Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.
22.12.22. Галерея и шоурум «MУXA» и Школа современного искусства «Свободные мастерские» представили уже ставший доброй традицией «Тот самый маркет» версия 3.0. Третий раз «MУXA» предоставляет свою площадку для студентов и выпускников Школы современного искусства «Свободные мастерские» при Московском музее современного искусства, а также презентует своих новых резидентов. Молодые художники открыты к экспериментам и неожиданным художественным ходам. Именно поэтому «Тот самый маркет» производит впечатление волшебной лавки. Креативное, творческое сообщество художников и кураторов современного искусства галереи завершает уходящий год яркими эмоциями представленных работ, в экспозиции: живопись, графика, аппликация, офорт, линогравюра, керамика, батик, скульптура, вышивка и авторские принты. Кураторы: Анас7тасия Казакова, Елена Шевелева. «Тот самый маркет» открыт в выставочном пространстве «МУХА» до 15.01.23.
Фотографии предоставлены Галерея и шоурум «MУXA»
23.12.22. В обновлённых интерьерах ГРАУНД Солянки открылись новые выставки.
Каждый год участники известной московской студии ДЭЗ №5 показывают свои произведения на итоговой выставке. В 2022 г. это событие – выставка «Что делать?» — проходит в ГРАУНД Солянке. Студия ДЭЗ №5 создана в 1986 г. группой московских архитекторов и художников. Работа студии строится на основаниях тематической определённости, технологической целесообразности, анти-эйджизма (равноправия детского и взрослого искусства), выставочной направленности. За время существования студии выставки и специальные проекты были показаны в крупнейших экспозиционных пространствах и музеях, в том числе в Государственном центре современного искусства и Государственной Третьяковской галерее, Московском политехническом университете, в центре дизайна Арт-Плей, во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, в Музее космонавтики в Калуге.
Сорок два юных художника начали делать свои работы больше года назад. Первоначальной тематикой проекта планировалось осмысление роли социальной составляющей: как индивидуальные желания и субъективные мнения юных авторов объединятся в группы по интересам и, по словам немецкого учёного Макса Вебера, станут основой «социального действия, которое соотносится по своему смыслу с поведением других субъектов и ориентировано на него». Однако за время создания проект трансформировался, приобретая черты исторического свидетельства и признаки «школы творческого выживания». Напоминание о том, что выставка открывается в декабре 2022 г., то есть ровно 160 лет с момента, когда Н.Г. Чернышевский в одиночной камере Петропавловской крепости приступил к написанию своего известного романа, послужило основанием для постановки новых задач перед авторами.
«Что делать?» — суммарный ответ на вечный вопрос — это понимать и создавать условия и формы для новой счастливой жизни. Для этого участникам студии ДЭЗ №5 было предложено «определить важное, сделать его понятным и видимым — действенным». Каждый участник должен был определить, что для него в системе соотношений социального и личного является самым важным и ценным, затем выразить свои мысли в глаголах первого склонения или инфинитива и, наконец, воплотить в своих произведениях — объектах, скульптурах, инсталляциях. Постепенно выбранные художниками глаголы приобрели «терапевтически-повелительное» наклонение.
Роман Николая Чернышевского «Что делать?» в разные времена прочитывался политически, полемически, утопически. Он и сейчас «недопрочтён» и недорасшифрован. Представленная выставка также открыта множеству интерпретаций. Выставка «Что делать?» — пьеса в многочисленных действиях, каждое из которых открыто дополнению, игре, новому пониманию.
Выставка «Рукоглазый мозг» — выставка о пользе рисования с натуры. Несмотря на сюрреалистическое название, «Рукоглазый мозг» — это выставка о самых что ни на есть реальностях — о взаимодействии нейронауки с творческим процессом и о том, как опыт традиционного художественного образования связан с наукой и открыт конвертации в различные формы современного художественного выражения. Все графические наброски и эскизы нарисованы шариковой ручкой и с натуры. «Входным билетом» в мастерскую ДЭЗ №5 являются 10 рисунков. Их должен приносить каждый на каждую встречу. Это не еженедельное домашнее задание, а ежедневное формирование привычки.» — Георгий Никич, искусствовед, куратор, преподаватель Шанинки.
Фотографии предоставлены ГРАУНД Солянкой
23.12.22. В пространстве арт-платформы Cube.Moscow открылись новые выставки: Московская школа современного искусства (MCSA) представила групповую выставку «Хумгат», Cube.Moscow — вторую часть рождественской ярмарки современного искусства Ice Cube Art Show, галерея ЛУЧ – выставку Кирилла Кипяткова «Небо и море», Arts Square Gallery — выставку Александра Архутика «Траектория мысли», «КультПроект» — выставку «Чувство формы», Kupol Gallery — выставку Рустама Хамдамова «Нечаянные радости» из коллекции Ольги Шепельской и выставку Вадима Тишина «А`la Russe», Most Wanted Gallery — выставку Лёхи Jay «Куджейная», Altmans Gallery — выставку «Невозможное прикосновение», также новую выставку представили в Art it Easy.
В выставочном пространстве Cube.Moscow, где проходят выставки коллекционеров, Kupol Gallery открыла выставку Рустама Хамдамова «Нечаянные радости» из частного собрания Ольги Шепельской. В экспозицию вошли живописные работы, графика и предметы декоративно-прикладного искусства. Рустам Хамдамов обращается к нескольким образам, ставшим ключевыми для его работ, и реализует их в своей уникальной авторской манере. Для них характерна магия цветовых сочетаний, красота женских лиц и силуэтов, одежда, переливающаяся драгоценными камнями, и национальные элементы одежды: кокошники, туфельки, украшения. Работы художника всегда можно угадать по одному штриху, по загадочным и медитативным образам, которые будто бы исчезают от зрителя в красочной дымке. Представленные на выставке серии работ позволяют зрителю погрузиться в таинственные миры Рустами Хамдамова. Рустам Хамдамов – советский и российский кинорежиссёр, сценарист, художник, создатель оригинального метафорического визуального киноязыка, автор ряда киноработ, ставших событиями не только отечественного, но и мирового кинематографа: «В горах мое сердце», «Нечаянные радости», «Анна Карамазофф», «Мешок без дна». Рустам Хамдамов создавал эскизы украшений для домов высокой моды Милана, Парижа, Нью-Йорка, проектировал ювелирные изделия для американской компании «Russian World Gallery». В 1997 году был удостоен национальной независимой премии «Триумф» как художник, сценарист и кинорежиссёр, а в 2003 году стал первым в истории российским художником, работы которого при жизни были приняты в современную коллекцию Эрмитажа. Его работы находятся в коллекции Государственной Третьяковской Галереи, в американском музее Роткерс Юниверсити, в Национальной итальянской галерее в Равенне, в частных коллекциях. Выставка работает до 22.01.23.
В своем пространстве резидента арт-платформы Kupol Gallery представляет выставку Вадима Тишина «А`la Russe». Художник перенимает традиции и любовь к национальному стилю и показывает Россию как смесь древних традиций, аристократичности, изысканности и духовного богатства. Его работы изобилуют яркими цветами, сложно выраженным орнаментализмом, сильным фольклорным влиянием и невероятными фасонами в костюмах. В своих эскизах и работах серии «Зов» Тишин также часто обращается к образам древнерусских сказок и мотивам жизни русского человека допетровских времен. Они наполнены растительностью, присущей русской деревне: подсолнухи, чертополохи и ромашки цветут и простилаются по бумаге, оставляя свой визуальный след. Тишин работает с широкой вариативностью медиа: ткани, графика, эскизы, декорации, керамика, ювелирные украшения, платья предстают в качестве уникальных арт-объектов. Представленные на выставке «А`la Russe» работы связаны общим вдохновением, найденным в традиционных фактурах и материалах, в творчестве российских деятелей искусства, в мировоззрении аристократов, в узорах и пряже, хранящихся в деревянных русских избах. Куратор проекта: Виктория Михопулу. Выставка работает до 20.02.23.
Московская школа современного искусства (MCSA) в большом зале Cube.Moscow представляет групповую выставку «Хумгат» — рефлексию на тему личной мифологии и размышление о базовых онтологических вопросах — душе, смерти и возрождении. Хумгат — неописуемое, абсолютно пустое место, известное как коридор между мирами, где нет ничего — ни пространства, ни времени. Собранные вместе мифологии 18 художниц создают единое иллюзорное пространство на грани между уходом во внутренний мир и возвращением к гармонии с внешним. Кураторы: Жанна Бобракова, Михаил Левин.
В пространстве арт-платформы Cube.Moscow открылась вторая часть первой ежегодной рождественской ярмарки современного искусства Ice Cube Art Show. В проекте принимают участие резиденты Cube.Moscow, среди которых галереи Syntax, Art It Easy, Arts Square Gallery, «КультПроект», Kupol, M.A.R.S.H., Most Wanted и Cubed Art Shop, а также галерея «Пальто». Художники-участники: Ася Багаева, Сергей Бугаев (Африка), Надежда Войнова, Дарья Коновалова-Инфанте, Евгений Куковеров, Кирилл Кто, Андрей Логвин, Роман Манихин, Борис Матросов, Саша Пучкова, Вадим Тишин, Евгений Чубаров, Иван Языков, LotaLota и другие.
В этот же день состоялось открытие нового резидента Cube.Moscow — галереи «Луч». Галерея «Луч» — кураторский проект искусствоведа Светы Николаевой, основанный в 2009 году. Проект развивался в режиме on-line и pop-up, в формате организации персональных и групповых выставок современного искусства на различных площадках и участия в ярмарках современного искусства в Москве и за рубежом. В фокусе галереи — художники «Новой волны» и динамичные авторы, работающие как в традиционных, так и в новейших техниках. Первым проектом в Cube.Moscow стала выставка Кирилла Кипяткова «Небо и море». В творческом стремлении преодолеть земное тяготение художник обращается к безграничным стихиям и ищет в них ощущения свободы и невесомости.
Arts Square Gallery представила выставку произведений Александра Архутика «Траектория мысли». Работы московского художника имеют свой узнаваемый графический почерк и стиль: в творчестве художника объединены книжная форма и графический дизайн. Александр принадлежит к числу современных художников, чье творчество долгое время было скрыто от публики, а роль произведений становится со временем все более актуальной, значительной и масштабной. В творчестве художника объединены книжная форма и графический дизайн: в работах мы видим взаимодействие литературного текста с оригинальной печатной графикой в интересном оформлении. Все графические элементы связаны и стилистически дополняют друг друга.
Результаты нового исследования галереи «КультПроект» сложились в выставку «Чувство формы». Проект объединяет произведения Евгения Зарембы, Дианы Воубы и Аллы Урбан, в которых абстракция, фрагментация, геометрическое расчленение и выявление наименьшей фрактальной единицы превращаются в значительные холсты и выразительные произведения. Взаимодействие различных творческих манер, помещенных в общий контекст, усиливает персональное высказывание каждого художника, и позволяет с особой силой выявить разницу или близость подходов в видении формы, проявлении цвета, отношении к поверхности и использованию художественных средств. Кураторы: Юлия Манусевич, Ирина Солнцева.
В стенде Most Wanted Gallery открылась персональная выставка Лёхи QJay «Куджейная» — фантазия на тему того, что было бы, если бы 25 квадратных метров галерейного пространства превратились в комнату художника. Что такое жилище художника? Ответ автора: «Сейчас в моем случае — это место, где происходят основные события в моей жизни, мой космический корабль, в котором я вместе с планетой прорезаю плоть космического пространства, это моя мастерская, мой храм и мой музей имени меня же. Такое место часто фигурирует в моих комиксах».
Новая экспозиция выставки «Невозможное прикосновение» галереи Altmans в пространстве Cube.Moscow совмещает работы художников прошедших веков и современное искусство: от Рембрандта, Франсиско Гойи, через модернистов, кураторы выстраивают связи с ныне творящими авторами. Находясь в диалоге друг с другом, художники проблематизируют возможности интерпретации исторического и создают пространство для коммуникаций самых разных эпох и культур. В разные эпохи художники по-разному трактовали «вечные темы». До XX века они отталкивались от канонических образов и сюжетов, почерпнутых из древних книг. Модернисты разрушают традиции и открывают абстракцию, благодаря чему современные художники уже не скованы каким-либо одним художественным языком, зачастую они в открытую представляют материал, который способен говорить сам за себя. Немаловажным источником для образов искусства являются воспоминания детства, фантастические миры, рожденные воображением ребенка, которые навсегда оставляют отпечаток в сердце взрослого. Центральной работой экспозиции стал офорт Рембрандта «Ангел, покидающий семью Тобиаса». Эта небольшая гравюра повествует о вере в чудо и исцелении от тяжкой болезни.
Выставки работают до 22.01.23.
Фотографии предоставлены пресс-службой Cube.Moscow
23.12.22. В ЦСИ «Винзавод» состоялось открытие трех выставок — Проектов кураторов и независимых сообществ. Проекты кураторов и независимых сообществ запущены как форма поддержки для действующих кураторов и талантливых высказываний. По результатам опен-колла отобраны семь выставочных проектов и семь коротких форматов. Главная цель инициативы фонда Винзавод – дать стимул представителям творческого сообщества для самореализации в контексте текущей ситуации. Это возможность для участников арт-сообщества представить свои кураторские проекты перед экспертной аудиторией и широкой публикой, а также шанс успешно интегрироваться в профессиональное арт-сообщество.
Новый состав из числа отобранных проектов: «Метасеквойя фоксии» – художественное размышление на тему шестого вымирания животных и растений на планете Земля в эпоху антропоцена; исследовательский проект «Слои Данбара» – попытка художников разобраться в социальных связях внутри современного общества, основываясь на теории британского антрополога Робина Данбара; выставка-перформанс программы коротких форматов «Окей, я подумаю над этим» – аудиоинсталляция Тины Шибаловой, обыгрывающая избитую фразу в ответном письме, которая означает, что человек принял отрицательное решение.
Инсталляция «Метасеквойя фоксии» посвящена теме шестого вымирания биологических видов на планете на фоне человеческой деятельности. Выставка продолжает коллективный проект Энциклопедия растений. Участникам Энциклопедии растений и выставки «Метасеквойя фоксии» предложено опрокинуть идею всеобщего воскрешения на прошлое Земли – в этот раз к жизни возвращается флора. Базовым ресурсом здесь служит игра. Куратор: Евгения Белякова (самоорганизация «Надетый хвост»). В экспозиции в Акцизном зале, подъезд №9 – работы Кирилла Кто, Александра Повзнера, Насти Зиборовой, Ани Гордеевой, Тани Сушенковой, Валентины Чжоу, Ани Дервановой, Нафисы Жаббаровой, Юры Павлова, Марии Кокуновой и Дианы Ли. Выставка работает до 15.01.23.
Выставка «Слои Данбара» в Бродильном цехе предлагает зрителю поразмышлять о социальных связях и исследовать модель своих отношений с людьми. Сколько людей у вас в окружении и каким образом вы выстраиваете взаимоотношения? Какие изменения происходят с приходом новых и исчезновением старых социальных связей? Какое качество имеют ваши социальные связи? В основе выставочного проекта – исследование антрополога Робина Данбара. Исследуя приматов Данбар вывел число, определяющее ограничение на количество постоянных социальных связей, который человек может качественно и осознанно поддерживать. Оно в среднем определяется равным 150 и называется «число Данбара». Куратор: Нелли Галиас. Участники выставки: София Акимова, Виктория Ананьева, Анастасия Аспарагус, Елена Голубева, Анна Кабирова, Катика, Лилия Ким, Анастасия Литвинова, Алексей Лабзин, Светлана Покровская, Ксения Попаренко, Светлана Самойлова, Юлия Санжаревская, Лиза Токарева, Алена Шапарь. Выставка работает до 15.01.23.
Выставка-перформанс программы коротких форматов «Окей, я подумаю над этим» на бывшей площадке проекта Старт в Подъезде №9 ЦСИ Винзавод предлагает художникам помечтать о том, какую из своих работ они хотели бы показать зрителям и детально описать ее в аудиозаписях, которые можно будет послушать через QR-коды. Аудио-сопровождение: Наталья Смирнова, Тина Шибалова. Куратор: Тина Шибалова. Открыта для посещения до 30.12.22.
Фотографии предоставлены пресс-службой ЦСИ «Винзавод»
23.12.22. Московский музей современного искусства представил новый проект «Лики и лица: путешествия образов» в рамках программы ММОМА «Коллекция. Точка обзора». Программа запущена в конце 2017 года и реализуется сотрудниками-кураторами Научного отдела MMOMA. Авторы программы: Андрей Егоров, Анна Арутюнян. Экспозиция развернута на двух этажах Образовательного центра музея. Отправной точкой выставки стал портретный жанр, позволивший на примере музейной коллекции проследить, как на протяжении XX и XXI веков трансформировался метод портретирования и какими разными смыслами наделялся образ человека. Кураторы меняют представление о портрете как жанре привычном и консервативном – в его плоскостном техническом решении в виде рисунка или живописи, и дополняют его палитрой новых средств и медиумов для отображения облика человека. Таким образом, в экспозицию также входят скульптурные объекты, инсталляции и видео. Выставочное пространство состоит из трех тематических разделов: «Публичное», «Личное» и «Личнòе». В них портретный мотив раскрыт на трех смысловых уровнях: как традиционный метод рефлексии художника в отношении своей персоны и своего окружения; как некое социальное «зеркало», где автор дает собирательный образ общественных групп; и, наконец, портрет предстанет как «опытное поле» эксперимента, конструктор обретения нового в искусстве. Специальной частью проекта стал ретроспективный взгляд на экспозиции ММОМА, подготовленные в разные годы для региональных площадок. Она предстанет в виде своеобразного архива-инсталляции. Многое здесь расскажет зрителю о том, как создаются подобные выставки, что этому сопутствует и что остается в таких случаях «за кулисами». Выставка работает в Образовательном центре ММОМА до 19.02.23.
Фотографии предоставлены пресс-службой ММОМА
23.12.22. В Музее русской иконы им. Михаила Абрамова открылась выставка одного шедевра. Экспозиция представляет древний образ святителя Николая Мирликийского (Великорецкого) с житийным циклом в клеймах из собрания Сергея Ходорковского. Выставка продолжает проект «Шедевры древнерусской живописи из собраний России», посвященный малоизвестным памятникам русской иконописи, которые много лет лежали в запасниках, недавно вышли из реставрации или до этих пор не были удостоены обстоятельной и качественной публикации. В середине XVI века вятский образ Николы Великорецкого был прославлен по всей Руси в рамках политики Ивана Грозного и митрополита Макария. Однако икона из собрания Сергея Ходорковского отличается от распространенных списков с вятской святыни увеличенным размером и иным составом сюжетных клейм: ее житийный цикл насчитывает 16 эпизодов, в противоположность 8 сценам, традиционным для Великорецких образов. К выставке «Святитель Николай Мирликийский (Великорецкий), с 16-ю клеймами жития» запланирован выход каталога с публикацией памятника и исследования, адресованный широкому кругу ценителей русской иконописи. Выставка работает до 21.03.23.
Фотографии предоставлены пресс-службой Музей русской иконы им. Михаила Абрамова
24.12.22. Мастерская-ТАФ (Театр архитектурной формы) представила своё новое арт-пространство в центре Москвы. Группа архитекторов-дизайнеров-педагогов, единомышленников, существует уже почти 40 лет. Руководит мастерской Александр Павлович Ермолаев, профессор МАРХИ, основатель авторской дизайнерской школы, кандидат искусствоведения, член Национальной академии дизайна, почетный член РАХ. Общая, отличительная черта разнообразной деятельности Мастерской-ТАФ – социально-культурная направленность, сформированная пониманием хрупкости окружающего мира и сегодняшней, часто варварской роли человека в нем. Поэтому одним из ведущих и постоянных направлений деятельности мастерской является педагогика, а многолетний путь мастерской принципиально лежит вне коммерческих целей и инициатив. В конце 2022 года Мастерская решила расширить свою деятельность и создать собственное галерейное пространство для проведения выставок, встреч и дискуссий. В первую очередь в рамках выставочной программы ТАФ будет представлять работы своих членов. «ТАФ-арт» — это стремление создавать работы, свободные от суеты, конъюнктурности, тревоги, нравоучительства, самоуверенности. Источником ТАФ-арта являются обнаруживаемые в природе линии, ритмы, структуры, фактуры, формы, пространства, цвет, звуки, слова – их простые и естественные соединения. ТАФ-галерея открылась выставкой Александра Ермолаева «SE / вчера и сегодня: от пиршества восприятия к экопротопосту». На выставке впервые показаны фото Александра Ермолаева на основе цветных слайдов 60–70х годов, демонстрирующие ПИРШЕСТВО ВОСПРИЯТИЯ –повышенное внимание к визуальным характерностям окружения. Сегодняшний период творчества назван Ермолаевым ЭКОПРОТОПОСТОМ. Это самые свежие работы: незатейливые рельефы из отходов столярного, швейного, скобяного производства.
Фотографии предоставлены ТАФ
27.12.22. Elohovskiy Gallery представила выставку «Игры Дам» по результатам open-call, объявленного в конце сентября. Итоговой темой по мнению кураторов стало исследование образа женщины, играющей разные роли в разные моменты жизни. Групповая выставка выстроена как нарратив о трансформации женского образа в современном обществе — от религиозного образа Богоматери до аспекта интимности. По замыслу кураторов экспозиция призвана раскрыть многогранную и контрастную женственность через призму искусства. Представлены работы Ольги Менжилий, Светланы Чепровой, Аглаи Кузнецовой, Яны MARA, Алины Андрейчишеной. Концепция галереи Elohovskiy Gallery — связь времен через работы признанных представителей искусства и молодых художников – находит подтверждение во второй выставке, после открытия галереи в историческом особняке XVIII века, доме купца П. П. Кувшинникова в Елоховском проезде в ноябре 2022 года. Кураторы выставки и галереи: Марианна Петренко и Андрей Яковлев. Выставка работает до 29.01.23.
Фотографии Cabinet de l’art
28.12.22. В ЦСИ Винзавод, строение 11, состоялась презентация Центра перформативного искусства The Place. Это лаборатория, где можно без условностей экспериментировать над коммуникацией. Открытие Центра запланировано на 29.12.22. «The Place» переводится как «место встречи». Миссией центра заявлена актуальная задача — «соединение духовного с материальным в одной точке». В центре представлены работы российских и зарубежных художников, способных передать эту идею. The Place Team: «Мы мечтаем создать новую религию по имени Любовь. И, как следствие, создали пространство, в котором это состояние будем транслировать через все возможные инструменты. К счастью, в нашей копилке много опыта для реализации этого проекта, много наработок и, что не менее важно, команда профессионалов и единомышленников». С 29 декабря в рамках постоянной экспозиции будут проходить перформансы: Code 369, созданный основателями совместно с креативной командой SIGNATURE. Это выставка о планетах, наполненных своим смыслом, историческим подтекстом, и физическими свойствами. Визуализация передается с помощью света, звука, физических материалов: металл, стекло, вода, современные полимеры. Lila – переосмысление правил древнейшей игры, позволяющей взглянуть на свою жизнь со стороны. Параллельно с основной программой в центре постоянно будут проводиться различные краткосрочные выступления перформансистов со всего мира. Это новая площадка, открытая для проведения выставок и перфомативных показов. В дальнейшем в центре The Place также будет работать обучающее отделение по основам перфоманса. Студенты смогут не только получить специальное образование, но и получить стажировку внутри центра и за его рамками. Основатель Центра — Ольга Щербакова, художник исследователь, продюсер и автор выставки RESET — start from zero в центре современного искусства М’АРС. Будучи фанатом Марины Абрамович и проживая какое-то время в Нью Йорке, Ольга тщательно следила за тем, что происходит в мире перформанса. После приезда в Россию, закончила курсы «Основы перформанса» в Британской Школе Дизайна у Марины Антонян. Так родилась идея создать первый в России Центр Перформанса: http://theplacenter.ru/ Общее открытие: с 29.12.22.
Фотографии предоставлены Центром перформативного искусства The Place
29.12.22. В Старом Английском дворе парка «Зарядье» открылась новая глава проекта #ПОДКЛЕТ – интерактивная выставка-нонсенс «Алиса в Нейроцарстве», переосмысляющая классические произведения Льюиса Кэрролла через эстетический и исторический контекст русской культуры. Впервые сокуратором выставки проекта #ПОДКЛЕТ становится искусственный интеллект. Выставка посвящена одной из самых известных героинь сказочного мира – Алисе, построена на аллюзиях и парадоксах произведений Льюиса Кэрролла, в которой по касательной раскрываются традиции викторианской Англии. Мультимедийное оформление и видеоарт для выставки созданы с применением нейросетей Midjourney и Stable Diffusion, которым для обработки были предложены нарративы и образы из «Алисы в стране чудес» и визуальный стиль Ивана Билибина. Созданные при помощи нейросетей иллюстрации, стилизованные под эстетику Ивана Билибина, развивают одну из ключевых для проекта концепцию «гонзо-историзма» — исследования не только самого исторического явления, но и его места в массовом сознании. В историческом пространстве подклета Старого Английского двора создан пространственно-временной мультижанровый микс исторических артефактов и следов Алисы в истории России, к оставлению которых приложили руку многие ключевые деятели нашей культуры – от Владимира Набокова до Владимира Высоцкого. Выбор билибинской эстетики здесь неслучаен. Многие знают канонические образы, созданные Джоном Тенниелом – первым иллюстратором «Алисы». В памяти всплывает Алиса с белокурыми локонами в голубом платье и белоснежный кролик из диснеевского мультфильма 1951 года. И, конечно, яркие образы Мии Васиковской и Джонни Деппа в фильме Тима Бертона (2010). Более сотни художников в разное время визуализировали героев историй про Алису, например, Туве Янссон, больше известная как писательница, придумавшая Муми-троллей. Однако куратору и художнику выставки Никите Лукинскому захотелось поэкспериментировать с русским стилем и придумать Алису, которой никогда не было. «Для статических печатных афиш была использована нейросеть text2image Midjourney v4, с помощью которой мы изобразили Алису, как Василису. В её руках мухомор, рядом с ней берёза, можно заметить кролика в ярком одеянии и часы. Также для рисунка характерен типичный для билибинских работ орнамент», – Никита Лукинский. Гости выставки попадают в настоящее Зазеркалье, у них есть возможность полистать электронные копии первых изданий приключений Алисы, увидеть историю прототипа литературной героини и послушать аудиоспектакль, песни к которому сочинил Владимир Высоцкий через 110 лет после выхода сказки. Кукол для выставки сделали мастерицы из Москвы и Великого Новгорода: Ольга Моисеева, Анна Терехова, Мария Володина, Екатерина Шубина, Людмила Эйсымонт. Выставка работает до 26.02.23.
Фотографии предоставлены пресс-службой парка «Зарядье»
Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель