Арт обзор 9.02-16.02.23

 

Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.

13.02.23. В выставочном пространстве аукционного дома «Русская эмаль» при участии одного из основателей «Клуба коллекционеров графики» представлена пред аукционная выставка третьей часть собрания графики коллекционера Андрея Кусакина, обладающего безупречной репутации в арт-сообществе и особым подходом к выбору предметов искусств: «К работе коллекционер подходил системно — отбирал и изучал отдельные темы, специально под них искал вещи, которые по своей ценности вполне могут занять место в музейной экспозиции …»Сергей Подстаницкий, историк искусств, коллекционер и основатель «Клуба коллекционеров графики». Кусакин участвовал в организации выставок в государственных и частных музеях и галереях от Москвы до самых отдаленных уголков России — среди прочего, в Третьяковской галерее, ГМИИ Республики Татарстан, Пушкинском и Историческом музеях. Кусакин выступил учредителем московского «Клуба коллекционеров изобразительного искусства», а также представлял интересы «Международного общества коллекционеров карт» в России. Картографией арт-эксперт особо интересовался. Ему принадлежала крупнейшая коллекция старинных карт России, носивших статус «засекреченных» до 1990-х годов. В 1999 году Кусакин в ГМИИ им. А.С. Пушкина провел первую в истории российских государственных музеев выставку географических карт.

В каталоге аукциона представлены три тематические подборки — историческая гравюра XVI-XIX веков, работы Анатолия Зверева, а также оригинальная живопись и графика. «Андрей Кусакин был лично знаком с Анатолием Зверевым, многие вещи попали в коллекцию из рук самого художника. Мало кто знает, но Зверев был не только художником, но и поэтом. В частности, мы представим уникальный артефакт — несколько тетрадок со стихами, подаренных художником и поэтом Кусакину лично» — Сергей Подстаницкий. Большой интерес обращает на себя акварель «Парные портреты девочек» руки Петра Соколова, автора одного из самых известных прижизненных портретов Пушкина.

«Андрей Леонидович не оставил после себя какого-то общего сборника или каталога, где бы описывались все предметы из его коллекции. Поэтому одна из миссий этого аукциона — зафиксировать это ценнейшее собрание документально для истории культуры и коллекционирования. Кроме того, Андрей Леонидович был хорошим другом нашего аукционного дома, для нас всегда было большим удовольствием принимать его у себя в гостях. И этим аукционом мы хотим почтить память выдающегося деятеля искусств»Владимир Лабазов, коллекционер, основатель аукционного дома «Русская эмаль». Выставка работает до даты аукциона 18.02.23.

Фотографии предоставлены пресс-службой Аукционного дома «Русская эмаль» 

14.02.23. Московский музей современного искусства совместно с Фондом поддержки и реализации культурных инициатив Синара представили выставку «Диалог во времени и пространстве», которая знакомит зрителя с работами российских художников ХХ и ХХI веков. Проект «Диалог во времени и пространстве» продолжает стратегию ММОМА по сотрудничеству с региональными институциями и призван подчеркнуть индивидуальность творческих подходов – этот метод положен в основу отбора произведений Фондом культурных инициатив Синара для показа в залах ММОМА. Одним из ключевых направлений работы фонда является поддержка современного искусства и творческих инициатив на территории России. Пересечение культурной и географической моделей в обращении к специфике регионального искусства объединило усилия двух институций и стало уникальным опытом их взаимодействия. В экспозиции представлено более 120 произведений живописи, графики, скульптур, объектов, созданных в период с 1970-го по 2000 гг.  ведущих художников Урала и всей России в целом. «Диалог во времени и пространстве» – проект, который объединяет две большие группы произведений. Одни создавались в разных городах и даже странах, другие – исключительно на Урале. Драматургия выставочного пространства встроена в архитектуру особняка на Петровке, поддержана репрезентативной и исторической топографией. В качестве основы для тематических разделов, сформированных в залах музея, взяты наиболее важные, фундаментальные для актуального искусства проблемы экологичности, урбанизации, а также вопросы новейшей истории и культурной самоидентификации. В экспозиции, среди прочих, представлены имена художников, относящихся к свердловскому андеграунду, отличительный признак которого – смелые эксперименты с формой, переосмысление абстрактной школы и практического конструктивизма. Этот серьезный исследовательский опыт контрастирует с постмодерном нулевых, его ироническим контекстом. Символический «центр» экспозиции обозначен работами Дмитрия Пригова, Тимура Новикова, Юрия Злотникова, Ильи Кабакова, Олега Кулика. Эрнст Неизвестный формирует «мост» к Уралу – не только по происхождению, но и по пластическому методу. Полотно, которое стало визуальным ключом проекта, принадлежит авторству Валерия Дьяченко – представителю группы «Уктусская школа», легендарной личности свердловского андеграунда. Работы уральцев – Олега Елового, Николая Федореева, Екатерины Поединщиковой, Владимира Селезнева – вступают в диалог с произведениями известных представителей российского современного искусства, таких как «Синие носы» и «Recycle», Александр Бродский, Ирина Корина, Александра Паперно, Георгий Острецов, Иван Горшков, Диана Мачулина и многих других. Куратор: Владимир Прохоров. Выставка работает в ММОМА, Петровка 25 до 21.05.23.

Фотографии предоставлены отделом общественных связей отделом общественных связей ММОМА

14.02.23. В галерее «Наковальня» открылась групповая выставка «этой ночью». В экспозиции представлено около 36 работ, среди которых живопись, фотография, ткань, скульптура, инсталляция и предметы интерьера. Большая часть работ создана специально для выставки. Выставка «этой ночью» построена как отрывки разных историй, в которых реальность смешивается с грёзами. Это истории о снах, мистическом опыте, тусовках, переживаниях. Ночью чувства обостряются, в самое темное время в нашем сознании появляются самые яркие образы. Ночью же мы нарушаем рамки нормы, позволяем себе больше, и происходит то, о чем потом рассказывают только друзьям. Ночь вмещает всё, кажется безграничной. Но все эти мысли, образы, события, принятые решения и сказанные слова после рассвета уже кажутся зыбкими, почти нереальными, остаются в памяти обрывочно. Каждый художник на выставке рассказывает свою ночную «историю», и вместе они образуют много-актовый спектакль из твоей-моей-нашей жизни. На выставке Людмила Баронина, Дарья Емельянова, Олеся Лавриненко, Саша Нестёркина сплетают сновиденческие образы; Кирилл Бурыгин, Михаил Добровольский, Саша Кокачева отсылают к вихрю событий города, покрытого темнотой; Полина Майер, Настя Антипова, Маресий Иващенко обращаются к особому чувству одиночества и уязвимости, которое обволакивает нас после полуночи. Кураторы: Мария Степечева, Надя Октябрь. Выставка работает до 31.03.23.

Даша Емельянова Зверь.Я дома., 2022

Фотографии предоставлены галереей

15.02.23. В Фонде культуры «ЕКАТЕРИНА» состоялось открытие двух персональных выставок:

— выставка Ростана Тавасиева «От рисунка — к звёздам. Per tractus ad astra». На протяжении последних лет Ростан работает над проектом на стыке искусства и науки: «Наполняя космос искусством, мы можем сделать его человечнее, понятнее и ближе. В сущности, это и есть его освоение». На выставке, представляющей часть этого большого проекта, представлены рисунки и эскизы гигантских скульптур для космического пространства. По замыслу художника, материалом для них будут служить планетарные туманности. Размер таких скульптур может достигать более тридцати триллионов километров. Основой для проекта послужила дискуссия Ростана Тавасиева с астрофизиком Сергеем Поповым. Художник и ученый провели серию интервью, посвященных возможностям создания произведений искусства в космосе. Продолжая развивать свои знания, Ростан с отличием закончил курс «Основы астрономии» в МГУ им. М. В. Ломоносова. В 2021 году Ростан Тавасиев начал сотрудничество с Космическим центром Сколтеха. Вместе с учеными художник разработал прототип космической миссии по наблюдению за главным поясом астероидов. В настоящий момент Ростан работает над возможностями творческого взаимодействия с черными дырами. Графика Ростана напоминает классические рисунки известных астрономов прошлых столетий: Марии Клары Айммарт, Этьена Леопольда Трувело, сэра Уильяма Парсонса, чьи изображения космического пространства являются не только бесценным научным материалом для своего времени, но и подлинными произведениями искусства. На подготовку и осуществление каждого из представленных на выставке проектов потребуется не менее двадцати тысяч лет. Сформированные художником планетарные туманности можно будет наблюдать в космическом пространстве как минимум десять тысяч лет. Затем вещество, образующее туманность, начнет медленно остывать: форма облака плазмы останется практически неизменной, но светимость туманности будет медленно падать. На выставке показаны проекты планетарных туманностей как для Северного, так и для Южного небесных полушарий, их расположение представлено на карте звездного неба. Выставка 6+ работает до 02.04.23.

Тавасиев

Фотографии предоставлены pr Фонда культуры «ЕКАТЕРИНА»

— выставочный проект художника и фотографа Анастасии Цайдер «ARCADIA». Анастасия Цайдер исследует метаморфозы постсоветского городского пространства: единообразные микрорайоны поглощает неуправляемая растительность, стремящаяся вернуться в естественное, неподконтрольное человеку состояние. Утопия, социалистический «город-сад» постепенно превращается в город-лес. Растения становятся результатом и иллюстрацией преобразований, последовавших за экономическими потрясениями — оставаясь при этом их активными участниками. Подобно тому, как растения Аркадии освобождаются от контроля человека, занимаемые ими пространства создают в ткани микрорайонов пустоты, «не-места», позволяющие на время ощутить свободу от социального давления и надзора. Образ Аркадии, мифического места, где человек живёт в гармонии с природой и простоте, со времен античной Греции менялся вслед за изменениями в обществе — от олицетворения утраченного «золотого века» до напоминания о том, что даже в идиллической Аркадии присутствует тлен и смерть. Используя фотографию, видео и инсталляции, Анастасия Цайдер находит новые образы постсоветской Аркадии, соединяющие в себе естественное и рукотворное, идиллию и распад, демонстрируя их парадоксальное сосуществование. Выставка в Фонде культуры «ЕКАТЕРИНА» подводит итог пяти лет работы Анастасии Цайдер над проектом. География проекта: Апатиты, Бишкек, Владивосток, Курск, Минск, Москва, Ош, Рига, Санкт-Петербург, Сочи, Ташкент, Тольятти. Выставка проводится при поддержке PENNLAB Gallery, партнер выставки ООО «Европапир». Куратор: Пётр Антонов. Выставка 6+ работает до 02.04.23.

Aнастасия_Цайдер_ARCADIA

Фотографии предоставлены pr Фонда культуры «ЕКАТЕРИНА»

 

15.02.23. Галерея ARTSTORY представила выставку-размышление о значимых для современных художников местах: городах, деревнях и селах, дворах, улицах и домах. География проекта «Terra cognita», – с латыни название можно перевести как «известная, знакомая земля», — достаточно широка: из одного арт-пространства открываются «окна» в разные уголки России. В проекте принимает участие 17 художников. В своих работах они прежде всего рассуждают о душе места, а не просто демонстрируют конкретные локации. Одним из импульсов к решению экспозиции стало стихотворение Иосифа Бродского «От окраины к центру». Акцент внимания зрителя сделан на фрагменты и части, из которых складывается цельное и гармоничное впечатление. Большая часть авторов рассуждает на темы, заданные в проекте, отвлеченно: они берут за основу изведанные, изученные места и размышляют о самых важных для них элементах. На выставке есть не только пейзажи, но и портреты разных мест и даже времени. Разнообразие подходов художников позволяет не просто представить разные вариации на тему среднерусского пейзажа, но сложить лоскутное одеяло из воспоминаний авторов, наполнить особым смыслом пространства внутри произведений. В экспозицию входят избранные комментарии художников, которые помогают приблизиться к пониманию их творческого метода, к разгадке тайных смыслов. Художники: Семен Агроскин, Евгения Буравлева, Валерия Гриковский, Александр Дашевский, Александр Дедушев, Александр Кабин, Сергей Казаков-Подкин, Евгений Кравцов, Антон Куприянов, Стас Мирошников, Егор Плотников, Евгений Родионов, Катя Рожкова, Кирилл Стрюков, Катерина Сысоева, Михаил Тихонов, Елена Утенкова-Тихонова. Куратор: искусствовед Анна Апресян. Выставка работает до 09.04.23.

Фотографии предоставлены галереей

16.02.23. Московский музей современного искусства совместно со студией «Сфумато» представили персональный проект художника Юрия Купера. Выставка «Монохром» устроена как путешествие в мир автора и демонстрирует весь диапазон творческих ипостасей Купера: живописца, графика, скульптора, дизайнера и художника театра. В названии проекта отражена личная философия автора, который ценит немногословность живописных образов и приглушает звучание красок, чтобы они не отвлекали от сути изображаемых им предметов. Работы художника схожи со старыми черно-белыми (монохромными) фотографиями: изображения на них так же, как и на фотоснимках, обладают иллюзией реальности и, вместе с тем, особой временной аурой, осязаемым дыханием прошлого. Юрий Купер известен как автор утонченных произведений, натурой для которых становятся самые простые вещи: инструменты художнического и столярного ремесла, стул, яблоко, цветок и полевая трава. Все эти предметы, внимательно рассмотренные художником и с ювелирной тщательностью выписанные на холсте, становятся героями особой эстетической вселенной мастера, в которой, по словам Купера, соблюдается «идеальная пропорция бедности и ветхой роскоши». На входе фото-реконструкция цифровой проекции «Парадная» переносит в пространство старого дома, утратившего своих благородных хозяев и отданного под коммунальный быт. Образ «коммуналки» — одно из парадоксально счастливых воспоминаний автора и источник особого взгляда на вещи, особой визуальности куперовских картин с их серебристо-дымчатым колоритом. На выставке представлены живописные и графические произведения автора разных лет, в том числе хранящиеся в фондах MMOMA работы 1990-х годов. Также в экспозицию входят скульптура, объекты, коллажи и авторские книги художника. Куратор: Катерина Зайцева. Выставка работает в ММОМА Гоголевский 10/1 до 09.04.23.

 

Фотографии предоставлены отделом общественных связей отделом общественных связей ММОМА

16.02.23. Галерея Reloft ART представила групповую выставку «Человек-зверь и земляника», центральной темой которого становятся структуры повседневности. Ритуал принято рассматривать как минимальную единицу повседневной жизни, но автоматизм и повторение обыденных действий не формируют нашу реальность. Существует своеобразный «шов» на границе реального и мифического, от столкновения с которым и возникает ощущение абсурдности, ирреальности происходящего. Сталкиваясь с чем-либо, что выходит за рамки нашего привычного понимания вещей, мы можем испытывать одновременно и радость, и страх: событие, которое не имеет смысла, но тем не менее каким-то образом остается реальным. В этих «разломах» порядка абсурдное проявляется как попытка обозначить и переосмыслить природу нашего отношения к миру, определить его контуры. В рамках проекта представлены живописные и графические работы, побуждающие ко встрече с этим пограничным состоянием и выходу за пределы ритуала. Участники выставки: Торнике Бенделиани, Валерия Еременко, Анна Канфер, Анна Кислова, Лена Марру, Диана Некрасова, Николай Прокофьев. Кураторы проекта: Дарья Семенова, Евгения Мельникова. Выставка работает до 01.04.23.

Анна Кислова.Из цикла _2.7.21

 

16.02.23. Культурный центр «Артишок представил выставку Алишера Кушакова «Краска и женщины».  Автор находится в постоянном поиске сложных пластических композиций и уделяет большое внимание ритму произведения. Он считает музыку одним из величайших видов искусства и стремится сделать так, чтобы картина зазвучала как музыка. Выставка «Краска и женщины» — это желание художника представить зрителям более 70 произведений разных лет и посмотреть на них вместе с людьми. Не пытаясь уложить своё творчество в какую-то концепцию и следовать модным тенденциям, Алишер наслаждается процессом работы, передавая тончайшие оттенки эмоций, внутреннее состояние художника и модели, её порыв, движение. Выставка работает до 19.03.23.

Фотографии предоставлены галереей КЦ «Артишок»

Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель

Поделиться:

Подписка

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.