Арт-обзор 26.09-03.10.24

Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.

 

 

26.09.24. КРОКИН ГАЛЕРЕЯ представила персональную выставку Александра Джикии «А4». Куратор галереи Александр Петровичев: «Название выставки Александра Джикии “А4”, ассоциируемое одновременно с шахматной партией, “морским боем” и размером печатного листа, согласно авторскому замыслу, сфокусирована на последнем варианте и заключает в себе не метрические особенности, не пропорцию соотношения сторон, а сводит воедино без малого сотню атомизированных сюжетов, определённых а-четвёртым форматом… Но в данном случае речь не о числе, речь о психологии восприятия пространства, его размера, тактильности бумажной поверхности; то есть всего, что во многом обуславливает стилистику изображения, его особую почти интимную интонацию.
Однако столь скромный формат, лишённый претензии на нечто большее отчасти обоснован и причинами из области творческой биографии. Как раз в эти годы Александр Джикия переезжает из Нью-Йорка, где он работал плотником в Музее Соломона Гуггенхайма в Анкару и начинает педагогическую карьеру, читая лекции по основам дизайна в Университете Билкент. Именно здесь в свободное время на многочисленных листках путевого формата рапидографом и цветными карандашами он фиксирует то, что “приходило в голову”. Приходило обильно и со временем рисование чего-то очень личного, извлечённого из глубин сознания, памяти и сновидений обретало очертания художественной программы, непременной спутницы его творчества всех последующих лет…»
Выставка работает до 27.10.24.

 

Фотографии предоставлены галереей

 

27.09.24. Галерея современного искусства К35 представила проект «Цивилизация» — это диалог живописных работ Андрея Новикова и объектов Дмитрия Шабалина. Живописная серия Андрея Новиковарассказывает о хрупкости культуры и мира. В основе визуального ряда — полуразрушенная архитектура некой загадочной цивилизации – словно декорации к очередному фильму-антиутопии. Время беспощадно к архитектуре, но идеи, вдохновившие ее, вечны. Возможно в этом и есть функция времени – стирать следы ушедших эпох, оставляя лишь квинтэссенцию тех образов и идей, из которых произрастает новая культура.

В диалоге с работами Андрея Новикова существуют скульптуры Дмитрия Шабалина. Автор использует для их создания как найденные объекты, личные вещи, так и полудрагоценные камни. Выставка работает до 17.11.2024.

 

Фотографии предоставлены пресс-службой галереи

 

27.09.24. Центр Творческих Индустрий «Фабрика» представил выставкурезидентов мастерских ЦСИ Студии из Архангельска. Курсы ЦСИ Студии проводятся в Архангельске с 2022 года. Их главной целью является развитие собственного художественного языка в творчестве посредством выполнения практических заданий, экспериментирования в разных техниках, знакомства с историей современного искусства и еженедельного обсуждения творческого процесса. После окончания курсов участники становятся резидентами и получают возможность работать в собственной мастерской в бывших мастерских Союза художников. Там, уже на протяжении двух лет, резиденты реализуют задуманные идеи — готовятся к групповым и индивидуальным художественным проектам, проводят публичные мероприятия. Создание постоянного места под мастерские стало важным шагом на пути поддержки и становления сообщества молодых художников в Архангельске. Резиденты также участвуют в групповых выставках проекта мастерские ЦСИ Студии, которые проходят с 2022 года, раз в полгода, в галерее ЦСИ Архангельск. Выставка в ЦТИ «Фабрика» в Москве стала возможна благодаря победе в номинации «Выставка на Фабрике»программы «Фабричные мастерские» и представляет собой срез практики резидентов за последние несколько лет. Участники: Ульяна Каль, Соня Кислякова, Оля Титова, Вероника Щербина, Дмитрий Дальтоник, Александра Неманова, Алена Севастьянова, Мария Епанина, Загурская Ева, Лиза Тюлюбаева, Ваня Лягачев. Кураторы проекта: Маша Бирюкова, Сусанна Воюшина. Выставка работает в зале «Артхаус» до 18.10.2024.

 

Фотографии предоставлены пресс-службой ЦТИ «Фабрика»

 

27.09.24. В пространстве галереи Е.К.Artбюро открылась выставка, посвященная творчеству группы представителей так называемого «одесского концептуализма» эпохи Перестройки. «Перцы», молодые художники Олег Петренко и Людмила Скрипкина, еще в середине 1980-х годов, отталкиваясь от визуальной эстетики столичных коллег, создали арт-группу, которая вскоре обрела собственный стиль. «Перцы» добились принципиально иного смыслового наполнения своих произведений, основанного на развитии идей абсурдизма и игрового нигилизма.

К наиболее узнаваемым образам «Перцев» относятся так называемые таблицы из серии «Научно-популярное искусство», носовые платки, расписанные акрилом, а также композиции из зеленого горошка и картофеля – неизменных символов повседневного советского быта.

Семейный и творческий дуэт «Перцев» распался в конце 1990-х годов. Их последним совместным проектом стала идея галереи «Пальто» Александра Петрелли. Выставка в Е.К.АртБюро приурочена к дню рождения Олега Петренко (1964–2014), которому 27 сентября 2024 года исполнилось бы 60 лет. Выставка работает до 30.09.24.

 

Б/н. Дерево, гипс, краска, бумага. 1991

Фотографии предоставлены пресс-службой галереи

 

30.09.24. Музей Михаила Булгакова в «нехорошей квартире» открыл выставку «Дом Пигита», посвященную 120-летию знаменитого дома 10 на Большой Садовой. Именно в коммунальной квартире №50 в подъезде 6 этого дома прожил свои первые годы в Москве Михаил Булгаков. Доходный дом знаменитого табачного фабриканта Ильи Пигита – место, увековеченное в биографиях выдающихся людей и на страницах булгаковских произведений. Сегодня дом — памятник архитектуры и одно из культурных мест столицы. Памятная табличка Михаилу Булгакову на фасаде напоминает нам о том, что своей небывалой популярностью дом во многом обязан писателю и его героям. В рамках нового выставочного проекта кураторы Екатерина Змееваи Мария Котова решили взглянуть на более ранний, дореволюционный период истории этого здания. Они исследуют время, когда дом был доходным, среди жильцов и гостей — интеллигенция, чиновники, врачи, музыканты, художники — и тот момент, когда все резко изменилось, а Михаил Булгаков начал свой путь в большую литературу. Выставка рассказывает о быте курсисток Московских женских высших курсов, общежитие для которых занимало весь шестой подъезд и о том, как писатель вдохновлялся жизнью обитателей этого дома, что нашло отражение в его рассказах, и где реальность граничит с фантастикой. В экспозиции представлены план здания 1902-1903 гг. и план квартиры №5 владельца дома Ильи Пигита: уникальные фрагменты лепнины, плитки, обоев, некогда украшавших ее, а также первые издания произведений Булгакова, в которых он обращается к дому или делает его местом действия, например, рассказ «№13. — Дом Эльпит-Рабкомунна», фотографии, портреты и личные вещи жильцов дома. Среди них — эскизы и мольберт Петра Кончаловского: художник много лет жил и работал на Большой Садовой, 10. В период работы выставки будет реализована образовательная программа от научных сотрудников Музея и приглашенных экспертов. Программа мероприятий представлена на сайте Музея. Также Музей запустит линейку сувениров, в том числе тематические свечи со спичками: «Коммунальная кухня», «Фабрика Дукат», «Булочная на Патриарших», «Мастерская Кончаловского» и «Осень на Садовой». Выставка работает до 02.02. 25.

 

Фотографии предоставлены пресс-службой Музея

 

30.09.24. В Зверевском центре свободного искусства открылась выставка Владимира Потапова «АДЖЕРОМ. Тип: поселок. Статус: жилой», посвященная уникальной истории поселка Аджером в Корткеросском районе Республики Коми. В 1930-х годах Аджером был центральным отделением Локчимлага, одного из лагерей системы ГУЛАГ, а сегодня это место, где бывшие лагерные сооружения переоборудованы для гражданских нужд, символизируя попытку сосуществования с неудобной памятью. Выставка раскрывает, как историческое наследие продолжает жить в повседневности поселка через его архитектуру, социальные практики и ландшафт, включая абсурдные эксперименты по выращиванию арбузов в суровом северном климате. Особое внимание уделяется исследованию судеб потомков заключённых и работников лагеря, чьи связи и культурные статусы формируют современную идентичность поселка. Выставка поднимает важные вопросы о сохранении памяти, показывая Аджером как миниатюру российского общества, где сосуществуют противоречивые взгляды на историю и современность. Выставка работает до 20.10.24.

 

Фотографии предоставлены пресс-службой галереи

 

01.10.24. Московский музей современного искусства и галерея «Триумф» в рамках совместной программы «Молодые львы» представили выставку Анки Ахалая «Завеса слов». В рамках «Молодых львов» художники представляют премьерные персональные проекты в выставочных пространствах музея и получают возможность по-новому взглянуть на свои произведения, помещенные в иной контекст. В основу новой серии произведений Анки легла поэма «Магнитные поля» основателей французского сюрреализма Андре Бретона и Филлипа Супо. Опубликованная в 1919 году в журнале Litterature, она стала первым произведением, написанным в технике автоматического письма – одного из основополагающих творческих методов сюрреалистов. Задача автоматического письма заключается в том, чтобы, отключив голос разума, писать под диктовку бессознательного, не давая разуму выносить критических суждений. Используя этот творческий метод в своей художественной практике, Анка Ахалая визуализирует в абстрактных формах различные спонтанные образы, эмоциональные состояния и чувства, намеренно лишая композиции смыслового содержания, оставляя за зрителем право для конструирования собственных интерпретаций. В экспозицию вошло 15 живописных полотен выполненных в технике масляной живописи. Выставка работает в ММОМА Петровка, 25 до 05.11.24.

 

Запах молока и свернувшейся крови. 2024

Фотографии предоставлены пресс-службой ММОМА

 

02.10.24. В Центре художественного производства «Своды» открылась выставка «Невидимые рутины». В экспозиции представлены проекты, созданные художниками в мастерских «Сводов». Центр художественного производства «Своды» — это восемь мастерских, оснащенных оборудованием, которое дает возможность экспериментировать с деревом, металлом, пластиком, керамикой, текстилем и другими материалами. Пространство, созданное для работы художников и коллективов над своими проектами, находится в непосредственной близости к Дому культуры «ГЭС-2». «Своды» открыты не только для профессионалов, но и для всех желающих: здесь регулярно проводятся бесплатные медиаторские туры, а также мастер-классы. На выставке «Невидимые рутины» представлены выполненные в разных медиумах работы, посвященные монотонным, повторяющимся действиям, которые помогают упорядочить и обобщить личный опыт их авторов. Каждый автор решает задачу перехода «от бытового к бытийному» по-своему: для одних рутина трансформируется в ритуал, для других — становится способом наделить привычные вещи неожиданным смыслом, придать им драматургию или обратиться к собственным работам прошлых лет, воспоминаниям, мимолетным ощущениям. В «Сводах» можно ежедневно наблюдать, как идея постепенно обретает свое воплощение в объекте, как концепция трансформируется в зависимости от используемых материалов и технологий. Эти обычно незаметные зрителю процессы важны для художников, в чьей практике «то, из чего сделано» играет не меньшую роль, чем «то, что сделано», а порой и вовсе становится главной смысловой частью произведения. На выставке «Невидимые рутины» посетители имеют возможность увидеть будни художественного производства. Зайти в «Своды» можно будет в любое время по регистрации, а изучить проекты — на медиаторском туре или самостоятельно, с помощью аудиогида, который озвучен сотрудниками Центра художественного производства и записан в его аудиостудии. На станках «Сводов» сделано и выставочное оборудование, которое спроектировано специально для выставки. Выставка в «Сводах» работает по 04.11.24.

 

Процесс создания выставочных конструкций к выставке «Невидимые рутины» Автор фото: Аня Тодич

Фотографии предоставлены пресс-службой Дома культуры «ГЭС-2»

 

02.10.24. Московский музей современного искусства совместно с галереей pop/off/art представили выставку «Владимир Куприянов. Возвращение времени». Проект-ретроспектива — результат масштабной работы с архивом художника и попытка реконструировать его авторский мир. Основой работ Куприянова неизменно являлась фотография, как его собственная, так и найденная. Однако мастера всегда интересовала не столько сама фотография, сколько возможности ее репрезентации, для чего он использовал различные художественные эффекты: отражение, засвечивание, деление на части, кадрирование, наложение нескольких слоев, имитирующих мультиэкспозицию.

Драматургия выставки не следуя хронологии творчества Куприянова, демонстрирует произведения по основным темам и ведущим мотивам: документ-образ, образ-время, орнамент, возвышенный исторический опыт. Всего в экспозиции представлено около 200 работ Куприянова — как известных, так и тех, что выставляются впервые. Как составляющая часть проекта к выставке подготовлен каталог с текстом Виктора Мизиано и серией эссе Анастасии Котельниковой. Выставка работает в ММОМА Гоголевский бульвар, 10/1 до 24.11.24.

 

Владимир Куприянов. Не отвержи мене от лица Твоего. 1990

Фотографии предоставлены пресс-службой ММОМА

 

03.10.24. Галерея «Квартира S» по результатам open call открыла выставку «Иллюзия обмана». Куратор выставки Дарья Капустина: «Использование различных художественных приемов и обманок позволяет художникам размыть границу между реальным и воображаемым, позволяет открыть для нас новые смыслы, формы и композиционные сочетания. Удастся ли нам увидеть и расшифровать эти обманки? Способны ли мы с помощь искусства взглянуть на мир с новой стороны и пересмотреть представление о границах нашей реальности?». В проекте «Иллюзия обмана» художники пробуют отойти от привычного восприятия действительности. Выставка работает в центре дизайна ARTPLAY до 31.10.24.

 

Варя Панюшкина РАЗБИТО

Фотографии предоставлены галереей

 

03.10.24. В арт-пространстве платформы Cube.Moscow были представлены 14 новых выставок современного искусства.

В большом выставочном зале Cube.Moscow Syntax Gallery открыла персональный проект Гоши Острецова «О вкусах не спорят». Размышляя о реалиях современного мира, художник обращается к языку поп-арта с его постмодернистской иронией и бесконечными отсылками к массовой культуре. Конвейерное производство «контента» — едва ли не самая важная отрасль современной экономики. В мире близкого будущего, изображенном Острецовым, оснащенный искусственным интеллектом робот становится идеальным романтическим партнером и для женщин, и для мужчин, подобно тому, как виртуальная ассистентка Алиса уже стала для многих и незаменимой собеседницей, и помощницей по хозяйству.

Персональная выставка Антона Конюхова «Витрина» открылась в PA Gallery. Повсюду человек выстраивает препятствия для восприятия, делит мир на дозволенное и запретное. Трудно охватить картину человеческого мира целиком, и это касается не только физического пространства, но и информационного. Художник Антон Конюхов исследует эти границы доступного в своей авторской технике. В новых работах художник доводит до предела идею отражения, апогеем которой становятся индексальные знаки вещей, буквально отпечатанных на полотнах. Блестящие отражающие поверхности холстов у художника перекрываются следами металлических сеток, разбитых стекол и пленок.

Групповую выставку sv_gravity 0 представила Syntax Gallery. Куратор Слава Нестеров. В последние годы все чаще звучат вопросы, связанные с рисками изучения и использования технологий, таких как, например, ИИ. Поднимаются вопросы этического использования технологий и достижений науки. ИИ демонизируется, ему приписывают свойства скрытой жизни, лавирующей, не позволяющей себя обнаружить.

Выставка Наталии Толстой «Архетип» открыта в Kupol Gallery. Архетип — базовый набор визуальных образов, явлений и качеств. 

Творчество Наталии Толстой обращается именно к этому измерению человеческого сознания.

Персональная выставка Жени Николаевой «человек пришел в лес/лес пришел к человеку» представлена в  Cube.Market. В своей практике художница Женя Николаева выстраивает коммуникацию между миром людей и природной средой. Работы Жени Николаевой построены на динамичной антропоморфности, пластичной телесности, которые на равных присутствуют в бионичных образах и в изображении человека, как общая ткань, единая первоначальная энергия. 

Групповую выставку «Немного позже… все потом!» подготовила галерея «Небеса». Кураторы: Ольга Козадаева и Роман Куценко. В экспозиции представлены работы пяти современных художников, как резидентов галереи, так и новых авторов — каждый из них по-своему проявляет свою творческую идентичность и уделяет глубокое внимание материалу и его возможностям.

Выставка Льва Повзнера «Экорше» представлена в  Arts Square Gallery. Лев Повзнер работает как в живописи, так и в графике. В центре направления творчества Льва Повзнера стоят аллюзии и парадоксы. Художник творит на основе фантазии, мечтаний и воображения и не признает рамок.

Коллективная выставка «Я не робот» открыта в  Artocratia Gallery. «Я не робот» — в этой фразе заключен парадокс личности человека, чья повседневная деятельность в большинстве случаев связана с машиной. Проект затрагивает размышления о человеческом в человеке в эпоху надвигающейся технологической сингулярности.

Персональная выставка Дарьи Клементьевой «Автобиография архангелов» работает в  MSCA Gallery. Название проекта отсылает к рассказу Хорхе Луиса Борхеса «Вавилонская библиотека», посвященному парадоксу конечности и бесконечности вселенной. Проект, представляющий собой тотальную инсталляцию — имитацию шкафа Вавилонской библиотеки с 32 керамическими объектами в форме свертков с книгами внутри, обвязанными веревкой, как символ потенции несозданного.

Персональную выставку Татьяны Вафиной «Ставки сделаны» предлагает TRIPTYCH Gallery. В этой серии работ через свой язык символов художница исследует внутриличностные  и межличностные психологические и эмоциональные состояния  и взаимодействия сквозь призму темы игр.

Выставка «Фабрика зеркал» и проект «Устойчивый пиджак» подготовлены галереей АРТМАГ  в лектории Cube.Moscow.  Участники выставки отражают внешний мир через зеркальную поверхность своих работ.

Выставка Ильи Пономарева «Электролиз» открыта в галерее M.A.R.S.H. Куратор: Роман Шалганов. В проекте центральным объектом оказывается фигура распада. Специально для выставки художник подготовил динамическую работу — медную маску, которая полностью растворится в электролите к закрытию выставки.

Коллективная выставка «Ангедония» подготовлена галереей Monart. Куратор: Инна Мурашева.

Выставка Евгения Зарембы и Наталии Хлебцевич «Незнакомая территория» подготовлена  галереей «КультПроект» для параллельного показа с ярмаркой Cosmoscow, в которой участвуют оба художника. Кураторы:Юлия Манусевич и Ирина Солнцева.

Выставки в арт-пространстве Cube.Moscow открыты для публичного посещения с 05.10.24 и большинство экспозиций будут доступны до 10.11.24.

 

Фотографии Ольги Серегиной

 

03.10.2024
Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель

 

Поделиться: