Арт-обзор 30.03-6.04.23

 

Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.

Звезда_2018_ Пигментная печать

03.04.23. В галерее-мастерской ГРАУНД Солянка состоялось открытие четырёх новых выставок.  Программа открытия включала кураторские и авторские экскурсии и лайв-сет ELECTROUNHEIMLICH.
— выставка Михаила Рубанкова «Вдох-выдох». Человеческое тело устроено так, что мы не обращаем внимания на дыхание. Точно также многое из того, что окружает нас в повседневности, остается вне зоны нашего внимания.  Жизненный путь часто превращается в зону транзита. Транзитная зона — это не место, но внутреннее состояние, соединяющее пункт А с пунктом Б. Портал между Входом и Выходом или Вдохом и Выдохом — центральной работе персональной выставки Михаила Рубанкова. Преувеличенная в размерах лампа-таблетка, двери, которые никуда не ведут, лифтовые кабины, на которых невозможно уехать, кнопки, нажимать на которые бесполезно — инсталляции Михаила Рубанкова будто продолжение эпопеи «Человека, который улетел в космос из своей квартиры» — зона, где тот приземлился, прихватив с собой выдернутые из подъезда и смысла артефакты, как табличка на вырванной из контекста панели — обращение к жителям дома в случае неисправности «обращаться к диспетчеру, для чего нажав и отпустив кнопку, ждите ответа». Какую кнопку, ответа чего. В своих работах Михаил Рубанков толкает зрителя к переживанию, тревожному состоянию, к аффекту, но делает это с юмором. Аудио-сопровождение саунд-дизайнера Антона Мизерова прочно склеивает визуальные формы в монолит тотальной инсталляции. Развивая эстетические линии Московской концептуальной школы, в инсталляцию Рубанков добавляет трафаретное письмо, экспериментирует с цветовыми полями и типографикой. Выставка создана при поддержке Благотворительного фонда поддержки и развития современного искусства Винзавод. Кураторы выставки: Роман Шалганов и Илья Качаев.

 — выставка — музыкальная инсталляция с использованием роборуки Sonus Ex (Machina) представляет зрителю не имитирующего игру человека робота, а уникальную игру на специально созданных для манипулятора музыкальных инструментах. На данный момент существует ряд работ на стыке робоарта и саундарта, в которых авторы «обучают» роботов игре на привычных инструментах. Ограниченные рамками человеческой эргономики, эти проекты не раскрывают в полной мере возможности роботов. Инсталляция Sonus Ex сфокусирована не на подражании людям-исполнителям, а на поиске возможностей робота, недоступных человеку, и разработке специализированных музыкальных инструментов с учетом кинематики робота. Авторы использовали подход дизайн-исследования — итоговая работа рождалась в процессе цифрового и практического тестирования различных гипотез. Свобода в формообразовании инструментов, не ограниченная физическими возможностями человека, позволяет им стать самостоятельными арт-объектами. Работа произведена в рамках программы «ColLab» мастерских Центра художественного производства «Своды» Дома культуры «ГЭС-2».

— выставка «Не-место». В противоположность понятию «место» в ХХ в. появилось понятие «не-место», которое ввел известный французский антрополог Марк Оже. Не-места сохраняют «свидетельства прошлого» лишь в форме «цитаты», утверждает Марк Оже. Не-места — транспортные сооружения, скоростные магистрали, пересадочные узлы, аэропорты, сам транспорт, крупные торговые центры и т.д. — пространства, лишенные взаимосвязи с конкретной культурой или историей, чужие для всех. Не-место является пунктом, в котором не живут, здесь индивидуум остается анонимным и одиноким. Термин «места» антропоцентричен и упирается в присутствие фигуры человека и не может существовать без него. Но в мире апокалиптическом эта концепция обретает новый смысл. С одной стороны, мы обращаемся к местам, которые несут культурный, исторический и символический след, но были разрушены и потеряли его, в прямом смысле стали не-местами. C другой, постапокалиптический мир возвращает голос не-местам, создавая новые смыслы там, где их раньше не было. Работы художников становятся новыми точками сборки — того старого, что прошло через трансформацию и обрело новый смысл, и того нового, в котором мы все еще можем увидеть отголоски себя. Все не-места можно охарактеризовать как пространства «не-встреч». Проекты на выставке объединяют именно «не-встречи».  От проектов «встреч возможных» — зрителя и покинувших пространства невидимых акторов до встреч невозможных, постановочных. Выставка поднимает актуальные вопросы — о месте и не-месте индивидуума в современном обществе. Выставка создана при поддержке Благотворительного фонда поддержки и развития современного искусства Винзавод.

Комната с фресками

— выставка Саши Госмант и Олеси Лавриненко «Свидетели» — результат их пятинедельного пребывания в арт-резиденции «Выкса»объекты. Художницы знакомились с историей города, изучали архивные материалы, общались с выксунцами. «Много событий пережил этот моногород,. Именно поэтому мы выбрали альтернативный способ печати, где УФ лучи восстанавливают железо Fe (III) до Fe (II). Растворимое в воде железо Fe (III) вымывается, в то время как нерастворимая берлинская лазурь остается на бумаге. Проект посвящен вневременной тревоге, простирающейся от прошлого к будущему, и безмолвным наблюдателям происходящих перемен. В него входят фотографии, графика в технике цианотипии, а также объекты, выполненные из найденной в Выксе, Муроме и Гусь-Хрустальном керамической и стеклянной советской посуды. Были собраны сервизы, которые, как все мы помним, хранились в сервантах, а в особых случаях участвовали в застольях и были свидетелями разных событий. Граненые стаканы, вазы, салатницы складываются в новые формы и растворяются в них, но при этом не утрачивают узнаваемости образов. Цианотипные отпечатки, сделанные с этих форм, являются отголосками прошлого, но не исключают новых интерпретаций. Они воплощают скоротечность и непостоянство, с одной стороны, и уникальную способность к регенерации с другой — после выцветания под длительным действием света отпечатки обладают свойством восстанавливаться почти до исходного состояния хранением в темноте», — Саша Госмант и Олеся Лавриненко

Выставки работают до 21.05.23.

Фотографии предоставлены галереей

03.04.23. Еврейский музей и центр толерантности представили семейный проект «На языке правил и исключений. Наука и искусство», организованный совместно с Политехническим музеем. Экспозиция посвящена взаимоотношениям двух основных видов человеческой деятельности и многообразию проявлений их взаимных влияний. Выставка проходит в рамках объявленного в России Десятилетия науки и технологий. Проект представит шесть интерактивных объектов и более 80 произведений, охватывающих временной промежуток в 500 лет, начиная с эпохи Позднего Возрождения до новейшего искусства, от произведений Дюрера и Рембрандта до инсталляций современных художников ::VTOL:: и Андрея Бартенева. Среди представленных в экспозиции мастеров — Рембрандт Харменс ван Рейн, Питер Брейгель Младший, Кацусика Хокусай, Жорж Сёра, Фернан Леже, Жоан Миро, Казимир Малевич, Павел Филонов, Иван Леонидов, Константин Юон, Юрий Пименов, Дмитрий Плавинский, Вячеслав Колейчук, Франциско и Платон Инфанте-Арана, Билл Виола и другие. Произведения предоставлены крупнейшими российскими институциями, среди которых Государственный Эрмитаж, Государственная Третьяковская галерея, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственный музей Востока, Музей архитектуры имени А.В. Щусева, Stella Art Foundation, а также частными коллекционерами. Политехнический музей предоставил ключевые экспонаты для разных разделов выставки: телескоп XVIII века, солнечный микроскоп XIX века, складные солнечные часы и единственный уцелевший до наших дней регистрир — прибор для записи сейсмических вертикальных колебаний, двояковыпуклые линзы, призма полного внутреннего отражения и ахроматическая призма Адольфа Фердинанда Вайнхольда, переносная камера-обскура и камера-люцида. Это редкие и ценные приборы, не менее сложные в создании, чем произведения изобразительного искусства. Мастера прошлого уделяли немало внимания и эстетической красоте предметов. Значительную часть экспозиции занимают интерактивные зоны, снабженные специальными объектами и приборами, позволяющими погрузиться в тему той или иной области знания. Кураторы выставки: Ира Дворецкая, директор по развитию детских программ Еврейского музея и центра толерантности и Мария Гадас, главный куратор музея. В одной из галерей музея также открылась выставка-спутник, где демонстрируются работы финалистов Всероссийского открытого конкурса в сфере научного и технологического искусства Science.Technology.Art. Организаторы Политехнический музей и Яндекс обратились к художникам с предложением поразмышлять о технопозитивном будущем в горизонте 50 лет с двумя альтернативными подходами: отрицание технологий и их принятие. Победителями конкурса стали 15 проектов художников и ученых, исследующих взаимодействие науки, технологий и общества. Четыре из них — два фотопроекта и две интерактивные инсталляции показаны в Еврейском музее и центре толерантности в рамках выставки «На языке правил и исключений. Наука и искусство». Выставка работает до 02.07.23.

03.04.23. Российская государственная библиотека для молодёжи представила первую персональную выставку Степана Чубаева в Москве. В Малом зале экспонированы фотографии автора с 2015 года по настоящее время. Во всех снимках Степана Чубаева прослеживается авторское видение; тяготение к сочетанию красного и белого связывает и снимки природы, и абстракции. Отличительной чертой стиля Чубаева можно назвать и сохранение загадки: лица портретируемых намеренно скрыты, а композиции составлены таким образом, что с первого взгляда их детали неразличимы. Пользуясь в графическом редакторе только цветокоррекцией и кадрированием, автор поднимает сложность создания работ на новый уровень. Огонь воссоздаётся «вживую», инсталляция собирается по деталям, а загадочные цветовые пятна и блики — результат кропотливой работы со светом и тенью. Задумав конкретный сюжет, автор реализует его, оперируя цифровой и аналоговой техникой, понимая особенности восприятия перспективы на разных фокусных расстояниях и чувствуя цвет. Снимки, ставшие частью персональной выставки, не представляют собой единую серию, но связаны между собой ассоциациативно. Так, изображения кистей рук отсылают к ощущению касания, вспышки цвета — к забвению или памяти, а чёткие и ярко выраженные детали — к документальной стороне природы фотографии. В рамках фотовыставки разработана программа лекций. 14.04.23 состоится лекция «Фотография с разных сторон – история, философия, искусство» и 17.04.23 — «Эмоциональный цвет в фотографии». Выставка работает до 07.05.23.

Фотографии предоставлены РГБМ

04.04.23. AZ ART на Маросейке представил проект Владимира Наседкина «Иосиф Бродский. Венецианские строфы». Выставка была представлена в 2011 году в рамках 54 Венецианской биеннале в библиотеке Ca Foskari. Куратором экспозиции в Венеции стал Александр Пономарев. В 2012 году этот же проект был показан в Риме в Museo Petro Canonica in Villa Borghese. Куратор — Алинда Сбраджа. Зимой 2023 года выставка прошла в Северо-Кавказском филиале Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (ГЦСИ Владикавказ) и далее — в Москве. Владимир Наседкин, художник, автор проекта: «Мои иллюстрации к поэзии Иосифа Бродского лишь условно можно назвать иллюстрациями, скорее это гравюры на тему поэзии Мастера, но они, я надеюсь, воплощают в себе квинтэссенцию творческого духа Поэта, стремящегося не логикой, а догадками постигать таинство бесконечного. Я использую принцип недосказанности, незавершенности и эстетического намека, чтобы задать работу зрительскому восприятию и сделать его индивидуальным и таким же неповторимым, как и сам художественный процесс. Берег моря, волна, лагуна, фрагмент пейзажа — все подчинено движению и свету, где серебристый тон гравюры не просто поверхность, но Пространство. Пространство со своими законами, полями напряжения, акцентами и перифериями, где пустоты и паузы несут основную ритмическую и эмоциональную нагрузку».

В католическое Рождество 1972 года Бродский впервые оказался в Венеции — городе, в который он приезжал семнадцать раз в течение жизни и которому посвятил шестнадцать стихотворений. Серия гравюр Владимира Наседкина — это книга художника, «Livre d’artiste»: шестнадцать гравюр-иллюстраций, выполненных художником в технике ксилографии, знакомят зрителя с образами Венеции Иосифа Бродского. Стихи и гравюры напечатаны разворотами со специально изготовленных оригинальных деревянных форм (на самшите) в уникальной технике резцовой гравюры на дереве. Эта редкая в наше время техника зародилась в середине XIX века, а обрезная гравюра на дереве — в XV веке в Венеции. Развороты собраны в единый книжный блок и сопровождаются аннотациями на английском и итальянском языках. Стихи напечатаны на русском языке. Тираж книги составил пятьдесят экземпляров. В экспозиции AZ ART на Маросейке представлено издание из коллекции Наталии Опалевой. Наталия Опалева, генеральный директор Музея AZ: «Владимир Наседкин — один из моих любимых художников современности, его работы уже давно присутствуют в моей коллекции. Работая и как художник, и как скульптор, Владимир продолжает линию геометрической абстракции, идущую напрямую от двух авангардов — и первого, и второго. Он как связующая нить между богатым и разнообразным наследием века двадцатого и новым, только формирующимся еще искусством нынешнего столетия».  Выставка работает до 28.05.23.

Фотографии предоставлены Музеем AZ

 

ГМИИ  сообщил о переносе встречи на 12.04.23.

В Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина состоится встреча с Борисом Мессерером и презентация двух книг автора — «Жизнь переходит в память. Художник о художниках» и «Экспо-арт Бориса Мессерера», посвященных памяти Ирины Антоновой. Борис Мессерер, живописец, график и сценограф, много работал с Ириной Антоновой. Как говорит сам автор, Ирина Александровна сыграла огромную роль в приобщении его к музейной деятельности. Их сотрудничество началось в 1983 году во время подготовки одного из первых сезонов Международного музыкального фестиваля «Декабрьские вечера». Борис Асафович сделал так называемую макетную прирезку (на макет уже не оставалось времени) для мини-оперы Бенджамина Бриттена «Альберт Херринг» — первого спектакля, поставленного Святославом Рихтером. Ирина Антонова обратилась к Борису Мессереру со срочной просьбой о помощи, поскольку разработки предыдущего художника не совпали с видением Святослава Рихтера. Это положило начало большому сотрудничеству — за свою жизнь художник оформил более двадцати выставок в ГМИИ им. А.С. Пушкина, среди которых «Москва — Берлин» (1996), «Россия — Италия. Сквозь века» (2005), «Тёрнер» (2008), «Пикассо. Москва» (2010), «Сальвадор Дали» (2011) и другие. Об этих и других проектах Борис Мессерер рассказывает в своей книге «Экспо-арт Бориса Мессерера». Вторая книга, которая будет представлена на встрече, «Жизнь переходит в память. Художник о художниках», содержит истории о художниках: живописцах, сценографах и графиках, которые были современниками и друзьями автора. Отдельная глава книги посвящена Ирине Антоновой.

Фотографии предоставлены пресс-службой ГМИИ им. А.С. Пушкина

05.04.23. Галерея «PENNLAB» подготовила выставочный проект художника, фотографа, кинорежиссера Игоря Елукова «Книга Чудес». Вдохновением для  названия проекта послужила «Аугсбургская книга чудес», немецкая иллюстрированная рукопись XVI века, описывающая сверхъестественные явления со времён Всемирного потопа до позднего Средневековья. Аугсбургская рукопись стала идеальной метафорой для попытки человека найти гармонию с неподвластными ему силами. «Книга Чудес» развивает этот образ, смешивая документацию и вымысел. Представленная на выставке серия фотографий продолжает документальный проект Игоря Елукова  «Severe», составленного из лаконичных черно-белых фотографий Севера. Однообразные равнины, покрывающие большую часть северной России, искажают ощущение перспективы и масштаба. В «Книге чудес» художник сводит этот ландшафт к ключевым элементам: воде, огню, ветру и небесным телам, определяющим жизнь за полярным кругом. Фотографии Игоря полны предчувствий, вызывают ощущение опасности и смерти, и в то же время запечатлевают тишину, уединение и первозданную красоту Севера. Художник совмещает съемки реальных объектов и локаций, крупномасштабные макеты, интегрированные в естественную среду, пиротехнические эффекты, световые инсталляции и оптические иллюзии, и затем документирует результат с помощью фотокамеры. Сама выставка, созданная совместно с архитектором и художником Полиной Тимофеевой, является продолжением идей и образов проекта и развивает их в пространстве галереи, позволяя зрителю оказаться внутри мира «Книги чудес».

Выставка работает до 12.06.23.

Фотографии предоставлены ArtPR International

06.04.23. В пространстве арт-платформы Cube.Moscow открылись новые выставки:

—  в большом выставочном зале Cube.Moscow Arts Square Gallery совместно с кураторской группой STURM представила выставку «Температура плавления», в рамках которой показаны произведения из металла 17 петербургских авторов. В экспозиции — экспериментальные произведения художников, принадлежащих к разным поколениям, но объединенных практикой работы с металлом, в которой они применяют как традиционные, так и новаторские техники. Коллективная выставка демонстрирует, как работа с металлом интегрируется в сферу современного искусства и обретает новый статус.

Веселовская Екатерина. След. 2018г. нержавеющая сталь

— галерея Syntax открыла первую персональную выставку Лидии Жудро « (МА)». Обращая свой взгляд на Восток и его терминологию, художник размышляет о возможностях роста понимания через переопределение самого понятия «развитие». МА (間) — один из базовых японских культурных концептов. Идеографический знак, описывающий «ма» (間), состоял из элемента ⾨ (ворота) и элемента ⽉ (луна) и обозначал лунный свет, струящийся сквозь щель в воротах. В этом заложена идея беспредельного мира, воспринимаемого через ограниченную рамку рутины, повседневного опыта. Перенося его в художественное поле получаем описание негативного пространства, свободного места, пробела, промежутка, паузы — «чего-то третьего» между двумя элементами, имеющее собственное, отличное от них значение.

Лидия Жудро_Из серии _間 (ма)__2022

  —  Kupol Gallery представила два проекта. В пространстве лектория Cube.Moscow — выставку яркого представителя художников-семидесятников Натальи Нестеровой «В кругу друзей», приуроченную ко дню рождения художницы. Поскольку это первый день рождения без самой Натальи Нестеровой, главной задачей выставочного проекта «В кругу друзей» стало воссоздание атмосферы праздника: уютного вечера, семейного застолья, камерной посиделки, атмосфера которых передана на полотнах Нестеровой. Работы предоставлены из частного собрания Ольги Шепельской. На своем стенде резидента арт-платформы Kupol Gallery показывает выставку Тимофея Караффа-Корбута «Затерянный лес», отражающую колорит индонезийской культуры. 

— в рамках pop-up проекта команда Newnow при поддержке Московской школы современного искусства (MSCA) представила групповую выставку «След». Участниками выставки стали как молодые, так и состоявшиеся современные художники, среди которых выпускники и преподаватели Universal University. Масштабируя след от мгновения до длительности времени, кураторы разделяют экспозицию на два эпизода: место и время.

Ольга Попова, 33 минуты 34 секунды. Новый круг.

Most Wanted Gallery подготовила персональную выставку Владислава Титаева «Постфактум» об осмыслении состояния резкого перехода. В качестве мизансцены выбрана научная лаборатория: чертежи, таинственные приборы, непонятные существа — немые свидетели исследовательского проекта, вышедшего из-под контроля.

— галерея ЛУЧ представила персональную выставку Вероники Козаченок «Интуитивная композиция». Своим творчеством художница стремится достигнуть баланса: через паузу, замедление и созерцание она ведет зрителя к преодолению вероятных тревожных состояний.

Без названия (Овал-1), 2021

— в рамках pop-up проекта представлена выставка Яны Егарминой «Тонкая оболочка детского», посвященная детству. Художница надеется, что ее проект заставит задуматься о том, как мы относимся к детям и что мы можем сделать, чтобы помочь им сохранить свою хрупкость и защитить их от потенциально опасных событий.

—  галерея M.A.R.S.H открыла персональную выставку Надежды Войновой «Иногда я моргаю…». Название отсылает к коану из «Сборника пяти ламп» об учителе Мадзу, который учит моргать так, чтобы провоцировать спонтанное состояние просветленности. Спонтанность — ключевой элемент не только в Чань-буддизме, но и в художественной практике Надежды.

Немного зеленого, 2020

Arts Square Gallery представила персональную выставку Льва Повзнера «Псих арт». В экспозиции показана одноименная серия, возникшая в 2000-х. Лев Повзнер работает как в живописи, так и в графике. В своем творчестве он обращается к таким материалам, как карандаш, уголь, тушь, авторучка, масло, акрил, гуашь. Многие его работы выполнены на авторском картоне, холсте или клеёнке. 

Серия _Крылья и колеса_. 2006.

В пространстве арт-платформы Cube.Moscow также работают выставка PA Gallery — работы Ани Жёлудь, выставка Марии Джонас Фарел «Портреты света» на стенде Postrigay Gallery и персональная выставка Александра Ситникова «Энтомология» в галерее «КультПроект».

Выставки работают до 14.05.23.

Фотографии предоставлены pr арт-платформа Cube.Moscow

06.04.23. Ruarts Gallery представила персональную выставку московского художника, представителя движения уличного искусства в России Алексея Луки «Фантомные воспоминания». Это вторая персональная выставка Алексея Луки в пространстве галереи Ruarts. Играя фрагментами в пространстве, масштабами и отношениями между передним и задним планами, основываясь на собственном словаре форм, Алексей Лука пытается нащупать грань между реальностью и фантазией. Найденные элементы, хранящие в себе отпечаток истории, преображаются. Алексей выстраивает своеобразное пространство личностной терапии, располагающее к рефлексиям, где каждый, попавший в поле художника, может окунуться в глубину индивидуальной памяти и в безопасном месте столкнуться с настоящими воспоминаниями.Свободно работая с архитектурной формой, фактурой материалов и найденными объектами, Алексей создает свои панно и скульптурные композиции, подчиняя предметы человеческой памяти. Работы художника напрямую обращаются к когнитивным процессам зрителя, предлагая каждому самостоятельно отрефлексировать личные воспоминания. Любой предмет в ассамбляже может стать отправной точкой, пусковым крючком для запуска вороха воспоминаний, которое коренным образом изменило жизнь в лучшую сторону. «В пространстве индивидуальной памяти есть уголки, где таятся воспоминания о прошлом, которые выхватываются ярким лучом подсознания, доносящего до нашего настоящего значимые моменты ушедших событий, ассоциативные объекты, будь то аптечка, некогда висевшая в квартире, где человек вырос, полка с книгами и мелочами, или кофр от техники, которой пользовался он сам, или родные и близкие. Что хранилось внутри – мы уже не вспомним, или окружение объекта уже до такой степени расплылось в памяти, что разум нуждается в достройке и замещении былой среды. Этот проект о едином пространстве жизни и памяти, которая это пространство стягивает, иногда внезапно лишая нас на мгновение обширных временных промежутков, когда мы теперешние вдруг окунаемся целиком в прошлые моменты. Память имеет материальные и не материальные свойства, она оседает в стыковках коллажных элементов объектов художника, в самом материале», –приглашенный эксперт Ольга Турчина, старший научный сотрудник Московского музея современного искусства, где в сентябре планируется провести персональную выставку Алексея Луки под ее кураторством. Выставка работает до 21.05.23.

Фотографии предоставлены PR Фонда Ruarts & галереи Ruarts

06.04.23. В Государственном музее архитектуры имени А. В. Щусева подготовлена выставка «Фальконье. Архитектура света», посвященная истории изобретения и применения оригинального строительного материала — стеклянного кирпича Фальконье (Falconnier). Свое название кирпич получил по имени изобретателя — швейцарского архитектора и инженера Гюстава Фальконье (1845 — 1913 гг.). Гюстав Фальконье, основываясь на многолетнем опыте стеклоделия, создал материал, занявший место в мировой строительной практике на полувековой период. Разработка форм и моделей пустотелых стеклянных кирпичей, которые изготавливались ручным способом выдувания, началась в 1880-х годах и продолжалась Фальконье на протяжении всей его дальнейшей жизни. В 1893 году изобретение было представлено на Всемирной выставке в Чикаго, после чего технология получила распространение по всей Европе и Российской империи. Пик популярности материала пришелся на 1900 — 1910-е годы. В Москве, Петербурге, Самаре, Саратове, Нижнем Новгороде и других городах сохранилось множество жилых и общественных зданий, в архитектуре которых были использованы стеклянные кирпичи. Например, Бутырское трамвайное депо, Саввинское подворье, усадьба Латышевых – Бахрушиных – Бардыгиных (ныне – Посольство Индии) в Москве, церковь при Кутайсовском детском приюте в Нижнем Новгороде, Крестовоздвиженская церковь в Хвалынске (Саратовская область), особняк Бурылина в Иваново, дом фирмы Фаберже на Большой Морской в Санкт-Петербурге и Николаевский морской госпиталь в Кронштадте. К концу 1930-х годов линии по производству фальконье были остановлены, впоследствии было утрачено оборудование. В 2021 году благодаря сотрудничеству Музея архитектуры и экспериментального производства NWGlass.lab в Санкт-Петербурге была восстановлена технология изготовления стеклянного кирпича Фальконье. Инициировав масштабный выставочный проект и заказав для него более тысячи изделий разных моделей и цветов, Музей архитектуры стимулировал научные разработки и производственные опыты NWGlass.lab, специалисты которого добились максимального соответствия новых изделий историческим образцам. Именно этот успешный эксперимент сделал возможным последующую реставрацию двух исторических зданий – дома Щелухиной в Нижнем Новгороде и дома Ерошенко в Басковом переулке в Санкт-Петербурге. В обоих случаях были полностью воссозданы кладки фальконье в оконных проемах. Фальконье – уникальное изобретение, излюбленный материал эпохи модерна, символ эстетики рубежа XIX – XX веков. Музей архитектуры посвятил свою выставку не только истории стеклянных кирпичей, но и архитектурному наследию и его утратам, стремясь привлечь внимание к теме сохранения памятников архитектуры и их научной реставрации. На выставке «Фальконье. Архитектура света» представлено более 100 предметов: стеклянные кирпичи производителей Европы и Российской империи, советские стеклоблоки — все из коллекции Музея архитектуры и частных собраний, а также архивные документы и фотографии. Ключевыми экспонатами выставки стали современные стеклянные кирпичи системы Фальконье, собранные в разноцветные кладки. Они дополняют архитектурно-художественное решение экспозиции, разработанное бюро Planet9. На выставке представлены результаты новейших исследований, связанных с изобретением Гюстава Фальконье, раскрыты секреты производства стеклянных кирпичей, показаны сырье, формы, инструменты для выдувания различных моделей фальконье. Стеклянный кирпич фальконье стал вдохновением для ювелирного спецпроекта в рамках выставки. Музей архитектуры и его официальный партнер  Epic Jewellery показывают капсульную коллекцию подвесок и браслетов с цветными камнями, ограненными в стиле фальконье. В рамках проекта будет подготовлено и выпущено первое издание о стеклянных кирпичах Фальконье на русском языке. Выставку сопроводят экскурсионная, просветительская и инклюзивная программы. Кураторы выставки: Анна Кистанова, директор, главный хранитель Музея Константина и Виктора Мельниковых и Андреев Никита, искусствовед, коллекционер, исследователь архитектуры XIX-XX веков. Выставка работает в пространстве Флигеля «Руина» по 20.08.23.

Фотографии предоставлены музеем

6.04.23
Автор
 || Ольга Серегина,

арт-обозреватель

Поделиться: