Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.
20.05.22. Во Всероссийском музее декоративного искусства коллекционер Татьяна Удрас представила выставку «Воздух». В экспозиции стекло и хрусталь, созданные на Ленинградском заводе художественного стекла (ЛЗХС). Завод, известный экспериментальным подходом и новаторскими идеями и существовавший с 1940 по 1997 годы, в свое время встал в один ряд с такими центрами стеклоделия, как итальянский остров Мурано и французская фабрика Lalique. Куратором выставки стал режиссёр Павел Сеплярский: «Задумывая выставку стекла, сущности сложной и загадочной, я чувствовал, что для полноценной драматургии зрительского опыта нам понадобится второй герой, чтобы дать посетителю возможность оказаться тайным свидетелем взаимодействия между ними. Так, у экспозиции появился ещё один важный персонаж – воздух… Воздух пребывает в экспонатах в разных состояниях: покоится в вазах и кувшинах, заперт недвижно в графинах и пудреницах, течет в блюдах и пресс-папье. Воздух знаком со стеклом с рождения, он лепит его форму при выдувании и даже составляет его часть в виде мельчайших пузырьков. Поэтому, к примеру, объекты на выставке парят, словно зависнув в пространстве». Всего проект объединяет свыше ста предметов, созданных на Ленинградском заводе художественного стекла. Основанный скульптором Верой Мухиной, писателем Алексеем Толстым и химиком-технологом, специалистом в области оптического стекла Николаем Качаловым, экспериментальный завод стал главным центром отечественного стеклоделия, дал возможность творить сильнейшим художникам и скульпторам эпохи, таким как Николай Тырса, Алексей Успенский, Эдуард Криммер, Борис Смирнов, Екатерина Яновская, Лейда Юрген, знаменитым мастерам-стеклодувам, среди которых Михаил Вертузаев, Борис Еремин, и наконец, ученым, совершившим в его лабораториях множество открытий, включая знаменитое сульфидно-цинковое стекло, названное в мире «русским чудом». Выставка «Воздух» приурочена к Международному году стекла под эгидой ООН. Выставка работает до 26.06.22.
Фотографии предоставлены Ambassadors for Russian Culture
20.05.22. В галерее «Краснохолмская» Объединения «Выставочные Залы Москвы» открылась выставка «Эко. Техно. Арт», посвященная тенденциям в искусстве, науке и технике, возникшим как реакция на экологические вызовы современности – такие как изменение климата, вырубка лесов, загрязнение окружающей среды и воды. Эти вызовы не только вдохновляют художников на эко-темы, но также меняют сам смысл творческой деятельности, смещая фокус с репрезентации и поиска новых эстетик к формированию новой этики, которая должна дать моральное основание человеческой деятельности в эпоху антропоцена. Срочные и действенные решения невозможны без изменения общественной морали, с одной стороны, и без эффективных технологических решений, с другой. На выставке представлены художественные работы, рефлексирующие заявленную тему, и разработки ученых, стартапов, инженеров, art-and-science коллективов, DIY устройства и технологии, социальные инициативы в области экологии, переработки и использования вторичных материалов. В рамках выставки будут проведены презентации проектов и инициатив, встречи с художниками и разработчиками, воркшопы. Куратор: Алексей Шульгин. Одновременно с выставкой «Эко. Техно. Арт» в SA))_gallery – Московской галерее звукового искусства, находящейся в стенах «Краснохолмской», открылась выставка пространственных многоканальных композиций студентов и преподавателей бакалавриата и магистратуры Высшей Школы Экономики, работающих с темами темпоральности: динамических взаимосвязей звука, пространства и когнитивных процессов, обусловленных социокультурной спецификой восприятия, а также психоакустическими свойствами звука. Кураторы выставки «Чёрная земля, Белый шум, Красный холм!»: Александр Сенько, Роман Жаров, Антон Кузнецов. Выставки работают до 07.08.22.
Фотографии предоставлены pr-службой Объединения «Выставочные залы Москвы»
21.05.22. В галерее Арки Главного входа Парка Горького открылась выставка «Тайная жизнь вещей. Парк Горького» художницы Дарьи Коноваловой-Инфанте. Выставка стала продолжением известного арт-проекта «Тайная жизнь вещей», который включает более 250 графических изображений. Дарья создала пять новых работ специально для Парка Горького. «Парк Горького – это место вдохновения для нескольких поколений моей семьи. Здесь Франсиско Инфанте создавал свои знаменитые инсталляции на природе. Напротив парка была художественная школа, где я училась. Идея дополнить серию «Тайная жизнь вещей» возникла во время прогулки. В игру с тенью были вовлечены ротонды, фонтаны, скульптуры и даже парковое мороженое. Открывает новый цикл работ легенда Парка Горького — «Девушка с веслом», аллюзией к которой станет самый известный образ Боттичелли», — Дарья Коновалова. В сюжетах появились узнаваемые скульптуры – «Прыжок в воду», «Девушка с веслом», «Мальчики с карпами». Главными персонажами этой серии являются не только изображаемые предметы, но и их тени. Так, рядом со скульптурой «Мальчики с карпами» появился силуэт самого романтического памятника Дании – Русалочки, тенью каскадного фонтана «Прыжок в воду» стал популярный аттракцион Парка Горького конца 20-х – начала 30-х годов «Парашютная вышка», с которого все желающие тоже могли совершить прыжок, а отражением парковой богини грации 1930-х годов «Девушки с веслом» стала богиня красоты Венера. Идея проекта Дарьи Коноваловой-Инфанте показать, что мир не всегда такой, каким мы привыкли его видеть. «Мы считаем важным сотрудничать с современными талантливыми художниками, давать им площадку для творческого высказывания, удивлять посетителя. Так было всегда, с первого дня Парк Горького привлекал к работе лучших художников, дизайнеров, скульпторов и оформителей – «современных, ярких, ощущающих пространство и природу», как говорила первый директор Бетти Глан. Здесь работали первоклассные архитекторы, в числе которых Эль Лисицкий и Александр Власов, в качестве главных художников привлекались талантливые братья Стенберги. Архитектурные и планировочные новшества, заметные культурные события – все это стало возможным благодаря сотрудничеству с ними, и нам важно продолжать эту традицию», — директор Парка Горького Елена Лупина. Выставки работают до 19.06.22.
Фотографии предоставлены автором Дарьей Коноваловой-Инфанте
24.05.22. В Новой Третьяковке открылась выставка двух выдающихся художников второй половины ХХ века — графика Гурия Захарова (1926–1994) и скульптора Татьяны Соколовой (1930-2010). Питаясь одними и теми же интересами, настроениями времени, идеалами, традициями, творчество авторов было во многом созвучным, а результатом их многолетней работы стало создание ряда ярких и самобытных произведений.
Как и многие другие художники, работавшие в период Оттепели, Захаров и Соколова в противовес пресловутой сталинской «лакировке действительности» стремились отобразить в своих работах будничную жизнь, прибегая к не слишком утонченным, доступным, лапидарным по звучанию художественным материалам и техникам. Так Захаров создавал гравюры на линолеуме, а Соколова предпочитала работать с деревом и глиной. В центре мироздания для обоих авторов всегда находилась собственная семья и окружающая ее среда. Именно эти темы стали центральными в их творчестве. Выставка «Гурий Захаров. Татьяна Соколова. Вдвоём» работает в Новой Третьяковке, залы 80–82 до 18.09.22.
Фотографии предоставлены ГТГ
24.05.22. Московская галерея современного искусства ASKERI GALLERY представила выставку российского художника и скульптора Даниэля Закх «Geological». Экспозиция объединяет три серии работ: STRATA, продолжение циклов ELASTIC LIMIT и INSIGHT. Серия STRATA представляет собой принципиально новый взгляд на скульптуру. Авторская стилистика Даниэля Закх склоняется одновременно к геологическим и социокультурным процессам, обращается к понятию многослойности, демонстрируя любопытный симбиоз между формой и цветом. Скульптурная группа в алом и синем цвете, разложенных на палитру, фактически демонстрирует поэтапный процесс появления цвета и формы, как если бы он был абсолютно управляемым и логичным. Сперва художник программирует цвет и форму с помощью специальных формул и кодов на компьютере, а затем воплощает в жизнь. Таким образом, в работах художника объединяется природа и технология. Серия ELASTIC LIMIT отсылает нас к более глубинным и философским вопросам: как формируется рельеф земной поверхности. Размышляя над этим вопросом, Даниэль Закх создает цикл работ в сдержанных тонах, которые погружают в медитативное состояние и дают возможность самостоятельно исследовать земную гладь, которая, как правило, с такой точки зрения нам недоступна. Наука и техника в искусстве художника соседствуют с эстетикой и философией. Выставка работает до 20.06.22.
Фотографии предоставлены ASKERI GALLERY
24.05.22. Галерея a-s-t-r-a открыла постоянное пространство на Винзаводе выставкой «Коллективное самосбывающееся пророчество о прекрасном завтра» в Вечер вернисажей. Групповая выставка «Коллективное самосбывающееся пророчество о прекрасном завтра» предлагает если не изменить, то допустить возможность смены оптики с апатии и невозможности этого самого завтра на готовность к действию и присвоению будущего себе. Основатель галереи Алина Крюкова: «Открытие постоянного пространства ставит перед a-s-t-r-a задачи нового уровня. Помимо неизменного поиска новых имен и продвижения наших художников, мы стремимся стать площадкой для диалога и проверки гипотез, что особенно актуально в сегодняшнее время разрушенных представлений о старом мире и отсутствия внятных концептуальных оснований нового будущего. Первым проектом мы хотим пригласить к размышлению о том, что будущее можно и с необходимостью нужно присвоить себе. А разрешив себе его присвоить, придумать. И придумав, исполнить, – что значительно проще, имея цель, к которой хочется стремиться, и круг единомышленников». На выставке показаны работы резидентов и участников проектов галереи: Игоря Литвинова, Марии Агуреевой, Дишон Юлдаш, Павла Бушуева, Павла Соловьева, Егора Лаптарева, Jolie Alien, Сергея Дорохова, Артура Кривошеина, Юрия Самойлова, Надежды Косинской, Екатерины Зорькой, Ильмиры Болотян и других. Также гостям галереи представлена выставка одной работы Statement – первой из нового постоянного цикла персональных проектов. Отбор участников будет проходить посредством open call. Победителю каждого нового сезона будет предоставлена витрина галереи для демонстрации одной работы и персонального манифеста. Художник первой выставки Statement объявлен и показан 24 мая – в день открытия галереи. На ближайшие 3 года a-s-t-r-a ставит перед собой несколько целей, включая поиск и открытие новых имен, переоткрытие имен mid-career художников, формирование качественной выставочной повестки, запуск лаборатории a-s-t-r-a.опыты для реализации междисциплинарных проектов, формирование нового сообщества предпринимателей-коллекционеров, объединенных вокруг ценностей культуры. Выставка работает до 30.06.22.
Фотографии предоставлены пресс-службой галереи
24.05.22. В пространстве InArt Gallery by Ksenia Podoynitsyna на территории ЦСИ Винзавод открылась выставка «На кончиках пальцев»/ «De fragilitate mundi». Идея о хрупкости мира волновала людей еще со времен древней Греции, а может быть, и раньше, просто об этом не осталось свидетельств. Когда человек перестает быть способным повлиять на окружающую его действительность и происходящие в рамках нее глобальные процессы, возникает ощущение беспомощности. Каждое последующее поколение считает, что тревожность — это бич его времени. Однако, действительно, все мы сегодня живем под грузом бесконечных дедлайнов, надвигающихся экологических катастроф, политической нестабильности и повышающихся цен. Кажется, что мир вот-вот рухнет, если не для всего человечества, то для отдельно взятого индивидуума уж точно. Однако, действительно ли мы в состоянии взять на себя ответственность за то, на что не можем повлиять? Кажется, человечество уже натворило бед, шагая семимильными шагами под руку с идеалами недостижимого прогресса во имя светлого будущего абстрактной идеи Человека. Возможно, пришло время сделать шаг назад. Остановиться, прислушаться к ощущениям и к миру вокруг. Осознать хрупкость и уязвимость не только человека, но и других существ и процессов, его окружающих. Именно в молчании у нас появится возможность уcлышать все голоса, и включить в дискуссию всех, кто готов говорить. Куратор: Мария Нам. Выставка работает до 10.07.22.
Фотографии Cabinet de l’art
24.05.22. Галерея pop/off/art представила выставку художника, куратора и преподавателя Ивана Новикова «Нет». Значимое влияние на формирование особенного живописного строя и художественного языка ключевого представителя молодого поколения московских художников оказало длительное исследование взаимосвязи экологических, социальных, политических и художественных процессов. Двадцать новых живописных работ, выполненных в оригинальной авторской технике, интегрированы с тотально видоизмененным пространством галереи pop/off/art. Художник отказывается от репрезентации в классическом «белом кубе» и задает точную траекторию движения зрителя, сталкивающегося теперь с ограничениями и новым визуальным опытом восприятия живописи. В проекте «Нет» Новиков обозначает неустойчивое положение искусства, имеющего дело с неопределенностью и трудностью высказывания. Автор проблематизирует диалог зрителя и художника, который сегодня не может состояться: находится под запретом или исключен из актуальной повестки. Экспозиция решена таким образом, чтобы показать состояние отмененного для зрителя искусства и отсутствие возможности для слова или художественного образа быть явленным. Иван Новиков — выпускник МГАХИ им. В.И. Сурикова, Института «База», МВШСЭН (Шанинка) и Манчестерского Университета, сооснователь независимой площадки «Центр Красный» в Москве, член редакционного совета «Художественного журнала», заведующий кафедрой живописи в Институте «База». В 2015-2016 гг. дважды удостоился гранта программы поддержки молодых художников музея «Гараж», в 2017 г. гранта патронской программы фонда Cosmoscow. В 2015 и 2018 гг. стал финалистом конкурса Фонда V-A-C и Антверпенского музея современного искусства на приобретение работ молодых российских авторов для коллекции последнего. Номинант Премии Кандинского в категории «Молодой художник» (2015). Номинант Премии Инновация в категории «Кураторский проект» (2016) и в категории «Книга года» (2021). Выставка работает до 29.06.22.
Фотографии предоставлены галереей pop/off/art
24.05.22. BIS ART GALLERY на территории ЦСИ Винзавод представила персональную выставку Полины Жадько «Изыскания в кванте». В своих работах Полина Жадько исследует основные философские вопросы человечества, соединяя две противоположности: квантовую физику и художественное познание. На выставке представлены интерактивные инсталляции и перформативное искусство, погрузиться в мир полотен можно с помощью VR-технологий. Все дни проведения выставки приглашенный эксперт Никита Макеев будет рассказывать посетителям о явлениях квантовой физики на работах Полины Жадько и об их связи с философией и искусством. Выставка работает по 31.05.22.
Фотографии предоставлены BIS ART GALLERY
25.05.22. Московский музей современного искусства и Школа современного искусства «Свободные мастерские» представили проект Эдуарда Крылова «Историческая экспозиция мира Морфоза». Выставка проходит в рамках Программы поддержки молодого искусства ММОМА. Мир Морфоза — выдуманная альтернативная вселенная, реальность в которой постоянно трансформируется. Используя форму мокьюментари музея, Эдуард Крылов рассказывает о двухсотлетней истории этого мира и тех событиях, которые привели к необратимым изменениям пространства и материи. «Повседневность этой реальности можно описать так: представьте, что перед вами стоит чашка, и через секунду она может переместиться на метр в сторону, а может не переместиться, но в любом случае вы воспримите это нормально, как мы воспринимаем то, что начался дождь, подул ветер, кто-то чихнул», — Эдуард Крылов. В экспозицию входят объекты, отображающие результаты подобных изменений, их видео и фотодокументация. Целый блок визуальных материалов посвящен тому, как жители мира адаптировались к последствиям катастрофы, научились жить в новых условиях постоянной непостоянности и даже извлекать из этого пользу. Куратор выставки: Елена Шевелева. Куратор программы поддержки молодого искусства ММОМА: Дарья Камышникова. Выставка работает в ММОМА Гоголевский, 10 до 26.06.22.
Фотографии предоставлены пресс-службой ММОМА
25.05.22. Фонд поддержки современного искусства Надежды Брыкиной провел вечер памяти Марлена Шпиндлера в Nadja Brykina Gallery. В 2021 году исполнилось 90 лет со дня рождения Марлена Шпиндлера (1931-2003). Этого выдающегося мастера советского андеграунда, мир смог узнать только после крушения социалистической системы в СССР. На протяжении долгого времени его талант развивался вопреки ударам и превратностям судьбы, в числе которых тюремное заключение и изгнание, длившиеся 15 лет, и последние годы его жизни – прикованные к инвалидному креслу. Источниками его вдохновения были древнерусское искусство, православные святыни и российская провинция. Художник посещал заброшенные монастыри и храмы, любовался шедеврами иконописной живописи и уникальными фресками, постигая тайны мастерства старых русских мастеров. Трогательная красота родной природы, искренность и доброта людей, наделенных настоящей русской душой, наполняли Марлена Шпиндлера неиссякаемой творческой энергией, придавая особый колорит его работам. Фонд поддержки современного искусства Надежды Брыкиной был создан в 2018 году на базе Галереи Надежды Брыкиной с целью проведения партнерских проектов с основными музейными институциями России и зарубежья. Деятельность галереи и созданного на ее основе фонда сохраняет российскую историю и культуру и продвигает ее за рубежом. С момента основания галереи в Цюрихе в 2006 году ведется культурно-просветительская деятельность: выставки художников-шестидесятников, издание на нескольких языках монографий и художественных книг, посвященных российскому искусству второй половины XX века, организация соответствующих образовательных мероприятий.
Фотографии Cabinet de l’art
25.05.22. Галерея «Веллум» представила проект «Двойные отражения», посвященный 85-летию со дня рождения Дмитрия Плавинского (1937 – 2012). Выставка включает живописные работы и рисунки, офорты, фотоколлажи нью-йоркского периода на основе фотографий, сделанных самим художником, произведения на античную тему и карандашные работы из путешествия по Греции. Проект охватывает более полстолетия творческой биографии художника, в него включены как ранние работы, начиная с «Черепахи» (1958) из коллекции Любови Агафоновой, так и самая последняя работа Плавинского «Путь в бесконечность» (2012) из собрания семьи художника. За годы творчества менялись темы и техники, но сам Дмитрий Плавинский оставался художником современного искусства. Он всегда использовал самые нетривиальные технологии: если в 1958 году фактуру картин приходилось делать песком или крупой, то в Нью-Йорке, где он жил с 1991 года, в его распоряжении оказывались новейшие объемные акриловые пасты, ксероксы и компьютерные схемы. Плавинский создал собственный изобразительный язык, свою символическую философию и метод, который он называл «структурным символизмом». Он использовал и космогонические темы, и разные мифологии – от языческой и древнеславянской, до восточных мифов. Большая часть его творчества связана с православием – причем, не как с проявлением церковного обряда, а, скорее, как с культурологическим элементом русского средневековья. Получался необычный даже для «шестидесятников» сплав православно-церковных мотивов с мистическим реализмом. Мария Плавинская: «Из истории искусств мы знаем, что художники в исторических и религиозных сюжетах изображали современников. Скрытые портреты людей и автопортреты художников — важный временной аспект в произведениях искусства. Рассмотрим подробнее: что же тут происходит. Нью-Йорк через мощнейшую оптику выведенного тогда на орбиту телескопа Хаббл. Космос с галактиками, туманностями, созвездиями и звездами. Извечно пугавшая людей хвостатая комета Галлея. И сам телескоп. Со скоростью света льются на нас стоп-кадры, фиксирующие бег времени: жизнь в городе, его структуру, напоминающую гигантский кристалл, людей с их жизнедеятельностью и пристрастиями. С танцами, полицейскими ограждениями, объявлениями, предупреждениями, надписями-граффити. Тут и дочь Лиза с котом Улиссом, и я, играющая с внучкой Варей… Сам автор на фоне дома 370 по Форт Вашингтон, где жил многие годы… Фантасмагория жизни с ее отсветами и отблесками, с ее деформациями и аберрациями в памяти, во времени и пространстве с высоты полета космического телескопа Хаббл». Коллекцию работ Плавинского дополняет инсталляции вдовы художника, Марии Плавинской «Стоунхэндж» и «Древо». В экспозиции представлены работы из собрания Любови Агафоновой (галерея «Веллум»), семьи художника и частных коллекций. Выставка работает по 15.07.22.
Фотографии предоставлены пресс-агентом галереи
26.05.22. Галерея «Открытый клуб» представила выставку «Конструкция цвета» Владимира Андреенкова. «Открытый клуб» представляет ретроспективу произведений Владимира Андреенкова, охватывающую почти шестидесятилетний период его творчества — с 1960-х до 2010-х годов. Сам художник определяет себя не как живописца, занимающегося изображением, а как конструктивиста в поиске сути вещи — в цвете, форме, ритме линий и пустот. Строя работу исключительно на взаимодействии чистых цветов и форм, художник добивается буквально музыкального звучания своих произведений. Живописец, скульптор и график, Андреенков работает в жанре геометрической абстракции. По окончании Суриковского института, как и многие его современники, занимался иллюстрацией. Но уже на последних этапах обучения художник начинает искать свой путь в искусстве. Путь, отличный от продиктованного учителями и далёкий от официально принятой эстетической доктрины. В этот период Владимир Андреенков пишет холсты «в стол». Только после падения «железного занавеса» художник становится известным, а его абстрактные работы — востребованными. Музыкальное начало — важная часть работ Владимира Андреенкова. Об этом говорят и названия произведений: в экспозицию входят работы серий «Конструкции цвета», «Созвучия», «Ритмы и цвет». Более ранний период представлен сериями «Трансформаций», а также графическими листами из серии «Вертикали» — тема, с которой Андреенков работал много и долго. «Вертикаль — это наша связь с космосом, горизонталь — то, что притягивает нас к земле, к почве. И единство этих двух начал — наше духовное существование. Мы стремимся вверх, а земля нас держит» — Владимир Андреенков. Выставка работает по 07.06.22.
Фотографии предоставлены галереей «Открытый клуб»
26.05.22. В галерее-мастерской ГРАУНД Солянка магистранты Музея «Гараж» и НИУ ВШЭ представили выставочно-перформативный проект «Точка 55.754630, 37.638530», исследующий практику прогулки. Название проекта отсылает к географическим координатам галереи. Точка на карте становится одновременно пространством диалога о разных способах прогулки и местом, где можно начать изучать эту практику. Восемь из 18 художественных работ созданы специально для выставки, художниками из разных городов России: Челябинска, Братска, Ярославля, Кемерово, Казани, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Москвы и Пермской области. Авторы исследуют практику прогулки как художественный метод и способ перенастройки оптики восприятия окружающего ландшафта, связанных с ним историй, событий и дискурсов. В экспозицию выставки входят работы, созданные в медиумах инсталляции, видео и аудио-арта, графики, живописи, фотографии, кинетического и диджитал искусства. Идея процессуальности прогулки раскроется в рамках танц-перформативной программы, в оффлайн и онлайн прогулках, подготовленных художниками проекта. Выставка состоит из четырех разделов. Первый рассматривает прогулку как основу для полевых исследований. Второй раздел посвящён прогулке как способу ухода от реальности, методу изучения границ фантазии и индивидуального восприятия. Третий раздел посвящён человеку и его коммуникации с другими в социально-политическом поле. Продолжением этой идеи стал четвертый раздел выставки. Импровизация, игра, коммуникация выступают формами перформативных и исследовательских практик. В течение выставки состоятся премьерные показы работ трёх танцевальных художников: Антона Вдовиченко, Аси Кузичкиной и Даши Плоховой. С 4 по 14 июня пройдёт резиденция для перформеров и исполнителей. Выставку дополнит публичная программа, которая состоит из цикла мероприятий о репортажной фотографии и поездки в Нижегородскую область к объектам проекта «Загородные практики» Владимира Чернышева. Также в рамках специальной инклюзивной программы, при поддержке «Особого взгляда» фонда «Искусство, наука и спорт», пройдёт серия специализированных экскурсий для незрячих и слабовидящих посетителей, а также дискуссия, посвящённая особенностям адаптации музейного пространства для людей с инвалидностью. Кураторы проекта: Дана Авраменко, Ангелина Ворона, Надя Колдаева, Катерина Подобуева, Гриша Церковский, Маша Яшникова-Ткаченко. Главный партнер проекта: Garage Academy. Выставка работает до 03.07.22.
Фотографии предоставлены пресс-службой ГРАУНД Солянка
26.05.22. Музей AZ представил мультимедиа-проект «Фамильные ценности». Экспозиция объединяет работы семи художников одной династии: знаменитого художника-нонконформиста Франциско Инфанте и его супруги Нонны Горюновой, его сыновей Пакито и Платона, Дарьи Коноваловой-Инфанте — супруги Платона, а также Серафима и Тихона — внуков Франциско. На выставке представлены фото, графика, мультимедиа — всего более 50 работ — из коллекции Музея AZ, Наталии Опалевой, генерального директора музея, и собрания семьи Инфанте. Выставка занимает все пространство музея. В мае 2022 года Музею AZ исполняется 7 лет. Выставка «Фамильные ценности» стала юбилейным, 25-м, проектом Музея. Наталия Опалева, генеральный директор Музея AZ: «Фамильные ценности… первая ассоциация — драгоценности, золото-бриллианты, столовое серебро, картины, антиквариат… в семье Инфанте по наследству передается самое редкое — талант; механизм его появления у человека и уж тем более передачи следующим поколениям так и не изучен генетиками, но в случае с Инфанте это факт: талантливы абсолютно все». Полина Лобачевская, куратор, арт-директор Музея AZ: «Семь художников, работы которых представлены на выставке «Фамильные ценности» в Музее АZ, лишь часть разветвленной семьи русских авангардистов, носящих испанскую фамилию Инфанте. Каждый из них, учась у родителей и проникаясь духом и буквой их творчества, умудряется вытворять такое, что предшественнику и в голову не приходило. Любой домашний праздник в семье художников становится явлением современного искусства. И все члены большой семьи классно танцуют. Каждый сам по себе и по-своему. И все вместе». Франциско Инфанте-Арана — современный классик российского лэнд-арта и кинетического искусства, теоретик искусства, который по праву считается одной из ведущих фигур в искусстве второй половины ХХ века. В 60-х он исследовал способы запечатлеть движение в рисунке, в 70-х вместе с супругой Нонной Горюновой начал создавать абстрактные инсталляции — «артефакты» в природных ландшафтах, используя зеркала, подвижные элементы и оптические иллюзии. Работы Франциско Инфанте и Нонны Горюновой находятся в собраниях крупнейших музеев по всему миру, среди них: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, ГМИИ им. Пушкина, Центр Помпиду (Франция), Бруклинский музей (США) и многие другие.
Дизайн первого этажа выставки отсылает к инсталляции Франциско Инфанте и Нонны Горюновой, которую художники представили в 2000 году в культурном Центре Собора Сан-Марко на испанском фестивале Transito. Здесь будет воссоздана стена мастерской Франциско Инфанте, где расположатся 32 работы разных серий из собрания художника. Напротив – работы детей и внуков Франциско Инфанте: Пакито, Серафима, Тихона. По воспоминаниям куратора Полины Лобачевской, в мастерской художника часто находились дети: рисовали, занимались лепкой и просто проводили время, наблюдая за отцом и дедом. Так и в пространстве выставки их работы находятся друг напротив друга: дети «наблюдают» за работой отца. Часть произведений создана специально для новой выставки, в том числе совместная инсталляция Платона Инфанте и Дарьи Коноваловой-Инфанте «Танец». Работа стала оммажем одноименной работе Анри Матисса, которая заполнит танцующими и музицирующими тенями членов семьи пространство второго этажа Музея.
Платон Инфанте — младший сын Франциско Инфанте и Нонны Горюновой. Один из создателей группы «Хомоурбан», известной своими перфомансами и фильмами. Занимался видео-инсталляциями с включением компьютерной графики, а с 2015-го года выставляет мультимедиа объекты, в которых компьютерная графика соединяется с реальными предметами, превращаясь в невиданный аттракцион, балансирующий на грани тактильных и зрительных возможностей человеческого восприятия. Дарья Коновалова-Инфанте — художница, ее первым учителем стал отец, художник Дмитрий Ханин. Поступила в МСХШ, где семь лет училась в одном классе со своим будущим мужем Платоном Инфанте. Была бас-гитаристкой в музыкальной группе, созданной студентами мехмата МГУ, затем в группе «Ультрамарин». В группе «Хомоурбан» была художником по костюмам, гримером и оператором. С 2015 года начала активную выставочную деятельность. Третий этаж Музея полностью посвящен творчеству Франциско Инфанте и Нонны Горюновой. Здесь представлена знаменитая серия «Проекты реконструкции звездного неба». Позднее серия войдет в коллекции мировых музеев современного искусства и станет одной из самых узнаваемых в творчестве художника. Также в рамках выставки демонстрируются две работы Пакито Инфанте — старшего сына Франциско Инфанте и Нонны Горюновой. Пакито получил художественное и музыкальное образование. Известен как художник, музыкант, дизайнер и перформер. С творчеством Франциско Инфанте и его семьи арт-директора Музея AZ, автора и куратора Полину Лобачевскую связывает не одно десятилетие дружбы и сотрудничества, а также многочисленные совместные проекты, среди которых выставка «Снежный меридиан» в Третьяковской галерее. Внуки Серафим и Тихон продолжают свои художественные поиски в ХХI веке, утверждая и развивая «фамильные ценности» русского авангарда. В экспозицию включены несколько документальных фильмов и видео, посвященных Инфанте. В рамках выставки запланирована обширная детская программа с участием художников и несколько встреч с Франциско Инфанте. Создатели проекта: генеральный директор Музея AZ – Наталия Опалева; арт-директор, автор и куратор – Полина Лобачевская; художник-постановщик – Геннадий Синев. Выставка работает до 14.08.22.
Фотографии предоставлены pr-службой проекта
Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель