Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.
23.02.23. В Крокин галерея работает новая выставка классиков современного искусства Франциско Инфантэ и Нонны Горюновой «Цепная реакция». Куратор галереи Александр Петровичев: «Новая выставка Франциско Инфантэ и Нонны Горюновой расширяет горизонт восприятия введённого ими в арсенал художественного поиска визуальный образ-концепт Артефакт. Само понятие Артефакт, применительно искусства, впервые артикулируется ими в середине 70-х годов, наполняется особыми смыслами и понимается как нечто феноменально новое, лишённое рефлексии и соединяющее в себя две знаковые величины – природу как таковую и элемент художественного персонифицированного творчества. Основной процесс реализации замысла происходит на природе, где и обнаруживает себя синтез двух вышеупомянутых «начал» в формах специально созданных инсталляций и фиксируемых в фотографии. «Цепная реакция» серия новых произведений, созданных авторами в контексте зимних заснеженных пейзажей и выстроенная в протяжённый фриз-инсталляцию в залах Крокин галереи. «Цепная реакция» в данном случае не специфический алгоритм процесса, а его знак, визуализация, его умозрительная оболочка, невместимая в узкие рамки устоявшегося понятия. Франциско и Нонна в своей изначальной концептуальной установке уходят далеко за внешний контур формального подобия применимой ими конструкции. Здесь интересно иное. «Цепная реакция» понимается ими как последовательность действия, развёрнутого во времени и пространстве, где на этапе умозрительной цепи происходит фиксация и выявление особого фокуса взаимодействия с реальностью, выстраивание знака соединения с нею. При безусловном интересе авторов к самому процессу как таковому, онтология их поиска существует в ином плане и целеполагании, а понимание искусства заключено в обретении единства, в слиянии формы и содержания в непрерывном синтезе краеугольных начал. Своим искусством они артикулируют новое в его феноменальном значении, новое, обретаемое ими в сопричастности природе как данности, её небу, её заснеженным пейзажам в сопряжении с художественной конструкцией как «дополнительным элементом», завершающим выстраивание новой метафоры, нового Артефакта». Выставка работает до 19.03.23.
Фотографии представлены Крокин галереей
24.02.23. Галерея Купол открыла выставку Александра Лозового «Тории. Путь к Фудзияме». Истоки художественного образования Александра Лозового — в школе русского авангарда. Он учился живописи у своего отца, Николая Лозового (1901-1983), посещавшего занятия Казимира Малевича, Павла Филонова, Кузьмы Петрова-Водкина. Наставником и учителем Александра была Варвара Бубнова (1886-1983), которая работала в художественной манере, относящейся к направлению экспрессионизма, и до переезда в Японию сотрудничала с ключевыми объединениями русского авангарда. В представленной серии работ Лозовой обращается к наиболее узнаваемым образам и мотивам японской культуры: на его полотнах предстают гейши с зонтиками, самураи с лицами-масками и гримасами театра Кабуки, священные синтоистские ворота тории и гора Фудзияма, символ Японии. Особый интерес для художника представляют живописная техника и эксперименты с её возможными вариациями, дающими эффект оживления поверхности полотна. Яркие контрастные цвета Александр Лозовой накладывает в технике импасто — толстым слоем, образующим рельеф — или выливает жидкой краской на холст, позволяя им образовать уникальные фактуры. Такая живописная манера как нельзя лучше соответствует культуре Японии. Выставка работает до 17.03.23.
Фотографии предоставлены галереей
25.02.23. Состоялось открытие совместного pop-up проекта галереи Omelchenko Gallery и мультиформатного проекта Community Moscow художницы Анны Проказовой «Декамерон» (18+) в Community Moscow, где представлены: анимированный видео-арт, авторская коллекция лимитированных постеров с дополненной реальностью. Анна использует число 10 не только как прямую аллюзию на «Декамерон» Боккаччо, но и как символ внутреннего «Я», так как во многих культурах сумма девятки — числа окружности, и единицы — центра — связывается именно с проявленностью эго. Изображением 10 часто становится круг с точкой посредине. Анна Проказова: «В сложные времена общество ищет пути эскапизма, поэтому я приглашаю зрителя ненадолго покинуть пределы рационального мира и окунуться в мою маленькую мистерию. Не в качестве метода игнорирования реальности, но в качестве временного смещения фокуса внимания давайте обратимся к своему подсознанию, последуем примеру прекрасных молодых юношей и девушек, героев Боккаччо, и найдём сегодня для Нас убежище, где я раскрою перед Вами 10 карт, каждая из которых по своей сути представляет собой новеллу, которую пишете Вы сами, вступая в диалог с изображением. Таким образом, 10 является одновременно и началом и концом путешествия. Например, Одиссей странствовал 9 лет, а на 10-й год вернулся на Итаку, а Троя держала осаду 9 лет и пала на 10-й год. В моей колоде, как и в классической колоде Уэйта, число 10 присвоено карте «Колесо Фортуны» и обозначается Римской цифрой Х. Эта карта имеет, возможно, самую загадочную и очень неоднозначную символику». Юнг полагал, что все явления и процессы стоит рассматривать в целом, в том числе, и описание нашей психики возможно только при рассмотрении и рассудочного и подсознательного мышления. Символ помогает построить мост между ними. Одним из инструментов являются карты Таро. Анна Проказова: «Свою колоду я создаю на основе символов, заложенных Артуром Эдвардом Уэйтом. Он разработал эту символьную систему в 1910 г., и данный вариант Таро был признан классическим. Однако художник в данном проекте является не только «испытателем, но и испытуемым», потому в поисках символов я обращаюсь не только к коллективному бессознательному, но и к своему подсознанию. Я стараюсь максимально расширить поле для считывания информации неподготовленным зрителем. Так из колоды ушёл цвет фона, как правило, определяющий настроение карты, а универсальные символы стали менее однозначными, чтобы взаимодействуя с каждым зрителем, обращаться больше к его личному опыту, нежели к общечеловеческому». В рамках проекта будет представлена параллельная программа. Выставка работает в Community Moscow до 26.04.23.
Фотографии предоставлены галереей
27.02.23. В галерее ГУМ-Red-Line состоялось открытие персональной выставки художника, актёра театра и кино, перформатиста, музыканта Пахома (Сергея Пахомова) « Les fleurs du…». Экспозиция включает в себя картины и фотографии, созданные художником в 2022-м и 2023-м годах. Часть произведений выполнена в сотрудничестве с художницей Marinesca, постоянным соавтором Пахома. На открытии проекта автор также представил перформанс «Великое лежание 27.02.23», который впоследствии будет задокументирован и войдет в состав выставки в видеоформате. В центре выставки — 10 новых холстов, написанных специально для проекта. Пахом соединяет визуальные элементы психоделической культуры с восточными мотивами, наследием советской и пост-советской андеграундной культуры. Куратор проекта Михаил Сидлин: «название “Les fleurs du…” отсылает зрителя к сборнику стихотворений французского поэта Шарля Бодлера «Цветы зла». Из ядра 10 больших картин исходит свет в виде цветочных лепестков. Этот свет можно отождествить с мана меланезийцев или фарном персов, то есть волшебной силой старинных пророков и компьютерных игр. Смесь разных традиций, культурных канонов и явлений является одной из характерных черт работ Пахома, именно она позволяет расширять границы творчества автора, включая художественный, актерский, музыкальный и перформативный форматы…Главная ценность работ Пахома – это утверждение любви к жизни и радости». Куратор проекта: Михаил Сидлин. Выставка работает до 16.04.2023.
Фотографии предоставлены галереей
28.02.23. Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева совместно с фондом Ruarts представили персональную выставку «Сталь. Стекло. Бетон.» Михаила Розанова. Михаил Розанов – один из известных современных фотографов со своим стилем и выбором сюжетов, работающий преимущественно в монохромной технике. Его произведения отличает предельный минимализм, академическая строгость и сдержанность. С 1995 года работы Михаила Розанова регулярно выставляются в России и за рубежом. Фотограф принимает участие в различных международных биеннале и ярмарках. Является членом Союза фотохудожников России. C 2015 года работает эксклюзивно с Ruarts.
На выставке «Сталь. Стекло. Бетон.» представлены фотографии архитектуры европейского модернизма 1950-1980-х годов, снятые с 2018 по 2020 годы в Мадриде, Лондоне, Париже, Роттердаме, Милане, Берлине, Белграде, Хельсинки и Москве. Архитектуру модернизма 1950-1980-х годов определяют как «большой стиль» Европы, запечатлевший послевоенное ощущение оптимизма, стремление к простоте форм, ясности пропорций. В залах Музея архитектуры кадры из разных городов Европы даны вперемешку, приглашая зрителя к сравнению и размышлению. Михаил Розанов: «Этим я хотел подчеркнуть, что в пространстве искусства и стиля есть только одна граница – между оригинальным и вторичным, талантливым и бездарным, поэтому блестящие московские здания эпохи модернизма стоят в серии рядом с парижскими или мадридскими». Выставка Михаила Розанова отражает авторское восприятие зданий и сооружений, ровесником которых он является и в окружении которых он сформировал свой стиль: нарочито геометричный, брутальный, монохромный, доводящий до совершенства перспективу и композицию, контраст света и тени. Кураторы: Катрин Борисов, Андрей Карагодин. Выставка работает до 14.05.23.
Фотографии предоставлены PR фонда Ruarts
01.03.23. Музей М.А. Булгакова в «Нехорошей квартире» на Большой Садовой открыл выставку иллюстраций к роману «Мастер и Маргарита» петербургского художника Андрея Харшака, выпускника Института графики, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. Эти работы, большая часть которых подарена Музею М.А. Булгакова художником, показываются впервые. Серия иллюстраций к роману «Мастер и Маргарита» Андрея Харшака – один из ключевых и любимых самим художником проектов. Именно роман «Мастер и Маргарита» стал первой книгой, которую художник выбрал сам, в отличие от предыдущих, выполненных на заказ. Многолетняя работа над эскизами к роману Булгакова началась в 1987 году. Издательство «Карелия» в Петрозаводске предоставило художнику полный карт-бланш: все его затеи по макету книги, ее оформлению и трактовке образов главных героев были осуществлены. Издание с иллюстрациями автора было опубликовано в 1991 году. Андрей Харшак работал с классическими вариантами офорта, а также многочисленными приемами, которые он называет «управлением случайностями». При создании портретов героев он стремился к передаче внешних черт, к соответствию булгаковскому повествованию. При работе над обликом персонажа особое внимание художник уделял событиям в романе, разворачивающимся вокруг героя. Иллюстрации к «Мастеру и Маргарите» стали последней работой Андрея Харшака в технике офорта, после их создания он больше к ней не возвращался. Художник Андрей Харшак о работе над иллюстрациями: «…для меня было важно погрузиться в особую атмосферу, созданную писателем, вжиться в нее. И это касалось не только Москвы 20-х годов прошлого века, но и евангельских сюжетов, которые Булгаков серьезно трансформировал. Он ввел новых действующих лиц и очень напряженные диалоги, форма которых далека от канонического библейского повествования. Построение фраз в них обострено и, даже, конфликтно. Это тексты ХХ столетия, и графический язык иллюстраций должен этим текстам соответствовать». Выставка работает до 04.06.23.
Фотографии предоставлены пресс-службой Музея М.А. Булгакова
01.03.23. Галерея «Веллум» подготовила выставочный проект «Алексей Кравченко. В окно потаенно глядящие». Русский, советский художник Алексей Кравченко завоевал в начале 20х годов прошлого века признание как живописец, позднее был более известен как график и иллюстратор. В его живописи, относящейся к символизму, есть таинственность, недосказанность, воображение и полунамеки. В рамках проекта показаны в том числе ранние работы — «Купальщицы на Волге» (1916) и «Поцелуй» (1929-1930гг.). Всего представлено более 50 экспонатов, показывающие многогранность мастера — портреты, пейзажи, книжная иллюстрация, экслибрис, этюды обнаженной натуры. За свою жизнь художник создал более 200 живописных работ, свыше 1000 гравюр на дереве, около двух сотен офортов и огромное количество рисунков. Впервые экспонируются подлинные фотографии, где запечатлены обнаженные модели. Они напечатаны с редких пленок, сохранившихся в семье художника. Куратор выставки, основатель галереи «Веллум» Любовь Агафонова. Выставка 18+ работает до 16.04.23.
Фотографии предоставлены галереей
01.03.23. В креативном пространстве Центра дизайна «ARTPLAY» открылась новая галерея современного искусства «Q-ART GALLERY» дебютной выставкой «Чёрно-белый андеграунд». Коллекция галереи формировалась более двух десятилетий, но сама идея создать реальную галерею возникла недавно. В планы команды нового галерейного пространства входит показывать не только известных мастеров из своего собрания, но и работы молодых интересных авторов, только начинающих свой путь в искусстве.
Обладая обширной коллекцией ключевых представителей нонконформизма, одним из основных направлений своей деятельности галерея видит сохранение наследия художников этого направления, проведение исследований. Представители нонконформизма стали основой экспозиции выставки «Чёрно-белый андеграунд». В экспозиции представлено десять имен, которые создают искусство, представляющее синтез традиций — работы Дмитрия Плавинского, Анатолия Зверева, Дмитрия Лиона, Александра Харитонова, Бориса Свешникова, Евгения Чубарова, Петра Беленка, Лидии Мастерковой, Евгения Рухина, Евгения Михнова-Войтенко.
02.03.23. В Еврейском музее и центре толерантности начала работать выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций». Как особый еврейский субэтнос бухарские евреи окончательно сформировались в XVIII веке на территории центральноазиатских мусульманских государств: Бухарского эмирата, Кокандского и Хивинского ханств. Однако их культура наследовала и продолжила традиции гораздо более раннего времени, корни которых восходят к эпохе Персидской империи. Презентация феномена сохранения собственной идентичности и культурного своеобразия в контексте культур окружающих народов на протяжении всего исторического пути бухарских евреев является главной темой выставки. Масштабный совместный проект Еврейского музея и Музея истории евреев в России представляет историю и культуру бухарских евреев как феномен особой еврейской идентичности в контексте культур Центральной Азии. Экспозиция выставки развернута в центральном лобби музея и продолжается в левой галерее, включая подразделы «Дом и традиционная бытовая культура», «Религиозные обычаи», «Жизненный цикл», «Традиционные занятия и ремесла, музыка, танец, театр», «Традиционная одежда». На выставке представлено около 200 экспонатов, некоторые из которых ранее не показывались публично. Это образцы народного искусства и предметы быта, изделия ремесленников, ритуальные предметы, амулеты, уникальные исторические документы и фотографии, различные элементы декора традиционных еврейских домов из Самарканда и Бухары конца XIX — первой трети XX века: именно они лежат в основе специально созданной инсталляции, рассказывающей о жилище бухарско-еврейской семьи. Значительное место в экспозиции отведено традиционной одежде бухарских евреев и образцам ткачества и золотого шитья. Также на выставке представлены экспонаты из собрания Российского этнографического музея, Фонда Марджани и частных коллекций. Кураторы: Григорий Казовский, Борис Хаймович. Дизайн экспозиции: Нана Абдрашитова. Выставка работает по 18.06.23.
Фотографии предоставлены PR Еврейского музея и центра толерантности
02.03.23
Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель