Арт-обзор 6.03-14.04.23

Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.

06.04.23. «Открытый клуб» представляет новый проект живописца, графика, иллюстратора, художника театра Рашида Доминова. Выставка «Весеннее равноденствие» включает более тридцати работ, раскрывающих две ключевые темы в творчестве мастера последних двух лет — «Благовещение» и «Венеция».  « …Первое, чем открывается перед нами живопись Рашида Доминова, — это явление Прекрасного в самом что ни на есть классическом, хрестоматийном смысле. Прекрасному подчинено всё — колорит, композиция, выбор изобразительных мотивов и, наконец, клубок смыслов, внедрённый в рафинированную живописную среду», — Вера Ка  лмыкова. Отличительные черты работ Рашида Доминова — темы света, таинства, медитации, застывшего времени, вплетённая в пространство орнаментальность. Через орнамент художник создаёт вибрацию между плоским и объёмным, реальным и вымышленным, имманентным и трансцендентным. «Метафизическое состояние в картинах Доминова как нельзя точно определяется словом «Равноденствие» — окутанный символизмом термин, создаёт ощущение ирреальности, сна, мистического действа». Выставка работает по 18.04.23.

Фотографии предоставлены галереей

07.04.23. В ФВТЦ «Зенит» в ГУМе состоялась презентация медиафотовыставки «ЗЕНИТ. МЯКИШЕВ» «Провинция. Образ жизни», организованная Красногорским заводом им. С. А. Зверева холдинга «Швабе» Госкорпорации Ростех. Алексея Мякишева называют «певцом русской провинции». Его персонажей отличает простота и самобытность, а черно-белые фотографии автора будто пришли из старых альбомов. В 90-е годы Мякишев работал профессиональным фотокорреспондентом в родном городе Вятке. Переехав в Москву, сотрудничал с изданиями «Русский Newsweek» и «Коммерсант», а также финскими Helsingin Sanomat, APU, Talouselama. Позже стал работать над документальными проектами, посвященными провинциальной России. Алексей – призер фестиваля профессиональной фотографии «ИнтерФото» в 1998 и 2001 годах (за серии о паломниках и Северном Урале), призер конкурсов Bestphotographer (за серию «Цхинвал-август»), The Best of Russia, Sony World Photography Awards, а также обладатель премии ФРФ (за серию «Путь к вере»). Его выставки проходили в России, Франции, Германии, Канаде, Италии, Чехии и Австрии. Фотографии автора хранятся в Пушкинском музее в Москве, Музее органической культуры в Коломне, в коллекции Leica Russia и частных собраниях.
Мякишев выпустил несколько персональных фотокниг. «Вятка» посвящена бабушке, которая подтолкнула мальчика, рано оставшегося сиротой, к занятиям фотографией – благодаря ей Алексей купил свой первый «Зенит». В «Колодозере» Мякишев показывает историю простого карельского сельского священника. Книга «Ходъ. История одного паломничества» посвящена Великорецкому крестному ходу в Вятском крае.
 «Ценность фотографии в том, что мы запечатлеваем сиюсекундность, пропуская все через себя, чтобы открылось нечто особенное, но чтобы это было не слишком очевидно. Ведь очевидные фотографии никому не интересны», – Алексей Мякишев. Куратор выставки: амбассадор «Зенит» Игорь Мухин. Выставка открыта для свободного посещения до 25.05.23.

Фотографии предоставлены ФВТЦ «Зенит»

08.04.23. В галерее «ЗДЕСЬ на Таганке» Объединения «Выставочные залы Москвы» открылась персональная выставка Романа Ермакова «Живые скульптуры»

первая выставка-ретроспектива костюмов автора, созданных в период с 2007 г. по 2018 г. Архитектура оказала большое влияние на художника и сформировала его узнаваемый стиль. Роман по образованию архитектор. Буйство ярких цветов, смелые формы и дух новаторства всегда были близки автору. Костюмы Ермакова всегда воспринимаются в контексте: на природе они выглядят неведомыми живыми организмами, в городском ландшафте приобретают техногенные черты, а в пространстве галереи становятся уникальным арт объектом.

В экспозиции представлено несколько серий работ, каждая из которых отмечена своей историей появления на свет. «Живые скульптуры» создавались в разные периоды времени как автопортреты художника, и являются его аватарами, несущими энергетический заряд автора. Это самая большая серия костюмов, состоящих из черных комбинезонов и ярких светящихся деталей. Коллекция была представлена на многочисленных фестивалях и неделях моды. «Молекулы» были разработаны для перформанса на фестивале Политех в 2017-2018 годах. Они помогают в своих фантазиях отправиться в путешествие в микромир, где химические элементы живут и общаются между собой по своим правилам. «Супрематизмы» — яркие авангардные костюмы — были созданы для хореографического перформанса на фестивале «Яркие люди» в 2017 году. Выставка переносит гостей в красочный безграничный мир карнавала с его многоликостью, хитрым переплетением скрытых и явных смыслов и аллегорий.

Сегодня художник успешно развивается в направлении паблик-арт, создавая масштабные городские скульптуры, и продолжает работать над новыми костюмами и перформансами. Выставка сопровождается архивными видеоматериалами и фотографиями в специально созданных для них декорациях.

В малом зале галереи «ЗДЕСЬ на Таганке» создан черный кабинет, демонстрирующий эффект свечения костюмов. Выставка работает до 04.06.23.

Фотографии предоставлены пресс-службой Объединения «Выставочные залы Москвы»   

11.04.23. Государственный музей Востока представил выставку «Африка. Чувство цвета», собравшую более 60 музейных предметов из коллекции Музея Востока. Основную часть экспозиции занимают живописные работы, дополненные керамикой. Выставка посвящена конголезской художественной школе Пото-Пото, мастера которой работали на переломе двух эпох — периода колониализма и нелегкого процесса обретения страной независимости. В коллекции Музея Востока хранятся живописные полотна и керамические изделия ведущих представителей школы, переданные в дар музею после череды выставок конголезского искусства, которые проходили в 1970-1980-х гг. Школа живописи Пото-Пото, основанная французским художником и этнографом Пьером Лодсом в Браззавиле (Республика Конго) в 1951 году, не была первой школой живописи на африканском континенте, но, безусловно, стала самой известной. Единственный метод обучения, который отстаивал Пьер Лодс — принцип laissez-faire т.е. невмешательства в творческий процесс. Он видел своей задачей лишь предоставление ученикам технических средств.  Работы мастеров этой школы представляют собой одну из интереснейших частей африканской коллекции Музея Востока, отражая в основном творчество ведущих художников «первой волны» существования школы Пото-Пото. Куратор выставки: Дарья Ванюкова.  Выставка работает до 09.07.23.

Фотографии предоставлены музеем Востока

11.04.23. В канун Дня космонавтики, в ЦСИ М’АРС прошло специальное событие в рамках выставки, посвященной космосу — «Реальный космос: Взлетаем!». Были представлены новые экспонаты и музыкально–образовательный проект «Музыка и космос» резидентов Центра М’АРС. В рамках этого проекта будут регулярно проходить концерты и перформансы. Специальным гостем вечера стал лётчик-космонавт, Герой России Антон Шкаплеров. Он является создателем фотоконтента выставки, а также виртуальным гидом. Состоялся показ работ участника российских и международных выставок, лауреата различных премий, художника Михаила Пузикова, который в своём высказывании демонстрирует философский взгляд на происхождение человека. Это – картины в стиле экстремальной живописи из арт-проекта «Невесомость» и «летающий скафандр» – 3D модель космической одежды образца 1965 года с названием «Беркут». Программа вечерам включала концерт и дегустацию разнообразного меню космонавтов, что окончательно развенчало миф о том, что на МКС едят исключительно содержимое тюбиков. Выставка «Реальный космос» работает в ЦСИ М’АРС до 30.04.2023.

Фотографии предоставлены ЦСИ М’АРС  

12.04.23. Галерея «Триумф» совместно с Государственной Третьяковской галереей представили выставку Сергея Кузнецова «Архитектура мира». В рамках выставки российский художник и архитектор Сергей Кузнецов представляет новую серию крупноформатных произведений, написанных углем по картону. Главные герои его работ — хорошо знакомые архитектурные сооружения, находящиеся в самых разных точках света. Кузнецов не стремится к доскональной точности воспроизведения деталей архитектурных объектов. Беря за основу существующую архитектуру, художник дополняет и трансформирует ее по собственному усмотрению, крайне деликатно, почти незаметно для зрителя. Используя минимальное количество материалов — уголь, белила и немного цветовых акцентов, Сергей Кузнецов добивается пространственной глубины в работах, выстраивая объемы исключительно за счет световых акцентов. Крупный формат произведений, с одной стороны, дает художнику большую динамичность, порывистость и свободу исполнения. С другой стороны, несмотря на внушительные размеры, работы остаются камерными и передают ощущение легкости и невесомости. Сохраняя черты эскизности за счет резких широких линий и экспрессивной штриховки, тем не менее композиции представляются законченными произведениями. Картоны объединены в инсталляцию масштабной архитектурной конструкцией, создающей эффект выхваченных из фотопленки отдельных кадров. Через архитектурные образы Кузнецов обращается к размышлениям о вечных ценностях, которые зачастую игнорируются нами в повседневной жизни и в моменты сомнений. При этом, по мнению художника, именно они способны служить своего рода ментальными опорами в эпоху парадигмальных изменений, происходящих в мире. «Выставка «Архитектура мира», с одной стороны, представляет собой собрание самых ярких и важных впечатлений, отложившихся в памяти – своего рода слепок мировой архитектуры, который существует в моей голове. С другой стороны, я рассматриваю архитектуру, как наиболее созидательный и жизнеутверждающий вид искусства. Архитектура не только создает окружающее пространство, являющееся нашей средой обитания, но и позволяет человеку укреплять его внутренние опоры, состояние покоя и уверенности. Архитектура объединяет весь мир. И все значения этого слова заключены в его названии.», — Сергей Кузнецов. Специально к выставке Сергея Кузнецова российский композитор и электронный музыкант Андрей Антонец (OID) создал уникальные музыкальные композиции, представляющие собой звуковые картины, дополняющие пространство выставки и создающие определенную атмосферу присутствия в тех городах, которые становятся объектом изображения. Куратор: Полина Могилина. Выставка работает в Новой Третьяковке по 20.08.23.

Фотографии предоставлены пресс-службой Государственной Третьяковской галереи 

12.04.23.  Культурный Центр «Галерея на Елоховском» представил проект на тему научно-исследовательского современного изобразительного искусства:
Д.Н. Гаев-Орлов «Систематизм. Конструктивизм. Иконография Азъ Есмь Отец Сын Святой Дух». Авторская аннотация к экспозиции составлена в соавторстве с поэтом и литератором А.Л.Чуланским.
«Ты прикрепишь к созвездью парус, чтобы сильнее и мятежнее Земля неслась в надмирный ярус.» ─ Велимир Хлебников. Искусство, наука и вероисповедание возникли благодаря вечной потребности человека в постижении мира и постоянно вбирали в себя все формы познания. Наука движет прогресс вперед, позволяет человеку выживать, улучшать достижения и быт, познавать устройство мира с «технической» стороны. Конструктивизм славит и чествует гармонию, чистую линию, прямой угол и конструктивный эргономичный подход в стиле, архитектуре, культуре. Художник и мыслитель Казимир Малевич более 100 лет тому назад одним из первых пытался создавать конструкции, гармонизированные и упорядоченные супрематические модели победы над хаосом, доступными средствами с применением математических расчетов. «Супрематизм устанавливает связи с Землею, но в силу экономических своих построений изменяет всю архитектуру вещей Земли, в мирском смысле слова соединяясь с пространством движущихся однолитных масс планетной системы», ─ Казимир Малевич. Новые направления в искусстве передавали друг другу факел новаторства, создавая передовые образы нового века и русский Космизм. Дерзкая мысль о путешествии и колонизации планет породила новые концепции космической архитектуры в Конструктивизме и радикальный философский взгляд на тайны космоса в Супрематизме.«Всё мироздание можно рассматривать как замкнутую космическую композицию», — Василий Кандинский. Новаторские формы и структурные закономерности Конструктивизма и Супрематизма диктовали моду в архитектуре, промышленном дизайне, поэзии, театре и в музыке, сквозь годы и изменчивую моду оставаясь золотым фондом передовых идей. Спустя 100 лет флаг русского космического авангарда подхватили кинетизм и систематизм. Совместные выставки кинетиста Вячеслава Колейчука и систематиста Дмитрия Гаева-Орлова, возродили дух выставок русского космического авангардизма 20-х. А последовавшая экспозиция Систематизма Гаева-Орлова совместно с Константином Циолковским (из архива), прошедшая в РАН, закрепила возрождённую традицию Нового Русского Космизма. От части поэтому экспозиция «Феномен Систематизма» неслучайно приурочена и представлена в Культурном Центре в День Космонавтики. Феномен единого производного Систематизма закономерностей природы, микро и макро космоса, естественным образом обосновывает присутствие вечного инструмента исследования, при этом долгожданного культурологического нововведения Систематизм Sci-Art, на практике получившего академическую экспертизу и поддержку МГУ и РАН. Кураторы: Марианна Петренко, Юрий Синозацкий, Андрей Яковлев. Выставка работает до 15.05.23.

Фотографии предоставлены галереей

12.04.23. 12.04.23. В галерее МУХА совместно с Силой ветра открылась коллективная выставка художников «Яхтинг — это…». В основе проекта – создание творческим и спортивным комьюнити общего многогранного выставочного проекта, вдохновенного приключениями, любовью к парусам, морю и ветру. В экспозиции собраны произведения, выполненные в различных как классических, так и современных техниках — живопись, графика, скульптура, арт-объекты, скетч, digital и видео-арт. В выставке примают участие более 80 авторов, отобранных в рамках open-callа – как профессиональные художники, так и любители, связавшие свое творчество с морскими мотивами. Часть экспозиции представлена работами лицензированных капитанов парусных яхт, которые стремятся рассказать художественным языком, чем яхтинг является для них – бескрайней водной гладью и романтикой, техническим устройством судна и ответственностью или чем-то еще, что трудно облечь в слова…  Выставка работает до 21.05.23.

Фотографии предоставлены галереей

13.04.23. В галерее «Наковальня» состоялось открытие выставки «Одиссея Виктóра Забуги», художника, татуировщика, скульптора, музыканта. На открытии была обустроена тату-студия с эскизами художника, намекающая на субкультурный контекст художника, равно как и стрит-арт на фасаде галереи. Выставка  «Одиссея Виктóра Забуги» представляет серию из более 40 живописных работ последних двух лет и две инсталляции. В густо замешанных красках и грубых линиях прослеживается соседство наива и модерна. Лейтмотивом выставки стало путешествие, внешнее и внутреннее. Творчество Виктора Забуги охватывает огромный спектр художественных практик: это живопись и скульптура, стрит-арт и татуировка, фотография и музыка, органично дополняющие друг друга. Особенно повезло Санкт-Петербургу, ставшему полотном и часто смыслообразующим элементом для обширной деятельности художника. Тут и там на домах появляются изображения-граффити, вырастают городские инсталляции, проходят выставки и чаепития, а переодевания и фотосессии не заканчиваются никогда. В сердце этого водоворота — мастерской Забуги, встречаются талантливые единомышленники, благодаря которым процесс творения превращается в коллективную игру, способную затронуть почти все сферы художественной жизни. Куратор:
Влада Закс. Выставка работает до 31.05.23.

Фотографии предоставлены галереей

13.04.23. Музей Вадима Сидура и Московский музей современного искусства представили персональный проект интердисциплинарного художника и саунд-артиста Романа Головко «Скрытые категории» при участии Ивана Туголукова. Роман Головко сфокусирован на пространственных инсталляциях, звуковой скульптуре, саунд-арт перформансах, импровизационной электроакустической музыке и экспериментах в области синтеза звука и деконструкции поэтического текста. В своих проектах взаимодействует с темами, связанными с пограничными и переходными состояниями, ритуалами, социокультурными феноменами и культурными экспансиями, которые рассматриваются в плоскости интермедиального искусства, основанного на взаимодействии разных видов художественных кодов. Также в своих работах часто использует случайные самоорганизующиеся структуры, поломки, помехи, ошибки и паттерны. Создавая диалог предметности, звука и движущегося изображения, художник исследует результат техногенного вмешательства современной цивилизации в природный ландшафт. «Скрытые категории» – это сайт-специфик инсталляция для пространства Музея Вадима Сидура. Трансформируя реальную природную среду в диджитальное пространство, в скульптурные и аудиальные формы, Роман Головко создает эффект пульсирующей материи. Художник напоминает о том, что в понятии ландшафта сегодня зашифрованы исторические и социальные процессы. Выставочный проект продолжает рассуждения советского скульптора Вадима Сидура, начатые им еще в 1970-х годах, о проблемах, которые возникают между человечеством и окружающей средой в перспективе развития научно-технического прогресса. Выставка работает до 11.06.23.

Роман Головко. Скрытые категории

Фотографии предоставлены пресс-службой ММОМА


Автор
 || Ольга Серегина,

арт-обозреватель

Поделиться: