Арт-обзор 24.08-31.08.23

 

Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.

Артефакты. Из цикла «Из Напуля»_1994_Мультимедиа Арт Музей

29.08.23. Музей-заповедник «Царицыно» представил выставку «Новая керамика древнего Риштана». Выставка рассказывает о том, как современные керамисты из керамической столицы Узбекистана города Риштана интерпретируют старинные традиции ремесла, кто такие кузагары и наккоши, и для чего они используют аждархо и саршуяк; чем риштанские лазурь и глазурь отличается от всех прочих. Впервые за 30 лет в Москве можно увидеть работы лучших мастеров из Ферганской области. В Риштане сегодня активно возрождается семейное ремесло. В 2021 году в городе открылся Международный центр керамики, где работают двадцать династий мастеров, хранящих традиции риштанского промысла. Более двухсот авторских произведений этих мастеров представлены в экспозиции. «Керамика Риштана – это красота, гармония и душевное тепло мастеров. Подлинный «риштанский стиль» – это плавность линий свободной кистевой росписи с узнаваемыми сакральными мотивами, светоносность лазуревой ишкорной глазури и особое изящество пропорций гончарных форм», — куратор выставки Юлия Иванова. Кураторы выставки: Алишер Назиров, Ольга Докучаева, Юлия Иванова. Выставка работает в Казаковском зале Большого дворца до 12.11.23.

Риштан

Фотографии предоставлены пресс-службой музея-заповедника «Царицыно»

 

30.08.23. В некоммерческом арт-пространстве К320 состоялось открытие персональной выставки режиссера и видеохудожницы, инициатора международного видеоклуба «Бомба» в Галерее Бомба Дианы Галимзяновой «На долгую память». в К320 оказывает поддержку начинающим художникам и кураторам в реализации первых выставочных проектов, проводит лекции, кинопоказы авторских фильмов, воркшопы и консультации.  В представленном проекте художница работает с фразами абъюзеров, собранные с помощью анонимного опроса, в котором приняло участие несколько сотен человек. Картинки, полученные путем генерации изображений нейросетью, полны хоррор-эстетики, декаданса и видений из ночных кошмаров, что подчеркивает многогранный ужас этой распространенной проблемы. В экспозицию вошли видеоарт, саундарт, объекты и постеры.  

«Давным-давно, в волшебном царстве, где не было ни лжи, ни боли, ни печали, жила была принцесса, которая мечтала попасть в чудесный взрослый мир… Добро пожаловать!
Я расскажу тебе сегодня сказку о благородных королях и прекрасных принцах, о безмятежной жизни и вечной любви. Я проведу тебя в свой храм надежды и заботы, в мир забытых детских фантазий и мечт, где ты больше никогда не будешь одинок, потому что таких как мы – легион.
Витиеватые пыльные лабиринты моего дворца памяти хоронят в себе искаженные временем образы и зашитые рваные следы былых травм. В моей комнате маленькой девочки, спрятанной за многослойными бетонными заборами грязной сланцевой консистенции, торжествуют помятые временем плюшевые медведи и неестественные, от дешевых пищевых красителей, сахарные цветы. Казалось бы, именно тут должна царить идиллическая бренная пастораль, но кажется, что-то пошло не так…»
. Выставка работает по 27.09.23.

Фотографии предоставлены К320

31.08.23. РОСИЗО совместно с Мультимедиа Арт Музеем, Москва представили выставку «Вертикальное положение» классиков отечественного искусства — художников Франциско Инфанте-Арана и Нонны Горюновой. Выставка содержит работы, созданные Франциско Инфанте в разные годы в тесном сотрудничестве со своей женой и соавтором Нонной Горюновой. В основе концепции всех фотографий лежит совмещение геометрических форм с природными. Эта художественная система разработана Инфанте в середине 1970-х годов и названа им «артефакты». Среди них известные работы из серий «Очаги искривленного пространства» (1979), «Аппликации» (1993), «Добавления» (1983), «Знаки в пейзаже» (1997), «Геометрические горизонты» (1992), «Круг» (1978) и другие. Впервые за долгое время на выставке можно увидеть работы из цикла «Сквозь камень». Он был создан в итальянском регионе Лигурия в местах Бадалукко и Монтальто в 2002 году. Здесь, как и в работах раннего периода, продолжается развитие идеи «артифицированного» пространства, в котором символическим образом соединяются две составляющие — природа и искусственный объект, созданный художником. Располагая искусственный объект в природе, происходит преображение пространства за счет художественного внедрения и последующей фиксацией этого на камеру. Как отмечал Франциско, «именно фотография оказалась носителем эстетического смысла моих артефактов, а также она отражала их событийный характер». Уникальность выставки заключается в архитектурном решении экспозиции: посетители увидят, как артефакты становятся неким преобразователем пространства и видимой реальности. Более того, выставочный проект позволяет проследить за тем, как Инфанте создает геометрические объекты. На выставке представлены артефакты из коллекций РОСИЗО, Мультимедиа Арт Музея, Москва и частного собрания автора. Дополняет экспозицию короткометражный фильм Ираиды Юсуповой и Александра Долгина «Инфанте. Мысли вслух», спродюсированный Полиной Лобачевской. Куратор выставки: Алина Корень. Выставка работает до 01.10.23.

Фотографии предоставлены пресс-службой РОСИЗО

31.08.23. Галерея Art & Brut представила персональную выставку о витальности жизни Vitalité художницы, иллюстратора книг и автора программы по актуальной живописи, преподавателя изобразительного искусства Tasha Artzolotoe. Проект из 14 работ художницы Tasha Artzolotoe, с одной стороны, посвящен изучению пластики растений и цветов, а с другой — символическому восприятию витальности как возможности жить и выживать даже в самое непростое время. В своем исследовании художница встречается с миром идей, где живая природа переплетается с иллюзорностью ее восприятия: цветение сливы становится не только краткосрочным явлением, но и движением жизни сквозь время и пространство. Желание жить в данном случае играет роль катализатора: Tasha Artzolotoe обращает внимание зрителя на ту силу, которая присутствует в каждом моменте бытия. «Смена времен года, как и смена поколений — процесс перехода от рождения к увяданию, видится мне самым естественным путем и состоянием природы и человека. Точно так же, как меняется человек и его тело, мои цветы на полотнах находятся в процессе трансформации. Однако эта трансформация являет собой позитивный опыт перехода из одного состояния в другое – как воспоминания из детства превращаются во взрослый опыт ощущения дома, беззаботной радости, близости. Подобно медитативной практике, я погружаюсь в круговорот природного цикла, ловлю пульсацию жизни в каждом оттенке и полутоне, обретаю понимание ее бесконечности и непостижимости», –  Tasha Artzolotoe. Выставка работает до 01.10.93.

Фотографии предоставлены галереей

31.08.23. «Открытый клуб» представил выставку российского скульптора, обладателя Серебряной медали Российской академии художеств Ивана Петровича Маркичева. В своём творчестве Иван Маркичев переосмысляет категории времени и вечности, обращается к проблемам современного общества. Ощущение нестабильности и неопределённости, свойственное людям, которым выпало жить во времена исторических потрясений и перемен, нашло отражение в подвесных работах мастера, составивших основу экспозиции выставки. Выставка работает по 12.09.23.

Иван Маркичев. Памятник разбитой лампочке

Фотографии предоставлены галереей

31.08.23. В Подземном музее «Зарядья» открылась выставка «Московские окна», приуроченная ко Дню города. Кураторы предлагают взглянуть на Москву прошлого, настоящего и будущего глазами художников и фотографов XX-XXI вв: «Рассветные лучи окрашивают в фантастические яркие цвета купола храма Покрова на Рву на фотографии Владимира Клавихо-Телепнева. Деликатная игра бликов на монохромных работах Евгения Халдея придает им особый объем и проникновенность. Закатное солнце над урбанистическим пейзажем Сергея Оссовского превращает его в картину утопически-прекрасного мира, а силуэты растений, скрытых шторами, в серии Анны Лапшиновой «Дом» пронизаны ностальгией по тихой размеренной жизни старых районов столицы. Будущее, прошлое и настоящее переплетаются и множатся в зеркальных отражениях в работе Натальи Ворошиловой». Ключевой образ выставки – окно, которое становится своего рода порталом в городскую жизнь В экспозиции собраны работы Евгения Халдея, Владимира Клавихо-Телепнева, Наума Грановского, Сергея Оссовского, Натальи Ворошиловой, Анны Лапшиновой и других. Выставка работает по 15.10.23.

Фотографии предоставлены пресс-службой проекта PR-агентством Бедуш & Маренникова

31.08.23. Московский музей современного искусства представил ретроспективную выставку Геннадия Серова «Космогония». Проект дает возможность увидеть разные грани творчества художника на примере наиболее значимых его работ, а также картин, которые автор не успел закончить при жизни. Выставка в ММОМА стала первой персональной экспозицией художника. В работах Серова внутренний импульс руководит пластикой и энергией монументальных замыслов. Художник выбирает исключительно крупный формат произведений, работая с акрилом и маслом крупной кистью, порой процарапывая полотна углем или вводя элементы коллажа. Центральной темой творчества Серова стал космос разновеликого масштаба — от планетарного до микроуровня. В экспозицию вошло более 30 крупноформатных живописных и графических произведений, созданных в 1990-2010-х годах. Среди полотен также представлена незавершенная  монументальная работа «Формула Вселенной II. Посвящение Константину Циолковскому». Выставка работает в ММОМА, Петровка, 25 до 15.10.23.

Геннадий Серов. Без названия. 2014

Фотографии предоставлены пресс-службой ММОМА

31.08.23
Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель

Поделиться: