Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.
03.09.24. В галерейном пространстве Atelier Choutko представлена выставка работ российского художника, автора математических абстракций, представителя второй волны русского авангарда Александра Панкина (1938 – 2020). Выставочный проект графики Александра Панкина«Метаабстракция» собрал в единую экспозицию математические абстракции 1998 – 2001 годов. Александр Панкин рассматривал творчество как художественно-аналитическое исследование связей классического авангарда и новейших научных достижений. Интерес галереи текстильного искусства Atelier Choutko к творчеству Панкина не случаен — ковер ручной работы можно рассматривать как исторический прообраз цифрового файла, где каждый узел – это пиксель с присвоенным уникальным цветом. «Творчество — это таинственный процесс, рождающий не менее таинственные, парадоксальные объекты, которые могут быть сведены к математическим формулам», — Александр Панкин. Аналитические картины не являются эстетическим произволом художника, а выступают как конструкция смыслов, как визуальный образ невидимого. Исследовательский опыт дал толчок к реализации метаабстрактных математических объектов в пространстве искусства. Числовые ряды, иррациональные и трансцендентные числа, научные представления и идеи стали импульсом для формирования новой художественной формы. Его творчество формирует так называемое «научное искусство», которое направлено в пограничные с наукой зоны и обращено к интеллектуальным формам духовности. «Говоря образно, я пытаюсь сконструировать самолет, но не для полета в физическом пространстве, а для полета в пространстве сознания», — Александр Панкин. Начальный период его творчества характерен созданием абстрактных композиций, посвященных теме пространства. В 70-80-е годы творчество художника было направлено на поиски новой фигуративности. Активная выставочная деятельность началась в 1988 г. с персональной выставки в Москве «Реальность, знак, искусство». Одной из основ его произведений стал геометрический и пропорциональный анализ супрематических композиций Казимира Малевича. Тема «Малевич и визуальное мышление» стала своеобразным диалогом художника с искусством русского авангарда 20-х годов. Работы входят в собрания Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного центра современного искусства (Москва), а также в другие государственные и частные коллекции в России и за рубежом. Выставка работает по 15.09.24.
Фотографии предоставлены Atelier Choutko
04.09.24. Центр Вознесенского представил выставку «Мир искусства Бориса Усова», посвященную феномену творчества одного из лидеров московской андеграундной сцены 90-х годов, назвавшихся «Формейшн». Борис Усов (Белокуров, 1970–2019), поэт, художник, писатель, лидер нескольких музыкальных групп, в первую очередь известен как идеолог проекта «Соломенные Еноты». Визуальное искусство Усова до сих пор не было исследовано и представлено в полной мере. Выставка в Центре Вознесенского представляет его и как поэта, и как художника — автора графики, остроумных коллажей и самиздатовских журналов «ШумелаЪ Мышь», «Связь Времен» и «Мир Искусства». В экспозицию также входят личные вещи и фотографии Усова. Экспозиция впервые представляет архив поэта в полном объеме. Кураторы: Максим Парфенчиков, Макар Ушаков.Выставка продолжает череду инициатив Центра Вознесенского, посвященных пограничным явлениям книжной культуры — изобразительной поэзии, лирике, пришедшей с территории панк- и рок-музыки, перформансу, книге художника и открывает новую серию проектов Центра, которые будут посвящены поэтам-музыкантам. Выставка работает по 03.11.24.
Фотографии предоставлены пресс-службой Центра
05.09.24. Московский музей современного искусства совместно с Фондом Ruarts представили проект «Город сказка» — выставку двух современных российских фотографов Сергея Борисова и Михаила Розанова. Экспозиция демонстрирует два совершенно разных подхода в работе с архитектурой и жизнью Москвы и дает возможность проследить за развитием разных стилей в истории фотографии. В экспозицию вошло более 40 работ Михаила Розанова из 8 разных серий, которые создавались на протяжении 10 лет, и более 50 работ Сергея Борисова — от 1987 года до настоящего времени.
Глазами двух известных фотографов разных поколений показан город, в котором может случиться всё: это место мечтаний, потрясающих историй и безграничных возможностей, запечатленных в черно-белых изображениях. Михаил Розанов, известный своим монохромным минимализмом и академической строгостью, представляет работы, которые подчеркивают архитектурную красоту Москвы, в то время как Сергей Борисов, известный как «певец Москвы и ее богемы», привносит дух времени, отражая исторические периоды и события города через людей.
В центре внимания Сергея Борисова всегда человек, воплощающий дух столицы. Борисов не фиксирует реальный мир, а скорее напоминает о загадочности города, он создает живые, эмоционально насыщенные образы, в которых человек и его история становятся центром внимания. Работы Сергея Борисова полны романтики и гротеска, что позволяет зрителям увидеть Москву как место, где каждая улица может рассказать свою собственную сказку.
Михаил Розанов, с другой стороны, предлагает более строгий и минималистичный подход, через призму неоклассицизма акцентируя внимание на архитектуре Москвы. Лишенные человеческого присутствия фотографии подчеркивают величественные сооружения города, превращая их в молчаливых свидетелей происходящего. Это привносит ощущение спокойствия и глубины, позволяя зрителям воспринимать привычные формы как нечто возвышенное. Работы Розанова передают суть Москвы как города сказки, где сами здания рассказывают истории прошлого и настоящего.
Вместе Борисов и Розанов создают захватывающий и многогранный образ столицы, где лирика и архитектурная элегантность переплетаются, формируя богатую палитру эмоций и смыслов. Выставка «Город сказка» предлагает увидеть Москву не просто как физическое пространство, но и как волшебное царство, полное чудес и приключений.
Проект «Город сказка» является частью многолетнего сотрудничества ММОМА с Фондом Ruarts, основанном коллекционером и меценатом Марианной Сардаровой в 2003 году, на сегодняшний день являющимся одним из крупнейших частных фондов содействия развитию современного искусства в России. Выставка работает в ММОМА Гоголевский бульвар, 10/2 до 20.10.24.
Фотографии предоставлены пресс-службой ММОМА
05.09.24. Центр «Зотов» совместно с Театральным музеем имени А. А. Бахрушина представили выставку «От утопии к театру» к 150-летию Всеволода Мейерхольда. Проект продолжает серию персональных выставок, посвященных главным именам авангарда и их восприятию повседневности и пространства. Выставка «От утопии к театру»рассматривает «конструктивистский» период творчества одного из главных реформаторов театральной сцены XX века, режиссера Всеволода Мейерхольда. Выставочный проект знакомит с пятью его спектаклями, поставленными с 1922 по 1924 годы, — «Великодушный рогоносец», «Смерть Тарелкина», «Земля дыбом», «Д. Е.» и «Лес», который был в репертуаре Театра им. Мейерхольда вплоть до его закрытия в 1938 году. Эти постановки ярче всего отражают принципы нового подхода к игре актера, использованию декораций и взаимодействию со зрителем.
Мейерхольд никогда не переставал экспериментировать, находился в постоянном поиске актуального театрального языка. Режиссер видел свою творческую революционную задачу в том, чтобы «раздеть» театр и избавить его от украшательств прошлого, бутафории и декоративности, и сконцентрировать внимание зрителя на игре актера. Увлекшись главной идеей времени, Всеволод Мейерхольд разработал не только теоретическое, но и практическое основание конструктивизма в своем театре. Режиссер придумал комплекс техник, в том числе биомеханику, которые, с одной стороны, стали продолжением его исканий в театре, а с другой, — вышли за пределы сцены и стали частью жизни и быта нового человека. В этот период Мейерхольд начинает работать с новаторами русского авангарда — художницами Любовью Поповой и Варварой Степановой. Вместе с ними он придумывает трансформирующуюся мебель, прозодежду, «оголяет» сцену, впервые показывая зрителям кирпичный задник и кулисы, а затем и вовсе выходит за пределы театра, используя «внесценные» декорации, которые легко перемещались по городу, что позволяло играть спектакли в скверах и парках по всей Москве.
Экспозиция выставки представляет из себя два круга — внешний и внутренний. Внешний круг посвящен самим спектаклям, а внутренний — биомеханике, технике воспитания актера, которую Мейерхольд впервые вводит в практику в работе со своими студентами. Важной частью выставки является «архив» — место с документами, рассказывающими о том, как театр, в отсутствие доступного кинооборудования, сохранял и записывал спектакли, а также, как на ход представлений могло влиять мнение и впечатление зрителей, на выставке представлены реконструкции и эскизы костюмов; живопись; графика; фотографии сцен, спектаклей и конструкций; рисунки-чертежи; негативы рукотворных титров и афиши. Среди реконструкций, созданных центром специально к выставке, — реквизит к спектаклю «Великодушный рогоносец», макет декорации к спектаклю «Земля дыбом» и основной элемент декорации — «дороги» — к спектаклю «Лес».
Всего в экспозиции собрано 270 экспонатов. Помимо работ из Театрального музея имени А. А. Бахрушина в экспозиции представлены работы из Третьяковской галереи, Российского государственного архива литературы и искусства, Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства, Мультимедиа Арт Музея, Музея МХАТ, Музея «Гараж», Дома культуры «ГЭС-2», Музея кино, Краснодарского краевого художественного музея имени Коваленко, Собрания И. и Т. Манашеровых. Куратор выставки: Анна Ильдатова, театровед, куратор театральной программы фонда V–A–C и Дома культуры «ГЭС-2». Научный консультант выставки: Вадим Щербаков, кандидат искусствоведения, заведующий сектором изучения и публикации наследия В. Э. Мейерхольда Государственного института искусствоведения, главный редактор журнала «Вопросы театра. Proscaenium». В рамках параллельной программы к выставке будет работать лекторий от театроведа Анастасии Паукер, которая расскажет о театральном языке режиссера и его актуальности; а также пройдут лекция-концерт музыковеда, композитора, кандидата искусствоведения Федора Софронова; семейные театральные мастер-классы, в «Зотове» состоится третья читка в рамках проекта «Неснятые сценарии» в постановке Саввы Савельева, пластический интенсив и повтор семейного спектакля Александра Горчилина «Никак не называется, или Бим в поисках Бо». Выставка работает до 10.01.25.
Фотографии предоставлены пресс-службой Центра «Зотов»
05.09.24. Всероссийский музей декоративного искусства представил выставку современного лакового искусства «Новые сказки». В экспозиции собраны произведения участников Творческой группы «4+1», созданные за последние 25 лет. Лучшие мастера своего поколения представляют четыре основных школы русской лаковой миниатюры – Мстёру, Палех, Холуй иФедоскино. Их творчество, разное по стилевым особенностям, художественным приемам и технике, объединяет поиск новых путей миниатюрной живописи в современном мире, разработка нестандартных форм предметов, новый взгляд на традиционные сюжеты и переосмысление наследия лаковых промыслов для их сохранения и дальнейшего развития. Одним из значимых экспонатов выставки является эпическое полотно, написанное за 600 дней мстёрским династийным художником Денисом Молодкиным по мотивам «Слова о полку Игореве». В отдельном зале представлены работы художников – учителей и предшественников, проложивших художественные ориентиры для членов Творческой группы. Архитектурная концепция выставочного пространства предполагает новый, продуманный подход к экспонированию. Произведения размещены максимально близко к стеклу витрин, что позволяет комфортно рассматривать тончайшую миниатюрную живопись на небольшом расстоянии. Куратор выставки: Олег Мареев. Выставка работает до 24.09.25.
Фотографии предоставлены пресс-службой Музея
05.09.24. East Meets West Gallery в содружестве с Государственным музеем-культурным центром «Интеграция» имени Н. А. Островскогопредставили персональную выставку Александра Олигерова с участием художника-керамиста Елены Гамбарян «Я в волшебном лесу собираю летний ветер…». Творчество Александра Олигерова тесно связано с природой, духовной гармонией, стремлением к сохранению баланса между деятельностью человека и окружающей средой. Многообразный мир природы, более или менее фигуративный, фантазийный или опосредованный, отражает в его произведениях близость автора к христианским и восточным традициям. Серия «Сад камней» несет на себе почти все основные черты творчества Александра Олигерова: соединение традиционной и абстрактной живописи на холсте с элементами графики, внесение автором нечитаемого текста как составляющей его произведения. Олигеров использует текст как графический элемент, без которого уже трудно представить произведения художника. «Кто знает, возможно, наша вселенная – это всего лишь сад заветных камней, расставленных Создателем в космической пустоте в идеальном порядке и гармонии, место для Его медитации. Нужно только немного сосредоточиться, прислушаться, и мы услышим Его далекий низкий голос «оммммм, омммммм», — Александр Олигеров. В серии «Летний ветер» ведущую роль играет энергия и движение воздуха. Самая новая серия работ Александра Олигерова «Волшебный лес» — это личное видение Александра — «возможно, его Волшебный лес – это и есть тот мир, который мы потеряли. Этот мир, насыщенный грезами, иногда лишь сверкает нам отдаленными, зовущими огнями в наших ночных снах…».
Выставку дополняют близкие по мотивам работы художника-керамиста Елены Гамбарян. Ее пластические работы в жанре анималистики и флоры выходят за рамки простого реалистического отображения, часто превращаясь в символы и знаки вечных человеческих ценностей.
Куратор выставки: Татьяна Палеева. Выставка работает в Музее Николая Островского по 05.10.24
Фотографии предоставлены пресс-службой East Meets West Gallery
05.09.2024
Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель