Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.
26.10.23. Галерея Serene открыла выставку Владимира Глынина «Movement». В экспозиции собраны работы фотохудожника разных лет, начиная с 2008 года и включая новые работы 2023 года. Первые фотоработы Владимира были посвящены закулисной жизни Большого театра. В новой выставке Movement Владимир по-новому смотрит на танец, движение, цвет и пластику тела. «Движение — понятие, охватывающее в самом общем виде любое изменение и превращение. Движение — это ритм танца, эмоции чувств, ноты музыки, слова поэзии, секунды времени, удары сердца. Движение — жизнь; движение к цели — разумная жизнь; движение в неведомое – творчество. Танец, стихи, музыка и все, что связано с культурой и творчеством, вовлекает нас в нечто неизведанное, личное и очень интимное». Куратор: Дмитрий Голубев. Выставка работает до 02.12.23.
Фотографии предоставлены пресс-службой проекта
27.10.23. Арт-кластер Art territory in ‘White Lanes’ куратора Натальи Конюковой представил арт-программу «Ночь День» в которую входит серия художественных проектов и выставок. Арт-территория в «Белых аллеях» — это загородная площадка для творческих проектов, выставок, художественных резиденций, пленэров и фестивалей. Арт-кластер в сотрудничестве с парк-отелем «Белые аллеи» создает собственные проекты, привлекая в них художников, а также приглашает к сотрудничеству кураторов и организаторов, галереи, представителей арт-сообществ. Арт-проект «Ночь День» инспирирован темами перехода и переходного состояния, в том числе из прошлого в будущее, из реального в нереальное. Акцентирована тема человеческих перемещений, которые мы называем миграцией и иммиграцией. Изначально термины пришли из социологии, которая подразумевают научное дистанцирование и отстранённый взгляд на процесс. В силу разного рода событий и трагедий люди неожиданно из субъектов становятся объектами социальных процессов. Художники-участники программы: Лилия Ким, Любовь Ремизова, Михаил Чулов, Ольга Туманова и агентство иллюзорной компетенции «Лимонный сок». Куратор программы: Наталья Конюкова.
Художник Михаил Чулов, задавшись вопросом — может ли природа решать головоломки, которые придумали люди — представил однодневный перформанс «Пока тает лед». Художник Лилия Ким, размышляя о возможности существования пространства, где время обретает свою визуальность, создала в «Чайном домике» на территории парк-отеля тотальную инсталляцию «Машина времени». Инсталляция представляет собой конструкцию, где всему определено место. В ней сливаются камеры для хранения вещей, в которых живет информация из прошлого, и строительные «леса», которые перебрасываются вокруг объекта, создавая связи-мосты. Опыт прошлого складывается в систему, взаимодействуя с настоящим. Молчаливая «Машина времени» перерабатывает память, строит свою гармонию. Здесь память имеет свое место и ценность. Выставка-инсталляция открыта для посещения до 01.03.24.
Фотография Ольги Серегиной
В представленном проекте «Собачий кайф» художники гала GALOLBO и Любовь Ремизова (агентство иллюзорной компетенции «Лимонный сок») размышляют о том, что иллюзорно — страх или его преодоление? Важную роль в экспозиции играет освещение. Именно оно является художественной формой, на которой держится вся смысловая часть выставки: навязанный страх и искусственный способ принятия реальности. Выставочный иммерсивный проект «Собачий кайф» работает в старом корпусе на территории отеля до 30.11.23.
Художник Ольга Туманова представила авторский перформанс «Дым отечества», пригласив гостей на перформативный ужин. Фокус проекта обращен к стиранию культурной идентичности и маргинализации общества как неизбежных последствий резкой эмиграции специалистов художественной сферы.
В рамках программы проекта «Ночь День» куратор Наталия Горюнова представила групповую выставку «Гражданин мира». Выбранная ею тема посвящена такому сложному решению в жизни, как миграция, и тем проблемам, которые несет за собой этот выбор. Для одних это единственная возможность выжить, для других шанс рискнуть и попробовать устроиться в лучших условиях. Каждый человек оказывающийся в чужой стране чувствует себя уязвимым и без прав, но обретает и новые возможности. Художники выставки: Наталья Гончарова, Ангелина Богданова, Светлана Калашникова, Любовь Ремизова, Майя Шмелёва. Выставка работает в пространстве библиотеки «Белых аллей» до 28.11.23.
Фотография Ольги Серегиной
31.10.23. Центр Вознесенского представил новый выставочно-исследовательский проект «Музей духовного авангарда. Религиозные поиски творческой интеллигенции в СССР 1930-х — 50-х гг.», посвященный феномену христоцентричного искусства в контексте атеистической политики СССР. Кураторы выставки: религиовед и культуролог Роман Багдасаров, куратор и художник Дмитрий Хворостов предлагают зрителю вообразить музей, посвященный христианскому искусству в советской России. Экспозиция разделена на три тематические зоны: пространство книги, пространство образа и пространство музыки. Каждая зона сформирована вокруг одного или нескольких героев, действовавших внутри советской культуры 1930-1950-х, осознавших свою роль в искусстве как христианскую миссию и создавших очаг культурного авангарда, спрятанного под покровом советского официоза. Герои выставки реализовали себя в разных областях культуры, все они вместе и каждый по отдельности являлись частью сообществ единомышленников, чувствовавших ответственность за артикуляцию христианских идей, передачу культурной традиции, вынужденно оказавшейся в подполье. Они сформировали особую эстетическую и культурную автономию, прежде никак не выделявшуюся в искусствоведении. Исследовательская задача проекта — обозначить контуры этого явления и артикулировать духовно-исторический контекст, в котором и благодаря которому развивалось христоцентричное искусство середины ХХ века.
За пространство книги отвечают: литературовед, священник и археолог Сергей Дурылин, художник книги Владимир Фаворский и поэт Борис Пастернак. Пространство образа представляет галерею работ художника-визионера Евгения Спасского. Пространство музыки — аудиоинсталляция, посвященная творчеству пианистки и педагога Марии Юдиной. Экспонатами выставки стали произведения ее героев: книги, рукописи, картины, графические листы, архивные записи. Специально для проекта художник Семен Галинов создал серию живописных работ. Также в экспозиции присутствуют исторические документы, дополненные или измененные художественным образом. Дмитрий Хворостов, куратор выставки: «Наша выставка отчасти наследует оттепельным исследованиям, которые более 2-х лет ведутся кураторами Центра Вознесенского в рамках «Центра исследований Оттепели». Однако образ «другой» Оттепели, который возникает в творчестве героев нашего сегодняшнего проекта, так и не состоялся, был отброшен и забыт. Можно говорить об альтернативной Оттепели, в которой дух прогрессизма был бы уравновешен христианским (шире — религиозным/духовным) миропониманием. Важно подчеркнуть, что феномен христоцентричного искусства предоттепельного периода далеко не ограничивается кругом героев нашей сегодняшней выставки. Мы чертим нашим проектом лишь некоторый контур возможного большого исследовательского проекта, который мог бы равноценно представить искусство широкого круга авторов, работавших в это время и исповедовавших христианский взгляд на природу и задачи искусства. В ходе работы над проектом мы вывели формулу «Советское христианское…», к которой можно добавлять разные слова, (например, «искусство») и которая удерживает противоречия и парадоксы культуры и в каком-то смысле их разрешает».
В рамках выставки состоится большая публичная программа событий, в том числе музыкальная программа, посвященная творчеству Марии Юдиной, открытый мастер-класс «Уроки Юдиной», ридинг-группа с Романом Багдасаровым и Александром Рудаковым. Отдельным блоком публичной программы станет серия событий, посвященных героям выставки. Подробная информация обо всех событиях и расписание публичной программы доступны на сайте и в соцсетях Центра Вознесенского. Совместно с «Галеев-Галереей» Центр Вознесенского с 01.11.23 открывает на 1-ом этаже ЦВ выставку «Уроки Малевича» с работами художника Павла Кондратьева (1902 — 1985).
Работы и материалы для выставки предоставляют: архив Владимира Фаворского, Галеев-Галерея, Дом-музей С. Н. Дурылина, Петр Айду, фонд Евгения Спасского. Выставка работает до 28.01.24.
Фотографии предоставлены пресс-службой ЦВ
31.10.23. В выставочном пространстве BURO ALL GALLERY, входящего в BURO ALL DESIGN, состоялось открытие персональной выставки художника Гоши Острецова «Триасовый период». Выставочный проект представляет собой «инсталляцию тотального мифа», включающую произведения из серий «Динозавры искусства» и «Лесные зрители», которые объединены с предметами декора и дизайнерскими объектами из концепт-стора BURO ALL GALLERY. Гоша Острецов рассказывает историю про чудо, которым являются творческие способности людей. Ведь только человек умеет соединять энергии материального и духовного – создавать новые объекты, наполняя их символическими и сакральными смыслами. Природа же, принимающая в произведениях антропоморфные формы, хочет перенять этот созидательный, художественный дар, подражая тем самым человеку. В созданном художником мире именно человек «наделяет природу своими духовными эманациями», а не наоборот, и образ динозавра становится насыщенным и важным, объединяющим и вымысел, и реальность. Размышляя о своей 40-летней карьере в изобразительном искусстве, Гоша Острецов говорит: «…я сам как динозавр. Это прямая ирония: я доисторическое, но еще пока не ископаемое».
В пространстве BURO ALL TEXTILE представлены оригинальные живописные композиции Гоши Острецова, выполненные на тканях из ассортимента бюро. Дополнительно в рамках проекта студия авторской флористики BURO ALL FLORA выпустила «лесную» коллекцию букетов. Дизайнеры придумали свой мир и соединили в вымышленном лесу растения, которые в природе не живут в одной среде обитания: луговые васильки, садовую гортензию, орхидеи, ветви сосны, плоды банана, виноградную лозу, калину, папоротник, пальму и многое другое. В рамках параллельной программы к выставке пройдут дискуссии о современном искусстве, а также мастер-классы Гоши Острецова по созданию принтов на ткани и коллажей. В завершение 28 ноября в BURO ALL GALLERY состоится аукцион в пользу художника, который будет организован совместно с художниками проекта «Шар и крест». На аукционе будут представлены работы самого Гоши Острецова и его коллег и друзей, включая Ирину Корину, Людмилу Константинову, Ольгу Божко, Бориса Матросова. Выставка работает до 30.11.23.
Фотографии Ольги Серегиной
31.10.23. Q—ART gallery представила выставку Ильи Евдокимова «Парад Стойких». На выставке, приуроченной к пятидесятилетнему юбилею художника-постановщика театра, кино и телевидения Ильи Евдокимова (род. 1973), окончившего в 1997 ГИТИС по мастерской мэтра отечественной сценографии С.М. Бархина, представлены исполненные в смешанной технике станковые живописные холсты и объемно-пространственные объекты-ассамбляжи, основная часть которых демонстрируется впервые. Кураторы: Елена Грибоносова-Гребнева, Елена Осотина, Виктория Картамышева. «Насколько прежние герои художника парят в свободной левитации между небом и землей, между прошлым и будущим, между удручающей фантазией и радостной мечтой. Настолько нынешние «стойкие» персонажи словно стремятся в сдержанном, но четко отстроенном движении контрастно подчеркнуть незыблемую мощь брутальной и могучей архитектуры своими все же не слишком «прочными» и «твердыми», а к тому же еще и статистически усредненными телами. В этом смысле тоже довольно «хрупкие» по своей удлиненной вертикальной пластике ассамбляжные объекты Евдокимова несут в себе гораздо более персонифицированный образный заряд, нередко совмещая в себе как бы героические «обломки» столь вдохновляющей художника архитектурной парадигмы и превращаясь в настоящих уникальных «Стойких». При этом их молчаливый статичный «парад» в какой-то момент напоминает несокрушимое воинство, стоящее на страже непоколебимых художественных ценностей и неослабевающих творческих ориентиров», — Елена Грибоносова-Гребнева. Партнер выставки: галерея ГРОСart. Выставка работает по 28.11.23.
Фотографии предоставлены Q—ART gallery
31.10.23. В Москве открылось новое арт-пространство от «Главного экспоната» — настольной игры, дающей представление о современном искусстве, и знакомящей с работами современных российских художников. В планах арт-пространства проводить игры, встречи, лекции и дискуссии, а также организовывать выставки молодых художников, работы которых представлены в игре «Главный экспонат». Пространство открылось выставкой Лидии Жудро «Задним числом». Обращаясь к состояниям сомнения и неопределенности, когда для принятия решения индивид ищет подкрепление правильности выбранного решения, проект выстраивает взаимодействие с визуальным языком через знаки и символы, логику считывания которых предлагается определить самому зрителю. В период проведения выставки Жудро в пространстве «Главный экспонат» пройдет паблик-ток с художницей, а также встречи, посвященные философским и когнитивным аспектам восприятия информации. Выставка «Задним числом» работает до 20.11.23.
Фотографии предоставлены пресс-службой «Главного экспоната»
02.11.23. В Большом дворце музея-заповедника «Царицыно» открылась выставка «Такое разное Царицыно». Музей-заповедник «Царицыно» — исторический дворцовый комплекс XVIII века, построенный в неоготическом стиле архитекторами Василием Баженовым и Матвеем Казаковым для императрицы Екатерины II. Фонды музея составляют около 60000 предметов. В дворцовых залах размещено шесть постоянных экспозиций. Ежегодно проводится около 20 временных выставок, 150 концертов и несколько крупных фестивалей. «Царицыно» занял седьмое место в Рейтинге посещаемости российских музеев за 2022 год The Art Newspaper. Территория «Царицына» является заповедной природной зоной, ежегодно его посещают около 7 миллионов человек. Экспозиция выставки «Такое разное Царицыно» состоит из работ художников, посвящавших свои произведения музею: гобеленов, живописи, графики, деревянных шкатулок и блюд с городецкой росписью. Специально для выставки, предваряющей 40-летний юбилей музея, куратор и главный научный сотрудник Ольга Докучаева собрала в одном зале именно такие предметы. Самые первые художники побывали в Царицыне на рубеже XIX-XX веков, они смотрели на старинный парк и руины дворцов и увлеченно переносили увиденное на холст и бумагу. Даже когда Царицыно превратилось в рабоче-крестьянский поселок Ленино-Дачное, интерес живописцев к нему не угас. Новейшая царицынская история началась в 1984-м с основания Музея декоративно-прикладного искусства народов СССР, ставшего впоследствии «Царицыным». Наиболее ценную часть музейного собрания по сей день составляют произведения авторского и народного декоративно-прикладного искусства второй половины XX века. И хотя масштабная реставрация архитектурного ансамбля в начале 2000-х на два с лишним десятилетия развернуло вектор художественного интереса в сторону XVIII века и эпохи правления Екатерины II, сегодня музей заново открывает шедевры предметного искусства из собственной коллекции. Главное место в новой экспозиции занимают работы, связанные с арт-проектами 1980-1990-х годов, когда усилия музейных сотрудников были направлены не столько на пополнение фондов, сколько на активное участие в художественных процессах, идущих по стране. К примеру, старинный поволжский городецкий промысел в то время переживал второе рождения; обновлялась техника росписи, расширялся ассортимент, появлялись новые авторы. Особенный раздел царицынского собрания всегда был посвящен тканным миниатюрам, они же мини-гобелены. В 1998-1999 годы двум художницам, Ирине Колесниковой и Марине Нечепорук, музей предложил осмыслить полную тайн историю и причудливую архитектуру Царицына, и обе решили эту задачу путем эксперимента. В разделе, посвященном изобразительному искусству, на первом месте оказывается картина художника Станислава Жуковского «Царицыно». Он создавал свой пейзаж осенью 1910 года, выбрав живописный вид на Верхний Царицынский пруд, открывающийся со ступеней павильона «Миловида».
Ежегодно коллекция «царицынианы» пополняется произведениями изобразительного и декоративного искусства, посвященных музею. Куратор выставки: главный научный сотрудник Дирекции музея-заповедника «Царицыно», кандидат искусствоведения Ольга Докучаева. Выставка работает до 26.05.24.
Фотографии предоставлены пресс-службой «Царицыно»
02.11.23. Государственный музей Востока представил выставку «В тени ангкорских башен. Искусство Камбоджи», приуроченную к 70-летию независимости королевства Камбоджа. На выставке впервые широко представлены образцы декоративно-прикладного искусства – серебряные церемониальные сосуды, лаковые подносы и коробки, инкрустированные перламутром и зеркальным стеклом, тканые храмовые завесы с религиозными сценами, металлические шкатулки в виде реальных и мифических животных, манускрипты на пальмовых листьях. Значительную часть экспозиции составляет буддийская скульптура XVIII – начала ХХ вв. Интересны скульптуры Будды, выполненные в особой технике: их основа изготовлена из специальной мастики, а сверху они закрыты тонким прочеканенным листом серебра, что позволяет имитировать статуи, целиком отлитые из благородного металла. Всего – более 150 предметов искусства из собрания Государственного музея Востока. Выставка работает до 14.01.24.
Фотографии предоставлены музеем
2.11.23
Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель