Арт-обзор за неделю 25.01-01.02.24. Блиц-интервью с Сергеем Черновым

Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.

 

Фотографии предоставлены пресс-службой РОСИЗО

 

30.01.24. Московский музей современного искусства совместно с Крокин галереей представили проект Анны Мягких «Мобили». Экспозиция включает инсталляцию из двух десятков объектов из фарфора и серию крупноформатной живописи. Многолетнее обучение в Колледже искусств и дизайна Челси обусловило стилистические особенности и содержательные приоритеты творческих поисков Анны Мягких. Художница увлечена самим творческим процессом: игрой материи, её трансформацией и подвижностью. АннаМягких экспериментирует с различными материалами и технологиям, воспроизводя в своих работах динамику процесса лепки и сохраняя в керамической массе отпечаток своих рук, след своего присутствия и своей эмоции. Выставка работает в ММОМА, Петровка, 25 до 03.03.24.

 

Фотографии Ольги Серегиной

 

31.01.24. В свой девятнадцатый день рождения предъюбилейный год Центр творческих индустрий «Фабрика» открывает показом двух персональных проектов. ЦТИ «Фабрика» — кластер, объединяющий мастерские художников, творческие индустрии и производство на территории московской фабрики технических бумаг «Октябрь». История Центра Творческих Индустрий началась в 2005 году открытием специального проекта Первой Московской биеннале современного искусства – «No comment». Целью проекта стало создание в Москве комфортного пространства для работы и творчества, а также показа экспериментальных некоммерческих художественных проектов и поддержки современных авторов. За 19 лет ЦТИ «Фабрика» провел более 500 выставок, в течение 10 лет Центр развивает программу поддержки современных российских художников «Фабричные мастерские», и 16 лет исполняется программе поддержки зарубежных художников: «Художник в резиденции». Руководит ЦТИ Фабрика лауреат премии Montblanc Arts Patronage от России ( 2018 г.) Ася Филиппова.  

ЦТИ «Фабрика» представил выставку «Все пропало» — персональный проект скульптора Сергея Чернова. В экспозиции представлены скульптуры, архивные документы, фотографии, эскизы. Оглядываясь на свой творческий путь, художник обнаружил, что большинство скульптур, созданных им для общественных пространств и выставок под открытым небом, были утеряны. Пытаясь восстановить работы, иногда как уменьшенную реплику, иногда в оригинальном размере, Сергей Чернов опирается на архивные документы, фотографии, эскизы и переписку с коллегами и коллекционерами об утерянных работах. Так, по крупицам художник восстанавливает воспоминания о скульптурах и пересобирает утерянные работы, как реплики для выставки. Часто они сделаны в меньшем размере и из других материалов.

Сергей Чернов закончил художественно-графическое отделение Владимирского Государственного Гуманитарного Университета. Активно участвует в выставках с 1989 года. Лауреат общественной премии МГУ «Ломоносов-Арт 2014», участник группового проекта «Школа. Открытый урок», номинированного на Государственную премию «Инновация». Номинант премии им. Сергея Курехина 2017 г. В 2020 г. номинирован на Первую Московскую Арт Премию. Живет и работает в г. Москве. Работы Сергея Чернова находятся в частных и государственных собраниях.

 

Сергей Чернов. Фото: Таня Сушенкова. Предоставлено пресс-службой ЦТИ «Фабрика»

Блиц-интервью скульптора, художника, куратора Сергея Чернова для Cabinet de lart

ОЛЬГА: Сергей, как получилось, что большинство твоих работ, созданных на протяжении 30 лет для общественных пространств, утеряно? Чем ты сам это объясняешь?

СЕРГЕЙ: Мне кажется, это такова модель бытования – наша жизнь тоже состоит из утрат и приобретений, искусство здесь не исключение. Отчасти это игра судьбы, отчасти закономерность – когда твои произведения выходят один на один со зрителем, выступая на равных условиях с визави, т.е. не имея того «защитного» иммунитета, который дает музейное пространство, результат непредсказуем.

ОЛЬГА: У всего есть оборотная сторона. Печальная судьба твоих работ послужила отправной точкой для создания нового персонального проекта. Вряд ли твой новый выставочный проект — это простой перечень пропаж?

СЕРГЕЙ: Несомненно, во всем есть свой посыл! Главное — правильно его интерпретировать. В данном случае, частная история послужила поводом поговорить в расширенном контексте, о том, как личное тесно переплетается с публичным и как взаимодействует общество с целым комплексом устаревающих, но все еще актуальных нарративов. В общем, сплошная авторская рефлексия, в ироническом ключе, конечно.

ОЛЬГА: Как ты себя ощущаешь на фабрике, насколько близки вы с именно этим выставочным «фабричным» пространством? Ведь «Фабрика» это не просто название Центра Творческих Индустрий. Кластер, объединяющий мастерские художников, творческие индустрии и производство, имеющий выставочные залы, в 2005 г. открылся на территории настоящей фабрики — московской фабрики технических бумаг «Октябрь».

СЕРГЕЙ: ЦТИ «Фабрика», на мой взгляд, это чуть ли не единственное место, где все еще происходит «живой» процесс, где возможен эксперимент и появление таких проектов, которые вряд ли могут быть реализованы в стенах какой- либо другой институции. Для меня это радостное, долгожданное событие.

ОЛЬГА: Для тебя, как мне кажется, это определенный итоговый проект или проект, подводящий черту. Значит уместно спросить – а дальше что? После «Всё пропало» должно быть «Всё только начинается»! Я права?

СЕРГЕЙ: Само собой – «Все пропало!» это не констатация факта и не фиксация его в пространстве несбывшихся надежд. Это скорее ободряющий клич или такой оптический прием – когда взгляд фокусируется на определенной точке, а потом смещается угол зрения: и … ,о чудо! Действительно – многое потеряно, но не все пропало!

Выставка «Всё пропало» работает в ЦТИ «Фабрика» в зале Оливье до 03.03.24.

 

Фотографии Ольги Серегиной

 

31.01.24. Центр Творческих Индустрий «Фабрика» представил заключительную выставку из серии персональных презентаций резидентов программы «Фабричные мастерские» прошлого года. Название выставки Полины Арутюновой «Навь» отсылает к славянскому фольклору, согласно которому Навь — это пространство, где обитают души людей, обитель потусторонних сил. В контексте славянской мифологии Навь так же реальна, как и мир живых — Явь, и время от времени эти миры могут пересекаться. Но вместе с этим, Навь  — это зазеркалье, затерявшийся волшебный мир, наполненный смыслами, символами, существующий по своим законам. Полина Арутюнова: «Мне хотелось показать хрупкость, но при этом силу жизни, ее бесконечный цикл. Живое пробивается через замерзшую корку льда и любой конец это всегда начало». Куратор выставки: Ира Конюхова.  Выставка работает в ЦТИ «Фабрика» в зале «Артхаус» до 28.02.24.

 

Фотографии Ольги Серегиной

 

31.01.24.  В Медиацентре парка «Зарядье» состоялось открытие экспозиции и презентация арт-проекта РОСИЗО «Портрет современной российской культуры». Одна из главных задач РОСИЗО, многопрофильной организации, занимающейся разработкой и реализацией выставочных проектов, самостоятельно и в партнерстве с ведущими мировыми музеями и культурными институциями, состоит в популяризации художественного наследия России и современного российского искусства. Представленный в «Зарядье» проект является многочастным — это первый из портретов современной культуры, задуманных авторами.  Панно размером 20х40 м² в одном кадре соединяет ведущих представителей современного культурного процесса. В одном кадре — ведущие музыканты, артисты театра и кино, руководители государственных музеев, артисты эстрады, кино- и театральные режиссеры, художники, писатели. Среди участников проекта: Карен Шахназаров, Федор Бондарчук, Константин Богомолов, Евгений Миронов, Сергей Безруков, Владимир Машков, Олег Газманов, Александр Ф.Скляр, Александр Олешко, Виктория Исакова, Сергей Гармаш, Григорий Заславский, Борис Пиотровский, Юрий Стоянов, Михаил Пореченков, Дмитрий Дюжев, Владимир Пресняков, Юлия Пересильд, Юрий Башмет, Надежда Бабкина, Елизавета Лихачева, Константин Хабенский, Зельфира Трегулова и другие. Как отметила на открытии экспозиции генеральный директор РОСИЗО Ольга Галактионова, безусловно, невозможно было одновременно собрать и сделать портрет всех героев современной российской культуры, но на нем те, кто создавал ее с начала XXI века: «На портрете более 160 человек, многих из них можно увидеть сейчас здесь. Презентация проекта состоялась в рамках открытия выставки „Россияˮ на ВДНХ, а после обновления экспозиции он переехал в парк „Зарядьеˮ — к нашему давнему партнеру и другу. Это не последний подобный проект, уверена, что он будет продолжаться и множиться».Фотограф проекта: Вадим Гортинский. Дизайнер проекта: Марина Князева. Экспозиция доступна до 17.03.24. 

 

Фотографии предоставлены пресс-службой РОСИЗО

 

31.01.24. В галерее «Здесь на Таганке» открылась выставка «Текущий момент». Два художника разных направлений — Марина Звягинцева и Маша Ив пытаются ответить на важный для многих вопрос: как научиться жить в моменте? Авторы каждый по-своему отвечает на этот вопрос, представив свое творчество. Марина Звягинцева большую часть времени работает с масштабными инсталляциями в паблик-арте в авторском стиле «биотипия». Центральной темой Марины Звягинцевой является мимолетность ощущений и чувств. Она пытается «запечатлеть» эмоции с помощью авторской техники — живописи на движущейся воде или «биотипии». Марина ищет отражение чувств и душевного состояния в искусстве и складывает образы в «эмоциональную навигацию» – от уныния до эйфории. Маша Ив пришла к живописи из перформанса и пытается «поймать» фразы на ходу, в бортовых журналах, глянце, на городских билбордах. Центральная экспозиция «Эмоциональный багаж» не разделяет, а, скорее, соединяет творчество двух авторов. Выставка работает до 25.02.24.

 

Фотографии предоставлены Мариной Звягинцевой

 

31.01.24. Крокин галерея представила выставку Франциско Инфанте и Нонны Горюновой «Порталы».  «В нашей повседневности мы сталкиваемся со смыслами, сконцентрированными в казалось бы обычных предметах, о которых мы даже не задумываемся. Возьмём, к примеру, слово «портал», что происходит от «porta» и в переводе с латыни означает «ворота». То есть портал это по то, что соединяет два пространства, знак перехода из одного в другое. Этими вратами или воротами мы пользуемся постоянно, не фокусируясь на умозрительных тонкостях. Но именно они однажды в сознании художника преобразуются в метафору, существующую на уровне интуиции и ожидающую своего времени, формулировки, определения. И лишь в этом случае портал нашего сознания приоткрывает особое содержание и наполнение, указующее на символизм слова «ворота», что имеет глубоко онтологическое и экзистенциальное значение. И совсем не обязательно делать шаг через умозрительный порог. Иногда достаточно посмотреть сквозь проём в пространстве, по ту сторону и соприкоснуться с чем-то иным.

Искусственный объект или структурная «решётка» артефакта, что мною и Нонной создаётся многие годы определяет границу этих пространств. А наше местоположение и то, что мы наблюдаем вполне обычно и узнаваемо — подмосковный пейзаж, лишённый какой-либо нарочитости и пафоса. Мы просто лицезреем сквозь нашу конструкцию уголки знакомого нам земного бытия, его признаки и формы. И если вспомнить Александра Блока, который видел мир через «вуаль», то мы его рассматриваем в синтезе двух пространств, двух начал, сообразованных в метафору. Именно в этом формате возникает особое наполнение, когда обычный пейзаж благодаря смоделированному нами порталу обретает новые смыслы и планы. Приоткрываются врата в нечто иное, не считываемое без подобного рода артикуляции. Возникает новое качество пространства. Оно становится проницаемым, в него можно визуально перейти. Это особая ситуация, особая фокусировка.

В природе существует своя конструкция, своя предметная логика, но в нашем сознании любой предмет может обрести признаки бесконечности, что объясняет множество точек в рассмотрении реальности. Отсюда и вариативность наших артефактов, создание которых локализовано в достаточно ограниченном месте нашего пребывания. Феномен артефакта в одном из своих прочтений – это точка фиксации полноты персонального присутствия в каждом нашем цикле. Это не догма, это принцип, который позволяет выйти на новую платформу восприятия мира на уровне метафоры, воспроизводимой нашим сознанием», — Франциско Инфанте. Выставка работает до 03.03.24.

 

Фотографии Ольги Серегиной

 

01.02.24. Фонд Ruarts представил коллективную выставку «Уголь» творческого объединения 10.203, в состав которого входят художники «уличной волны»: Максим Има, Никита Dusto, Турбен, Иван Ильинский, Сергей Хеато и Сергей Красавин. К моменту образования 10.203 в конце 2020 года у каждого художника уже был сформирован свой визуальный язык. Задавая определенную общую тему для проекта, они выполняют работы в собственной стилистике. Объединение 10.203 организовывают выставки и проекты в собственной галерее-мастерской в Санкт-Петербурге и на других площадках. В основу проекта, представленного Фондом Ruarts, лег уголь, который авторы использовали прежде всего как художественный инструмент, при этом ориентируясь на ассоциативный ряд, который уголь вызывает как материал. Уголь одновременно может быть как продуктом сгорания, символизируя разрушение, так и ресурсом для создания чего-то нового. Эта двойственность рождает главный вопрос проекта: может ли предмет, являющийся результатом разрушительных процессов, нести в себе созидательную функцию? Экспозиция включает в себя центральную инсталляцию-натюрморт, видео-арт и графические работы, созданные углем. Важным элементом выставки являются лоскуты из бязи, которые частично трансформируют архитектуру пространства. Белые ткани служат фоном и поверхностью для экспонирования графики, в сочетании с угольной пылью они создают контрастные и драматические визуальные эффекты. Диалогическая обстановка выставки дает возможность пересмотреть свое отношение к разрушению, потере, травме и найти в них потенциал для исцеления, источник вдохновения и стимул начать заново. Выставка 12+ работает до 25.02.24.

 

Фотографии предоставлены прессслужбой Фонда Ruarts

 

01.02.24. Во Всероссийском музее декоративного искусства открылась масштабная постоянная экспозиция «Путешествие домой. Традиционное искусство России». Новая экспозиция раскрывает многообразие русского народного быта и показывает редкие образцы коллекции народного искусства из собрания музея, начало которой положил русский меценат Сергей Тимофеевич Морозов в конце XIX века. В четырех залах представлено более 500 предметов, включая ценные экспонаты XVIII – начала XX века, созданные народными мастерами. В экспозиции собраны деревянная резьба из Поволжья, элементы домового декора из Томска, расписные сани из Архангельской губернии, деревянные игрушки из Сергиева Посада и из села Богородское, Каргопольская, Романовская, Абашевская глиняная игрушка и предметы мебели XIX – начала XX века, ансамбли праздничных женских костюмов разных регионов России. «Это не просто рядовые предметы – это лучшие образцы, отбираемые с конца ХIХ века профессиональными художниками, учеными. Каждая вещь демонстрирует красоту в ее народном понимании. Выверенные, простые и строгие формы, богатство цветовых решений, орнаментального декора, теплота природных материалов – все это является отражением национального самосознания, точкой сборки «культурного кода» общества, выполняет роль транзита культурной памяти, связывает поколения и эпохи», –  Елена Титова директор Всероссийского музея декоративного искусства.

Дополняют постоянную экспозицию «Путешествие домой. Традиционное искусство России» сменные выставочные проекты. Первой такой выставкой стала экспозиция работ мастера московской реалистической школы живописи, члена Союза художников России Эльзы Давидовны Хохловкиной, выставка образцов Нижегородских художественных промыслов из собрания Всероссийского музея декоративного искусства и инсталляция «Прялкозавр» художника театра и кино Ильи Евдокимова. Проект «Прялкозавр» — это рассказ о том, как мир, не знавший ничего о динозаврах, сегодня кажется нам столь же древним, огромным, природным, как они, и с другой стороны, как он сам – это старый русский мир – может снова войти в наше воображение. Идея у автора родилась в 2023 году из двухнедельного путешествия на русский север по Вологодской области и Северодвинску. Там Евдокимов встречался с современными подвижниками, восстанавливающими самобытную, яркую северную культуру, и у одного из них в ангаре обнаружил невольную инсталляцию – большое количество старинных прялок. Уже потерявших краски, но в массе казавшихся будто бы осколками чего-то более могучего и древнего. «Я подумал об этой как будто бы небольшой форме, о том, сколько веков она оттачивалась, сколько умений, наблюдательности, терпения стоит за ней, как если бы передо мной было не просто изобретение человека, а сама эволюция», — Илья Евдокимов.

 

Фотографии предоставлены пресс-службой Всероссийского музея декоративного искусства

 

01.02.24
Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель

Поделиться:

Подписка

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.