Арт-обзор 24.03-31.03.22

 

Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.

М_Коник_ Дети на пустыре_1992

25.03.22. В парке «Зарядье» открылась обновленная экспозиция «Новая красивая выставка. Весна» — продолжение проекта, открывшегося в Выставочном зале Парка «Зарядье» в канун новогодних праздников. В новой весенней редакции сделан акцент на пробуждении природы, на красоте в чистом виде. Экспозиция объединяет живопись, скульптуру, инсталляции, кинетические объекты и NFT 40 российских художников разных поколений. В проекте принимают участие Игорь Шелковский, Юрий Купер, Ростислав Лебедев, Евгения Буравлева, Мария Сафронова, Ирина Дрозд, Люся Воронова, Георгий и Ирина Тотибадзе, Саша Фролова, Роман Ермаков, Венера Казарова, Александра Weld Queen, Анастасия Кузнецова-Руф, Иван Коршунов, Вова Перкин, Дима Маконда, Андрей Новиков, Илья Гапонов, Вадим Леухин, Кирилл Бородин, Сергей Колосов, Юлия Низамутдинова и другие. Выставка работает до 10.05.22.

листайте галерею >>>

Фотографии предоставлены пресс-службой парка «Зарядье»

 

27.03.22. Выставочное объединение ВСЕКОХУДОЖНИК при поддержке Площадки МосАРТ знакомит с творчеством дизайнера, сценографа, живописца, педагога, теоретика искусства Марка Коника (1938–2012), представив выставку «КОД КОНИКА» в Гостином дворе с 27 марта по 24 апреля 2022 года. Помимо основной экспозиции, включающей около 130 произведений, некоторые работы автора можно будет увидеть с 7 до 29 апреля в галерее ВСЕКОХУДОЖНИК на Фрунзенской набережной. Произведения Марка Коника, окутаны таинственностью, полны загадок. «Код Коника» – это тайна, глубоко запрятанная в образных решениях художественных проектов и живописных работ мастера. Марк Коник посвятил свою жизнь зарождению и развитию в СССР программного средового дизайна, то есть, проектированию общественных пространств. Он принял эстафету от школы Баухауса и ВХУТЕМАСА, ездил в Германию и изучал традиции Баухауса на месте. Коник долгие годы руководил одной из групп Центральной учебно-экспериментальной студии художественного проектирования при Союзе художников СССР, которую чаще называли «Сенежская группа», так как базировалась она в одноименном Доме творчества СХ СССР под Москвой. Замыслы и разработки участников студии под руководством Коника, несмотря на свой новаторский подход и идейную революционность, были весьма востребованы, хотя до воплощения в жизнь большинства эпатажных для того времени проектов чаще всего не доходило. Но то, что дошло до нас, поражает своей сегодняшней актуальностью: оформление городских площадей, выставочных экспозиций, музеев и павильонов, – то, что называется «общественной средой». «Объект, дающий мне более всего впечатлений, – это по-прежнему город, как сценическая площадка жизни, ее мастерская…», – писал в автобиографии Марк Коник.

Характерная примета того времени – дизайнер Коник словно дистанцировался от живописца Коника: при жизни автора состоялась единственная его персональная выставка, приуроченная к 70-летию.Вдохновляясь работами Пауля Клее – одного из столпов сюрреализма, (который был еще и профессором Баухауса, разработчиком теории цветоведения) и супрематизмом Казимира Малевича, художник-философ Коник свои произведения зашифровывал, «кодировал», перекладывал окружающую, зачастую унылую действительность на язык выразительного художественного образа. Более 250 живописных работ, созданных им за полувековой период творчества, можно разделить на несколько циклов: в начале расположился «азиатский» цикл (художник родился и жил в Ташкенте вплоть до землетрясения 1968 года) – яркие геометризованные люди-фигуры на фоне треугольников и ромбов-деревьев. А далее – беспредметный и фигуративный циклы, чередующиеся в наследии мастера. Геометрически выверенные городские пейзажи и сюрреалистические композиции с обломками рухнувшей цивилизации, на которых блуждают потерявшиеся во времени и пространстве фигуры. В Гостином дворе представлены, в основном, работы двух последних циклов, на Фрунзенской можно увидеть картины «азиатского цикла». Выставка работает в Гостином Дворе, подъезд 16, зал 268 до 24.04.22.

листайте галерею >>>

Фотографии предоставлены пресс-службой выставочного проекта

 

29.03.22. В «Антикварном центре на Садовом» открылась выставка «Реакция сейчас: застывшая метафизика Дмитрия Сухова». Особенность работ Дмитрия Сухова в способности запечатлевать то, что невозможно заметить простым взглядом: энергии людей, смену настроения и эмоции, движение времени и света — соединение видимого и невидимого. Каждая работа Дмитрия Сухова представляет собой многослойный набор образов: цветные пятна скрываются за путаницей-паутиной абстрактных темных или цветных линий, которые вьются, образуя причудливые клубки. Автор выбрал для себя технику —  он работает исключительно масляной краской и мастихином на холсте, и направление — «Линии жизни, развитие, темы живого и неживого. Абсолютная пустота и магический потенциал цвета — эти темы интересовали меня на протяжении всей жизни» — Дмитрий Сухов. Миры Дмитрия Сухова – это чистая фантастика, где нет опоры на земное и точек соприкосновения с реальностью. Куратор выставки: Василиса Литвинова. Выставка продлится до 12.04.22.  

 

Фотографии предоставлены автором

 

29.03.22. Государственный музей Востока представил выставку «Мастера современной печатной графики. Харуми Сонояма. Литография». На выставке экспонировано более 20 работ современного японского художника из серий «Краски», «Выход цвета» и «Знамение», относящиеся к разным периодам начиная с 1980-х и заканчивая 2020 годом. Работы Соноямы вплоть до 1999 года (серии «Краски» и «Выход цвета») – отражение его личностного отношения к таким материальным вещам, как тушь – одному из основных используемых художником материалов. Даже само название серии «Краски» восходит к любимой Соноямой французской марке литографской туши. Тушь в данном случае не только основной материал, но и главный герой его произведений. Огромное значение на мировосприятие художника и всё его дальнейшее творчество оказали теракты, совершённые в США 11 сентября 2001 года. От наблюдения за объектами, манипуляций с цветом Сонояма в последующей серии «Знамение» переходит к размышлениям о жизни и смерти через медитативное созерцание складок белой ткани. Показательна в этом отношении используемая художником техника. Сонояма – один из немногих мастеров-традиционалистов, предпочитающих компьютерной обработке полностью ручное творчество включая подготовку камня или пластин для печати, создание рисунка, травление и нанесение красителей. Поразительный реализм литографий Соноямы достигается скрупулёзной работой художника в части создания рисунка, а также последовательной печати с использованием от 8 до 10 пластин. Харуми Сонояма родился в 1950 г. в префектуре Фукуока в Японии. Окончил факультет живописи Университета Дзокэй в Токио (1972 г.). В 1976-1978 гг. благодаря гранту от Агентства по делам культуры Японии он проходил стажировку в Европе и США. Харуми Сонояма – член Ассоциации японских художников, комитета Ассоциации печатной графики Японии, участник и призёр многих выставок. Интерес к литографии и печатной графике в целом у Соноямы проснулся ещё в период обучения в университете. Первое признание как графика он получил в 26 лет, когда был удостоен приза в номинации «Новый талант» на 44-ой выставке Ассоциации печатной графики Японии. В 1978 г. он занял второе место на выставке современной японской печатной графики. С середины 1970-х годов Харуми Сонояма регулярно выставляется и получает призы на различных международных форумах. Его работы находятся в собрании Токийского художественного музей Метрополитен, Британского Музея (Лондон), Художественного музея Кливленда, Национального художественного музея Китая (Пекин), Музея изобразительных искусств Тайбэя, Государственного музея Востока (Москва) и других музеев. Кураторы выставки: Андрей Мартынов, Ольга Чернова. Выставка работает по 17.04.22.

Фотографии предоставлены пресс-службой Государственного музея Востока

Фотографии Cabinet de lart

 

29.03.22. Музей современного искусства АРТ4 представил новый персональный проект художника, модели, перформера и провокатора Данилы Полякова. Выставка «Спорт» — о восприятии человеческого тела и «споре» между реальностью и саморепрезентацией. Проект выстроен вокруг темы грядущей Олимпиады в Париже-2024, которая, по сути, является для Данилы метафорой современной массовой культуры – симбиоза технологий, этики, культа тела и его красоты. В новых реалиях эта смысловая игра соревновательности и виртуального транслирования лучшей версии себя кажется художнику особенно странной. Ретранслируя в искусстве опыт работы в качестве модели и дизайнера, Данила обратился к графическому жанру, а позже к работе с тканью и вышивкой. В своих объектах, передающих его интимные переживания реальности, художник исследует темы самоидентификации, телесности, сексуальной и гендерной идентичности. Данила: «В современном мире информация передается моментально и люди, перегруженные глобальным знанием, не могут разобраться, что к чему. В своем проекте я рассуждал о спорте как силе воли, умении абстрагироваться от того, что происходит вокруг. Если задуматься, то умение одеваться и совершенствовать свое тело было всегда, и мое фантазийно-историческое рассуждение посвящено тому, как человек эволюционировал, модифицируя свое тело, развивался и репрезентировал себя до существования технологий». Работая в самых разных медиа, Данила создал большую серию работ в технике вышивки, инсталляции и видеоарта, сводя свои размышления и поиск к простым извечным вопросам судейства, превосходства, выбора и мифа, провозглашая ироничность нашей цивилизации. Работы Полякова были подготовлены специально для выставки в АРТ4 и представлены впервые. Данила Поляков работает в соавторстве с российским фотографом Дмитрием Журавлевым. Выставка работает до 30.04.22.

Фотографии предоставлены пресс-службой Музей современного искусства АРТ4

 

30.03.22. Московский музей современного искусства и Школа современного искусства «Свободные мастерские» представили выставку «Постоянная экспозиция» современного российского художника Алексея Рюмина, работающего с темами институционального насилия и цензуры. Выставка проходит в рамках Программы поддержки молодого искусства ММОМА. В основе проекта — реди-мейд инсталляция из встроенного технического оборудования выставочных залов, доступного взгляду посетителя. Предметом исследования Алексея Рюмина становятся закрытые служебные двери, вентиляционные решетки и шахты, батареи или их защитные экраны, камеры наблюдения, пожарная и обычная сигнализации, установки климат-контроля, рейлы под развеску на стенах, потолочные крючки, короба для проводки, электрические розетки и выключатели света. В основном это элементы, с которыми посетитель не взаимодействует напрямую — их функции менее осязаемы и более декларативны. Часто им сопутствует текст, прямые предупреждения или указания. Ряд можно продолжить менее постоянными, но такими привычными явлениями, как электрический свет или смотритель залов, чью роль посетителю предлагается примерить на себя в текстовом квесте, занимающем место текста о выставке. На всех этих элементах фокусируется особый сорт тревоги художника, которую он называет институциональным ресентиментом. Выставка работает в ММОМА Гоголевский, 10 до 15.05.22.

Фотографии предоставлены пресс-службой Московского музея современного искусства

 

31.03.22. В Гостином Дворе начала работать ярмарка современного искусства и международный арт-форум Art Russia, организатором которых выступает Корпорация «Синергия». Культурное мероприятие объединяет 140 российских и зарубежных представителей мира искусства. Среди них: 25 галерей, 65 независимых художников, скульпторов и фотографов, а также 50 экспертов в области арт-индустрии. Среди участников третьей ярмарки современного искусства Art Russia заявлены такие арт-проекты, как Nikolskaya Gallery, Askeri Gallery, Planz.galleryB-Gallery, Art It Easy. Персонально свое творчество представят независимые художники из России, Германии и Франции. Это Анна Немчинова, Александр Жерноклюев, Alla Smirnoff, Anna Bo, Frank Herfort, Николай Чередниченко и многие другие.

La marmelade

Фотографии предоставлены Nikolskaya Gallery

 

Каждая заявленная на выставку работа прошла строгий кураторский отбор, проведенный под руководством сооснователя ярмарки Елизаветы Фроловой. «История показывает, что искусство обладает удивительным даром сплачивать оппонентов, помогает обрести гармонию, несет смысл, свет, надежду и жизнь. Именно поэтому мы решили не отменять ярмарку Art Russia, которая была и остается территорией творчества, объединяющей людей»Елизавета Фролова. В рамках международного арт-форума Art Russia, ключевыми темами деловой программы станут «Российский арт-рынок: прогнозы», «Новые медиа в искусстве и NFT», «Искусство и технологии».

Фотографии предоставлены автором Александром Жерноклюевым

Независимое арт-объединение ART IT EASY со штаб-квартирой в Новосибирске запустило онлайн-платформу artiteasy.com. и представляет свой проект в Гостином Дворе в рамках ярмарки современного искусства Art Russia. Летом этого года проект откроет собственную галерею современного искусства в одном из арт-кластеров Москвы. Основатель проекта, художник и дизайнер Александр Цветкович. Сегодня в коллекции ART IT EASY представлено свыше 300 работ современных российских и зарубежных художников. Среди них: Роман Манихин, Роман Резницкий, Антон Бунденко, Маргарита Морева, Зинаида Исупова, Дишон Юлдаш, Андрей Шмалий, Михаил Цатурян, Александр Цветкович, Damien Hirst (Великобритания), Bernard Buffet (Франция), Miss Bugs (Великобритания), Madsaki (Япония), Johannes Steininger (Австрия) и многие другие.

Фотографии предоставлены пресс-службой Art Russia

 

«Чтобы найти самых лучших, самых актуальных, по нашей версии, художников, мы ежегодно проводим арт-фестивали. Это фестиваль сибирского современного искусства ArtWeek и первый фестиваль на Алтае, посвященный синтезу цифрового искусства и дикой природы – ReArt. В 2022 году он будет носить название ReBorn» – куратор, художник и архитектор Маргарита Морева. Ярмарка современного искусства Art Russia проходит в Гостином Дворе по 03.04.22.

Николай Чередниченко «Пробуждение», 2022г.

Фотографии предоставлены автором Николаем Чередниченко

30.03.22. Галерея «Квартира S» совместно с «Рынком на Ленинском» при поддержке журнала Cabinet de l’Art представила выставку современной живописи «Цвет жизни», объединяющую творчество трёх художниц Марии и Татьяны Тимофеевых и Алины Храмовой.  Три московские художницы переключают внимание зрителей на то, как важно всегда сохранять свои ценности, не терять чувство радости бытия: рисовать, творить, общаться, видеть красоту.  Представленные работы связаны с весенним пробуждением мира, новыми планами, смелыми идеями. Куратор выставки: Саша Ришар. Вернисаж: 01 апреля с 19.00 до 21.00. Выставка работает в арт-пространстве Рынка на Ленинском по 12 .06.22. 

Отражение луны. Татьяна Тимофеева

 

Фотографии предоставлены галереей «Квартира S» 

Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель

Поделиться: