Государственном Историческом музее и, можно сказать, фактически вернули публике имя незаслуженно забытого живописца. Продолжая эту традицию, в нынешнем году, который объявлен Годом педагога и наставника, галерея решила представить работы Кузьмы Петрова-Водкина и его одной из самых одаренных учениц, уроженки Крыма, Марии Ломакиной. Сравнивать и сопоставлять их взгляды на исторические события, природу и жизнь Крыма очень интересно», — директор музейно-выставочного центра Российской галереи искусств Виталий Зотов. Мария Ломакина многое переняла от учителя, однако знакомство с её творчеством для специалистов и публики началось сравнительно недавно, в 1990-е годы, когда искусствоведы стали изучать различные живописные школы 1920-1930-х годов. Благодаря дочери художницы, Марине Алексеевне, до нас дошли её графические и живописные работы – произведения матери она передала в Третьяковскую галерею, Русский музей, Музей Востока. «Школа Кузьмы Петрова-Водкина в 1920-1930-е годы была одной из самых многочисленных. Сам мастер отличался не только своим художественным видением, но и своим подходом к обучению. Он никогда не довлел над своими учениками, в отличие от Малевича или Филонова, требовавших неукоснительного следования их стилю. У Кузьмы Сергеевича все проходили одинаковое обучение – выполняли растяжку цвета, писали натюрморты на наклонных плоскостях, но при этом каждый выбирал свой путь: кто-то занимался книжной графикой, кто-то становился театральным художником», — куратор выставки Татьяна Нечаева.
Экспозиция выставки «#ПетровВодкинЛомакина. Стихия Крым» поделена на две части. В первой представлены портреты, пейзажи, зарисовки художников разных лет.
Во второй части выставки собраны крымские работы Петрова-Водкина и Ломакиной. Это позволяет увидеть и сравнить два похожих, но разных взгляда на жизнь и природу полуострова: мужской и женский, взгляды севера и юга. Выставку дополняют документы, фото и материалы из архивов наследников художников. Организатор выставки: Российская государственная художественная галерея (Российская галерея искусств). Новый художественный музей в Севастополе расположится на территории культурно-образовательного кластера города. Сейчас идёт строительство музейного здания, которое планируется завершить в конце 2024 года. Выставка работает в Музее Москвы по 13.06.23.
Фотографии предоставлены pr Музея Москвы
16.03.23. Фонд Ruarts представил персональную выставку мультимедийной уличной художницы, исследующей грани жанра автопортрета – Полины Борисовой. Название выставки India Alfa Echo Niner One One Six одновременно отражает автобиографический и философский контекст: India Alfa Echo Niner One One Six — позывной самолёта, единственным пассажиром которого была Полина, летящая из пункта А – прошлого, в необозримое будущее пункта Б, погруженная в саморефлексию и неопределенность; в вечном сражении с турбулентностью, хаотичным миром внизу и отражением себя «здесь и сейчас» в иллюминаторе. Сохраняя основные позиции символисткой эстетики, Полина проигрывает собственную жизнь, ее претворения. Через зашифрованные послания в форме символов, чисел, слов можно увидеть завуалированные чувства, страхи — словно затерявшиеся в пустом пространстве яркие вспышки цвета, стеклянный взгляд на портретах, кукольные лица-маски. К тому же, в силу своей фантазии и мировоззрения Полина Борисова выбрала неоднозначные названия для некоторых произведений, тем самым, оставив зрителю пространство для воображения и размышления. Серии работ Полины выступают в роли дневника самой художницы. Любое движения разума и тела, изменение действительности тщательно фиксируется через визуальное описание переживаний. Автор исследует грани жанра автопортрета как на нестандартных (найденные объекты (objet trouvé), металл, стекло, керамика), так и на более привычных медиумах (холсты, бумажные материалы, фотография, видео). Смешанная техника с использованием аэрозольной краски, акриловых маркеров, «текучих» фломастеров, мелков, быстрая экспрессивная линия – прямая отсылка к граффити бэкграунду художницы, для которой ее «лица» служили личным тегом на стенах. Мигрируя с одного медиума на другой, портреты-состояния не теряют узнаваемости и достоверности чувств. Автопортрет для Полины Борисовой стал способом вырасти в более чистое состояние, обрести свободу. На выставке представлены работы разных периодов, начиная с 2007 года. Выставка работает до 16.04.23.
Фотографии предоставлены pr Фонда Ruarts
16.03.23. В пространстве частного образовательного проекта в области искусства — Школы Masters состоялось открытие выставки выпускницы Школы Родченко и Британской высшей школы дизайна Светы Исаевой «Ложное солнце». Выставка подготовлена совместно с Nikolay Evdokimov Gallery, основанной куратором Николаем Евдокимовым в Санкт-Петербурге, в 2020 году. Света Исаева работает в авторском стиле «треш-барокко» — по-панковски ироничной эстетике глобального переизбытка. Художница создает керамику, концептуальную фотографию, живопись и видео. В работах она переосмысляет эстетику старинных полотен и архитектурных сооружений мастеров прошлого. Ее керамические объекты имитируют различные формы, которые отсылают как к мировому искусству, так и к обыденным предметам, трансформируя возвышенное и историческое в ироничное и более современное. Основательница проекта Masters Полина Бондарева: «Формируя выставочную программу, мы привлекаем ведущие петербургские галереи и художников, тем самым прокладывая мост между двумя столицами. Кто-то однажды сказал про Мasters на Патриарших — это окно в Петербург. Здесь нам очень важно показывать ярких художников петербургской арт-сцены и тех, кем вы вдохновляемся и чье творчество нам близко». Ложное солнце — это оптическое явление известное с давних времен. Увидев на небе два или более светил одновременно, люди часто трактовали это как мистическое знамение, связывая с ним пророчества, предсказывающие счастье или неудачу. Воздушная, и одновременно непроницаемая живопись этой серии отсылает к синкретическим культам, средневековой алхимии, гаданию и акварельной живописи мастера романтического пейзажа Уильяма Тернера. Гравюры воспроизводят свидетельства средневековых монахов, прилежно фиксировавших наполненное мистическим смыслом явление. Куда заведет ложное светило и как долго придется стремиться по ложному пути однажды избравшему его путнику? Выставка работает до 06.05.23.
Фотографии предоставлены Школой Masters
16.03.23. Галерея «Триумф» представила две выставки. Оба проекта проходят в рамках программы поддержки молодых художников Launchpad:
— первая персональная выставка Лизы Глушковой Les Fleurs du mal. Работы Глушковой подчеркнуто театральны и напоминают многослойные декорации, в центре которых разворачивается повествовательная картина без утвержденного сценария. Лиза конструирует фантастические миры, где цветы и растения странны, наполнены холодным светом, геометричны или, наоборот, полуабстрактны. Художница намеренно лишает флору привычной привлекательности и соблазнительности, но пугающе наделяет образы цветов разумом. Именно они становятся «активным лицом, иногда главным персонажем». Изображаемое художницей пространство существует по собственным законам. Лиза Глушкова: «Я подчеркиваю вариативность происходящего, неоднозначность вещей. Мне интересно, как люди воспринимают свое окружение и как адаптируются. Мне интересно, меняется ли мир в зависимости от взгляда того, кто на него смотрит». Куратор проекта: Полина Могилина.
— персональная выставка Даши Калугиной «Милые кости». В основе сюжетов живописных композиций Даши лежит семейный архив художницы. Ее работы, как фрагменты детства, похожи на давние, полустертые воспоминания. Создавая их, Калугина использует метод двойной экспозиции, который позволяет усложнять сюжеты, делать их более глубокими и многогранными. Даша не стремится воссоздать запечатленное событие, но сконструировать «то самое» воспоминание — впечатление, которое способно одновременно притягивать и отталкивать. Через обнажение личного, глубоко персонального Калугина приводит зрителя к нему самому, заставляя пройти путь от ребенка ко взрослому. Даша Кулагина: «Целью проекта было не просто обнажить чувства, не выставить личный дневник на общее обозрение, но показать воспитание этих чувств, выстраивание отношений между двумя мирами, ребенка и взрослого, то, как они взаимодействуют, вредят, учат друг друга по сей день». Куратор проекта: Полина Могилина.
Выставки работают до 16.04.23.
Фотографии предоставлены галереей
9.03.23
Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель