Арт-обзор 19.10-26.10.23

Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.

19.10.23. Крокин галерея представила выставку Софии Инфантэ «Линия разлома». «Идея выставки возникла в самолёте, когда я разглядывала в иллюминатор горные хребты, изрезанные линиями каменного кракелюра… Всё, казалось бы, знакомо и обычно, но эта картинка в иллюминаторе неожиданно спровоцировала в моём сознании метафору, напрямую затрагивающую лично меня. Произошла какая-то странная экстраполяция; мои эмоции мне представились в виде стихий, за которыми можно наблюдать и в процессе наблюдения вычленять основное движение внутреннего состояния, перемены которого сокрыты в особых разломах. Эти линии пересекаются, ломаются в изгибах жизни, исчезают и возникают вновь, образуя сложный рисунок где-то на уровне сознания. Они определяют непрерывное визуальное движение, которое увлекает и зрение, и эмоцию…», — София Инфантэ. Выставка работает до 19.11.23.

Фотографии Ольги Серегиной

23.10.23. В Еврейском музее и центре толерантности состоялось открытие выставки «Тинькофф Город: Энди Уорхол и русское искусство». Задача выставки – сформировать диалог между работами Энди Уорхола и ведущих российских художников и продемонстрировать многообразие и преемственность творческих методов американского автора.  В экспозицию вошло более 60 произведений Энди Уорхола и 50 работ современных российских художников из частных собраний. Энди Уорхол — художник, еще при жизни ставший иконой поп-арта, оказал огромное влияние не только на американское искусство второй половины ХХ века, но и на глобальные процессы, происходившие в мировой культуре. Работы Уорхола, в которых он обращался к темам славы, богатства, рекламы и консьюмеризма, спровоцировали появление абсолютно нового подхода в философии искусства и нового образа художника. «Бренд Уорхола» сыграл особую роль в формировании современного российского искусства, совпавшего с процессом формирования в стране арт-рынка. Экспозиция разделена на разделы: «Тусовка», «Я – бренд», «Шоппинг», «Как Энди стал Уорхолом», «Среда обитания», «Деньги», «Монро», «Слава» и «Memento mori», в которых работы Уорхола  представлены в диалоге с творчеством российских художников: Владислава Мамышева-Монро, Авдея Тер-Оганьяна, Константина Звездочетова, Оскара Рабина, Виталия Комара и Александра Меламида, Михаила Рогинского, Сергея Шутова, Бориса Орлова, Павла Пепперштейна, Надежды Лихогруд, Ростислава Лебедева и других.  Некоторые экспонаты были созданы специально для выставки, как, например, портрет «Энди» Павла Пепперштейна и «Лес» Владимира Потапова. В 2021 году проект «Энди Уорхол и русское искусство» был представлен в пространстве «Севкабель Порт» в Санкт-Петербурге. Для выставки в Москве экспозицию существенно обновили. Представленные на выставке работы – оригиналы тиражной графики. Их значительная часть принадлежит бельгийской компании Sunday B.Morning, с которой Уорхол начал работать еще в 1970 году. В этот период художник, уже создавший несколько успешных серий, мечтал увеличить тиражи своих работ. Сотрудничество с Sunday B.Morning позволило ему выпустить по 250 экземпляров серий «Мэрилин» и «Цветы», которые впоследствии вошли во все каталоги и сегодня считаются раритетом. В конце 1990-х компания возобновила печать и продолжает выпускать «Мэрилин», «Суп Кэмпбелл» и другие знаменитые работы поп-артиста. Как и прежде, все листы снабжены пометкой «поставьте вашу собственную подпись», так как Уорхол полагал, что таким образом владелец каждого листа вовлекается в диалог с автором произведения.  Стоимость первых выпусков тиражной графики знаменитого художника достигает шестизначных значений. Так, в прошлом году на торгах Christie’s шелкография «Простреленная шалфеевая Мэрилин» (1964) ушла за рекордные 195 млн долларов, став самым дорогим американским произведением искусства.  Куратор проекта: Яна Звенигородская; архитектор: Анна Румянцева. Генеральный партнер проекта Тинькофф Город. Выставка 16+ работает до 18.02.24.

Фотографии предоставлены музеем

23.10.23. Центр визуальной культуры Béton представил проект Саши Генциса «Рейс в мечту». Проект Саши Генциса преследует цель не только осмыслить, но и выразить средствами искусства значение авиации в современную эпоху технического прогресса. Революция в покорении неба свершилась относительно недавно, всего чуть более века назад, когда в 1903 г. в воздух поднялся легендарный «Флайер» братьев Райт. Изобретение, модернизация и грандиозный успех применения самолета оказал фундаментальное влияние на развитие современного общества. Самолет стал символом эпохи новейшей истории, где цивилизация сменила путь развития с эволюционного на революционный, с естественного на искусственный, с мистического на рациональный. Принципиальному изменению подверглись принципы восприятия мира. В экспозиции собрано 21 фотополотно, которые позволяют увидеть кабины исторических самолётов, а также почувствовать себя за штурвалом. Работы, выполненные в крупном формате с высокой детализацией изображения, позволяют выйти далеко за рамки простого копирования действительности. Соединив снимки из кабин легендарных образцов с пейзажами из собственного архива, Генцис дал старым самолетам возможность еще раз подняться в небо. Выставка работает до 26.11.2023.

24.10.23. В Музее Международного нумизматического клуба открылась выставка «Великий Восток», посвященная искусству, истории и культуре двадцати пяти великих династий Центральной Азии. Представлены золотые монеты Ахеменидской империи, редчайшие статеры Александра Македонского и его полководцев, монеты Парфии и Бактрии, крупнейшая в мире коллекция золотых монет Чингизхана и Тамерлана, шедевры искусства Востока из фондов Музея нумизматики, Музея Востока, Государственного Эрмитажа, ГМИИ им. А. С. Пушкина и Фонда Марджани. «Монеты – это больше, чем деньги. Они отражают государственную политику, служат историческим источником и являются произведением искусства. Восточная часть моей коллекции формировалась долгие годы и впервые будет представлена на выставке. Работа над проектом объединила усилия многих людей. Перед нами – очередной пример совместной плодотворной работы и содружества частных коллекций и государственных собраний.  Я убежден, что знакомство с ними обогатит наши представления о культуре и искусстве этого региона», – Вагит Алекперов, учредитель Музея Международного нумизматического клуба. Помимо монет, на выставке представлены археологические находки, сделанные в тех странах, откуда происходят деньги, а также произведения искусства, ритуальные атрибуты и изображения богов. Под стихи, переведенные с разных языков региона, посетителям представлены тактильные предметы и товары Великого шелкового пути – специи, кораллы, серебро, слоновую кость и, конечно же, шелк. Оформление выставки вдохновлено архитектурой ключевых центров Великого шелкового пути – городов Бухары и Самарканда. Залы передают атмосферу восточного дворца и купола Токи Саррофон, под которым издревле собирались менялы и банкиры своего времени. Партнеры проекта: Государственный Эрмитаж, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Музей Востока, Фонд Марджани. Выставка работает до 10.04.24.

Фотографии предоставлены галереей пресс-службой проекта

24.10.23. Московский музей современного искусства представил проект Алины Федотовой «Оазис», который запускает программу «Поиск. Исследование», основная задача которой — показать разные подходы к исследованию как к форме художественного высказывания. Сегодня художники все чаще работают над проектами, включающими сбор и обработку различных типов информации. Они стремятся представить концептуально обоснованные работы с подробными объяснениями своих заявлений. Для этого художники проводят полевые исследования, анкетирование, изучают литературу и привлекают специалистов из разных областей знания. Такие проекты часто содержат междисциплинарные элементы, стирающие границы между наукой и искусством. В рамках 67-й Российской Антарктической экспедиции Алина Федотова провела океанографические исследования на борту НЭС «Академик Федоров» в малоизученных окраинных морях Антарктиды. Затем она провела 45 дней на антарктической станции «Прогресс», где осуществила художественное осмысление пространства. Созданные на основе этого опыта художественные произведения разделены в проекте «Оазис» на два блока: один посвящен взаимодействию человека и природы, а другой — взаимодействию ученого и художника внутри одной личности. Большая часть работ проекта «Оазис» создана в мастерских Центра художественного производства «Своды». Выставка работает в Образовательном центре ММОМА до 10.12.23.

 

Фотографии предоставлены пресс-службой музея

24.10.23. Московский музей современного искусства представил выставку «Странный фрукт», в экспозиции которой показаны произведения художников, относящихся к разным направлениям и творческим методам XX и начала XXI века. Название выставки «Странный фрукт» обыгрывает общую тему, объединяющую произведения, представленные в экспозиции – наличие земных плодов в работах художников. Выставка разделена на три тематических раздела: «Райский плод», «Памятник картошке» и «Странный фрукт». В проекте исследуется взаимосвязь человека и природы, и символическое значение плодов в различных культурных и исторических контекстах. Проект является частью специальной исследовательской программы «Коллекция. Точка обзора» и призван познакомить зрителя со значительным собранием произведений мастеров в фондах музея. В экспозиции представлены работы художников из коллекции музея: Павла Леонова, Олега Целкова, Роберта Фалька, Андрея Гросицкого, Зураба Церетели и других авторов. Программа запущена в конце 2017 года и реализуется сотрудниками-кураторами Научного отдела MMOMA. Авторы программы: Андрей Егоров, Анна Арутюнян. Выставка работает в Образовательном центре ММОМА до 10.12.23.

Алина и Джефф Блюмис. «Cloning Factory 2». 2006. Видео.

Фотографии предоставлены пресс-службой музея

24.10.23. Галерея pop/off/art представила персональную выставку «Homo soveticus Аркадия Петрова» легендарного художника-семидесятника. Жизненный путь Аркадия Петрова тесно связан с его искусством, в котором отразился образ советского обывателя со всем его бытом, надеждами и чаяниями. Молчаливые персонажи его нарратива – это рабочие и функционеры системы, основная масса, психологию которой очень емко выражает художник. Идея проекта – проследить трансформацию идеологических символов и тезисов в культуре повседневности советского и постсоветского общества в произведениях Аркадия Петрова. Экспозиция выставки поделена на главы – четыре основные темы, выделенные куратором. Раздел «Шахта» – блок работ, связанный с детским опытом художника. Теме социалистического труда отведена глава «Служба», в которой собраны произведения, связанные с концептом долга в разных его проявлениях. В качестве противопоставления в разделе «Отдых» представлен блок работ, иллюстрирующий свободное время труженика: праздник, перекур, поездка на Черное море. И завершает экспозицию тема «Памяти», в рамках которой собраны произведения, описывающие романтические и похоронные ритуалы, фиксирующие важные события в жизни маленького человека. В экспозиции представлено более 40 картин из разных периодов Аркадия Петрова, включая легендарные работы 1980-х, а также видеофильмы и артефакты из жизни художника. В качестве диалога в каждый раздел включены произведения других авторов галереи. Куратор: Анастасия Котельникова.  Выставка работает до 25.11.23.

24.10.23. Generative Gallery открыла новое пространство на Винзаводе выставкой Ever-changing. Кураторский коллектив галереи свою задачу видит в том, чтобы представлять новые имена для художественного сообщества и изучать новые форматы репрезентации цифрового искусства, сделать галерею платформой для обмена идей, экспериментов и новаторских подходов в области цифрового творчества, а не только выставочной площадкой. До сих пор Generative Gallery, проект мультимедийной студии Radugadesign, существовал в виде цикла инициатив и событий, посвященных цифровому искусству. Generative Gallery регулярно реализовывала просветительские события, создавала выставки для медиафасадов Москвы и принимала активное участие в ярмарках современного искусства. Одним из последних громких проектов Generative Gallery стал моно-стенд Миши Моста на Cosmoscow, где робо-рука создавала произведения по эскизам художника в реальном времени. В традиционный Вечер вернисажей Generative Gallery представила выставку Ever-changing об изменчивости и рекурсивности визуального языка цифрового мира. Для участия в первой выставке в пространстве Generative Gallery кураторы галереи Анна Смирнова и Дарья Эпин собрали молодых медиахудожников, развивающих цифровую эстетику в своих работах. Участники выставки Кирилл Контре, Полина Абина, Анна Фобия, Слава SAF, Наташа Перова, Алексей Ефремов (solar.w), Яр Кирсанов, Кристина Сидорова, Евгения Шабунина (ejaneress), Андрей Максимов (Inv4r3d), Monolesan, Александр Абрамов (Synthesis of Art) и Родион Афонин (Outside.inc) создали видеоработы и пост-диджитал объекты с помощью новых технологий – в каждом художественном произведении присутствует процессуальность, развитие, следя за которым зритель сможет разгадать механику его создания. Выставка работает по 04.02.24.

Фотографии предоставлены галереей

24.10.23. Галерея PENNLAB представила новый проект Владислава Ефимова «ВЫСОКАЯ КНОПКА».  Инсталляция посвящена ожиданию счастливого будущего, которое возникает при взгляде на верхние этажи простых пятиэтажных домов. Рабочие поселки, машинным образом изменяющее человека жилье можно рассматривать как механизмы, порождающие радость и счастье.  Радость и счастье становятся массовой продукцией, фабрики ставят на поток выпуск готовой к употреблению мечты.

Фотографии предоставлены Ольги Серегиной

24.10.23. astra gallery представила solo show Виталия Барабанова «Хроники внутренней свободы». В течение последних трех лет художник пришел к термину «внутренняя природа», которым обозначает метафорическое «путешествие» во время художественной работы не только по воспоминаниям о знаковых для себя местах, но и вглубь собственного «я». Эти «путешествия» балансируют между абстракцией и реалистичным изображением, пытаясь зафиксировать неустойчивость внутренних состояний и настроений, которые созвучны изменчивости реальной природы. Выставка работает до 26.11.23.

Фотографии предоставлены галереей

24.10.23. В пространстве VLADEY Space на Винзаводе VLADEY совместно с OVCHARENKO представили выставку Егора Кошелева «Грифонаж». Куратор выставки искусствовед и арт-критик Сергей Хачатуров: «Грифонаж – почти бессознательная импровизация на бумаге, рисунки сродни автоматическому письму. Со времен Рембрандта, итальянских карикатуристов барокко, мастеров французского рококо подобная графика позволяет создавать эксцентричные гирлянды из образов. Помогает демонстрировать художнику филигранные изменения состояний, каприччио стилей. Егор Кошелев едва ли не единственный мастер, истово вовлеченный в диалог с самыми прихотливыми затейливыми сюжетами старинного искусства. Именно он может раскрыть в этих сюжетах интенции новейшей эстетики каскада меняющихся картинок, от комиксов до NFT. В пространстве VLADEY Space грифонажные арабески Кошелева вступят в диалог с листами знаменитого эксцентрика рококо XVIII столетия Уильяма Хогарта. Им есть, что сказать друг другу. Из облачной взвеси, клубов дыма у того и другого рождается театр визуальных чудес. Этот театр элегантен, алогичен и мистичен: таковы иллюстрации Хогарта к его трактату «Анализ красоты». Выставка работает до 01.12.23.

25.10.23. Всероссийский музей декоративного искусства представил выставочный проект «Во имя промысла». На выставке впервые художественные промыслы показаны как собрание драгоценностей. Каждый из отобранных предметов – легенда. Директор Музея Елена Титова: «Выставка призвана показать, что художественные промыслы в 20-м веке – это глубокая традиция, претворенная в работе индивидуальных мастеров и ученых-исследователей, поднимавших художественный промысел до уровня национального искусства». На выставке представлены лучшие образцы 1920-1980-х годов, отобранные из коллекции музея, который является правопреемником Московского кустарного музея и Научно-исследовательского института художественной промышленности.

С новой стороны открываются узнаваемые Хохлома, Гжель, вологодское кружево, ростовская финифть и жостовская роспись. Впервые показаны малоизвестные, но не менее яркие шемогодская береста, нижнетагильская роспись подносов, борнуковский камень и михайловское кружево. Выставка «Во имя промысла» – это монтаж современных идей, новый взгляд на художественные промыслы, которые могут способствовать их развитию сегодня. «Эта выставка дала мне возможность по-новому взглянуть на привычные для нас предметы. Меня поразило, насколько вещи связаны с природой, ее запахами, с густотой глины, плотностью дерева. Отсюда родилось и решение – разделить промыслы по материалам. Кажется, что эти формы придумал не один человек, а сразу все люди, которые жили вместе и были частью какого-то единого цикла природы, породившего и их искусство», – куратор выставки Нина Гомиашвили. К выставке подготовлена программа: цикл лекций «Говорит хранитель», тематические экскурсии, мастер-классы и паблик-токи с искусствоведами, исследователями и художниками. Выставка работает до 20.10.24.

Фотографии предоставлены пресс-службой музея

25.10.23. Галерея ARTSTORY представила выставку «Сергей Казаков-Подкин. Артерии города» — первый персональный проект пермского художника в Москве. Куратор проекта, искусствовед Анна Апресян: «Сергею Казакову-Подкину удалось в своих картинах добиться практически идеального баланса между привычным, понятным реализмом и новым, актуальным прочтением живописного полотна. Он, с одной стороны, наследует традициям соцреализма, а с другой, переосмысляет их, предлагая зрителю совершить путешествие в настоящее, глядя на окружающую действительность через призму большой любви. Любви к своей стране, к каждой ее части и детали». Всего в проекте экспонируется около 80 живописных произведений разных серий. Эти серии, по словам автора, связаны друг с другом неразрывно и должны восприниматься скорее как темы, главы единого повествования. Самые знаковые из них – город, дороги и герои этих дорог, реки и корабли. Сюжеты, которые не вписываются в эти главы, на самом деле, повествуют о том же, но представляют взгляд, с другой стороны, под иным углом. Особенное место в творчестве Сергея Казакова-Подкина занимает индустриальный пейзаж. Художник обращает внимание на элементы городской застройки, которые характерны для многих населенных пунктов, что создает ощущение того, что перед зрителем оказывается не конкретная локация, но усредненный город. Город Казакова-Подкина одновременно предстает огромным, поглощающим, заполненным промышленной архитектурой и, при этом, наделенным какой-то особенной привлекательностью, обаянием практически безлюдных пространств. Нередко предметом его романтизации и эстетизации становятся районы промзон и заводы. «Как оазис, где цветет жизнь, город, словно гигантский паровоз с топкой, пожирает все живое, – людей, их труд, продукты питания и товары всех видов. Как художник, созерцающий такую картину бытия, я рефлексирую над репортажным стилем моих работ, словно это отблески нашего земного, материального рая», – Сергей Казаков-Подкин. Выставка работает по 10.12.23.

Казаков_Подкин_Фиеста_2023_Х_м

Фотографии предоставлены галереей

 

25.10.23. В Культурном центре Elohovskiy Gallery открылась групповая выставка «ВО ВЕСЬ РОСТ». Современные художники разных поколений предлагают свой взгляд на использование приемов конструктивизма в творчестве, размышляя о взаимодействии формы и функции в современной реальности. Участники выставки: Иван Симонов Владимир Наседкин Елена Власова Игорь Шелковский Petro Егор Плотников Ася Багаева Евгений Кравцов Александра Митлянская Паата Мерабишвили Арина Авилова. Партнер выставки: галерея FINEART. Кураторы выставки: Мария Дубодел и Андрей Яковлев. Выставка работает по 26.11.23.

Фотографии Ольги Серегиной

26.10.23. галерея Е.К. АртБюро представила выставку Людмилы Горловой «СОН МАШИ, или ЩЕЛКУНЧИК ЗА КУЛИСАМИ». Людмила Горлова принадлежит к плеяде художников, сыгравших ключевую роль в процессе формирования актуального российского искусства в период 1990-х – 2000-х годов и его успешной экспансии на мировой арт-рынок. Участница многочисленных отечественных и международных проектов, она входит в десятку крупнейших современных художниц нашей страны. Экспериментируя с различными медиа Горлова давно работает на стыке искусства и социальной проблематики. В проекте «ЩЕЛКУНЧИК ЗА КУЛИСАМИ» Людмила предлагает взглянуть на популярную постановку с непривычного зрителю ракурса. Сама художница называет эту серию «набор дивертисментов». В экспозицию входит около 30 произведений, исполненных Людмилой Горловой в течение последнего года. Все работы серии созданы с опорой на классические традиции в построении композиции, а свободное живописное решение и общий эффект незаконченности сочетается с выразительностью портретных характеристик и отдельных деталей. Однако, отталкиваясь от классики Горлова напоминает, что в современном мире аура традиционной картины претерпела серьезные изменения, растворившись в визуальном медиа-потоке, льющимся с экранов и мониторов.

«Следуя моему первоначальному амплуа, я продолжаю использовать в качестве изобразительного средства модуль медиа-картинки, которая давно кочует в сознании вне какого-либо определенного формата и, как готовая модель-клише, сама по себе превратилась в изобразительное средство эпохи искусственного интеллекта. Я надеюсь, что общий смысл сложится в голове зрителя скорее из единой серии, чем из отдельных композиций, в которых не предполагается никакого сюжета», — Людмила Горлова. Выставка работает до 08.12.23.

 

  

Фотографии предоставлены галереей

26.10.23. В галерее фиджитал-искусства VS Gallery состоялась презентация капсульной коллекции Palekh Watch & VS Gallery. Главная особенность часов Palekh Watch – лаковая миниатюра на циферблате. Специально для российского часового бренда художники-резиденты галереи создали шесть уникальных работ – Ринат Абдрахманов (Rinatto L’bank) — «Поток», Данила Карамушкин «Диджитал-мамонт» и «Связи», Юлия Низамутдинова – гибрид изображения реальной палехской миниатюры и нейрофлоры Нейропалех, Кирилл Рейв – «Облако RdWXItil» и «Небесные структуры_06». Эти работы палехские художники перенесли на циферблат, соблюдая традиции 400-летней давности. Всего в коллекции – 6 часов, каждые выполнены в 10 экземплярах. Изображения выполняются в сложной и редкой технике мелочного письма. Сегодня художники используют те же инструменты, что и в XVII веке: кисть из беличьего хвоста, которая заканчивается одним волосом; темперные краски, которые разводятся на эмульсии желтка; сусальное золото и волчьи клыки. Ни один рисунок не повторяется, а каждая пара часов изготавливается вручную. 

Фотографии предоставлены Palekh Watch

26.10.23
Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель

Поделиться:

Подписка

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.