Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.
31.08.21. Московский музей современного искусства совместно с MAP Collection, Эриком Шлоссером и галереей Майкла Вернера представили первую в России персональную выставку американского фотографа Джеффа Коуэна. Коуэн разрабатывает собственные принципы и техники работы с материальной поверхностью снимка, он снова и снова обращается к теневым образам потусторонних пространств, миражам, его портреты излучают почти сверхъестественное свечение, что только усиливают атмосферу безвременья, незавершенности, постоянного процесса трансформации. Экспозиция дает представление о многогранности творчества автора — проект «Джефф Коуэн. Фотографии» в ММОМА включает более 170 отобранных работ автора — размытые, туманные кадры, абстрактные коллажи, сумеречные пейзажи. Коуэн начинал как уличный фотограф и ассистент Ральфа Гибсона и Ларри Кларка на рубеже 1980-1990-х годов, впоследствии он пришел к радикально иному типу художественной практики — полному отказу от всякой документальности в пользу формального эксперимента. Ручной, почти ремесленный, характер его работы рождает особое впечатление. Выставка демонстрирует, что снимки Коуэна существуют на стыке фотографии и живописи, коллажа и объекта. Специально к открытию проекта выпущен одноименный каталог. Выставка работает в ММОМА, Петровка 25 до 24.10.21.
Фотографии предоставлены пресс-службой ММОМА
31.08.21. Галерея «Веллум» представила выставку Владимира Васильевича Стерлигова (1904-1973), живописца, станкового и книжного графика, теоретика искусства, литератора, педагога. В экспозиции представлено около сорока работ Стерлигова из частных коллекций, произведения Татьяны Глебовой, супруги Стерлигова, ученицы Павла Филонова, а так же фрагменты стихотворений близких творчеству Стерлигова поэтов-обэриутов (Объединение Реального Искусства), в том числе Даниила Хармса, Александра Введенского, Николая Заболоцкого, Игоря Бахтерева. Выставка работает по 20.10.21.
Фотографии предоставлены пресс-службой галереи
01.09.21. Еврейский музей и центр толерантности провел пресс-конференцию, на которой подвел итоги девятилетней работы и представил обновленную стратегию выставочной деятельности и внешних коммуникаций. В пресс-конференции приняли участие: Кристина Краснянская — исполнительный директор Еврейского музея и центра толерантности, Лия Чечик — главный куратор музея, Анна Макарчук — директор Центра толерантности. За девять лет работы Еврейский музей и центр толерантности провел 64 выставки. В групповых и персональных проектах приняли участие больше 30 художников мирового уровня (среди которых — Герхард Рихтер, Аниш Капур, Марина Абрамович, Виктор Пивоваров, Ансельм Кифер, Маурицио Каттелан и другие); также были показаны произведения более 70 классиков эпохи авангарда. С 2012 года гостями музея стали порядка 2,6 млн человек. Свой десятый юбилейный год работы музей намерен посвятить консолидации ресурсов вокруг трех ключевых направлений выставок, смене вектора позиционирования Центра толерантности (как отдельного подразделения внутри музея) и выходу на сотрудничество с международными культурными институциями. Музей выделил для себя три приоритетных направления выставочной работы:
— иудаизм, еврейская культура и история;
— авангард и модернизм;
— мировое современное искусство с еврейскими корнями.
Международный контекст станет основой выставочной программы. В 2022 году музей проведет выставку, посвященную творчеству всемирно известных дизайнеров-выпускников Академии Бецалель. Специально для нее работы подготовят Рон Арад, Арик Леви, Рон Гилад, творческий тандем Роу и Эджес и другие.
«Международное сотрудничество и выход на мировую художественную арену — приоритетное направление в стратегии развития музея. И для меня — это главная задача. Музей ждет комплекс мероприятий, который включает в себя совместную деятельность с различными западными институциями, такими как музеи и частные арт-фонды. Одной из приоритетных площадок для выхода на международное поле мы видим Венецианскую биеннале, на которой музей впервые представит собственный специальный проект» — Кристина Краснянская, исполнительный директор Еврейского музея и центра толерантности
Летом 2022 года в музее состоится ретроспектива авангардиста Ивана Клюна, дополненная работами Казимира Малевича и Ивана Кудряшова. Завершит год выставка произведений Рембрандта. В 2022 году в музее будет представлена сайт-специфик инсталляция Ирины Кориной, посвященная традициям праздника Суккот, а также международный фотопроект Lonka Project, который покажет портреты людей, прошедших через Шоа. «Наша задача — познакомить посетителя с еврейской культурой не поверхностно, не на уровне ознакомления, но на уровне понимания мировоззрения еврейского народа. Это серьезная и сложная задача для всех работников музея, и в каждой новой экспозиции мы ищем технические и коммуникативные подходы, чтобы, несмотря на сложность тематики, сделать ее по-настоящему интересной, эмоционально захватывающей и в тоже время доступной для восприятия людей с совершенно разным культурным багажом» — генеральный директор Еврейского музея Александр Борода. Генеральный директор музея также подтвердил планы открытия для посетителей нового пространства. В настоящее время в восточном крыле Бахметьевского гаража проходит реконструкция, в результате которой в музее появятся новые выставочные площади с климатическим оборудованием, лекторий, Детский центр, а также полноценное отделение библиотеки Шнеерсона. Обновленное выставочное пространство откроется в феврале 2022 года. Фокус развития Центра толерантности будет совмещать узкие программы для образовательных учреждений и взаимодействие с широкой аудиторией.
«Центр толерантности как просветительская институция не имеет аналогов в России. Однако для развития нам необходимо работать с международными организациями, вместе с которыми мы сможем построить как уникальные публичные программы на темы, связанные с толерантностью, так и выставочную деятельность», — Кристина Краснянская.
Фотографии предоставлены пресс-службой Еврейского музея
01.09.21. В инновационном пространстве Audi City Moscow представлен проект арт-группы «Ворожея», победителя второго ежегодного конкурса Audi Born—Digital Award – «Safari Verucca». Конкурс Audi Born-Digital Award организован компанией Audi и Фондом Cosmoscow с целью поддержки российских медиа-художников и развития цифрового искусства в стране. Призовой фонд конкурса выплачивается в качестве гонорара и для покрытия расходов на реализацию проекта. С проекта «Safari Verucca» стартует Параллельная программа 9-й Международной ярмарки современного искусства Cosmoscow. В состав арт-группы «Ворожея» входят Анна Афонина, Валерия Грай, Настя Короткова и Мария Романова. Они работают с образностью корпоративного языка и исследуют маниакальное стремление к эффективности. Изучая поэтику креативного класса, фриланса и зум-конференций, художницы создают собственную мифологию воображаемых корпораций, дополняя ее загадочными образами. Тема конкурса – «Фантастика» – в проекте победителей раскрывается через прогнозирование сценариев воображаемого будущего. В шоу-руме Audi City Moscow появляется фантастический офис вымышленной туристической компании, заполненный чужеродными артефактами, будто привезенными из далеких миров.
Всего на конкурс в 2021 году было подано более 80 заявок. Впервые конкурс Audi Born-Digital Award прошел в 2020 году и стал прямой реакцией на беспрецедентную ситуацию повсеместного ухода в онлайн. Официальный сайт конкурса: audiborn.digital. Выставка работает по 19.09.21.
Фотографии предоставлены PR -службой Cosmoscow
02.09.21. В Государственном центральном музее современной истории России была представлена выставка «Трансфигурация» японского мастера цифровой живописи Юсуке Акамацу. В России работы японского художника выставляются впервые и посвящены теме индивидуального пробуждения. В качестве холста Юсуке Акамацу использует iPhone. Основой выступают фотографии, которые художник с помощью фантазии и яркого цвета превращает в глубокие абстрактные образы. «Техника Digital Finger Painting подразумевает использование современных возможностей компьютерных технологий. Это ведущее аправление в медиа-искусстве дает абсолютно особые возможности для творца сделать изображение живее и выразительнее. В своем проекте «Трансфигурация» Юсуке Акамацу рефлексирует на тему окружающего пространства. Его картины – это образы, которыми он развивает такие психологические состояния как страх, агрессия, ожидание, удивление, настороженность. Все эти состояния человечество испытывает особенно сильно последние полтора года» – куратор выставки Наталия Безрукова. Под «трансфигурацией» художник подразумевает преображение мира и, прежде всего, самого человека. «Прежде чем начать преображать мир, начни это преображение с самого себя» — Юсуке Акамацу. Выставка «Трансфигурация»18+ работает до 08.09.21.
Фотографии предоставлены ArtPr International
02.09.21. Московский музей современного искусства и Школа современного искусства «Свободные мастерские» представили тотальную инсталляцию Насти Жегал «как они нас узнают», которая вводит зрителя в проживание опыта «другого» как основу понимания и взаимодействия. Выставка проходит в рамках Программы поддержки молодого искусства ММОМА. В инсталляции использованы работы 2018-2021 годов из проектов «Духи мест», «Лики», «Не знающий сам себя», «Археология чувствования». Куратор: Светлана Дорогина. Выставка работает в ММОМА, Гоголевский бульвар 10, зал ШСИ до 10.10.21.
Фотографии предоставлены пресс-службой ММОМА
02.09.21. Галерея JART открыла сайт-специфик выставку урбанистического искусства «Уроборос», объединившую самый неожиданный состав художников – от совсем юных до мэтров российского современного искусства. Куратором проекта стал арт-критик и историк искусства Сергей Хачатуров. Участники проекта специально для выставки создали работы, которые расположатся на территории комплекса особняков Art Residence. Слово «Уробор» (или «уроборос»), сочетающее в себе два древнегреческих слова «хвост» и «еда», представляет один из древнейших символов, известный человечеству – змею, кусающую свой хвост. Символ, происходящий из Древнего Египта, существовал и в Греции, и в Византии, и у алхимиков Средневековья, и у книжников Ренессанса и барокко, и у последователей масонского учения. «В своем проекте мы руководствуемся идеей, что жизнь любому загадочному символу и эмблеме создает контекст интерпретации. Мы пригласили команду художников. Каждый из них создает не памятник эмблеме, хорошо прорисованной в сборниках барокко, а ситуацию на тему: что случилось с фрагментом Вселенной, где поработал Уроборос, какой контекст там выстроился. Контекстом могут быть блочные многоэтажки (Андрей Сяйлев), архетипы авангардной утопии (Елена Елагина, Игорь Макаревич), садово-парковые забавы (Екатерина Герасименко), городской стрит-арт (Влад Мальцев), наскальная живопись (Тимофей Караффа-Корбут). В целом создается лаборатория. И каждый в ней занят поисками собственного хвоста циркулирующих идей» – Сергей Хачатуров. Художники – участники выставки: Василий Ануфриев, Екатерина Герасименко, Евгения Дудникова, ЕлиКука, Тимофей Караффа-Корбут и Григорий Мумриков, Владимир Карташов, Ирина Корина, Лёха «Кьюджэй», Анна Лапшинова, Влад Мальцев, Игорь Макаревич и Елена Елагина, МишМаш, Павел Отдельнов, Таня Пёникер, Павел Пепперштейн и Соня Стереостырски, Виталий Пушницкий, Андрей Сяйлев. Проект «Уроборос» продолжает выставочную стратегию галереи JART – демонстрировать синтез современного искусства и окружающей среды, благодаря которому искусство в галерейном пространстве и объекты на территории комплекса символично связаны друг с другом. На COSMOSCOW галерея покажет одноименный проект, продолжая традиции 2020 года, когда за превью лесной выставки «ЧА ЩА» галерея завоевала звание лучшего стенда. Выставка работает до 26.09.21.
Фотографии предоставлены пресс-службой галереи JART
02.09.21. Государственная Третьяковская галерея совместно с Политехническим музеем и галереей «Триумф» представляют групповую выставку «Живое вещество» с участием международных и российских художников. Масштабный выставочный проект посвящен волнующим человечество процессам эволюции экосистемы планеты, новым принципам экологического мышления, возможным моделям сосуществования людей, животных, органического и неорганического мира. Название проекта обращается к философскому наследию российского ученого Владимира Вернадского, идеи которого звучат очень актуально. Вернадский одним из первых увидел в человеке геологическую силу и сформулировал важную концепцию биосферы как «живого вещества», под которым подразумевал «всю общность организмов, растительных и животных, в том числе и человека». Развитие нашей планеты ученый предлагал воспринимать как целостный биогенный и антропогенный процесс, а человека и природу рассматривать в его единстве. Основываясь на этих идеях, Вернадский сформулировал проекты разрешения глобальных проблем, многие из которых встают и перед нами. Сегодня исчезают многие формы жизни, изменяются соотношения между видами, а целые природные экосистемы заменяются искусственными. Рост влияния человека на планету породил необходимость ограничения масштабов его воздействия, в то время как обеспечение устойчивой коэволюции требует новых этических подходов к взаимоотношениям с живым веществом. Проблематика современной философской мысли и арт-практик созвучна этим идеям. Художественные подходы участников выставки проникнуты отрицанием антропоцентризма и дуализма между человеком и природой, живым и неживым, активной силой и пассивной материей. В своих работах авторы объединяют научные исследования и маргинальные формы знания, интерес к традиционным практикам и новейшим технологиям, рациональность и интуицию. Благодаря произведениям авторов, мы смотрим на мир с позиции подземных обитателей или спускаемся в глубокие слои гидросферы, проникаем в микромир невидимых обычным зрением существ или видим окружающий ландшафт с высоты птичьего полета. В выставке приняли участие пятьдесят художников из 16 стран, включая авторов из России, Дании, Франции, Швеции, Финляндии, Голландии, США, Италии, Японии, Турции и других. В экспозиции представлено более трехсот произведений. Куратор: Юлия Аксенова. Выставка работает по 10.10.21.
Фотографии предоставлены галереей «Триумф»
02.09.21. Галерея «Квартира S» открыла новый выставочный сезон, представив совместно с «Рынком на Ленинском» при поддержке журнала Cabinet de l’Art выставку современной живописи «Геометрия мысли». Куратор выставки Саша Ришар — «На выставке представлены работы четырёх художниц-резидентов галереи Квартира S. В основе абстрактных композиций лежит создание художественного пространства путём сочетания различных геометрических форм, цветных плоскостей, прямых и ломаных линий. Геометрическую абстракцию породили искания Поля Сезанна и кубистов. Именно они в поисках «новой реальности» первыми пошли в направлении деформации натуры. Эта традиция жива, продолжается и переосмысливается современными авторами». Участники выставки: Марина Тийк, Александра Краева, Мария Полушкина, Лена Малиновская. Вернисаж состоится 4 сентября 2021, с 19.00 до 21.00. Выставка работает до 22.10.21.
02.09.21. Юлия Ромасёва, участник маркета современного искусства WIN-WIN, который состоится на Винзаводе в Цехе Белого 04–05.09.21 провела превью своих работ, рассказала о своем творчестве и участии в ярмарке на стенде галереи ArtBrick.agency, специализирующиейся на современном тиражном искусстве. В Цехе Белого будут представлены: живопись, графика, рисунок, эстамп, фотография, керамика, реди-мейд.
Блиц-интервью художника Юлии Ромасёвой для Cabinet de l’art
Ольга: Юлия, ты сама признаешься – «Я по-настоящему одержима. Графика моя любовница, подруга, и доктор в одном флаконе.» Наверное, настоящую одержимость, страсть, любовь невозможно объяснить, здесь нет ответа на вопрос «почему?». Но всё-таки…, ты начинала свою творческую карьеру с другого, и была тоже успешна. Сама для себя интуитивно ты осознаешь причины такого выбора?
Юлия: Если быть предельно честной, рисование стало моим лекарством на определённом этапе жизни, я в это уходила с головой, чтобы спрятаться от проблем, а уже законченные работы я прятала. И в один из дней пришло понимание того, что это единственное, что меня по-настоящему волнует. Быть наедине с листом белоснежной бумаги уже очень интимно, бумаге ты можешь рассказать больше, чем своему самому близкому другу. И только одержимость своим делом может приоткрыть горизонты чего-то нового, даже того, к чему ты ещё не готов.
Ольга: Ты работаешь в разных техниках. Одни названия иногда завораживают, например, техника «chine- collé». Кажется – это что-то из области Космоса. Думаю, подробный ответ потянул бы на лекцию, и не на одну. Мне бы очень хотелось через твой ответ на этот вопрос показать – насколько это сложное и интересное направление искусства. Может я не права, но у меня впечатление, что тиражное искусство, графика тиражная не-допонята и недооценена у нас.
Юлия: С техникой chine-collé я познакомилась год назад, и она перевернула моё творческое сознание. Техника chine-collé — это процесс печати, при котором изображение переносится на поверхность, которая наклеивается на более тяжелую основу. Я много экспериментирую при создании подобных работ. Сама техника открывает горизонт для эксперимента с роскошной тонкой бумагой и её фактурой. Я бережно храню свои первые подобные эксперименты, так как в них можно проследить этапы проб и ошибок. Работая в подобной технике, нужно учитывать множество нюансов, которые диктует, как правило, сам материал исполнения: это и плотность бумаги, и состав чернил, и даже прозрачность и цвет клея. Поэтому всё это требует особенной аккуратности и деликатности в исполнении. Я отчетливо помню свои переживания и восторг от результата первого тиража. Печатная графика — это удивительная вещь, которая с каждым годом всё сильнее очаровывает множество художников и ценителей данного вида искусства.
Ольга: Раз мы заговорили о разных техниках, давай несколько слов о бумаге. Здесь тоже разнообразие огромное. И ты используешь разную бумагу, сами названия — Японская бумага (awagami shin inbe), рисовая (шусюань), чёрная рисовая бумага, бумага munken – мысленно вызывают желание дотронуться и ощутить прикосновение. Как происходило твоё знакомство с этим разнообразием? Твои предпочтения? Когда ты задумываешь определенную работу – ты сразу связываешь её с конкретной бумагой? Меняется ли и насколько сильно восприятие работы в зависимости от того, на какой бумаге она выполнена?
Юлия: Мои первые непечатные работы выполнены на обычной чертежной бумаге. А вот мое знакомство со «вкусной» бумагой произошло во время подготовки одного из первых тиражей. В печатной мастерской piraneziLab, Алексей Веселовский подвёл меня к стеллажу и начал доставать свертки с тонкими китайскими бумагами — и я до сих пор помню свой восторг от их фактур. В дальнейшем я познакомилась с японскими бумагами, их буквально хочется съесть глазами. Сейчас я вновь нахожусь в поиске новой бумаги для нового тиража. Иногда работа сама подсказывает, на какой бумаге хочется напечатать тираж. Я абсолютно убеждена, что именно бумага — одна из главных героинь в моей графике.
Ольга: Я как-то спросила – кто тебя фотографирует и создаёт твои портретные образы. И ты ответила – я всё делаю сама, я ведь графический дизайнер. Мне кажется, если бы я совсем не знала и даже никогда не видела тебя, и мне бы показали твои работы и фотографии разных людей, я бы безошибочно определила на каких фотографиях ты. Так твой образ созвучен тому, что ты создаешь на бумаге. Я часто смотрю работы и мысленно соединяю с одним из твоих портретов. А ты бы могла сама перебросить такую параллель и предложить нам свое видение себя через свои работы, соединив две-три пары?
Юлия: Я художник-график, графический дизайнер из меня так и не вышел. Дизайн — сложная компиляция, связанная напрямую с функциональностью, и ко всему прочему я с компьютером «на вы». Что касается образа: да, действительно, образ — это продолжение игры в графику. Мне нравится экспериментировать со своей внешностью. Мой день начинается с нового образа и новой «композиции кадра», можно быть сколь угодно смелым в черно-белом царстве, у нас есть прекрасная возможность дополнять свою собственную реальность. Думаю, стилисты и дизайнеры одежды со мной согласятся. Работая, я выворачиваю себя наизнанку в прямом и переносном смысле, поэтому ты абсолютно права: я и мои работы — это про одно и то же.
Ольга: Если спросить — здесь и сейчас какая твоя любимая работа и почему? – сможешь сказать?
Юлия: Самая большая серия, над которой я работаю, «Cabinet de curiosités», и одна работа этой серии особа любима мной. Она называется «Туфли Луизы». Работа родилась спонтанно и посвящена моей любимой героине Луизе Казати. Луиза была музой многих художников, поэтов, музыкантов, и волновала умы лучших дизайнеров! Бывают работы, над композицией которых я думаю неделями, а случается, что рисунок буквально прорывается на бумагу за несколько дней. Так было и с данной работой — она вырвалась из меня спонтанно.
Ольга: Мне кажется, у тебя очень правильная умная жизненная и творческая позиция – «Самое главное искать! И не наслаждаться победой находки, а продолжать искать…». Сейчас ты в каком-то конкретном поиске, уже есть определенные и планы по осуществлению результатов поиска или сейчас период мечты и исканий?
Юлия: Мой источник вдохновения — это люди, с которыми я работаю, создаю и придумываю. Одна из недавних таких удачных коллабораций случилась с фантастическим дизайнером, с которой мы случайно познакомились в Instagram, где она и предложила мне присоединиться к её проекту разработки дождевиков в качестве художника. Дизайнер y_determ сама создала непромокаемую ткань и придумала способ её обработки. В осуществлении печатных работ помог тоже волшебный человек, который предложил печатать интересной краской, которая при намокании будет менять цвет. И проект случился благодаря тому, что все преследовали цель изобрести что-то новое, а не просто сделать дождевик с красивым принтом. Возможно, я большой мечтатель, и в наш век невозможно изобретать, но мечтать не запретишь.
Ольга: И если мечтать талантливо и усердно, мечты сбываются!
Фотографии предоставлены автором Юлией Ромасёвой
Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель