Арт-обзор 25.11-1.12.22

 

Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.

{«origin»:»gallery»,»uid»:»10846A90-9194-4263-8349-1F63DB202688_1656852060522″,»source»:»other»}

25.11.22. В Центре современного искусства Винзавод открылись три выставки, представляющие собой сайт-специфик инсталляции: «Не держи меня» в Акцизном зале, «Свернутое измерение» в Бродильном цехе и «Координаты»  – художественная интервенция арт-группировки ПНИ в навигацию на территории ЦСИ Винзавод. Это независимые кураторские проекты, отобранные экспертной комиссией по результатам опен-колла, который ЦСИ Винзавод проводил с июля по сентябрь 2022 года. По результатам опен-колла отобрано 14 творческих инициатив: семь выставок и семь проектов коротких форматов, среди них – кинопоказы, лекции, перформансы, спектакль и принтобмен. Реализация проектов в пространствах ЦСИ Винзавод пройдет в три этапа – финальный запланирован на январь 2023 года.  25 ноября состоялось открытие первых трех выставочных проектов. В программе на ноябрь также: принтобмен 26 ноября, 27 ноября показ двух экспериментальных фильмов Дианы Галимзяновой «План 9 с Алиэкспресса» и «Самая Светлая Тьма».

Инсталляция «Не держи меня» — выставочный проект, посвященный идее фальшивых опор. В экспозиции в Акцизном зале собраны знакомые зрителю предметы быта и реди-мэйды с неопределенным функциональным назначением. Объекты комбинируются в конструкции, которые будто служат для стабилизации и подпорки и без того устойчивых сводов Акцизного зала. Сайт-специфик проект «Не держи меня» – попытка художника «исправить» несуществующую проблему, а фальшивые опоры – только имитация важности и необходимости конструкций, в которых сводчатый потолок не нуждается. Композиции, выполненные без единого гвоздя или клея, хрупки и ненадежны. После выставки они будут разобраны, предметы вернутся на свои места.

Мультимедийный проект «Свернутое измерение», авторами которого выступили петербургский куратор Екатерина Седых и художница из Владивостока Елена Никитина, документирует реалии и мироощущение жителей села Тигровой в Приморском крае на Дальнем Востоке. Экспозиция выставки собрана из фотографий домов и жителей села, окружающих пейзажей и переписок в групповых чатах, где люди делятся своими историями, радостями и рассказами о том, что их беспокоит.  Цель проекта – сделать видимым маленькое, почти не поддающееся обнаружению «свернутое измерение» Тигрового, дать возможность зрителям заглянуть в сохраненный мир одного из самых отдаленных регионов России.

«Координаты» — проект, масштабированный на всю территорию ЦСИ Винзавод. Интервенция в навигационные системы – буклеты, карты-схемы, указатели, планы эвакуации, стенды с афишами, вывески – попытка переосмыслить ориентацию зрителей в пространствах центра современного искусства и доминации кураторского взгляда. Вход свободный на все мероприятия.

Фотографии предоставлены пресс-службой Фонда поддержки современного искусства Винзавод

28.11.22. В Малом зале Российской государственной библиотеки для молодежи состоялась презентация персональной выставки художника, филолога по образованию (РУДН) Натали Опариной «Мы — на раскопках грядущего», посвящённой размышлениям на тему хонтологии, или «призрачности» — попыткам потомков воплотить в реальность мечты и проекты предыдущего поколения. В экспозиции представлены видео, инсталляции, скульптуры, живопись. Термин «хонтология» введён французским философом Жаком Деррида. Хонтология в культуре и искусстве — это то, как потомки не оправдавших себя надежд, чаяний и несбывшихся проектов прошлых эпох стремятся воплотить их в современности или хотя бы дать им подобающее место в историческом дискурсе, культурной памяти, воспоминаниях. Советские разделочные доски, скульптуры-обереги от пожара и бедствий, антропоморфные существа из утопического будущего — всё это образы эпохи постправды, состояния общества, точно изображенного в романе «1984» Джорджа Оруэлла.

Пространство выставки «Мы — на раскопках грядущего» разделено на две части. Первая исследует травмы прошлого через материальное. Ключевые объекты — доски, выполненные в технике «кучитальери» и олицетворяющие философию «в руинах есть будущее». Вторая половина пространства выставки отражает состояние будущего, представленного в виде утопии. В этой части антропоморфные существа помогают в борьбе с хрупким и тревожным настоящим. Кураторы: Анатолий Кодинцев, Даниил Левитес. Выставка работает до 14.12.22.

Фотографии предоставлены РГБМ

.

28.11.22. Московский музей современного искусства и онлайн-галерея SAMPLE представили персональную выставку Надежды Лихогруд «Память заполнена» — четвертый из шести совместных проектов музея и галереи. Проект посвящен размышлению о свойствах памяти и ее неоднородности в условиях быстрых информационных потоков. Автор соединяет в своих работах академические и ремесленные навыки с современными художественными практиками. На выставке «Память заполнена» классическая форма также синтезируется с воспоминаниями о постсоветском детстве и современными реалиями социальных сетей. Так, серия Saved одновременно напоминает галерею сохраненных фотографий в телефоне и советскую плитку. В серии Highlights использован популярный во всех приложениях формат круга — но также это отсылка к круглым барельефам московского метро. В этом проекте Надежда Лихогруд намеренно отказывается от цвета – квинтэссенцией этого эстетического решения и метафорой памяти становится серия «Облако». Белый объемный подиум наполняет пространство большого зала подобно тому, как воспоминания заполняют память. Все работы выполнены для выставки и впервые экспонируются в двух залах Московского музея современного искусства на Петровке. Куратор: Анастасия Китель. Выставка работает в ММОМА на Петровке 25, 1 этаж до 05.02.23.

Фотографии предоставлены пресс-службой ММОМА

29.11.22. В арт-пространстве ZODIAC «Интерьер&Керамика» прошло превью второго в этом году фестиваля Art Russian Design Fest «Игры цвета». В этот раз площадка фестиваля объединила произведения современного российского искусства, интерьерный дизайн и бизнес. В фокусе внимания кураторов современное искусство, как составляющая дизайна интерьера в жилом пространстве. Темой, задающий вектор всему фестивалю, выбран цвет. В рамках фестиваля проходит несколько спецпроектов: в пространстве «Белый куб» представлены работы известных российских художников, скульпторов и фотографов, в том числе  московскими галереями Fine Art  и InGallery. В рамках спецпроекта «Art&Cinema» все желающие могут посмотреть художественные фильмы, посвященные миру искусства, художникам и дизайну интерьеров и обсудить их с кинокритиками и экспертами. Спецпроект «Эко-дизайн», партнёром которого стал журнал Yoga Journal, предлагает лекции, посвященные экологичному тренду в дизайне интерьеров, представляет мебель из переработанного картона и предметы мебели и текстиля из растительных материалов. Подробности программы на сайте фестиваля: http://artdesignfest.tilda.ws/ Фестиваль проходит 30.11.-04.12.22.

Фотографии Cabinet de lart

 

29.11.22. Myth Gallery представила в Москве первый совместный проект с концепт-стором 3L Store — групповую выставку, для участия в которой галерея выбрала трех своих художников, которые наиболее полно отражают эстетические принципы партнеров – это Лиза Бобкова, Петр Кирюша и Ульяна Подкорытова.  Получилась удачная коллаборация профессионалов – 3L Store не боится экспериментов в интерьере и активно включают в свои работы смелое современное искусство, которое представляет Myth Gallery. В проект вошли стальные скульптуры и графика Лизы Бобковой, новая живопись Петра Кирюши и керамические скульптуры Ульяны Подкорытовой из ее недавнего проекта в галерее «Быстрая жизнь – медленный мир» в Санкт-Петербурге. Выставка работает до 30.01.2023.

Фотографии Cabinet de lart

30.11.22. Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева совместно с проектом «Архиграфика» представили выставку «МироЗданиЯ. Образы мира и творческого «Я» в архитектурной графике и живописи 1990 – 2022». Идея выставки родилась из материалов Международного конкурса архитектурного рисунка «АрхиГрафика». Выставка сообщества «АрхиГрафика» в пространстве Аптекарского приказа Музея архитектуры имени А.В. Щусева посвящена российским архитекторам и художникам, обладающим самобытным графическим почерком и темам, которые они системно «прорисовывают». Участники выставки — 42 автора, среди которых молодые и известные мастера, в том числе эксперты «АрхиГрафики»: председатель жюри Сергей Чобан, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, архитекторы Михаил Филиппов, Андрей Чернихов, Максим Атаянц, Юрий Аввакумов, Тотан Кузембаев, Сергей Эстрин, Владимир Кузьмин, Влад Савинкин, Рубен Аракелян, Илья Мукосей, Артем Сухоплюев, Сергей Малахов. На выставке представлены работы особого, программного значения, своего рода «визитные карточки» каждого участника, рисунки-автографы. Они являют квинтэссенцию творческих поисков, исследований и размышлений, выражают мировоззрение авторов, их профессиональную позицию. Это высказывания о прошлом, настоящем и будущем, вечном и насущном; визуализация воображаемой архитектуры и впечатления от существующей. В отличие от конкурса, нацеленного на поддержку навыка рисовать (для архитектора – думать) рукой, экспозиция представляет и живопись на холсте, и монотипию, и цифровое искусство.

Согласно названию, ее можно рассматривать как коллекцию в прямом и переносном смысле отпечатков творческих «Я», совокупность индивидуальных картин мира, существующих исключительно в умозрении и рисунках авторов, либо каким-то образом уже проявленных в реальности. Медиа в данном случае второстепенно. «Экспозиция в Музее архитектуры – огромный шаг в развитии проекта «АрхиГрафика», выросшего из конкурсной онлайн-платформы в сообщество, проводящее также тематические выставки и образовательные мероприятия. В контексте разносторонней деятельности проекта было важно не предъявить итоги очередного смотра или отчет о победителях всех сезонов во всех номинациях, а показать, какими разными способами и с какими разными целями можно рисовать архитектуру, подчеркнуть экзистенциальную и символическую многозначность ее изображений, а следовательно и воплощений, и привлечь тем самым больше внимания к  архитектурному рисунку как особому виду искусства»,Екатерина Шалина, куратор выставки «МироЗданиЯ» и проекта «АрхиГрафика». Следуя профилю «АрхиГрафики», экспозиция включает в себя Конкурс рисунка. Его проводит Генеральный партнер проекта – девелоперская компания «Самолет». Посетителям выставки предлагается создать произведение на тему «Мое МироЗдание» – непосредственно в «кабинете рисования», оборудованном в зале Аптекарского приказа, или принести с собой «домашнюю заготовку» и отправить работу (максимальный размер листа — A4) на конкурс, опустив в специальный бокс, установленный на экспозиции. Изобразить можно все, что выражает авторское видение мира в архитектурных формах (любимое здание, архитектурный автопортрет, дом из далекого будущего и т.д.). Итоги будут подведены после завершения выставки. Главный приз – планшет (iPad). Предусмотрен также специальный приз для участников до 14 дет. Подробнее о технических условиях и ходе конкурса можно узнать на самой выставке, на сайте competitions.archplatforma.ru и в Telegram-канале @ArchiGraphicArts. Выставка работает в Аптекарском приказе Музея архитектуры имени А.В. Щусева до 11.12.2022.

 

Фотографии предоставлены куратором проекта

30.11.22. На Основной сцене Электротеатра Станиславский состоялся пресс-показ постановки пьесы драматурга Анастасии Букреевой «Чёрная пурга» – чистой в своей «русскости»: Норильск, чёрный снег, охранники, продавщицы и краеведческий музей – настоящий русский абсурд, где живое и мёртвое переплетаются друг с другом, порождая бесконечную замкнутость времени, которую можно встретить только на севере.

«Мой дед был историком и учился вместе с сыном Якова Свердлова, того Свердлова, который приказал расстрелять царскую семью. Андрей Свердлов, сын, какое-то время писал письма моему деду. И одно из этих писем я прочитала, когда мне было лет 14. Он писал про своего отца – мол, он был хорошим человеком. А я подумала – интересно, каково это быть сыном палача. А потом подумала, что мы все дети палачей. А потом – что весь мир по Достоевскому – дети палачей. В общем, пьеса не про Норильск, конечно. Но я подумала, что Норильск – это такой образ всей страны и всего мира в какой-то туманной степени сейчас», — Анастасия Букреева. 

Главный герой, застрявший в Норильске 40-летний (плюс-минус) командировочный Свердлов не любит музеи, а приходится идти в краеведческий – там, где «настоящее, а не китайское, чучело чернобурой лисицы» и уставший музейный работник. Время застывает, рейс в Москву отменяется, потому что медведь перегрыз кабель, а в городе ждут черную пургу. В спектакле режиссера Дениса Азарова музей оказывается смыслообразующим пространством, внутри которого зрители проходят сквозь самые разные «павильоны» и встречаются с «объектами» живой и неживой природы. Акустика здесь тоже пространство, рождающееся по мере зрительского дрейфа по музейным залам вместе с застрявшем в этом месте командировочным. В бесконечное шатание в поисках выхода из неопределенности в залы краеведческого музея Свердлова вместе с усталым музейным работником помещает художник-постановщик Алексей Трегубов.  Актёрский состав: Евгений Капустин, Анастасия Фурса, Александр Синюков, Юлия Абдель-Фаттах, Евгений Самарин, Диана Рахимова, Дмитрий Мягкий, Антон Капанин, Михаил Соколов, Георгий Грищенков и Григорий Некрасов.

Спектакль создан при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Российского фонда культуры и Министерства культуры Российской Федерации. Премьера состоится 1 декабря 2022 года. Зрительские показы 1, 2 и 3 декабря в 20:00.

Фотографии предоставлены пресс-службой Электротеатра Станиславский

30.11.22. MYTH gallery представила в Москве совместный проект галереи MYTH и школы Masters Moscow. В экспозиции выставка MYTH x Masters собраны новые графические работы Лизы Бобковой и рисунки, созданные за последние два года. Все произведения выставки «Шум дезориентации» объединяет образ звуковой волны – характерный для творчества Лизы Бобковой. Новые работы фиксируют переход в состояние информационного шума, намекают на обилие новостей и сводок. Желание быть в курсе происходящего превращается в обсессию, когда уведомления и слова мелькают перед глазами разноцветными пятнами. Произведения пытаются зафиксировать мимолетное и неуловимое. Процесс их создания выглядит так: художница произносит фразу на диктофон, переносит ее на компьютер, получает график звуковой волны, который затем перерисовывает вручную пером и тушью — линию за линией. Таким образом Лиза документирует и делает материальным то, что было мимолетно и почти неощутимо. Выставка работает в помещении школы Masters Moscow до 15.01.2023.

Фотографии MYTH gallery

01.12.22. Московский музей современного искусства при поддержке Kupol Gallery представили выставку Тимофея Караффа-Корбута «Антропос». В своем новом проекте художник возвращает зрителя в двумерный мир архетипичного мировоззрения, основанного на нескольких началах: раннем детстве, раннем христианстве и первобытном мире. Произведения Тимофея созданы по детским воспоминаниям и мотивам детских рисунков самого автора. Художник сознательно использует художественные формы детского рисунка, народного творчества, наскальных изображений, экзотических культур, лишенных социальности и политики. На первый взгляд наиболее сильное родство творчества Караффа-Корбута прослеживается в его связях с Анри Руссо. Тимофей Караффа-Корбут преследует цель передачи наивного натурализма объектов реальной жизни на своих полотнах. Драматический эффект полотен достигается за счет особого центрального расположения главных героев картин в их противоборстве или в медитативном наблюдении за жизнью диких животных. Работы, представленные на выставке «Антропос», были созданы после 2008 г., когда художник пришел к своей авторской манере ARTLESS. На выставке представлены уникальные лайтбоксы и серия графических работ, посвященные библейским сюжетам и агиографическим образам. Выставка работает в ММОМА на Гоголевском до 15.01.23.

Тигр_гуляющий_вдоль_синего_моря,_2020,_

Фотографии предоставлены пресс-службой ММОМА

01.12.22. В центре МАРС студия «АртДинамикс» представила мультимедийный проект «ФАНТАСМАГОРИЯ АРЧИМБОЛЬДО», открывающий голографический портал в живописный мир Джузеппе Арчимбольдо, одного из великих художников эпохи Возрождения. Джузеппе Арчимбольди, известный как Арчимбольдо (1526 или 1527 — 1593), получил первое художественное образование в мастерской своего отца Бьяджо в Милане. Уже в возрасте 21 года он начал создавать витражи и фрески для городского кафедрального собора. В 1562 году признанного художника пригласил ко двору император Священной Римской империи Фердинанд I Габсбург. Затем Арчимбольдо служил его сыну Максимилиану II и внуку Рудольфу II в Вене и в Праге. Он был не только придворным живописцем, но и декоратором, создателем костюмов и организатором празднеств. Его уникальный стиль коллажа, воплощающий истинное сюрреалистическое остроумие, состоит из растений, животных, огня, книг и предметов быта того времени. Его картины были названы предшественниками сюрреализма и были высоко оценены Сальвадором Дали и другими членами движения.

400 лет полотна итальянского мастера были «заморожены» временем, сегодня в проекте «АртДинамикс» современные зрители смогут узнать любопытные истории замысловатых сюрреалистических картин в мультимедийной интерпретации. Каждая работа художника демонстрируется как уникальное анимационное представление из множества взаимодействующих между собой объектов, соединяющихся по индивидуальному сценарию в единый композиционный образ. Издали полотна похожи на обычные портреты или натюрморты, но в реальности это – совокупность действий частей картины, которые трансформируются в художественное произведение. Проекции произведений автора изящно проявляются на тончайших, почти невидимых сетках, инсталлированных в двух залах музея. Информация о творчестве и судьбе автора представлена при входе в формате «живой» книги, а также в диалогах говорящих картин. В третьем зале выставки, посетители могут создать собственный объемный портрет в стиле Арчимбольдо. Выставка работает до 10.01.23.

Фотографии предоставлены пресс-службой ЦСИ М’АРС

01.12.22. Музей Москвы и Союз театральных деятелей Российской Федерации представили выставку молодых театральных художников «КЛИНXV. ШКОЛЫ». В экспозиции представлено около двухсот работ студентов и выпускников крупнейших театральных и художественных учебных заведений. «КЛИНXV. ШКОЛЫ» — пятнадцатая выставка молодых художников театра, впервые инициированная в 2001 году молодежной командой комиссии по сценографии СТД РФ. В названии каждого проекта традиционно можно увидеть не только порядковый номер, но и тему экспозиции. Первая выставка проходила под девизом «Театральный художник — художник пространства», в этом году она посвящена теме школы, профессии сценографа и художника по костюмам как на стадии ученичества, так и в процессе работы в театре.

К двум основополагающим сценографическим академиям — Российскому институту театрального искусства и Школе-студии при МХАТ им. А. П. Чехова — присоединились отделение дизайна Высшей школы экономики, Британская высшая школа дизайна, театрально-декорационное отделение МГАХИ им. В. И. Сурикова, Российский государственный институт сценических искусств, Колледж музыкально-театрального искусства им. Г. П. Вишневской, Высшая школа сценических искусств.

Проект реализован при поддержке Министерства культуры РФ. Выставка работает в третьем корпусе Музея Москвы до 15.01.23.

Фотографии предоставлены пресс-службой Музея Москвы

Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель

Поделиться: