Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.
08.09.22. В пространстве арт-платформы Cube.Moscow открылись новые выставки:
Арт-платформа Cube.Moscow представляет вторую часть проекта «Портрет коллекционера в действии». На этот раз можно увидеть работы Леонида Пурыгина из коллекции основателя Cube.Moscow Елены Белоноговой. Экспозиция дополнена предметами коллекционного дизайна из ее собрания. Данное экспозиционное решение позволяет лучше понять, как существует частная коллекция, а также представить коллекционирование как процесс. Куратор выставки: Надежда Миндлин.
В большом выставочном зале Cube.Moscow галерея «КультПроект» представляет выставку «Дневники странствий» — вдумчивый разговор о персональном пути в искусстве девяти художников: о мире, жизни и географии от фактической до ментальной, от несуществующей до реальной. Художники: Семен Агроскин, Мария Арендт, Петр Белый, Диана Воуба, Ольга Давыдова, Александр Дашевский, Максим Ксута, Александра Митлянская, Алла Урбан.
PA Gallery представляет персональную выставку Дмитрия Шабалина «Silentium!», включающую объекты-маски, созданные художником за последние два года. Дмитрий вновь играет роль «инопланетного» ювелира — творца фантастических миров из осколков масскульта и китч-индустрии.
В галерее Syntax открылась выставка Дмитрия Булныгина «Духовка без мяса», построенная на интересе к телесной оболочке и разнообразию ее воплощений. Художник исследует анималистические формы, выступающие из отслоившихся обоев и складок керамических объектов.
Галерея Kupol представляет персональную выставку Дианы Гуледани «О любви», посвященную трепетным отношениям между людьми и больше — самому человеку. В фотографиях Дианы Гуледани запечатлены трогательные мгновения, возникающие между двумя людьми.
В рамках pop-up проекта в Cube.Moscow открылась выставка Аси Багаевой «Метаморфоза», которая включает в себя работы конца 2021 и 2022 годов. Экспозиция дополнена коллаборацией художника с парфюмером Дарьей Сарафановой и ее парфюмерной студией Storysmell. К трем картинам был создан индивидуальный парфюм.
Творческое объединение asceliumart открыло выставку «Музыка сфер» под кураторством Романа Шалганова. Главной фигурой asceliumart является художник Анна Смирнова, а центральным мотивом выставки — исследование математических абстракций, которые структурируют человеческое сознание.
В рамках pop-up проекта в Cube.Moscow открылась выставка Адель Левитовой «Воспоминания о неизвестном» от Pink Pong Gallery. Работы художника впечатляют яркой палитрой, экспрессивной манерой, искренностью, сочетанием цветов и разнообразием жанров от портретов вымышленных людей до фантастических натюрмортов и пейзажей.
Независимое арт-объединение Art it Easy представляет выставку-презентацию нового стиля Романа Резницкого «Резницкий и Точка». Художник задумал три картины в дот-арте, объединенные общей темой: глаз как новый взгляд на мир, искусство, творчество. Глаз как исходная точка, дающая начало и развитие дальнейшему сюжету.
В галерее M.A.R.S.H. открылась выставка эстонского художника Макса Талинга «Светлый сумрак». Пространство и лица в работах художника оживают за счет узоров, похожих на едва уловимое пламя тлеющих угольков.
В галерее и арт-магазине Cubed представлена выставка Кати Белявской «Nekolkhoz», состоящая из портретов известных модельеров в обстановке «а ля рюсс». В этом прослеживается ирония художницы над сложившейся ситуацией с вынужденным уходом многих люксовых брендов с российского рынка.
Выставки работают в течение месяца с дня открытия.
Фотографии предоставлены пресс-службой арт-платформы Cube.Moscow
09.22. Новая Третьяковка представила выставку«Моя Третьяковка. Из виртуального в реальное. Часть 1». Новый выставочный проект Третьяковской галереи объединяет офлайн- и онлайнплощадки музея и приглашает посетителей совершать путешествия между реальным миром произведений русского изобразительного искусства и виртуальным миром проекта «Моя Третьяковка», чтобы увидеть знакомые шедевры известных художников в неожиданном ракурсе и открыть для себя новые работы, которые обычно хранятся в музейных запасниках. В экспозиции собрано более 190 произведений из собрания Третьяковской галереи. Идея создать выставку появилась благодаря просветительской цифровой платформе «Моя Третьяковка». В настоящий момент на ней в открытом доступе представлено более 4 000 произведений, хранящихся в Третьяковской галерее. Виртуальное собрание постоянно пополняется новыми работами. Из виртуального в реальное» включает в себя выставку в Новой Третьяковке, сочетающую показ произведений искусства и демонстрацию возможностей цифровой платформы «Моя Третьяковка», а также два маршрута, намеченных в постоянных экспозициях — в историческом здании в Лаврушинском переулке и в здании на Крымском Валу. Экспозиция выставки рифмуется со структурой сайта проекта «Моя Третьяковка»: на входе посетителей встречают картины, размещенные в произвольном порядке, как в виртуальной галерее, а пространственное решение залов отсылает к принципам поиска произведений, заложенным на онлайн-платформе, — по автору, жанру или хронологии. Зрители могут переместиться из реального экспозиционного пространства в виртуальное при помощи своеобразных «порталов» — QR-кодов, размещенных на этикетках. На выставке «Моя Третьяковка. Из виртуального в реальное. Часть1» представлены шедевры иконописи конца XVII – XVIII веков, а также натюрморты, портреты и пейзажи конца XVIII – начала XXI века, которые демонстрируют развитие русского искусства на протяжении столетий. Кураторы: Анна Чуркина, Нина Дивова. Выставка работает до 10.02.23.
Фотографии предоставлены pr-службой проекта
12.09.22. Московский музей современного искусства и галерея «Триумф» представили выставку Сергея Филатова «Я слышу тебя». В своем новом проекте художник предлагает погрузиться в тонкости звучания, остановиться и сфокусировать внимание на деталях, которые недоступны в контексте привычных ритмов и потоков. Выставка «Я слышу тебя» — это пространство диалога, где посетитель взаимодействует со звуком, который, в свою очередь, связан с его присутствием. Работы затрагивают сразу несколько перцептивных уровней, трансформируя восприятие окружающего, а также создают свою среду и темпоральность. Перемещаясь по экспозиции, посетитель встречает разнообразие звуковых и визуальных нюансов, которые постепенно объединяются в чуткий и многогранный мир. Сергей Филатов работает на пересечении нескольких художественных жанров. Он создает звуковые скульптуры, кинетические инсталляции, а также авторские музыкальные инструменты. Его работы технологичны и выверены, но одновременно они обращаются к тонкому зрительскому восприятию и чувствованию. Художник исследует природу и акустические особенности звуков и размышляет об их восприятии человеком. Обращаясь к такой широкой теме, Сергей Филатов для каждой своей выставки находит новые решения и создает архитектуру, которая отражает различные аспекты звучания и слушания в зависимости от особенностей места и среды. В экспозицию входят новые и знаковые работы художника, звучание которых раскрывается с учетом акустики и специфики данного пространства. Звук рассматривается как особая субстанция, которая физически создается и передается через резонирующие объекты. Каждый зал выставки вмещает в себя отдельную звуковую инсталляцию, с которой зритель может взаимодействовать через медитацию, тщательное прослушивание, внимание к пластике форм и наблюдение за движением. Выставка работает в ММОМА, Гоголевский бульвар 10-/2 до 23.10.22.
Фотографии предоставлены пресс-службой ММОМА
12.09.22. Музей ART4 представил персональный проект Василия Кононова-Гредина «Семь язв семи Ангелов» — размышление о связях внутри языка и о возможных сценариях жизни в случае его распада. Художник представляет работы, в которых исследует искусство как язык социума и поднимает вопрос о его бессмертии перед лицом постоянно меняющейся реальности. Искусство — суть язык. Память, передача знаний, связи между людьми, между человеком и животным, наше взаимодействие с природой, границы человеческого в пределах виртуального — это те темы, которые поднимаются в проекте, и о которых автор рассуждает языком искусства, который, как и любой язык, необходим для коммуникация между поколениями. Данный проект был начат в 2021 году и состоит из трёх тотальных инсталляций в которых последовательно связана идея возможного развития социальных и рыночных отношений в обществе. Художник использует различные визуальные инструментарии для создания многообразного языка, благодаря которому происходит общение со зрителем, в их числе 3D-моделирование виртуальной среды, аналоговая фотосъемка, комбинирование техник, 3D-печать, медная ковка, видео и другие медиумы. «Название для проекта было выбрано сюрреалистическим методом. Я подумал о том, какое кино ближе всего соотносится с проектом, и этим фильмом оказалась «Седьмая печать» Ингмара Бергмана. Тогда я решил, что обращусь в поиске названия, как и Бергман, к «Откровению Иоанна Богослова». Открыв книгу наугад и остановившись на том месте, куда упал мой взгляд, я прочитал: «…Семь язв семи Ангелов». Так как в проекте происходит размышление о болезненных вопросах существования в постапокалиптическом и постчеловеческом мире, я решил остановиться на этом названии», –Василий Кононов-Гредин. Трагедия человечества заключается в том, что каждому поколению приходится заново осваивать опыт предыдущего поколения, и в этой эстафете теряется приобретенный опыт преодоления насилия, рабства, эгоистического и корыстного отношения к миру. Если представить мир, в котором человек стал бессмертным, то до каких высот гуманизма и знания он мог бы подняться? Возможно, цифровое бессмертие, виртуальная реальность, искусственный интеллект и киборгизация — это то, что поможет человечеству в преодолении трагедии конца опыта. А возможно, это тоже тупик? Выставка работает до 05.11.22.
Фотографии предоставлены пресс-службой проекта
12.09.22. Во Всероссийском музее декоративного искусства представлен новый художественный проект «Артефакты и гаджеты Елены Ковылиной». Через экспозицию выставки показаны явления декоративно-прикладного искусства в перспективе развития современных технологий. С древних времен на Руси расписывали прялки и изразцы, покрывали шитьем одежду и головные уборы, вырезали узоры на мебели, изготавливали мелодичные бубенцы и затейливые игрушки. Красота предметов отражала стремление наделить их необычными свойствами — в русских сказках появились сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, гуслисамогуды, ковер-самолет, самопередвигающаяся печка и волшебный клубочек. В рамках проекта «Артефакты и гаджеты Елены Ковылиной» художница представляет серию новых произведений. Фрактальные антенны, исполненные на основе орнаментов из коллекции музея, стали частью картин художницы: в них выражена авторская гипотеза о том, что прошлое, настоящее и будущее присутствуют в моменте «здесь и сейчас», а предметы декоративноприкладного искусства, возможно, являются частью некоторой высокотехнологичной утерянной системы прошлого. «Декоративно-прикладное искусство – это искусство, пришедшее из глубины веков, преимущественно коллективное, сформировавшееся в крестьянской среде, а также в среде городских и посадских мастеров-ремесленников. Однако, несмотря на свою кажущуюся примитивность, многие произведения являются до сих пор загадочными и не до конца понятными для современного зрителя. Я рассматриваю эти артефакты с точки зрения развития технологий и четырех волн промышленных революций в России, сопоставляя развитие технологий и общества с развитием художественной народной культуры», – художник Елена Ковылина. Выставка приурочена к Году народного искусства и нематериального культурного наследия народов Российской Федерации и реализована при поддержке Фонда культурных инициатив. Куратор проекта: Алина Сапрыкина. Автор идеи, художник: Елена Ковылина. Продюсер: Сара Виниц. Выставка работает до 10.11.22.
Фотографии предоставлены ArtPR International
Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель