#Арт-обзор 22.04-29.04.21

 

 

Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.

Эмми Америка. Съемка для ЖК
«Береговой». 2020 Предоставлено
автором

22.04.21. В Третьяковской галерее открыт выставочный проект «Мечты о Свободе. Романтизм в России и Германии». Хронологические рамки эпохи романтизма принято соотносить с двумя датами — 1789 и 1848 годами, когда история развивалась так стремительно, что породило новое чувство жизни и времени. Неполные 60 лет вместили в себя Великую французскую революцию, Наполеоновские войны, череду революционных выступлений — события, не только изменившие весь мировой порядок, но и сформировавшие новое художественное мышление, новый тип человека, героя и творца. Для Германии и России это время стало золотым веком, периодом интенсивного художественного развития, формирования того, что можно назвать национальными художественными школами. Для русских мастеров Дрезден был важнейшей точкой на культурной карте Европы.  На выставке в Третьяковской галерее показаны шедевры мирового уровня из десятков немецких и российских собраний. Они раскрывают романтизм как художественное направление во всей многогранности, обозначив точки сближения и различия в искусстве России и Германии. Пространство выставки выстроено как лабиринт. В экспозиции семь разделов — «Невозможность свободы», «Родина», «Внутренний мир», «Детство», «Кабинет», «Протагонисты», «Свобода». Архитектурное решение выставки, отражающее нелинейность и непредсказуемость человеческой жизни, разработано американским архитектором Даниэлем Либескиндом. В центре экспозиции — четыре главных художника русского и немецкого романтизма: Алексей Венецианов, Александр Иванов, Каспар Давид Фридрих и Карл Густав Карус. Каждый из них прошел свой путь, достигнув в творчестве подлинной внутренней свободы. Эпоха романтизма в культуре Европы сыграла важнейшую роль в формировании самосознания современной творческой личности, современного способа художественного мышления. Поэтому завершающим акцентом каждого из разделов выставки стало произведение одного из крупных современных художников, в которых прослеживается связь с философским мировоззрением той эпохи — работы Гвидо ван дер Верве, Билла Виолы, Джеймса Таррелла, Николая Полисского, Хироси Сугимото, Андрея Кузькина, Сьюзен Филипс, Вольфганга Тильманса.  Проект включает обширную культурно-просветительскую программу. Специально к выставке подготовлено фундаментальное иллюстрированное издание. «Мечты о Свободе. Романтизм в России и Германии».  Проект был разработан в сотрудничестве с Государственными художественными собраниями Дрездена. Выставка работает по 08.08.21.

Фотографии Cabinet de l’art

 

22.04.21. Музей АРТ4 представил персональный проект Василия Кононова-Гредина «Русская смерть» — исследование значения смерти в русской культуре. Даже в условиях глобализации отношение к смерти, ритуалу и обряду сохраняется, как сакральное; отношение к смерти у каждого народа разное, и в этом отношении раскрывается его идентичность. Изучая отношение к смерти, мы приближаемся к пониманию духа народа. На примере Архангельской, Вологодской и Кировской областей проект осмысляет те процессы, которые происходили и происходят с народом в последние сто лет. В данное время мы наблюдаем за смертью русского Севера. С 17 лет Кононов-Гредин ходит в этнографические экспедиции с Центром русской культуры и письменности «Мир», посещая те места, которые были заброшены 30 лет назад.  Проект реализован при поддержке Мультимедиа Арт Музея, Москва. Выставка работает до 05.06.21.

Василий Кононов-Гредин. Эскиз проекта _Русская смерть_

Фотографии предоставлены Музеем АРТ4

 

23.04.21. В ГРАУНД Солянке галерея JART представила новые абстрактные работы Димы Горбунова. В выставочном пространстве галереи JART, в те же даты, открыта экспозиция ранних фигуративных работ художника. Дима Горбунов входит в ТОП-100 признанных молодых художников по мнению аналитической платформы о современном российском искусстве INART. Абстрактная живопись для художника стала своего рода скрупулезным исследованием, будь то изучение влияния искусства на мозг человека или природы живописного мазка. Художник разбивает живопись на молекулы и атомы, и обнажает саму структуру живописной работы – холст и краски выходят на первый план. Однако не форма, а сам мазок становится объектом материализации. В представленной новой серии «МАЖ» мазки сопровождают иллюзорные тени, которые создают эффект оторванности мазков от холста, усиливая их материальность и роль героя повествования. Картины напоминают комиксы с участием мазков-персонажей. «МАЖ» — это игра с аудиторией, ирония над публикой — все работы созданы в компьютерной программе и только потом перенесены на холст. Взрыв ли это чувств художника или его холодный цифровой расчет? – МАЖ – это мираж, как быстроменяющийся мир и наши представления о «прекрасном», о «живописи», о «художнике» и об «искусстве» в целом. Куратор: Катя Бочавар. Выставка «МАЖ» в ГРАУНД Солянке работает по 13.05.21.

Скульптурный объект Димы Горбунова из серии МАЖ

Фотографии предоставлены галереей JART

23.04.21 В арт-пространстве Cube.Moscow состоялось открытие новой галереи, ставшей резидентом Cube. HIDE GALLERY основана молодой художницей Азизой. Новая галерея ставит своими главными задачами: знакомить российскую публику с прогрессивными зарубежными художниками и поддерживать российских авторов, близких по духу. На первой выставке представлены работы британского художника Ричи Кульвера, бельгийского Альберта Вильема и основательницы галереи Азизы. Выставка работает до 01.06.21.

Азиза

Фотографии Cabinet de lart

 

 23.04.21. Галерея BIS ART представила персональную выставку художницы Яны Ризнык «Арт&Факты». Ностальгия по временам, в которых ты не жил, явление не новое в живописи. Искусство итальянского Ренессанса во многом опиралось на представление об античности, основанное на сохранившихся артефактах. Выставка Яны Ризнык посвящена временам, в которые она не жила, а вместо артефактов она использует советские бытовые приборы и автомобили. Посыл, транслируемый художницей в двух циклах ее работ «Ретрогаджеты» и «Рожденные в СССР», строится на всем знакомых образах, которые становятся визуальными катализаторами, пробуждая в нас сложную цепочку ассоциаций и отсылок. Выставка работает до 08.05.21.

Фотографии предоставлены BIS ART

24.04.21. Omelchenko Gallery представила групповую выставку «Визуальный код будущего». Cегодня цифровое искусство, ведомое технологиями, получило новый виток развития. Художники, представленные на выставке, перенесли логику распространения информации, ее восприятия и визуальную эстетику глобальной сети на физические объекты. Авторы рассуждают о том, как изменились отношения внутри общества после глобального распространения Интернета, как на мировоззрение влияют социальные сети, какие аффекты вызывает непрерывный доступ в Интернет. Современные художники используют в качестве основного художественного приема различные системы, кодирующие информацию в разнообразных модальностях: визуальной, звуковой, вербальной и цифровой — технологии трансформируют не только процесс создания искусства, но расширяют и меняют поле его восприятия. Выставка работает до 30.04.21.

Автор работы: Анастасия Свиридова

Фотографии предоставлены Omelchenko Gallery

25.04.21. В рамках Открытого фестиваля искусств «Черешневый Лес» в музее «Царицыно» открылась выставка уникальных экспонатов из музеев Венеции — в этом году один из красивейших и удивительных городов мира отмечает важную юбилейную дату — Венеции исполняется 1600 лет. Выставка «Под маской Венеции» посвящена многогранной венецианской культуре XVIII века. На выставке в музее-заповеднике «Царицыно» в Хлебном доме представлены экспонаты из собраний Дворца дожей, музеев Коррер и Ка’Реццонико (Музей Венеции XVIII века), Музея стекла на острове Мурано и палаццо Мочениго (Музей тканей и костюмов). В Москву привезли карнавальные маски, костюмы знатных горожан, муранское стекло, посуду, железный нос гондолы XVII века, гравюры и картины Пьетро Лонги с изображением сцен из повседневной жизни Венеции и даже азартные игры из венецианских игорных домов. Экспозиция дополнена предметами из коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственного исторического музея, музея-усадьбы «Архангельское» и многих других. «Царицынский дворец изначально был задуман как праздничная резиденция, где звучит музыка и сверкают фейерверки – всё это созвучно настроению венецианского карнавала, декор и причудливые формы построек Василия Баженова перекликаются с деталями палаццо на берегах Большого канала. Мы мечтали, что венецианская сказка будет рассказана именно в нашем музее. И эти мечты сбылись!» — Елизавета Фокина, генеральный директор музея-заповедника «Царицыно». Бюро PS Culture спроектировало выставочное пространство так, что каждый новый зал — это новая сценография и новые театральные декорации. Композиция выставки позволяет выбрать один из двух маршрутов – двух вариантов отношений с городом человека, оказавшегося в Венецианской республике XVIII века. Специальным разделом выставки стала парфюмерная экспозиция: ароматы восточных пряностей, кожи, амбры и сандала, созданная совместно с брендом Acqua di Parma. Куратор выставки: Дарья Колпашникова (музей-заповедник «Царицыно») и Кьяра Скуарчина (Фонд городских музеев Венеции). Архитектор выставки: Юлия Наполова (бюро PS Culture). Выставка работает до 29.08.21.

Карнавальные маски «ларва»
Италия, Венеция
Вторая половина XVIII века
Холст, клей, гипс, краска, папье-маше
Фонд городских музеев Венеции, Музей палаццо Мочениго, Центр истории текстиля
и костюмов

Фотографии предоставлены pr-службой музея «Царицыно»

 

26.04.21. В Музее архитектуры открылась первая в его истории ювелирная выставка «Epic Jewellery От мостов к архитектуре космоса». Украшения Epic Jewellery — искусство и одновременно – сложные технические разработки (среди которых есть фирменные и патентованные). Бренд работает с необычными материалами (титан, алюминий, карбон) и воплощает проекты на стыке науки и искусства. Экспозиция на третьем этаже пространства «Руина» посвящена связи ювелирных украшений и архитектуры, а также связи украшений и современного искусства. Представлены работы современных художников, с которыми сотрудничает бренд. Это картины на титане Жан-Кристофа Куэ, созданная специально для выставки работа Ирины Петраковой, кубок-наутилус Ильи Федотова-Федорова. Сопровождает выставку музыка, специально записанная для экспозиции композитором и музыкантом Александром Болдачевым. Выставка работает до 23.05.21.

Фотографии Cabinet de lart

 

27.04.21. Галерея ГУМ-Red-Line на Красной площади представила свой выставочный проект «Головач Сопромат». В экспозиции — работы медиахудожника Сержа Головача, входящего в рейтинг InArt «Топ-100 признанных российских современных художников». Куратор проекта: Сергей Хачатуров. Также в выставочном проекте принимает участие пианист Дмитрий Шишкин — исполнитель нового поколения. Представленный проект — это своеобразная художественная лаборатория, в которой автор исследует природу материалов, фотографии и творчества в целом, материальное воплощение манифеста автора «Материальная фотография». На выставке представлены варианты диалога художника с разными материалами: сталью, деревом, тканью, металлом, камнем и бумагой., в котором он размышляет о природе фотографии и возможностях ее трансформации в материальный объект. Особая часть экспозиции — серия работ «Игра без клавиш», на которых в намеренно традиционной технике запечатлены руки пианиста Дмитрия Шишкина. Именно он стал проводником на музыкальной волне по миру сопромата Сержа Головача 27 апреля, выступив с концертом в пространстве экспозиции. На протяжении выставки состоятся паблик-токи с участием художника и куратора Сергея Хачатурова и несколько авторских экскурсий. Расписание специальной программы к выставке — на сайте и в социальных сетях галереи ГУМ-Red-Line. Выставка работает до 22.06.21.

Серж Головач Серия «Игра без клавиш». Пианист Дмитрий Шишкин, 2021

Фотографии предоставлены галереей ГУМ-Red-Line

 

27.04.21 В  Мультимедиа Арт Музей, Москва состоялось открытие XII МОСКОВСКОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ БИЕННАЛЕ «МОДА И СТИЛЬ В ФОТОГРАФИИ – 2021»

В рамках XII Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии – 2021» МАММ представил:

—  персональную выставку российского фэшн-фотографа Юлии Майоровой «Режим тишины». Куратор выставки: Ольга Свиблова. Юлия Майорова работает в жанре портретной фотографии, в ее портфолио такие мировые звезды, как Николь Кидман, Дженнифер Лопес, Синди Кроуфорд, Джордж Клуни, Джон Гальяно, Аниш Капур, Анна Суи и многие другие. «Для такого сотрудничества необходимо быть соразмерным уровню этих звезд, видеть и открывать в людях то, что им присуще, но нечасто артикулируется. В своих портретах Юля как раз раскрывает момент внутренней тишины. Часто она «нарушает» техническое задание, сформулированное издательствами и брендами. Это рискованно и смело для молодого автора, но, безусловно амбициозно – ведь в истории фотографии как части истории искусства остаются именно люди, расширяющие границы и выходящие за рамки стандартов» –  Ольга Свиблова, куратор выставки и директор Мультимедиа Арт Музея, Москва. Выставка работает по 20.06.21.

Юлия Майорова. Mujuice, обложка альбома Regress.
Москва, 2019

 

 

_____________________________________________________________

— проект знаменитого американского фотографа-документалиста и режиссера Лорен Гринфилд «Одержимые успехом» — масштабное двадцатипятилетнее исследование, включающее более 200 фотографий, несколько документальных фильмов и множество интервью. Путешествуя по всему миру — от США до России и Китая — Лорен Гринфилд наблюдала за трансформацией наших представлений о счастье и изучала идеалы, стереотипы, механизмы и культурные коды современного общества потребления. Кураторами выставки «Одержимые успехом» выступают сама Лорен Гринфилд и Труди Уилнер Стэк. Впервые выставка была организована и представлена в Annenberg Space for Photography в Лос-Анджелесе в мае 2017 года. Московская версия выставки подготовлена совместно с куратором Анной Зайцевой. Выставка работает по 27.06.21.

_____________________________________________________________

 

 — выставку Эмми Америка «crazy это сразу». Узнаваемый стиль и неординарный подход к фэшн-съемкам сделали Эмми одним из самых востребованных современных фотографов. Ее снимки размывают грань между коммерческой и художественной фотографией, а каждая рекламная кампания становится самостоятельной новеллой с тщательно продуманной эстетикой и сюжетом. Визуальный язык Эмми Америка сложился под влиянием кинематографа. На съемочной площадке она действует как режиссер-постановщик. Эмми принципиально снимает только на пленку. Эмми Америка в свои 25 лет выставкой в МАММ подытоживает определенный этап своего творчества. Сегодня фокус внимания художницы все чаще направлен на социально-документальную фотографию, перформативное искусство и эксперименты с различными медиа. «Очень легко пойти на поводу у востребованности и закоснеть в своем стиле. Важно продолжать расти» — Эмми. Выставка работает по 20.06.21.

— выставку Бориса Назаренко — одного из самых ярких представителей современной стрит-фотографии, известного своими эмоциональными и ироничными снимками повседневной городской жизни. В экспозиции представлены работы Назаренко двух последних десятилетий его творчества. Его снимки — результат остроумной игры воображения и наблюдения. Ему блестяще удается предвосхитить зарождение и развитие истории, почувствовать «решающий момент» и за долю секунды запечатлеть его в одном кадре. Это редкое умение делает Назаренко превосходным мастером спонтанной, непостановочной фотографии. Сам он называет свои работы «импровизациями». «Я не мыслю сериями, для этого есть кинематограф, я мыслю одним кадром, с которого все начинается и на нем же заканчивается» — Назаренко. Выставка работает до 20.06.21.

Борис Назаренко. Nicosia. 2018. Цифровая печать. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

 

27.04.21. Московский музей современного искусства и театр «Современник» представили совместный выставочный проект «Современник. Начало», приуроченный к 65-летию прославленного театра. Основанный в 1956 году группой недавних выпускников Школы-студии МХАТ, объединившихся вокруг Олега Ефремова, как демократичная «Студия молодых актеров», театр стал одним из самых заметных культурных явлений хрущевской оттепели. Уже в 1958-м он обрел свое название, выразившее кредо его создателей – «двигаться вперед вместе с жизнью» и вместе со зрителем. За прошедшие с тех пор десятилетия «Современник», которым с 1972 по 2019 годы руководила Галина Волчек, показал более ста премьер, прочно утвердив свое место на театральной карте Москвы. Масштабная выставка в MMOMA – не театроведческая экспозиция в привычном смысле, но своего рода оммаж, музейное посвящение раннему, легендарному «Современнику». Это единая документально-художественная инсталляция, в которой встречаются два измерения культуры и два времени: театральная история и современное искусство, прошлое и настоящее. Театр и сегодняшние художники вместе приглашают зрителя к размышлению о сути современности – изменчивой, ускользающей и при этом неизбежно распахнутой в будущее. «Театральная» часть экспозиции рассказывает о начальном периоде «Современника» и предлагает вспомнить семь знаковых спектаклей первых лет, которые сформировали его особый, узнаваемый метод и стиль: «Вечно живые» (1956 г.), «В поисках радости» (1957 г.), «Матросская тишина» (1958 г.), «Никто» (1958 г.), «Пять вечеров» (1959 г.), «Голый король» (1960 г.), «Двое на качелях» (1962 г.). По принципу контрапункта в экспозицию включены работы семи московских художников – наших современников: Елены Артеменко, Яна Гинзбурга, Евгения Гранильщикова, Екатерины Муромцевой, Егора Плотникова, Анны Ротаенко и Егора Федоричева — работающих с образами, темами и смыслами актуальными именно для нашего времени. Своеобразным эхом они откликаются на те вопросы, те этические и эстетические коллизии, которые более полувека назад волновали молодых создателей «Современника». Художественный руководитель проекта: Виктор Рыжаков. Автор художественной концепции, архитектор, куратор: Алексей Трегубов. Кураторы: Анна Арутюнян, Андрей Егоров. Куратор-театровед: Елизавета Спиваковская. Научный консультант: Татьяна Прасолова. Выставка работает до 30.05.21.

Зрители у здания театра Современник на пл. Маяковского (Архив театра Современник)

Фотографии предоставлены pr-службой ММОМА

28.04.21. Государственная Третьяковская галерея совместно с галереей «Триумф» представили выставку Таисии Коротковой «Темный лес». Таисия Короткова затрагивает сложную и актуальную тему взаимоотношений человека и науки, обращается к проблемам, связанным с освоением космоса, новейшими технологиями репродукции человека и наследием советской ядерной эпохи. Отправной точкой для создания проекта «Темный лес» стали блоги сталкеров, которые описывают свои походы на заброшенные промышленные объекты в жанре, близком к фольклору. В поисках приключений сталкеры отправляются в лес, где, преодолевая трудности и опасности, приобретают особый опыт. В серии панорамной графики «Темный лес» секретные постройки, созданные преимущественно во время холодной войны и после нее, оплетены деревьями, травами и кустарниками. Эти испытательные сооружения напоминают одновременно ритуальные пирамиды наших предков и обретения будущего и научной фантастики. Таисия Короткова, работая над созданием серии «Темный лес», обращается к использованию необычного материала — клееных скатертей. Отсылающие к ритуалу гостеприимства, ответственность за который в традиционном обществе принадлежит женщинам, они становятся изнанкой военизированного «мужского» мира, продуцирующего оружие. На выставке представлено более 30 работ Таисии Коротковой, выполненных в различных техниках. Выставка проходит при поддержке Группы ЭкоЛайн, ведущего оператора по обращению с отходами в Московском регионе, который не только создал современный цикл работы с сортировкой и переработкой отходов, но и активно продвигает инициативы по сокращению отходообразования и экопросвещению. Выставка работает в Новой Третьяковке, Западное крыло по 13.06.21.

Таисия Короткова

Фотографии предоставлены галереей «Триумф»

28.04.21. Музей Москвы представил выставку «Уют и Разум. Фрагменты художественной жизни Москвы 90-х». Проект реконструирует художественную жизнь Москвы первого постсоветского десятилетия. В залах музея представлено более 200 произведений 1990-х годов: от живописи и графики до видеоарта и инсталляций. Многие работы выставлены впервые, а нереализованные ранее инсталляции выстроены по чертежам художников. Основа экспозиции — работы художественных групп «Инспекция “Медицинская герменевтика”», «Облачная Комиссия», «Россия», «ТаРТу», «ФенСо», «Четвертая высота». Участники этих объединений относятся к младшему поколению московских концептуалистов, которое сформировалось к концу 1980-х годов. Художники этого круга стали уделять больше внимания интересам отдельной личности. Ведущим мотивом выставки в Музее Москвы становится сон, который художники этого направления считали высшим проявлением личной свободы. Название выставки заимствовано из текста «Уют и Разум» 1994 года, в котором писатель, теоретик и сооснователь группы «Инспекция “Медицинская герменевтика”» Павел Пепперштейн размышляет о силе языка — важной категории в творчестве представленных художественных групп. Экспозиция поделена на две условные части: пространство «Уюта», где размещены произведения художников, и пространство «Разума», где можно увидеть артефакты художественной жизни 90-х — фотографии, афиши, приглашения и каталоги выставок. Заглавным изображением афиши выставки стал рисунок одного из бланков «Облачной Комиссии» — самой многочисленной художественной группы 90-х, в которую вошли почти полторы сотни участников, в том числе и члены других групп: Павел Пепперштейн, Сергей Ануфриев и Владимир Фёдоров из «Инспекции “Медицинская герменевтика”», Антон Смирнский и Антон Черняк из «ФенСо», Иван Дмитриев из «России», Александр Мареев, Сергей Шутов, Владислав Мамышев-Монро и многие другие. Образ облаков связан с мечтами и фантазиями и созвучен сну. Также на афише можно увидеть листья, которые вдохновлены холстами еще одного участника «Облачной Комиссии» — Владимира Могилевского. В инсталляции «Осень Средневековья» он перенес древа королевских династий на холсты, превратив их в цветные деревья. «Уют и Разум» — первый дипломный проект из серии выставок в рамках совместной магистерской программы НИУ ВШЭ и Музея современного искусства «Гараж» «Практики кураторства в современном искусстве», над которым работали студенты первого набора Дарья Тишкова, Иван Карамнов, Елена Бугакова и Таисия Струкова. Параллельно выставке пройдет публичная образовательная программа. На лекциях, дискуссиях и экскурсиях можно будет больше узнать о феномене групп 90-х и творчестве отдельных художников. Программа на сайте музея. Выставка работает до 04.07.21.

Фотографии предоставлены pr-службой Музея Москвы

29.04.21. Галерея ArtOffice Gallery Fedini представила персональную выставку Елены Зимы «Магия Зимы».  Елена Зима в своих работах выстраивает тему взаимодействия света, тени и персонажей. Вдохновившись природой, она создала свой индивидуальный творческий стиль в рамках магического реализма и наделила полотна многочисленными образами.  Используя светотень, художник заполняет пейзажи и природные поверхности некими призраками, которые неожиданно появляются и растворяются перед зрителем. На выставке представлены как ранее экспонированные картины, так и новые работы. Выставка работает по 23.05.21.

Елена Зима «Темная ввода»

Фотографии предоставлены ArtOffice Gallery Fedini

Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель

Поделиться:

Подписка

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.