Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.
*В связи с осложнившейся эпидемиологической ситуацией заранее уточняйте условия посещения и приобретения билетов на официальных сайтах музеев и галерей.
23.12.21. PENNLAB Gallery представила выставку современного дагерротипа «DISIDERIUM», название которой переводится как реквием; она состоит из полусотни работ. Её автор — художник BAILUN создает современные дагерротипы, возродив серебряную технику фотографии XIX века и продолжив поиски Луи Дагерра. В галерее PENNLAB, специализирующейся на исследовании фотографии как вида современного искусства, в рамках выставки будет проходить бесплатная публичная программа. Среди событий: лекции куратора выставки Ирины Чмырёвой о стансах; дагерротипе; о художнике и истории фотографии. Ирина Чмырёва: «В 2004 году русский художник BAILUN создал первый дагерротип в России XXI века. Насколько известно, в XX веке эта технология в нашей стране не применялась. В эпоху, когда мы достигли невероятных технологических открытий, дагерротип нисколько не утратил своих качеств уникального изображения. Достаточно сказать, что разрешающая способность цифровой матрицы пока уступает разрешающей способности пластины дагерротипа. Йодид серебра — светочувствительный слой дагерротипа имеет толщину около десятка нанометров. Таким образом дагерротип — это непревзойденная нанотехнология, которая работает уже на протяжении без малого двухсот лет. Важно, что после 2000 года в России к этой технике обращается не ученый, не прикладной фотограф, а художник, переходящий от техник классической живописи к дагерротипу, как в XIX веке. Идея создать дагерротип — вызов концептуальный: заново сделать изображение в самой первой фотографической технике, секрет которой утрачен.» Выставка работает до 06.02.22.
Фотографии предоставлены коммуникационным агентством «Схема»
24.12.21. В парке «Зарядье» открылись две выставки:
— «Новая красивая выставка» в Медиацентре. В основе большого новогоднего проекта парка «Зарядье — исследование феномена праздника и веселья, ожидания чуда и ощущения сказки. В проекте принимают участие Игорь Шелковский, Григорий Орехов, группа ППСС (Павел Пепперштейн и Соня Стереостырски), Weld Queen, Вова Перкин, Валентин Коржов, Марине Енгибарян, Евфросина, Венера Казарова, Мария Сафронова, Егор Плотников, Анна Красная, Саша Фролова, Гоша Острецов, Андрей Новиков, Роман Ермаков, Ирина Тотибадзе, Кирилл Кипятков, Алес Кочевник, Варя Щука, Сергей Карев и другие. «”Новая красивая выставка” стала новогодним подарком драгоценным представителям человеческого рода и, конечно, посетителям парка “Зарядье”. На выставке вы увидите наши работы, посвященные певцам и певицам и, в частности, таким звездам нашего небосклона, как Алла Пугачева, Филипп Киркоров и Наталья Королева – все эти персонажи всегда присутствуют в контексте Нового года на программе “Голубой огонек”. Советские и постсоветские люди всегда едят оливье и смотрят телек, а там находятся все эти великолепные люди, которые поют песни и встречают с ними праздник», Павел Пепперштейн, художник и участник арт-группы ППСС, представившей на выставке три картины. Выставка работает до 15.03.22.
листайте галерею >>>
— камерная десятая выставка проекта SOVRISK #напотоке в Подземном музее, посвященная Рождеству. Куратор рождественского спецпроекта: Антон Беликов, кандидат философских наук, художник, куратор выставочного проекта «После иконы». В экспозицию, посвященную Рождеству, вошли работы художников-участников проекта «После иконы». Цикл SOVRISK #напотоке в Подземном музее парка «Зарядье» на протяжении 2021 года представлял произведения актуальных российских художников. Важными особенностями проекта стали премьерные показы работ и постоянная демонстрация офлайн произведений NFT-арта вместе с более традиционными работами современных художников, а также возможность для посетителей участвовать в формировании будущих экспозиций, голосуя за одну из представленных работ. Рождественская выставка проекта SOVRISK #напотоке работает до 23.01.22.
Фотографии предоставлены пресс-службой парка «Зарядье»
24.12.21. В галерее Lazy Mike открылась групповая выставка «Dreamcast», которая представляет работы молодых художников: Надежды Лихогруд, Георгия Хомич, Якова Хомич, Александра Крылова, Сюгира Булуктаева, Ники Черняевой, Глеба Баранова, Анастасии Трапезниковой, Владиславы Тарасовой, Василисы Вахрушевой и Евгения Сахацкого. Проект «Dreamcast» не приурочен к празднику и не является рефлексией на тему изменившегося мира. «Dreamcast» приглашает отправиться в визуальное путешествие по реальности, построенной на авторских исследованиях взаимоотношений человека с окружающей средой, и ощутить свободу от будничной суеты. Галерея, продолжая свою миссию, в новом выставочном проекте объединяет работы молодых авторов и передает разнообразие художественного языка и творческих подходов. Выставка продлится до 28.01.22.
Фотографии предоставлены pr-службой проекта
25.12.21. Состоялось открытие выставки Ирины Дрозд «Ужин с монстром» в ресторане «Сирена». Автор идеи и куратор выставки Максим Боксер.
Экспозиция включает около 30 работ Ирины Дрозд — живопись и инсталляция из десятка керамических объектов «Стол с деликатесами», представляющих собой мистических персонажей, монстров и сказочных существ, как будто вышедших из мира детства и детских фантазий.
«Деликатесы на столе» — сказочный мир таинственных вещей, на которые уже наложила печать разложения разрушающая чистый фантазийный мир рука взрослого мира вожделения и власти. Гармония разрушена, подавлена, подана для утехи желудков. Встает вопрос о двойственности укоренившихся понятий, представлений и ценностей — «кто в этом мире монстр — разве тот, кто на блюде?» — этот вопрос интересуется Ирину Дрозд и поиск ответа на этот вопрос она делегирует всем нам.
В свой юбилейный год ресторан «Сирена» трансформируется в культурное пространство. Выставочная программа, которую открыла выставка Ирины Дрозд, составлена при участии галериста Максима Боксера. Выставка работает до 01.03.22.
Блиц-интервью для Cabinet de l’art художника Ирины Дрозд, автора идеи и куратора выставки Максима Боксера и арт-директора ресторана «Сирена» Людмилы Хабрат
Ольга: Ирина — не только одна из самых востребованных и узнаваемых современных художников у нас в стране, ее имя также хорошо известно на Западе, за плечами участие во многих групповых и индивидуальных выставках в разных странах, во многих городах. Поэтому первый вопрос о выборе места проведения выставки. Вопрос ко всем троим участникам нашего разговора: первый ли это опыт проведения выставки в ресторане? И Ирине и Максиму – почему именно этот ресторан? А представителю ресторана – почему именно этот автор?
Ирина: Для меня это не первый опыт. Вообще моя первая в жизни выставка прошла в кафе Зум на Гороховой в Санкт-Петербурге, не знаю даже, существует ли оно сейчас. Ну и с тех пор, как я стала делать инсталляции — накрывать стол монстрической едой и создавать скульптурные композиции на блюдах — то такая практика стала иметь место. Например, весной этого года было мероприятие в ресторане Гус-Гус в Санкт-Петербурге, при поддержке галереи АннаНова.
Максим: Идея экспонирования произведений искусства в ресторане стара как мир; примеров десятки: от моего бывшего «Перелетного кабака» до лондонского HIX. Конечно, все концепции разные, но большинство так или иначе преобразуют интерьер в выставочное пространство. Кажется, что в «Сирене» преобразовывать нечего, все давно придумано и подчинено морской теме со стоящими по периметру аквариумами и моделями фрегатов. Ребенку понятно, что заставить посетителя обратить внимание на искусство в такой среде дело неимоверно трудное и, может быть даже бессмысленное, если конечно не попробовать переплести мифологию заведения с творчеством художников и их кураторов.
Ирина Дрозд — первая, со своими персонажами, со своей историей и изощренной мистикой, притягательных своей хтонической эротикой существ, которая, как мне кажется, идеально коррелируется с пространством.
Людмила: Нам захотелось соединить ресторан и арт проект в одном пространстве и познакомить наших гостей с философией и творчеством Ирины Дрозд. Таким образом, на ближайшие два месяца Сирена отправляется в плавание в зачарованный мир монстров и других мистических существ.
Ольга: Как проходила подготовка выставки – делался ли этот проект специально для ресторана, можно ли его назвать в определенной степени сайт-специфик инсталляцией? Были ли пожелания со стороны ресторана к работам и принимались ли они во внимание?
Ирина: В принципе эти мои «столы» нельзя назвать сайт-специфик. Так как, например, такая инсталляция была показана в этом году в Галерее Музея Современного искусства в Мишкольц (Венгрия), и затем в Центре Курехина (Спб). Эта была большая групповая выставка «На следующий день» с другими известными художниками. Для моей работы специально выкрашивались стены. Пожеланий со стороны ресторана не было, так как это все-таки мои авторские вещи, это не на заказ. Да и я никаких пожеланий ресторану на счет меню не давала. Шеф-повар сам творец и правильно, если он творит по велению души и сердца. Иначе не будет искусства.
Максим: Теперь у нас есть шанс узнать, как разные авторы построят свой диалог с этим местом и смогут ли втянуть в свою игру людей, которые просто пришли выпить и закусить. Это им, художникам и кураторам придется превратиться в мистических полуптиц и испытать голос своего искусства на притягательность.
Людмила: При подготовке к выставке мы полностью доверились профессионалам. Наша задача здесь проста — предоставить пространство мастерам — Ирине Дрозд, Максиму Боксеру и нашему шеф-повару Алексею Горевому.
Ольга: Мне кажется, что сейчас формируется довольно уже устойчивая тенденция сотрудничества современного искусства и ресторанного бизнеса. Кураторы, галеристы, художники готовы устраивать выставки в пространствах ресторанов и кафе, а те в свою очередь готовы выступать принимающей стороной. Я, не будучи профессионалом, считаю, что это очень перспективное и интересное взаимодействие – ведь и галерейный и ресторанный бизнес становится успешным, только если им занимаются увлеченные люди. Но бизнес есть бизнес. Насколько с точки зрения профессионалов это работающая схема – выставлять работы художника в пространстве ресторана или кафе, бара?
Ирина: Это в любом случае работает на узнаваемость художника и места. В моих работах часто присутствует тема странной еды, поэтому у меня нет противоречия между работами и местом проведения, типа ресторана. Это здорово, что искусство приходит в жизнь человека, а не только маринуется по белым пространствам галерей. Ну, вот еще хотела добавить, например, в Русском Государственном Музее была выставка «Приглашение к обеду», у меня там была представлена скульптура на подносе.
Максим: Это всегда интересный эксперимент, не столь важен коммерческий успех, скорее работа с пространством и «другой» публикой. Особенно это интересно, когда творчество художника, как в случае с Дрозд, тематически да и визуально связано с едой… Кроме того, исторически подобное взаимопроникновение культур определяло целые жанры: голландские кабаки XVII века; кафе Монмартра и Монпарнаса («Ротонда», «Полетт» и прочие); наконец кабаре начала XX века в России («Привал комедиантов», «Бродячая собака», даже «Метрополь» Саввы Мамонтова с его синтезом искусств….). А если только начать перечислять имена, то голова пойдет кругом: Пикассо, Модильяни, Судейкин, Якулов и так до бесконечности.
Людмила: Для нас это не совсем про бизнес. Мы хотим создать новый формат — место, куда люди могут прийти отдохнуть, вкусно поесть и встретиться с художниками, музыкантами, певцами, хотим соединить современную культуру и отдых, сделать своего рода клуб.
Ольга: Выставка открывается накануне Нового Года. Это как бы ваш шаг в следующий год. А следующий шаг в новом году уже продуман?
Ирина: В феврале я открываю персональную выставку в Берлине в HAZE Gallery и в марте вторая персональная в некоммерческом пространстве P.A.N.D.A. Theater.
Максим: Об этом пока рано говорить. Но меня в этой истории привлекает как раз то, как разные авторы постараются подчинить готовый, не очень допускающий изменения интерьер своей задаче; какие приемы изберут будущие кураторы, чтобы оторвать взгляд посетителя от тарелки или, что еще труднее — от плавающих в аквариуме рыб, и заставят погрузиться мыслями в свою историю, ну или не заставят. Остается только поблагодарить владельцев ресторана за флибустьерский дух и поддержку авантюрного эксперимента и пожелать проекту — семь метров под килем.
Людмила: Это хороший эксперимент, мы придаем историческому месту новое содержание… Сейчас ведем переговоры с другими интересными художниками и артистами. Мы хотим с нашими гостями, как с хорошими друзьями, делиться лучшим, новым, интересным. Экспериментировать и получать новые эмоции. Мы очень благодарны всем участникам этого проекта.
листайте галерею >>>
Автор Фото: Евгений Уваров
Ирина Дрозд. Объекты инсталляции «Стол с деликатесами». 2020
Фотографии предоставлены коммуникационным агентством «Схема»
С Новым Годом, дорогие читатели Cabinet de l’art! Пусть каждый день будет арт-событием вашего собственного произведения искусства под названием Жизнь!
Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель