Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.
08.07.23. В здании эллинга Курорта «ПИРогово» состоялось открытие выставки работ выпускников магистерского профиля «Современная живопись» под руководством Владимира Дубосарского в Школа дизайна НИУ ВШЭ, в экспозиции выставки «Квартирник» также представлены работы Владимира Дубосарского. Выставка имеет формат «квартирника». Само выставочное пространство сооружено под руководством архитектора Юрия Аввакумова, с помощью ящиков-поддонов. Общий вид экспозиции «Квартирник» напоминает супрематический монтаж авангардных павильонов: экономично, динамично и элегантно. Выставка работает до 01.10.23.
Фотографии Ольги Серегиной
12.07.23. Московский музей современного искусства представил персональную выставку Вовы Перкина «Перкуссия. Живопись ХХI века из Майкопа». Ретроспектива, собранная из основных созданных в период с 2016 года по 2023 год живописных серий художника, демонстрирует более 160 произведений из частных и музейных собраний: AZ Art, творческого сообщества Мира, музея Сергея Курехина, Фонда RuArts и других. Название выставки отсылает к образу вымышленной утки Перкуссии, изображенной на главной иллюстрации проекта, задающей ритм полёта всей стае, устремленной за арт-впечатлениями из Майкопа в Москву. Вова Перкин после встречи с Андреем Бартеневым в 2016 году перешел к живописи на холстах, ранее персонажами изомифов собственного сочинения художника украшали стены домов, корпуса троллейбусов и электропоездов. Являясь лидером арт-объединения «Наша утопия», Вова Перкин максимизирует свой изобразительный поиск в Перкиннале современного искусства (2019 г.), стремясь привлечь внимание к особенностям своих практик художников-оптимистов различных поколений. Занимаясь перформансами, арт-путешествиями, фотографией, стихосложением, арт-вязанием, керамикой, офортами, скульптурой, ковроткачеством, Вова Перкин всегда отдаёт предпочтение живописи на холсте. Жонглируя символами арт-панка и философии утопистов, используя акриловые краски и маркеры, краски из баллончиков и темперу, он переводит архаичную технику письма-живописи на новый уровень.
Ретроспективная выставка в ММОМА демонстрирует разные периоды и этапы творчества Вовы Перкина, дает возможность проследить процесс формирования авторского стиля — «перкинизма». Экспозиция состоит из нескольких тематических разделов, охватывающих период творческой деятельности художника и его соратников. Проект «Перкуссия» продолжает программу ММОМА по интеграции и реализации инициатив, направленных на поддержку молодых художников. Куратор: Андрей Бартенев. Выставка работает в ММОМА, Гоголевский бульвар, 10/1 до 17.09.23.
Фотографии предоставлены пресс-службой ММОМА
12.07.23. Галерея Ruarts представила персональную выставку грузинского архитектора и современного художника Зураба Арабидзе «В поисках потерянного сигнала» — мультимедийный проект, представляющий собой концептуальную абстракцию. Зураб Арабидзе — художник, в творчестве которого четко прослеживаются взаимодействия между материалами, геометрией, природными энергиями и видео- или фотоизображениями. Его искусство лаконично, иногда характеризуется нарочитой строгостью, где важны символы и знаки. В основе его художественного опыта лежит тема взаимоотношений минималистической формы с пространством и ее связи с разными состояниями и первичными смыслами. Новая выставка обобщает предыдущие художественные исследования автора.
Масштабная инсталляция строится на расширении предметно-пространственных связей — вначале зритель оказывается в напряженном пространстве без точки опоры и, следуя от объекта к объекту, пытается уловить потерянную связь – сонастроиться с психоэмоциональным состоянием художника. Художник выстраивает некий символический дом, в котором собраны узнаваемые предметы, утратившие первичные значения. Память пытается собрать фрагменты воедино, но «связь потеряна». Тревожное, раздражающее и полное неизвестности ожидание сигнала подобно выключению из общего потока жизни. Металлические конструкции, видеоряд с цифровым шумом, ковры, пейзажи с текстовыми знаками, объекты гармонично вписанные в пространство галереи создают у зрителя ощущение дезориентации. «В поисках потерянного сигнала» — это интерактивный проект, который предполагает участие зрителя.
Первая персональная выставка Зураба Арабидзе состоялась в Центре современного искусства «ВИНЗАВОД» в 2009 году. В 2016 году прошла персональная выставка в галерее Ruarts под названием «Массовая галлюцинация замершей современности». Является художником галереи Ruarts. В 2017 году Арабидзе принял участие в международной арт-ярмарке Photo Basel. Работы Зураба Арабидзе также выставлялись в Грузии, Швейцарии, Франции, Эстонии, Литве, Турции, Азербайджане. Куратор: Хатуна Хабулиани, кандидат наук, историк искусства. Выставка работает до 27.08.23.
Фотографии предоставлены галереей
12.07.23. Галерея К35 представила новую выставку художников Ильи Гапонова и Владимира Мигачева «Пепел к пеплу». В проекте «Пепел к пеплу» художники Илья Гапонов и Владимир Мигачёв обращаются к наследию античных времен в двух географических точках – руинах Палатинского холма в Риме и раскопках Боспорского царства в Керченском проливе. Независимо друг от друга, увлекшись древними артефактами канувших в небытие империй, на примере исторического прошлого оба автора рассуждают о неизбежной конечности, бренности, разрушении любого величия. В первую очередь, империи развивались под влиянием человеческого эго: расширение территорий, новые прекрасные метрополии, всплеск культуры, прославляющей правителей. Но что осталось после? Произведения искусства, руины, фундаменты городов, ушедших под метры культурного слоя – молчаливые свидетели прошлого величия, по которым мы воссоздаем жизнь наших предшественников. Какое место в истории занимают великие полководцы прошлого? Что осталось от их завоеваний? Могут ли потомки по праву гордиться всеми достижениями предыдущих поколений? Что мы действительно можем сегодня назвать наследием ушедших эпох? «Пепел к пеплу», – звучит лейтмотивом всей выставки.
Сумрачный колорит работ Владимира Мигачёва переносит нас на территорию раскопок в Причерноморье. Прибрежные пейзажи с элементами раскопок будто существуют вне времени. Что бы ни происходило в этих широтах, оно неизбежно канет в небытие, уйдет под землю и со временем станет объектом изучения археологов.
Илья Гапонов вдохновляется руинами Палатинского холма, который занимает центральное место в истории и мифологии всей Римской империи. Место, где цвела великая держава, теперь – центр мировой туристической жизни. Осколки былой империи: элементы ордерной системы на ярких сине-зеленых фонах, в работах Ильи словно погружены на морское дно. Выставка работает до 03.09.2023.
Фотографии предоставлены галереей
13.07.23. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева представил выставку архитектурной графики Тотана Кузембаева «Горизонты событий», приуроченную к его 70-летию. Выставка «Горизонты событий» рассказывает об универсальности профессии архитектора и разрушает представление о том, что архитектор лишь материализует желание заказчика. Основу экспозиции составляет серия графических черно-белых работ «Невесомость» (1998-2018 гг.), выполненная в смешанной технике (карандаш с тушью, печать, аппликация, бумажное плетение), а также работы Тотана Кузембаева из собрания Музея архитектуры, относящиеся к периоду «бумажной архитектуры» 1980-х годов («Город», «Рыба», «Крест»), в том числе 7 листов из серии «Информационный город» (1986-1990 гг.) – проекты автобусных остановок и информационных башен для города Зеленограда. Фирменный почерк Тотана-художника начал формироваться 70 лет назад, в детстве, посреди бескрайней казахской степи. Из колыбели он видел шанырак – черную дыру в куполе юрты, где движутся звезды на ночном небосводе, а утром – ярко-голубой круг с росчерками следов от самолетов. «В графике Тотана белого всегда было больше. На снежном фоне проступали фантастические города, проявлялись сказочные архитектурные миры. Но вот, при всей любви его к белому, черное, очевидно, стало для Тотана не менее важным. Или, точнее сказать, – стало необходимым на этом этапе его развития. Маятник тотанова творчества докачнулся до черного – и автор, кажется, сам этому удивлен», – Андрей Иванов, архитектор, урбанист, исследователь. Графический трактат «Невесомость» повествует о метавселенной Тотана, где космические силы растягивают, скручивают, деформируют города, но не разрушают и не уничтожают материю. В эволюции серии «Невесомость» отчетливо видно, как с годами тема преодоления границ пространства и времени обретает новые формы. Эти поиски можно трактовать как размышления на тему разрушительных действий, которые человечество совершает в отношении окружающего мира. В 1980-х годах в среде студентов МАРХИ родился феномен «Бумажной архитектуры». Тотан Кузембаев оказался в числе хорошо известных на Западе советских «бумажных архитекторов». «“Горизонт событий”, в широком смысле, – это черта, за которой события не могут повлиять на наблюдателя. Значит ли это, что Тотан прошел “точку невозврата”, после которой ничто не волнует, не откликается и не будоражит? Сама драматургия выставки отвечает на этот вопрос однозначным “нет”», – Юлия Шишалова, куратор выставки.
Кураторы выставки: журналист, главный редактор журнала «Проект Россия» Юлия Шишалова и искусствовед, специалист по архитектуре ХХ века, куратор внешних проектов Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А.В. Щусева Марк Акопян Марк Акопян. Выставка работает до 03.09.23.
Фотографии предоставлены пресс-службой Музея
13.07.23. Состоялось открытие персональной выставки Оли Махно «Первая Отрицательная» в галерее «Соль». Выставка организована совместно с галереей GMOTart. Студентка Universal University мультимедийная художница Оля Махно стала победителем Open Call на проведение персональной выставки среди студентов творческих институций. Оля представит очень личную интерпретацию своей жизни и происходящих процессов: в названии – собственная группа крови художницы, вместо кураторского текста – личное художественное эссе. В своих работах Оля пытается прислушаться и вступить в диалог со своим телом, очень внимательно исследуя реакции каждой его клетки на внешние события или, напротив, нещадно проводя над ним эксперименты, как бы анализируя его пределы со стороны. Перформативные практики занимают важную часть в деятельности Оли. В экспозиции, помимо инсталляций, видео, живописи и объектов, представлен ряд документаций перформансов. В рамках выставки запланирована специальная программа, в том числе перформанс «Универсальный донор», во время которого Оля будет отдавать свою кровь подобно процессу «донорства крови». В той или иной степени, по словам художницы, мы все являемся универсальными донорами, но не в медицинском, а в социальном (для близких, общества, системы) и даже метафорическом смысле (например, для времени, которое каждый день забирает каплю за каплей). Как мы проживаем эту утрату, отдаем ли себе отчет в невозможности уберечь, испытываем ли страх или, разделяя, приумножаем не скорбь, а радость? Выставка работает до 13.08.23.
Фотографии предоставлены организатором выставки
13.07.23. В Центре дизайна Artplay состоялось открытие Degree Show 2023 — ежегодной выставки дипломных проектов выпускников программ бакалавриата Британской высшей школы дизайна, Московской школы музыки, Московской школы кино и школы игровой разработки Scream School Universal University. Независимый университет Universal University развивает программы высшего и дополнительного образования для всего спектра креативных индустрий. Выставка Degree Show 2023 представляет дипломные проекты выпускников университета по вариативным направлениям. В этом году университет креативных индустрий Universal University отмечает двадцатилетие. История Universal University начинается с открытия Британской высшей школы дизайна в 2003 году, которая стала основоположницей творческих школ в России. Следующей была запущена первая в России школа компьютерной графики и игровой разработки Scream School. Далее открылись архитектурная школа МАРШ и Moscow Film School, позднее — Moscow Music School и Moscow School of Contemporary Art. Университет также предлагает программы для школьников, объединённые под брендом Uteens. Всего за время своего существования университет открыл 470 образовательных программ и выпустил более 13000 студентов. Выставка сформировалась из Britanka Degree Show, став ежегодным творческим проектом. На выставке представлены работы по следующим направлениям: дизайн и архитектура интерьера, современное искусство, дизайн одежды и текстиля, иллюстрация, анимация, промышленный и графический дизайн, маркетинг, кино, игры, анимация и музыка. Помимо показа студенческих работ в рамках выставочного проекта пройдут открытые лекции, семинары и воркшопы с экспертами креативных индустрий, а также экскурсии по мастерским и ресурсным центрам университета. Среди мероприятий – шоукейс Moscow Music School 16 июля в Powerhouse (более трех часов музыки от студентов программы Popular & Contemporary Music), public talk «Промышленный дизайн everywhere: самые неочевидные вещи, которые создали промышленные дизайнеры» 20 июля. Выставка Degree Show 2023 проходит в Центре дизайна Artplay с 15 июля до 06.08.23.
Фотографии предоставлены пресс-службой проекта
13.07.23
Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель