Арт-обзор 31.08-7.09.23

 

Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.

03.09.23. В Галерее «Электрозавод» открылась необычная для арт-жизни Москвы выставка «Улица – женского рода». Независимая, экспериментальная, выставочная и дискуссионная арт-площадка принимает в своих стенах уличных художниц — участниц проекта @fem.street, занимающемуся исследованием женского стрит-арта и граффити. Этой теме и посвящена выставка, организованная проектом-самоорганизацией @fem.street. Основательница проекта Влада MV Picture @mv_picture ставит перед собой задачу развивать женское комьюнити уличных художниц для взаимной поддержки и предоставления им возможности показывать своё творчество. В рамках выставки пройдет параллельная программа: 05.09 19.ОО- экскурсия по выставке, 09.09 в 19.ОО — лекция и обсуждение, 1О.09 в 19 ОО показ фильма про женщин в граффити и обсуждение, 12.09 19.ОО — экскурсия по выставке. Выставка работает до 13.09.23.

Фотографии: Ольга Серегина

04.09.23. В пространстве школы masters, частного образовательного проекта в области искусства, основанного в 2015 году, открылась выставка выпускницы «Свободных мастерских» школы современного искусства при ММСИ Натальи Чобанян «Близкие» — размышление о городской среде и роли человека в этом пространстве. Наталью привлекает повседневность, отношения человека и окружающего его пространства. Каждая работа из серии – это попытка создать паузу. Повседневные сюжеты фресок и акварелей погружают в мысли о своих отношениях с городом, пространством и самим собой, тонко передают ощущение атмосферы, а цвета, звучание города. Анонимная фреска – это архетип, куда попадают герои работ и люди из внешнего мира, они соединяются в этом потерянном размытом лице и всматриваются через него в себя, создавая свою мифологию. Внутренний сад продолжает фиксацию настоящего, конструирование некого безопасного места, тихого и спокойного пространства для себя — убежища от внешнего.

 

Фотографии предоставлены пресс-службой школы

06.09.23. Центр Творческих Индустрий «Фабрика» представил персональную выставку художницы, выпускницы режиссёрского факультета МГУКИ и Института современного искусства БАЗА Вероники Актановой «Декорации». Выставка Вероники Актановой открывает серию персональных выставочных проектов художников-победителей программы «Фабричные мастерские» — IX сессия. В течение предстоящего выставочного сезона ЦТИ «Фабрика» представит выставки: Дмитрия Кавки, Оли Махно, Дмитрия Кадынцева, Полины Арутюновой.В экспозиции показаны декорации, в которых снимается мультфильм под названием «Кусок Мяса». Проект «Декорации» Вероники Актановой состоит из двух блоков: первый — рисованный комикс, второй — мультипликация. Первый блок работы был сделан в 2019 году и выставлен в Зверевском центре современного искусства в 2022 году. На выставке зрители, познакомившись с историей героя, могли в письменной форме внести свои предложения по дальнейшим событиям в его жизни. Все предложения были обработаны, приняты и теперь пришло время для второго блока. Второй блок – это работа над мультфильмом, которая происходит в настоящее время. Уже написанная история в комиксах переходит в формат мультфильма. Далее последует продолжение… Вероника Актанова: «Это история о Куске Мяса, которой живёт себе и живёт, потому что не знает что ему ещё делать. Кусок Мяса сталкивается с трудностями. В его жизни много печали, но и радости немного. После того, как Кусок Мяса увольняют с работы, он узнаёт, что стал гнить и что ему нужна дорогая операция по свежей заморозке. Кусок Мяса совсем бы ушёл в себя и в печаль, если бы не встретил Вонючего Пса, который становится ему другом. Чтобы притормозить гниение, Кусок Мяса решает пока пожить в холодильнике. Продолжение истории следует». Выставка работает до 28.11.23.

Вероника Актанова_2023_Главные герои мультфильма — Кусок Мяса и Вонючий Пёс

Фотографии предоставлены пресс-службой ЦТИ «Фабрика»

06.09.23. Центр Творческих Индустрий «Фабрика и Moscow Circular представили выставку «Границы невидимого». Это итоговый проект лаборатории «Невидимые природные циклы в городе». Кажется, что современная урбанистическая среда – результат работы человеческих рук. Но один ли он формирует лицо города? Проект «Границы невидимого» приглашает сделать первый шаг на пути к пониманию экосистемной сложности городской территории, а также цикличности всех природных систем. Он подводит итог трехмесячной лаборатории «Невидимые природные циклы в городе», созданной Центром творческих индустрий «Фабрика» и Moscow Circular. За время лаборатории 5 художниц создали проекты, которые отразили аспекты сосуществования человеческого и природного в урбанистическом пространстве, а также границы нашего взаимодействия. На выставке в Цехе Отделки художницы создадали микросреду, которая позволяет замедлиться и внимательно присмотреться к разнообразию городских структур и «жителей». На выставке представлена скульптура, живопись и графика.

Художницы проекта: Валерия Амирханян (Красноярск), Катерина Верба (Новороссийск), Анна Комарова (Москва / Екатеринбург), Софья Сапожникова (Москва), Елена Соколова (Санкт-Петербург). Кураторы лаборатории: Кристина Пестова (ЦТИ “Фабрика”), Лена Шелягина (Moscow Circular). Выставка работает до 15.10.23.

Фотографии предоставлены пресс-службой ЦТИ «Фабрика»

 

07.09.23. Центр визуальной культуры Béton представил выставку «Жилище будущего». В своём проекте творческая группа «ГрОМ» размышляет над тем, как могли бы выглядеть островки цивилизации, которые человечество заберет с собой, отправляясь покорять новые миры. На выставке демонстрируются также объекты А.Чернышева и созданная им работа совместно с А.Шульгиным. Экспозиция состоит из цифровых станковых работ крупных размеров, которые показывают интерьеры помещений различного назначения, выполненные согласно традициям и стереотипам наиболее распространенных культур. За пределами этих интерьеров видны пространства миров, которые человечеству предстоит включить в состав своей экосистемы. Несмотря на разницу функций, культурной и стилевой принадлежности интерьеров, в каждом из них присутствует объект, напоминающий башню Татлина со сферой Земли над ней. В начале ХХ столетия башня задумывалась художником-авангардистом как памятник Третьему Интернационалу, как символ объединения трудящихся. В начале XXI века художники актуализируют коннотацию грандиозного проекта Татлина, превращая его в своих работах в символ единения человечества перед лицом покорения новых миров. Конструируя свою утопию, группа «ГрОМ» опиралась на традиции знаменитой дюссельдорфской школы фотографии. Важную роль здесь играет акцент не только на детализации фактуры, но и на сочетании реальных объектов с фантастическими элементами. Некоторые работы созданы при помощи Искусственного Интеллекта. Тем самым авторы включаются в дискуссию о том, как нейросети меняют мир искусства, какой вызов художникам бросают современные информационные технологии и помогут ли нейропомощники переосмыслить искусство фотографии? Все это неизбежное будущее или временная мода? Проект демонстрирует баланс между визуальным искусством и концептуальным творчеством, где видимая привлекательность произведений неотделима от глубины исследуемых вопросов и философских феноменов. Выставка работает по 26.11.23.

Фотографии предоставлены пресс-службой ЦВК Béton

 

07.09.23. В пространстве галереи современного искусства Ruarts компания re:Store представила выставку лауреатов и номинантов проекта re:Store digital art  – «Форма жизни». Шестой год подряд re:Store проводит конкурс среди творческих людей, работающих с цифровым искусством. В этот раз куратором выставки выступил мультидисциплинарный художник Андрей Бартенев. В 2023 году в качестве исследования была предложена тема «Из углерода в кремний» — от простой органической жизни к миру, наполненному инновациями, от живых организмов до философских и этических вопросов, связанных с искусственным интеллектом и роботизацией. Сегодня цифровые технологии существенно изменяют нашу жизнь и определяют взаимосвязь с окружающим миром. В своих работах участники конкурса искали ответ на вопрос «какое место человек занимает в сложном цифровом пространстве?». Победителей выбирали в двух категориях – Pro и Mobile. В галерее представлены 15 работ лауреатов конкурса в номинациях «Момент», «Движение», WEB 3.0, «Саунд-дизайн», «Нейросеть» и «Форма тела», а также более 30 работ, вошедших в шорт-лист. Выставка работает по 08.10.23.

Фотографии предоставлены пресс-службой Ruarts

07.09.23. Выставка паблик-арт работ известных современных художников «Объективно» открылась на Дизайнерском бульваре культурно-образовательного кластера RDD в жилом комплексе Russian Design District и в спортивном парке Десеновское в Новой Москве. Выставка современного искусства под открытым небом включает работы девяти художников: Дмитрия Аске, Ивана Горшкова, Андрея Люблинского, Матвея Шапиро, Нади Лихогруд, Михаила Хвалебнова, Эльдара Ганеева, Максима Свищева, Ивана Симонова. Объекты, отобранные для экспозиции, перекликаются с местной инфраструктурой и отражают авторские дизайн-концепции построенных на территории домов. Идея выставки «Объективно» опирается на то, чтобы искусство, вплетенное в пейзаж жилого района, стало неотъемлемой и доступной частью повседневности жителей. Название выставки — игра со значением слов «объект, процесс взаимодействия», которая отражает наличие разных оценок восприятия и отсутствие предвзятости, характерных для обитания искусства в открытой среде.

Согласно концепции куратора Дизайнерского бульвара Сабины Чагиной, объекты, установленные на бульваре, можно воспринимать как вымышленных персонажей, которые вышли прогуляться по бульвару и затеряться в толпе прохожих. Скульптура «Зов сердца» Дмитрия Аске воплощает образ жительницы нового квартала, с высоты обзора которой виден весь бульвар. Работа «Пешеход» Ивана Горшкова выполнена в фирменной манере автора на границе между абстракцией и фигуративом: его пешеход будто шагает по улице нового квартала, оставаясь при этом на своем месте. Для проекта «Художественно-пространственное ориентирование» Андрей Люблинский создал серию антропоморфных персонажей из простых геометрических форм, развивая идею «универсальных конструкторов» и используя базовые элементы дизайна. Скульптура «Безобраз» Максима Свищева была создана при помощи компьютерной программы и отсылает к изобразительности цифрового искусства: глитч и интенсивные компьютерные цвета, свобода формы от законов физики. Эльдар Ганеев в работе «Диалог» обыгрывает средства общения: от образа телефонных вышек до чатов в мессенджерах. «На дорожку № 2» — объект, напоминающий кабину, в которую невозможно поместиться человеку, создан для проекта Матвеем Шапиро. Пространство детской комнаты в работе «gum» воплотили художники Надя Лихогруд и Михаил Хвалебнов. Иван Симонов в «Простых жителях» обратился к образам гостивших в Ватутинках на протяжении 400 столетий деятелей искусства и представителей дворянства, а Дмитрий Аске в «Попутном ветере» — к сюжетами советских мозаик с образами пионеров и юных лыжников. Сабина Чагина, куратор паблик-арт программы в RDD: «Вопрос необходимости присутствия искусства в городской среде уже давно перестал быть дискуссионным. Паблик-арт в силах изменить назначение городской среды — сделать ее более комфортной, эстетически приятной. Обращаясь к мировым примерам, мы видим, как объекты искусства становятся яркой достопримечательностью, визитной карточкой города. Искусство в городе создаёт не только привлекательную среду, но и оказывает огромный терапевтический эффект для его жителей и гостей». Осенью в рамках проекта на территории жилого кластера Russian Design District пройдут перформансы и встречи с художниками. Часть работ экспонируется до 08.10.23, остальные станут постоянной коллекцией искусства RDD.

 

Фотографии предоставлены пресс-службой проекта

 

07.09.23. Московский музей современного искусства представил междисциплинарный выставочный проект Политехнического музея «Формы диалога», который объединил произведения и экспонаты из музейных фондов и работы победителей всероссийского конкурса проектов научного и технологического искусства Science.Technology.Art (STArt). По итогу, из 90 заявок жюри выбрало 15 победителей, которые получили гранты на реализацию своих проектов.

 Проект «Формы диалога» продолжает стратегию ММОМА по поддержке молодого искусства, а также проектов, связанных с технологическим искусством. В проекте «Формы диалога» искусство и технологии объединяются, а слияние исследовательской и художественной практик помогает раскрывать суть внутренних смысловых линий выставки. Каждый проект участника конкурса STArt соотнесен с произведениями из собрания ММОМА. Их выбор был принципиально сделан так, чтобы продемонстрировать не только технологические работы из фондов музея, но и выполненные в различных медиа – живописи, графике, скульптуре, инсталляции и так далее. Разнообразие поддерживает и широкий хронологический разброс: для проекта выбраны произведения с 1980-х  до 2020-х гг представителей разных поколений: Петра Беленка, Алексея Григорьева, Егора Плотникова и других. Все работы из коллекции ММОМА связаны с фигурой человека, его эмоциональностью, телесностью, экзистенциальными переживаниями и надеждами. Выставка занимает два этажа Образовательного центра ММОМА, концепция экспозиции строится как процесс переосмысления коммуникации «человек – технологическая среда» через антиутопические сюжеты к гармонии пространства с помощью информационного взаимодействия. Каждый может создать свой диалог с проектом – ироничный, полемический, но, главное, конструктивный и плодотворный. Выставка работает в Образовательном центре ММОМА, Ермолаевский переулок, 17 до 15.10.89.

Фотографии предоставлены пресс-службой ММОМА

Поделиться: