Арт-обзор 25.08-1.09.22

 

Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.

26.08.22. Музей Вадима Сидура и Московский музей современного искусства при поддержке Artwin Gallery представили персональный проект Владимира Чернышёва «Предпоследний человек на Земле». Созданные художником специально для пространства музея графические произведения и сайт-специфик инсталляция находят точки пересечения с наследием Вадима Сидура. В поле его художественной рефлексии с 1970-х годов возникают размышления об антиутопическом сценарии будущего как отражении мрачного исторического фона эпохи. «Предпоследний человек на Земле» – проект, подобный наброску, художественной заметке в дневнике безымянного путешественника, который обнаруживает себя в постапокалиптическом мире. В этом сценарии человек сам постепенно погружается вглубь, оказываясь на грани исчезновения. Неслучайно самым современным из материалов, которые использует Чернышёв, становится гудрон – своеобразный осколок, эхо промышленной цивилизации, а сажа, используемая в графике, отсылает к огню, одному из первых источников протохудожественных материалов. Владимир Чернышёв: «…зрители будто оказываются на странице недописанного текста и вместе с невидимым автором смотрят туда, где между смолеными днищами дрейфующих бок о бок лодок пробивается тусклый свет. Что это – спасательные шлюпки или погребальные ладьи? Кого они ждут — нас, оставшихся на дне, или тех, кто находится на поверхности? И кто мы — обитатели подводных глубин или сброшенный за борт балласт?». Выставка работает до 23.10.22.

Фотографии предоставлены пресс-службой ММОМА

 

29.08.22. В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина представил первую часть выставки «Котел алхимика. Осязательный взгляд и незрительное восприятие». Экспозиция, посвященная теме слепоты и методу редукции зрения в искусстве, включает произведения живописи, графики, скульптуры и мелкой пластики, керамические объекты и кабинетные витражи из коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина, а также из российских и зарубежных частных собраний, некоторые из них показаны публике впервые. На выставке собраны работы Альбрехта Альтдорфера, Немесио Антунеса, Ханса Арпа, Цукиоки Ёситоси, Джованни Бенедетто Кастильоне, Клода Лоррена, Александры Лукашевкер, Михаила Матюшина, Нисимуры Ёхэя, Пабло Пикассо, Рембрандта Харменса ван Рейна, Ханса Хартунга, Бартоломеуса Холла, Гюнтера Юккера и других авторов. Проект «Котел алхимика. Осязательный взгляд и незрительное восприятие» обращается к исторической антропологии чувств и феноменологии, чтобы поговорить о репрезентации зрения и слепоты, а также о включении разных сенсорных ощущений в художественный процесс. Выставка разделена на две части, первая из которых посвящена редукции зрения и осязательному взгляду, а вторая связана с вариативностью цветового восприятия и синестезией. Обе части выставочного проекта объединены в книжном издании «Котел алхимика», в котором произведения изобразительного искусства сопровождаются текстами О. Бальзака, Ж. Деррида, Х. Зедльмайра, С. Ванеяна, К. Вербеек и статьями исследователей, кураторов и хранителей Пушкинского музея. В первой части проекта представлена галерея образов библейских и мифологических слепцов, среди которых «Самсон» Альбрехта Альтдорфера, «Слепой Товит» Рембрандта Харменса ван Рейна, «Гомер и муза Сапфо» Ангелики Кауфман, «Четыре струны луны. Сэмимару. Из серии “Сто ликов Луны”» Цукиоки Ёситоси и многие другие. Тема ослепления раскрывается в графических листах из Библии Лютера (XVI век) и в немецком кабинетном витраже (XIX век). Картина «голубого периода» Пабло Пикассо «Слепой еврей с мальчиком», программное произведение Хорста Янссена «На треть слепой» и другие произведения иллюстрируют развитие этой темы в искусстве XX века. Параллельно выставка исследует концепцию «гаптического» и «оптического» взгляда в живописи, рисунке и скульптуре. Керамические объекты японского художника Нисимуры Ёхэя, созданные специально для этой выставки, предназначены именно для осязательного восприятия. В мировой и российской практике опыт одновременного использования разных чувственных способов восприятия называют мультисенсорным. В этом случае вместо зрения в восприятии и создании произведения могут использоваться вкус, звук, прикосновение, ощущение собственного тела в пространстве и многие другие чувства. Можно сказать, что тело зрителя становится котлом, в котором происходит алхимический процесс уникального прочтения произведения искусства, меняющийся в зависимости от индивидуальных когнитивных, вкусовых, телесных возможностей и ощущений. Помимо этой аллегории название выставки отсылает к работе Зигмара Польке «Котел алхимика» 1986 года, которая представляет собой опыт преодоления травмы тоталитаризма через протест против тоталитарности зрения. Кроме того, большая часть экспозиции посвящена слепому рисованию, распространенному в начале XX века методу создания искусства. Для разговора о незрительных практиках в искусстве модернизма и современности было важно обратиться к произведениям немецких художников Ханса Хартунга (галерея ILONA – K Artspace, учредитель Илона Кесаева) и Гюнтера Юккера (коллекция Елены Куприной-Ляхович), московского художника-нонконформиста Иосифа Гинзбурга (коллекция Яна Гинзбурга) и к знаменитым графическим листам – иллюстрациям Пабло Пикассо к новелле О. Бальзака «Неведомый шедевр» (коллекция Бориса Фридмана). Экспозиция «Котел алхимика» в целом трактует слепоту как художественную метафору. Отправной точкой для этих поисков стал опыт арт-медиации для незрячих и слабовидящих посетителей Пушкинского в рамках программы «Доступный музей». Евгения Киселёва-Аффлербах, куратор выставки, руководитель отдела междисциплинарных проектов ГМИИ им. А.С. Пушкина: «Мультисенсорные эксперименты в области искусства становятся все более частыми участниками музейных экспозиций. Выставка “Котел алхимика” не претендует на полное раскрытие темы редукции зрения, являясь, скорее, собранием подходов и концепций, которое обусловлено видением кураторов и коллекцией Пушкинского музея. Нашей целью было передать бесконечную вариативность личностного восприятия прикосновения, света, звука, времени и визуального образа, что неотделимо от художественного содержания и смысла существования современного музея». Проект сопровождается обширной образовательной программой, которая включает в себя лекции, дискуссии, ольфакторные мастер-классы и телесно-ориентированную медиацию. Кураторы: Евгения Киселёва-Аффлербах, Александра Данилова. Выставка работает до 13.11.22.

Фотографии Cabinet de lart

29.08.22. В новом пространстве Музея М.А. Булгакова, в мемориальной квартире на Большой Пироговской, 35а, организаторы представили выставку «Мхатчики. Михаил Булгаков и Григорий Конский». История дружбы знаменитого драматурга и начинающего актёра МХАТа. «Мхатчики» – слово, которое часто встречается в письмах Булгакова к друзьям и в дневнике его третьей жены Елены Сергеевны, так неофициально называли артистов МХАТа. Начиная с 1925 года многие «мхатчики» входят в ближайшее окружение писателя, а сам театр становятся неотъемлемой частью его жизни: по заказу МХАТа Булгаков берется за переделку романа «Белая гвардия» в пьесу, которая получит название «Дни Турбиных». Успешный спектакль в 1929-м снимут с репертуара, но спустя три года, после визита Сталина во МХАТ, восстановят. В 1930-м Михаил Булгаков, наконец, станет «штатным мхатчиком» и получит в театре должность ассистента режиссера. Булгаков писал не только пьесы и режиссировал спектакли для МХАТа, но и более 30 раз выходил на сцену в роли Председателя суда в спектакле «Пиквикский клуб». Общую гримерку Булгаков делил со вчерашним выпускником театральной студии Завадского Григорием Конским. В ней и начинается крепкая дружба двух непохожих друг на друга творческих людей с 20-летней разницей в возрасте. Выставка «Мхатчики. Михаил Булгаков и Григорий Конский» открывается гримёрной, где готовились к спектаклю «Пиквикский клуб» Булгаков и Конский, – с их личными вещами, уникальными фотографиями, рисунками тех лет и трансляцией аудиоверсии спектакля «Пиквикский клуб» из старинного радио. Пудреница для грима Булгакова, его очки, носовой платок, небольшое зеркальце, флакон духов и театральный номерок – все эти редкие музейные экспонаты дополнены вещами Григория Конского из частного собрания. Артефакты переносят в атмосферу 30-х годов прошлого века. По задумке авторов проекта – кураторов Владимира Бровкина, Александра Рогинского и архитектора Анны Румянцевой – у зрителя должно складываться ощущение, что артисты только-только покинули гримерку и отправились на сцену. В части «Закулисье» собраны главные спектакли Булгакова и Конского на сцене МХАТа. Многострадальная пьеса Булгакова «Александр Пушкин» превратилась в спектакль «Последние дни» только через три года после смерти писателя. Григорий Конский сыграл в нем роли Кукольника и Салтыкова. Кульминацией «Закулисья» становится несостоявшийся спектакль «Батум» и одноименная пьеса Булгакова о молодом Сталине. По мнению многих современников писателя, эта работа стоила ему сначала здоровья, а спустя полгода – и жизни. Финальный раздел выставки в Музее М.А. Булгакова посвящен 1960-м годам и возвращению булгаковских произведений читателю. Григорий Конский впервые открывает книгу «Мастер и Маргарита», отрывки из которой он слышал от самого автора, он продолжает дружить с вдовой писателя Еленой Булгаковой и смотрит на судьбу своего друга-мхатчика уже через призму прожитых лет, своих творческих успехов и потерь. Воспоминания о знакомстве Булгакова и Конского читает актёр и режиссёр Театра «Мастерская Петра Фоменко» Кирилл Пирогов. На выставке представлены экспонаты из фондов Музея М.А. Булгакова, редкие вещи из Музея МХАТ, оригинальные документы из Пушкинского дома в Санкт-Петербурге и из частных собраний внучатого племянника Конского Владимира Бровкина и актёра Станислава Садальского, ученика Григория Конского. Каждый 100-й посетитель выставки «Мхатчики. Михаил Булгаков и Григорий Конский» получит подарок от издательства ЭКСМО – комплект книг с русской классикой. Книги подарят и победителям онлайн-конкурса на лучшую фотографию с выставки с хэштегами #БулгаковНаПироговке и #яркиестарницы. Итоги конкурса будут подведены в последний день выставки. Выставка работает по 13.11.22.

Фотографии предоставлены пресс-службой Музея М.А. Булгакова

01.09.22. В Государственном центральном музее современной истории России состоялось открытие выставки IV Всероссийского молодежного форума творческих мастерских «АРТ-Мастерская XXI», организованного Творческим союзом художников России и Поволжским отделением Российской академии художеств при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации. В экспозиции представлено более 120 работ, включающих в себя живопись, графику, скульптуру, арт-фото и цифровое искусство. После Москвы выставка будет представлена в Казани, Красноярске и Владивостоке. Для реализации проекта в этом году создано шесть молодёжных творческих мастерских из различных регионов России под руководством известных кураторов и художников. Москву представляют Наталья Ламанова и Евгений Семёнов, Саратов – Михаил Гаврюшов, Ставрополь – Олег Калайтанов, Владивосток – Юлия Климко, Казань – Дамир Аллямов. Общая тема всех мастерских – «Утопия», каждый из участников проекта представляет свой вариант реализации основной темы, как результат личного осмысления основных философских и общественно значимых вопросов бытия.  «Мы уверены, что этот проект поможет нам обнаружить новых талантливых авторов, которые находятся в поиске своего индивидуального почерка, художнического мировоззрения и творческого пути, позволит наладить творческое взаимодействие и диалог между разными поколениями художников», — руководитель проекта Константин Худяков. Выставка работает до 25.09.22.

Фотографии предоставлены пресс-службой Творческого союза художников России

Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель

 

Поделиться: