Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.
04.02.21. В музее-заповеднике «Царицыно» в Большом дворце открылась Шестая ежегодная выставка художников-керамистов «Поверхности» В экспозиции – более ста керамических пластов, созданных 57 художниками из разных городов России. Куратор: Т. Пунанс. Выставка работает до 28.02.21.
Она проходит в рамках параллельной программы проекта «Керамика. Парадоксы» в Хлебном доме. Масштабная выставка рассказывает о художественной керамике XX – начала XXI века. Она стала продолжением проекта «Год керамики в Царицыне», который прошел в 2019. В экспозиции — более 150 предметов из российских музеев и частных собраний. Экспозиция включает 10 залов. Первый выставочный зал посвящен легендам о сотворении человека из глины, мифологиям разных культур. В зале «Большие имена» представлены работы Пабло Пикассо, Александра Головина, Фернана Леже, Михаила Врубеля, Константина Сомова, работы двух наших современников: «Автопортрет» Александра Задорина и произведения Николая Туркина из частного собрания. Отдельный выставочный зал посвящен ленинградской художественной группе «Одна композиция». В зале, посвященном актуальному искусству, представлены художники, работающие с таким темами, как экология, неравенство людей, глобализация, мультикультурализм, одиночество или инклюзия. Зал «Эволюция вазы» предлагает решить для себя вопрос – что важнее: польза или красота, предметность или абстракция. Зал «Поверхности» посвящен керамическим пластам. Этот жанр очень популярен в России, но редко встречается в Европе и Азии. Последний зал кураторы посвятили художникам. Кураторы выставки: Татьяна Пунанс, Юлия Киселева, Виктория Петухова. Дизайнер выставки: Манон Томас Павловски (Швейцария).
Выставка работает до 27.06.21.
Фотографии предоставлены музеем-заповедником «Царицыно»
05.02.21. В Art-Office Gallery Fedini открыта выставка «Template People». Шаблон «успешной личности» начинает управлять жизнью людей. «Успешные личности» становятся примером для подражания, на них надо равняться. Для многих такими образцами служат музыканты, актеры, блоггеры, транслирующие в соц. сетях идеальную жизнь и всячески подталкивающие людей к подражанию их персоне. Но так ли идеальна эта жизнь? Человек твердо решивший, стать таким же как его идол, не задается этим вопросом. Он слепо копирует чужие жесты, мимику, стиль и тем самым теряет свою уникальность, а зачастую и деньги, ведь так называемые лидеры мнений активно сотрудничают с брендами и запросто могут сделать модным абсолютно любой товар. Так стоит ли создавать себе кумиров? — вопрос философский и очень древний. У каждого мудреца на эту дилемму был свои ответ. Кант и Ницше считали подражание препятствует развитию талантов человека, его неповторимости, а Аристотель и Фрейд уверяли обратное, что подражание как самоидентификация может способствовать внутреннему росту человека. Участники группой выставки «Template People» решили при помощи произведений искусств разных видов: живописи (Виктория Удалова, Лариса Герасимчук, Екатерина Самитина, ANKRI); скульптуры (Алексей Файзулин); инсталляции (Василиса Лебедева, Джон Пешков); фотографии (Сamille Brasselet, Zhanna Lett) рассмотреть вопрос «Нужен ли человеку шаблон?» с разных сторон осмысления. Посещение выставки по договоренности, контакты на сайте Art-Office Gallery Fedini. Выставка работает до 28.02.21.
Фотографии Cabinet de l’art
08.02.21. Галерея ГУМ-Red-Line совместно с Pearl Lam Galleries открыла выставку «Чжан Хуань. Любовь как мудрость». В экспозиции представлены работы современного китайского художника Чжан Хуаня из серии «Любовь», созданной в 2020 году. Чжан Хуань размышляет о любви, которая «движет солнце и светила». Красные, почти абстрактные окружности на белом фоне необычны для Чжан Хуаня, выучившегося классическому китайскому реализму. Формы, напоминающие то шар, то солнце, то обнаженное сердце, остаются неуловимыми. Выставочное пространство, в котором размещены два холста — «Любовь №2» и «Любовь №7», напоминает монашескую келью, место медитации художника-монаха. В 1990-х годах Чжан Хуань начал карьеру с перформансов, в ходе которых помещал свое тело в невыносимые для обычного человека условия, боролся с фобиями и разбирался в отношениях между духом, телом и окружающим миром. Его искусство было средством освобождения от страхов, практическим переживанием любви. Переход от перформанса к изобразительному искусству в середине 2000-х совпал с открытием китайских религиозных традиций. Он стал посещать сакральные места, начал работать с храмовым пеплом. Сегодня Чжан Хуань ежегодно бывает в Тибете, где ищет уникальные пространства, соединяющие пустоту, тишину и богатство древней буддийской акустики. Художник стремится дать новое звучание модернистским техникам абстракции и минимализма, заключая их в рамки буддизма и китайской культуры, активно работает с западным миром: ставит оперы в Королевском театре в Бельгии, строит большие скульптуры в США и регулярно участвует в ярмарке «Арт Базель». Осенью 2020 года в Государственном Эрмитаже состоялся его первый персональный проект в России, где были представлены в том числе картины из серии «Любовь», которые наряду с другими работами Чжан Хуаня будут показаны на его выставке на 59-й Венецианской биеннале в 2022 году. Кураторы проекта: Дмитрий Озерков, заведующий отделом современного искусства Государственного Эрмитажа, и Алена Иванова, куратор, директор Pearl Lam Galleries в России. Ассистент кураторов: Елизавета Садовая. Выставка работает до 08.04.21.
Фотографии предоставлены галереей ГУМ-Red-Line
10.02.21. Галерея ARTSTORY представила выставочный проект «Александр Кабин. Ветхое вечное». Это первая персональной выставка художника в Москве. Две главные темы проекта – человек и пространство, которые тесно связаны с памятью, традициями, культурой, и несут для каждого своё значение – воспоминания, ощущения, переживания… Кабин предлагает зрителю самостоятельно прочитать «Ветхое Вечное», намеренно не указывая знаки препинания. Лаконичные монохромные индустриальные пейзажи, сумеречные железнодорожные пути, типовые панельные дома в густой дымке, выцветшие фотографии без лиц… То ли наши воспоминания о жизни предков, то ли их жизнь, вторгающаяся в наше настоящее. Стиль Александра Кабина можно назвать «экспрессивный реализм» – художник будто смотрит сквозь воображаемый фотообъектив, играя с резкостью и фокусом, при этом картины считываются не как фотография, а как нечто большое, пропущенное через себя, осмысленное. Художник работает сериями, в которых картины предстают частями единого рассказа. Проект «Ветхое Вечное» включает три новые серии работ: «Сапоги», «Чужая память» и «Иеротопии». Серия «Сапоги» — «Это возвращение к историческим событиям из нынешнего времени. Я пытаюсь о них вспоминать без громогласных патриотических высказываний. Больше со стороны трагедии нашего народа», – Кабин. «Чужая память» –собирательный семейный фотоальбом, где каждая фотография возведена в ранг картины. Наконец, серия «Иеротопии» (от греч. «создание сакральных пространств») – это пространства и объекты, созданные человеком или отвоеванные природой. Многие полотна Кабина созданы не только при помощи красок, но с добавлением активной работы с основой. «Самым важным сейчас для меня является тактильность», – Александр Кабитов, который в последнее время все чаще использует «грубый и бескомпромиссный» материал – брезент. Работы больших размеров часто формируются склейкой таких брезентов друг с другом, с заплатками и грубыми швами. «И такая заплаточная фактура начинает подыгрывать замыслу, – она ведь тоже как раз о ветхом и вечном, это суть нашей извечной заплатки». Выставка работает до 28.03.21.
Фотографии предоставлены галереей ARTSTORY
10.02.21. Галерея «Квартира S» представила две выставки «Сквозные ритмы», автор Ренат Семенов и «Игры разума», автор Анастасия Галицына.
Живопись Рената Семенова, представленная на выставке «Сквозные ритмы», можно охарактеризовать именно как калейдоскопическую, изменяющуюся, вращающуюся без остановки. Ренат Семенов выставлялся в ЦДХ, в галерее МОСХ на Кузнецком мосту, в инженерном корпусе Третьяковской галереи, первая персональная выставка состоялась в Пекине в 1995 году.
Работы Анастасии Галицыной, представленные на выставке «Игры разума», несут в себе гармонию и хаос, целостность и деструкцию. Это живопись личного переживания, преисполненная чувств и динамики. Бесконечные колеса символизируют борьбу и движение, отражение закона жизни, ее радость, счастье и нескончаемую энергию.
Куратор выставкок: Саша Ришар. Выставки работают в зале «Лаборатория» на Артплей до 18.02.21.
Фотографии предоставлены галереей «Квартира S»
11.02.21. Фонд IN ARTIBUS совместно с Музеем В. А. Тропинина представил выставку «А ЭТО ЧЕЙ ПОРТРЕТ? Русская портретная живопись XVIII–XIX вв. из собрания музея Тропинина и частных коллекций». Выставка посвящена одному жанру – в экспозиции представлено 70 живописных и графических работ ХVIII–ХIХ веков. Семьдесят лиц, почти столько же авторов — художников разного происхождения, способностей и социального статуса, из которых сложилось явление, известное под конвенциональным названием «русская школа». На выставке можно ознакомиться с работами кисти Василия Тропинина, Федора Рокотова, Владимира Боровиковского и других. Основная часть экспозиции — произведения, принадлежащие Музею В. А. Тропинина и московских художников его времени. Половина представленных в пространстве IN ARTIBUS портретов из фондов музея входила в коллекцию легендарного Феликса Вишневского. Директор Музея В. А. Тропинина и московских художников его времени Ольга Журавлева: «…Приглашение Инны Баженовой представить в пространстве фонда IN ARTIBUS произведения из собрания Музея Тропинина вместе с шедеврами из ее частного собрания, а также коллекций Татьяны и Сергея Подстаницких, Рустама Алиева, Татьяны Удрас и Евгения Асса стало творческим итогом профессионального партнерства частных и государственных институций». Куратор: Ксения Рашковская. Второй куратор: Елена Руденко. Выставка работает до 25.04.21.
Фотографии предоставлены Фондом IN ARTIBUS
11.02.21. Галерея «Триумф» представила выставку Павла Отдельнова «Русское нигде», в которую вошла новая серия живописи, фотографии, инсталляции и видео. Павел Отдельнов, «Художник года» международной ярмарки современного искусства Cosmoscow (2020), лауреат премии Инновация (2020) в номинации «Художник года», номинант Премии Кандинского (2015, 2017 и 2019) в номинации «Проект года», получил известность в первую очередь благодаря исследованию постсоветского пространства и работе в жанре индустриального пейзажа. Он изображает типичную среду российских городских окраин, изучая их монотонность и исключительную похожесть друг на друга. Отдельнова также интересует эстетизация повседневных индустриальных пейзажей и постсоветских ландшафтов, которая становится все более популярной в социальных медиа, где она выступает как атрибут самоидентификации для поколения людей, родившихся в 90-е годы. В проекте «Русское нигде» Павел Отдельнов продолжает исследование периферийных районов больших и небольших городов, которое он начал в проектах «Внутреннее Дегунино» (2013) и «ТЦ» (2015). Художник рассматривает эти районы в качестве немест — пространств, в которых не происходит ничего, а попасть намеренно в них невозможно. В работах Павла они состоят из складских помещений, линий электропередач и труб, гаражей и заборов. Эти обыденные места являются одновременно незнакомыми и узнаваемыми. В новой серии работ Павел Отдельнов рассматривает эти пространства сквозь взгляд машинного зрения. Изображенные в работах пустынные городские пейзажи были найдены художником во время просмотра панорам улиц в онлайн-картах, запечатленных и обработанных незаинтересованным и дистанцированным искусственным интеллектом. Комментарии виртуальных сообществ, обсуждающих подобные городские пейзажи, художник переносит в свои живописные, фотографические работы и световые инсталляции, которые напоминают вывески ближайшего районного магазина. Выставка работает до 14.03.21.
Фотографии предоставлены галереей «Триумф»
11.02.21. «Открытый клуб» представил персональную выставку произведений московского художника «Книжная графика Дмитрия Иконникова». Дмитрий Иконников широко известен своими станковыми работами. Галерей же автор представлен с неожиданной стороны: концепция выставки в «Открытом клубе» выстраивается вокруг проявления его таланта как мастера книги. Созданные в 1990-х годах, иллюстрации Дмитрия Иконникова экспонируются впервые. В экспозицию вошли иллюстрации к повестям и рассказам Василия Шукшина, сказке «Чугунная бабушка» Павла Бажова, русской народной сказке «Не любо — не слушай», а также работы к «Джельсомино в Стране лжецов» Джанни Родари. Каждая серия уникальна. В персонажах, созданных Дмитрием Иконниковым для сборника повестей и рассказов, много горькой иронии, свойственной литературным произведениям Василия Шукшина. Помимо книжной графики, «Открытый клуб» показывает работы, созданные до 2000-х годов — до периода создания наиболее известных серий «Санкт-Петербург», «Париж», «Жизнь на 9-м этаже» и других. В более ранних работах можно проследить эволюцию творческого метода художника, глубже понять природу его произведений. Выставка работает до 23.02.21.
Фотографии предоставлены «Открытым клубом»
11.02.21. Галерея «Веллум» представила выставку «ВХУТЕМАС | наследие» по случаю 100-летия легендарного ВХУТЕМАСа (Высших художественно-технических мастерских), которое отмечалось в 2020 году. На выставке представлены работы знаменитых учителей и не менее в будущем знаменитых учеников прославленного ВУЗа — живопись и графика Кончаловского, Экстер, Фалька, Лабаса, Нивинского из частных собраний. Большинство произведений показаны широкой публике впервые. ВХУТЕМАС просуществовал всего десять лет, но оказал огромное влияние на культуру и своего времени, и будущих времен, изменив основы художественного образования и подготовив универсальных художников. Он стал своеобразной матрицей для образования целой серии учебных и научно-исследовательских заведений в области искусства, дизайна и художественной технологии. Из факультетов мастерских в Москве родились МАРХИ, Суриковка и Полиграф, а в Ленинграде – Репинский институт. Выставка работает до 01.03.21.
Фотографии предоставлены галереей «Веллум»